Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №9/2010

Учителю на заметку

Наталья Петрова ,
учитель начальной школы села Узморье Саратовской области

Карточки

Русский язык

Продолжение. См. № 13, 14, 15, 20, 24/2009; 1, 2/2010.

Дидактические материалы позволяют:

  • закрепить правописание безударных гласных, парных согласных, удвоенных согласных, непроизносимых согласных, разделительных ь и ъ, ь на конце имен существительных, безударных падежных окончаний имен существительных, имен прилагательных, личных окончаний глаголов; закрепить различные виды разборов (синтаксический, морфемный, фонетический);

  • развивать речь учащихся, работая с синонимами, антонимами, эпитетами, словосочетаниями, предложениями.

Материалы расположены в соответствии с программой 4-го класса по русскому языку.
В начале каждого урока четверо учащихся выполняют один из вариантов на доске, остальные в это время работают с учителем. Задания различны по сложности и рассчитаны на 4–7-минутную работу. Проверка выполненных работ проводится коллективно, что дает возможность всем детям повторить изученное.

 Карточка 51

1. Вставить безударные гласные:

сп...дает жара, мечтаешь о п...дарке, р...дная ст...р...на, об аленьком цв...точке, с хрупким ст...клом, ездит на л...шадке, п...с...дить дер...во, т...жело дышит, птичьи г...л...са, слышишь зв...нок, сп...шишь в избушку

2. Выполнить синтаксический разбор предложения:

Орел взмахнул крыльями и поднялся с дерева.

3. Написать слова в дательном падеже:

аллея, беседа, библиотека, газета, командир, сирень, корабль, оборона, победа, Россия

4. Подобрать антонимы к словам слева, вверху, сзади.

 

Карточка 52

1. Вставить пропущенные буквы:

cп...шишь в избу...ку, з...т...нул р...мень, ст...ял в б...се...ке, ранний п...вец, шир...ко р...зл...лась, горькое л...карство, сла...кая яг...дка, р...спр...вляет лепестки, т...ж...лые к...лосья

2. Расставить знаки препинания. Выполнить синтаксический разбор предложения:

Лисица уткнула мордочку в хвост и отдыхает а сама посматривает по сторонам.

3. Написать 10 слов с суффиксом -ушк-.

4. Написать слова в родительном падеже:

берег, береза, воробей, коллектив, капуста, мебель, моль, сеялка, сирень,

 

Карточка 53

1. Вставить пропущенные буквы:

х...лмистая мес...ность, к...лючий ш...повник, у...кая д...ро...ка, на б...рхатистой коже, сл...маешь ве...ку, ш...рокий под...езд, тр...хнули дер...во, кр...чит в...жак, в...ет гн...здо

2. Расставить знаки препинания. Выписать словосочетания:

Внимательно упрямо неутомимо изучайте родной язык.

3. Подобрать однокоренные слова к слову окно.

4. Написать 10 слов с парными согласными в корне слова.

 

Карточка 54

1. Вставить пропущенные буквы:

в в...черней т...шине, об...ед...нился с друз...ями, з...см...трелся на м...дв...жат, з...висит от тебя, радос...ное чу...ство, ле...кая д...рога, ч...ткий т...варищ... , приц...пил т...ле...ку

2. Расставить знаки препинания. Выполнить синтаксический разбор предложения:

На деревьях пели кричали шумели птицы.

3. Выполнить морфемный разбор слов:

мордочка, плодовые, зернышко, подула, удочка, охотник, листики, лошадка, серебряный

4. Написать слова в винительном падеже:

аромат, белка, шерсть, глазки, лапа, ветка, вершина, земля, лес, молодежь

 

Карточка 55

1. Вставить пропущенные буквы:

пр...лес...ная вещ..., с...жаем р...ссаду, др...внейшая история, х...р...шо выгл...дит, сильно г...л...дает, с...ехать с горки, сильная в...юга, вкус...ная з...мл...ника, за в...здушным змеем, кр...сивая мес...ность

2. Расставить знаки препинания. Выполнить синтаксический разбор предложения:

Дама сдавала в багаж диван чемодан саквояж картину корзину картонку и маленькую собачонку.

3. Подобрать синонимы к слову собачонка.

4. Выполнить фонетический разбор слова мягкая.

 

Карточка 56

1. Вставить пропущенные буквы:

кр...сиво т...нцует, схв...тил д...бычу, с...ежился от хол...да, между в...селыми праз...никами, ...п...дают листья, выт...нуть из тр...сины, к з...леной п...ляне, к...рмить пт...нца

2. Расставить знаки препинания. Определить падеж существительных:

Табун лошадей выгоняют вечером а пригоняют на утренней заре.

3. Написать 10 слов с удвоенными согласными.

4. Словарная работа. Вставить пропущенные буквы:

ов...щи, ...вца, ог...род, ...дежда, ...днажды, п...льто, п...нал, п...сок, п...года, п...м...дор, п...н...дельник, п...суда, пш...ница, пятн...ца, р...бота

 

Карточка 57

1. Вставить пропущенные буквы:

на м...кушке ябл...ни, вкус...ный мед, гла...кие ко...ти, проч...тать об...явление, выс...ко л...тает, радос...ная улы...ка, сколь...кий лё... , п...д...шел к под...езду, с...дел на г...ре, п...йти на с...емку

2. Расставить знаки препинания. Выполнить синтаксический разбор предложения:

В садах растут и плодовые деревья и ягодные деревья и ягодные кустарники.

3. Определить падеж имен существительных:

растет по берегам, сидит у речки, показалась в лесу, ставят плотины, раздвинул листья, вылез из травы, раскинула лапки, плывут по небу

4. Подобрать эпитеты к слову лес.

Продолжение следует