Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №23/2009

Педагогика в лицах

Галина Макаревич ,
гл. специалист Научно-педагогической библиотеки им. К.Д. Ушинского, зам. руководителя Международного научного семинара “Культура детства: нормы, ценности, практики”

Учимся слушать

Окончание. Начало см. № 10, 12, 13, 14, 15, 20/2009.

УРОК 18

Тема. «Малые жанры фольклора как опыт прошлого и настоящего. Для чего нужна скороговорка? Кто придумывает современные скороговорки, считалки, загадки, колыбельные песни?»

Заключительный урок в конце октября – это первое подведение итогов для начинающих школьников. Хотелось бы собрать на нем все то лучшее, что уже умеют и знают ваши ребята. Я не буду приводить здесь какой-то один конспект литературного утренника. Расскажу, как задание пятого урока: «Поставить мини-инсценировку по одному из фольклорных текстов», – помогло моим первоклассникам превратить восемнадцатый урок литературного чтения в настоящий праздник. Ребенку 6–7 лет важно не только начитаться хороших книжек, но и отчитаться перед своей семьей, каких успехов он достиг за сорок учебных дней. Зрелищность, динамичность, мажорность итогового урока помогают за 45 минут прожить уже знакомые впечатления на новом уровне и обрести в диалоге со сверстниками и взрослыми новые знания.

Зарисовка первая. Рождение замысла

На пятом уроке литературного чтения я задала ребятам такой вопрос: «Что такое скороговорка и для чего она нужна?» Опираясь на строение слова, дети быстро вычленили, что скороговорка – это специальный текст, который помогает четко произносить трудные звуки. Я предложила выучить скороговорку про стражу1 и дважды произнесла ее. «Это легко. Мы уже выучили», – закричали дети. Мальчик, который больше других «рвался в бой», победно вышел к доске и... негромко пролепетал первую строку. «Забыл, как дальше», – сокрушенно пробормотал он. «Не волнуйся. Мы сейчас придумаем, как лучше выучить», – поддержали его остальные.

Решая с детьми проблему, как быстрее запомнить новый текст, мы открыли четыре способа запоминания:

  • записать скороговорку построчно – подходит для тех, кто уже может читать и писать; им может воспользоваться и взрослый, если ему надо что-то быстро заучить;

  • представлять то, о чем говоришь, – подходит для всех людей;

  • «рисовать голосом» изображаемую в тексте ситуацию – надо использовать на уроке литературного чтения и на других уроках, чтобы слушатели представили то, о чем говорит исполнитель;

  • нарисовать то, о чем говорится «по кадрам», – годится не только для школьников, но и для более маленьких детей.

Открытые детьми способы позволили за короткий срок не только выучить большое число скороговорок, но и стали основой для активного общения детей со сверстниками, старшеклассниками и взрослыми. Овладение новым жанром превратилось в увлекательную игру. Родилась идея создания небольшого телемарафона, где у каждого ребенка будет своя собственная скороговорка с названием телепередачи.

Зарисовка вторая. Правила игры

Работа в течение первой четверти проходит так. В начале каждого урока дети, разделившись на группы, решают, какую из «старых» скороговорок представить на суд слушателей (на дом они получили задание выучить «новую» – незнакомую классу – скороговорку). В процессе обсуждения решаются важные вопросы:

  • Кто будет ведущим?

То есть сможет четко объявить название «телепередачи»; чтение ведущего – образец хорошей дикции, к нему «подключаются» голоса остальных членов команды.

  • Как будет читаться скороговорка?

Хором, парами, по ролям; громко, тихо; быстро, медленно; просительным, требовательным, звательным, загадочным тоном и т.д. Дети каждой команды, демонстрируя согласие, берутся за руки. Когда все команды готовы к «показу», я говорю: «Включаем телевизор», – и в игру включается весь класс.

Зарисовка третья. Телевизор включен

«Вас приветствует новая серия телевизоров фирмы “Фантазия”», – с этой фразы начинается телемарафон.1

«Человек и закон», – торжественно объявляет первый ведущий. Дальше по ролям подхватывает команда:

Мальчики (грозно). Стража замок охраняла.

Девочки2 (игриво и негромко). Вдруг явилась вражья рать.

Мальчики (испуганно). Страже сразу страшно стало.

Девочки (победно). Стража сразу же бежать!

«Прогноз погоды», – ведущий второй группы подражает диктору телевидения.

Команда два раза читает скороговорку хором (первый раз медленно, второй – быстрее), старательно подчеркивая голосом просительную интонацию:

Дождик, дождик, не дожди,
Дождик, дождик, подожди.
Дай дойти до дому
Дедушке седому.

«Кошки-мышки», – включается в игру третий ведущий.

Ведущий (просительно, таинственно). Скажи потише:

Команда (тихо, осторожно). «Шесть мышат».

Ведущий (испуганно). И сразу мыши зашуршат.

Если скороговорка произносится выразительно и дружно, зрители аплодируют. В любой момент телевизор может быть «выключен».

Для этого мы используем фразу: «Показ телепередач завершен, ждем встречи с вами во вторник (среду и т.д.)».

Ученики рассаживаются по местам и оценивают то, что происходило на воображаемом «экране».

Поднятые вверх «плюсы» и «минусы» – приглашение к вступлению в диалог капитану первой команды:

– Девочки произносили свои слова дружно, а мальчики – недружно.

– Мальчики хорошо «рисовали» голосом стражу, но не договорились, кто из них главный.

– Девочки правильно «рисовали» голосом вражью рать, но стояли некрасиво. Так дикторы телевидения себя не ведут.

– Большое спасибо, мы постараемся учесть ваши пожелания, – отвечает капитан первой команды.

Так ребята высказывают пожелания, отмечают творческие удачи членов каждой команды.

Зарисовка четвертая. Секреты мастерства

Задачи нашего телемарафона: показать образцы речетворчества первоклассников; развить у «актеров» и «зрителей» умение говорить четко, понятно, красиво; научить каждого ребенка инсценировать малые по объему тексты (то есть переводить их с языка литературы на язык театра); помочь детям в овладении основными литературоведческими понятиями.

Особенность марафона заключается в том, что любой зритель по собственному желанию подключается к понравившейся ему программе телепередач. Для этого ему надо придумать и провести телепередачу с использованием скороговорки.

Вот еще несколько программ из нашей телеигры:

Сельский час

От топота копыт
Пыль по полю летит.

Дорожный патруль

Шла Саша по шоссе
И сосала сушки.

Очумелые ручки

Шит колпак не по-колпаковски.
Надо взять колпак,
Переколпаковать колпак,
Перевыколпаковать колпак.

Клуб путешественников

Ехал Грека через реку.
Видит Грека – в реке рак.
Сунул Грека руку в реку...
Рак за руку Греку цап!

Когда наступает «кризис жанра» и название многих телевизионных передач входит в наш телемарафон, ученики придумывают свои собственные названия к скороговоркам:

Мышиная финансовая компания

Шли сорок мышей,
Несли сорок грошей.
Две мыши поплоше
Несли по два гроша.

Осенние заботы

Кукушка кукушонку
Купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон –
Как в капюшоне он смешон!

Зимняя рыбалка

Щуку я тащу, тащу,
Щуку я не упущу.

На приеме у Шерлока Холмса

Карл у Клары украл кораллы,
А Клара у Карла украла кларнет.

Зарисовка пятая. На крыльях интереса

К поиску интересных скороговорок и созданию телепередач подключились и взрослые: родители, бабушки, дедушки, старшие братья и сестры моих учеников, учителя из параллельных классов.

Освоение нового жанра позволило разрешить некоторые семейные проблемы. Так, например, один из учащихся сильно картавил, но боялся заниматься с логопедом. Уговоры родителей были безрезультатны. Открытие того, что логопед не просто врач, а человек, знающий много скороговорок, помогло ребенку преодолеть страх и начать занятия с новым интересным собеседником.

Идея организации «скороговорочного» телемарафона переросла рамки нашего класса и вышла на общешкольный уровень. На празднике посвящения в первоклассники инсценирование скороговорок стало одним из ключевых конкурсов программы.

Зарисовка шестая. Занимательное литературоведение

В основе «широкомасштабной» игры-драматизации такие замечания детей:

– Скороговорка – маленький текст, но даже в нем есть диалог героев; например, в скороговорке «Человек и закон» общаются стража и рать.

– Действия героев происходят одно за другим; их фразы и действия нельзя поменять местами, тогда исчезает смысл произведения.

Инсценируя скороговорку «Вредные советы», дети столкнулись с проблемой выстраивания сюжетной линии произведения.

Мама Милу мыла мылом,
Милу мыло возмутило.
Уронила Мила мыло,
В мыльной пене утопила.

Ребята, разыгрывавшие Милу и маму, перепутали порядок действий, а читающий «за автора» сбился в порядке строк. «Фильма не получилось, потому что кадры перепутались», – тут же отреагировали дети. «Надо выполнять действия точно по скороговорке одно за другим и внимательно следить за речью автора», – посоветовали зрители актерам.

Теперь при знакомстве с новой скороговоркой одним из первых возникает вопрос: сколько человек будут ее разыгрывать? Телепередача «Впрок» у ребят затруднений не вызывает:

– Рассказать вам про покупки?
– Про какие про покупки?
– Про покупки, про покупки,
Про покупочки мои.

«Здесь разговаривают два героя, – хором заявляют они, – значит, хватит двух актеров».

А вот скороговорка «Догадливая кошка» рождает длительные дебаты, разрешить которые помогает именно игра-драматизация.

Ел Алешка ложкой лапшу,
А кошка Алешки –
Из плошки окрошку.
Съела кошка
Окрошку до крошки,
Потом решила:
«Пойду к Алешке,
В плошку ложку
Лапши попрошу».

«О том, что делает герой скороговорки, мы узнаем от рассказчика, а что он думает – от него самого», – делают важный вывод дети при распределении ролей.

Зарисовка седьмая. Юные скороговоры

Важной частью наших телевизионных экспромтов является также собирание скороговорок про скороговорки:

Старик Скороговоров
Купил скороварку,
Разбил сковородку,
Забыл скороговорку.
Всех скороговорок
Не перескороговоришь,
Не перевыскороговоришь.

 

Крот и кролик крышу крыли.
Карп и краб дрова рубили.
Дрозд хорьку кроил сюртук.
Крыса прыгала вокруг.
Тряпку курица тащила.
Кенгуру харчо варила.
Стриж в корыте фрак стирал.
Бобр бруснику собирал.
Норка громко грызла корку.
Я твердил скороговорку.
Прыгают на языке скороговорки,
Как караси на сковородке.

Все эти скороговорки дети выучили с энтузиазмом. Особенно запомнилась одна реплика: «Чем сковородка горячей, тем рыбам неприятнее. Они прыгают все выше и выше. Чем больше скороговорок знаешь, тем лучше говоришь любые слова».

Зарисовка восьмая. А что «за кадром»?

Мы с вами, дорогие коллеги, стремимся воспитать творчески активную, владеющую языковыми и культурными нормами речевого общения личность. На нас, как на учителей базового образовательного звена, ложится двойная задача. Первая – найти глубокое, задевающее за живое, способное вызвать интерес шестилетнего ученика произведение, раскрыть его смысл через проживание конкретной жизненной ситуации. Вторая – помочь ребенку войти в литературоведческую (а в перспективе – и культурологическую) проблематику текста, ощутить внутреннюю красоту звучащего слова. В этом отношении скороговорка как «специально придуманная фраза с труднопроизносимым набором звуков» (С.И. Ожегов) кажется невзрачной и неприметной.

На практике же оказалось, что малый жанр устного народного творчества стал первым образцом текста, на примере которого дети прочувствовали прямое и переносное значение слов, интуитивно вычленили позиционность «рассказчик – герой», вышли на литературоведческое понятие сюжета, сформулировали признаки повествовательного типа речи. Значит, в дальнейшем при работе над большими по объему повествовательными жанрами (сказка, рассказ, повесть и в перспективе – не очень уж далекой, какие-то три-четыре года – роман) они смогут «видеть в тексте» разворачивание сюжетной линии каждого героя, присутствие автора «в кадре» или «за кадром».

Зарисовка девятая. Разумное, доброе, вечное

Но и на этом секреты скороговорки не исчерпываются. Нам, учителям начальной школы, важно формирование добрых начал в детской душе. Я ожидала, что подобного рода вопросы возникнут чуть позже. «Вот появится у них литературный опыт, тогда и посмотрим, что у них таится в душах», – педантично рассуждала я. А жизнь тем временем готовила новый сюрприз. У нас в классе как-то незаметно появилась традиция: каждый, кто хотел бы организовать новую телепередачу, приносил и вывешивал на доску объявлений свою скороговорку. Так же незаметно появилась и скороговорка «Домашнее задание»:

Даже шею, даже уши
Ты испачкал в черной туши.
Становись скорей под душ,
Смой с ушей под душем тушь.
Смой и с шеи тушь под душем,
После душа вытрись суше:
Шею суше, суше уши –
И не пачкай уши тушью.

И вдруг в самом начале урока один хорошо читающий мальчик, успевший на перемене ознакомиться с тестом, заявляет: «Я не согласен с названием скороговорки. Главное здесь, что мама или бабушка дают мальчику совет. Это не такой совет, как в книге Григория Остера “Вредные советы” или у нас в скороговорке про Милу. Поэтому надо назвать телепередачу “Добрые советы”».

Не перестаешь удивляться тому, когда дети глубоко внедряются в смысл самого простого (и чем-то простенького) текста. Тогда и «быстро проговариваемая шуточная прибаутка» (С.И. Ожегов) открывает каждому ребенку возможность содержательного общения с людьми разных возрастов и профессий, становится источником, питающим творческие поиски маленьких любителей художественной литературы.

Зарисовка десятая. Коротко о главном

Художественная литература помогает людям открыть в себе способности самовыражения, формирует художественный вкус. «Человек, сумевший выработать у себя твердый художественный вкус, может быть не более счастливым, но более свободным: он владеет внутренним критерием, помогающим распознавать подлинное и неподлинное, истинную и ложную интонацию, что в конечном счете позволяет человеку сохранить и развить свою индивидуальность», – считал Иосиф Бродский.

Я полностью присоединяюсь к его мнению и хочу уточнить, что путь этот начинается с первых уроков литературного чтения, когда каждый ребенок пытается ответить на вопрос: «Какой я слушатель? Какой я чтец? Какой я читатель?»

Зарисовка одиннадцатая. Поиски продолжаются

Большим открытием для моих первоклашек было то, что скороговорки, загадки, считалки, колыбельные песни могут сочинять их любимые авторы: Тимофей Белозеров, Овсей Дриз, Генрих Варденга, Борис Вайнер.

К итоговому уроку мои ученики сделали мне сюрприз. Они самостоятельно нашли новые тексты и подготовили их для выразительного чтения или инсценирования.

Вот такая копилка замечательных текстов у нас получилась (см. с. 33—34).

Зарисовка двенадцатая. Домашний супер

На шестнадцатом уроке дети получили задание: найти такие тексты, в которых одно и то же слово (или слова) можно истолковать по-разному. «Загадки-обманки», «Омонимы», «Стихотворения и ударения» Сергея Белорусца многих заставили «включить голову» (после нашего телемарафона родилась поговорка: «Включил телевизор, включи и голову»).

Зарисовка тринадцатая. Для любознательных

Любознательным детям интеллектуальная подпитка требуется постоянно. Они попросили меня подготовить им на каникулы «что-нибудь с размахом». И я нашла стихотворение современного переводчика и поэта Самуила Черфаса. В нем перечислены все буквы русской азбуки с какими-то неизвестными маленькому школьнику ер, ерь, еры. Я попросила детей раскрыть все секреты этого текста.

Для вас, дорогие коллеги, раскрываю секреты, воспользовавшись словарными статьями из «Толкового словаря живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля:

Ъ, буква ер – твердая полугласная, а ныне безгласная; у нас 27-я, а в церковнославянской азбуке 30-я по порядку; встарь ставилась и посреди слов, за согласною, чтобы придать ей легкий, неясный гласный звук («съвет» вместо «совет» и пр.), а ныне только перед мягкою гласною, чтобы согласная оставалась твердою, но переходила в и (съежиться, съедать, съюлить и пр.), либо перед и, обращая его в ы, которое и состоит из ъ, и и затем, в конце слова, по твердой согласной притупляя ее. Как мы постепенно выкинули ер из средины слов, так точно оно могло бы быть откинуто и в конце, а оставлено только перед согласными, в середине, где оно нужно для произношенья.

Ь, буква ерь, ерик, мягкая полугласная, у нас 29-я, в церковнославянской азбуке 32-я; она противоположна букве ъ: эта придает согласной самое грубое, твердое, тупое произношенье, а ь – самое тонкое, мягкое; ни того, ни другого нет в западных языках, а есть среднее, свойственное нам только при некоторых буквах. Ставится и в средине, и в конце слова; без нее обойтись нельзя, или нужен иной знак, что выйдет на то же.

Ы, буква еры, 28-я, а в церковнославянской азбуке 31-я; гласная, составлена из ъ, и, звучит согласно сему, почему и ни одно слово не может начаться с этой буквы, как и с безгласного ъ. Ер да еры упали с горы.

Скороговорки

Вобла в Волгу угодила,
Волга вобле соль отмыла.
Вобла в Волге ожила,
Вобла Волгой поплыла.

Я во двор вела вола,
За рога вола вела,
В хлев вела вола,
А вол
В огород меня
Завел!

Считалки

Майским вечером
K пеструшке
Hа блины пришли
Подружки:
Три несушки,
Три клохтушки.
Сколько курочек
В избушке?

Плыл у берега пескаpик,
Потерял воздушный шарик.
Помоги его найти –
Сосчитай до десяти.

Загадки

Стоит он задумчивый,
В желтом венце,
Темнеют веснушки
Hа круглом лице. (Подсолнух.)

Жаль озябшего бедняжку
Всем веткам и ветеркам –
Он последнюю рубашку
Раздарил по лоскутам. (Лес.)

Тимофей Белозеров

 

Считалка

Загадки

Раз,
Два,
Три,
Четыре –
Мы считалку сочинили.

Раз размылось,
Два разбилось,
Три в болото провалилось,
А четыре,
А четыре
Мы нашли и починили.

Расписной теремок

В расписном теремке
Есть окно на чердаке.
За окном живет кукушка –
Аккуратная старушка.
А в светелке под кукушкой
Ходит время с колотушкой.

Каждый раз,
Каждый раз,
Как наступит полный час,
Распахнет окно кукушка,

Прокукует, сколько нужно,
Закрывает чердачок
И ложится на бочок.

(Часы-ходики.)

Золотой колобок

Золотой колобок
Запер ночь на замок,
А потом перекатился
На лазурный потолок.

(Солнце.)

 

Генрих Варденга

Считалки

Три деревца

Раз, два, три,
В сад мы вышли до зари.
Раз, два, три, четыре,
Посадить в саду решили
Глиняную дудочку,
Что мама подарила,
Тоненькую удочку
И кусочек мыла.

Не успели мы сказать:
«Раз, два, три, четыре, пять» –
Появились у крыльца
Три чудесных деревца.

И на первом выросли
Трубы, флейты, скрипки.
На втором запрыгали
Золотые рыбки.

А на третьем деревце –
Только посмотри –
Выросли зеркальные
Чудо-фонари.
И пока не лопнули,
Сосчитай скорей,
Сколько тут на дереве
Мыльных пузырей.

Колыбельные песни

Доброй ночи

Нашумелись,
Наплясались,
Нарезвились,
Наигрались.
И подкралась
Тишина,
Тихо села
У окна.

Ветерок

Листвы не тронет,
Под кустом
Улегся он.
Колокольчик
В дрему клонит.
Одуванчик
Видит сон.
Сон пушистый,
Серебристый –
Не спугните
Невзначай!
Доброй ночи,
Доброй ночи!
Спите, дети.
Баю-бай.

Овсей Дриз (пер. Г. Сапгира)

 

Самуил Черфас

Подражание английской азбуке

А – это АРФА, ласкает нам слух,
Б – БАРАБАШКА, проказливый дух,
В – это тихая, тёплая ВАТА,
Г – ГРЕБЕШОК, как он нужен лохматым!
Д – ДИКОБРАЗ, весь он в толстых иголках,
Е – это ЕЛЬ, ну а Ё – это ЁЛКА.
Ж – жалкий ЖУЛИК, тюрьма по нём плачет,
З – резвый ЗАЙКА, что в озими скачет.
И – вот ИЗЮМ, изумительно сладкий,
Й – краткое «И» называют «икраткой»:
это оно забежало вперёд
только в словах «ЙОГА», «ЙОТА» и «ЙОД».
К – КОТ-мурлыка уснул у КАМИНА,
мышка уселась лентяю на спину.
Л – ЛАНЬ, и ЛЕБЕДЬ, и ЛОШАДЬ-трудяга,
М – это МАМОНТ – он вымер, бедняга.
Н – непроглядная НОЧЬ и туман,
О – о, как грозен ночной ОКЕАН!
П – полыхает, как ПЛАМЯ ПОЖАРА,
Р – в речке РАК, тот, что щуке не пара.
С – засверкал серебром САМОЛЕТ,
Т – на ТРЮМО ТАРАКАН-скороход.
У – просто УЖАС – на завтра УРОКИ!
Ф – расфрантилось ФЕРТОМ, руки в боки.
Х – ХВАСТУНИШКА с ХОДУЛЕЙ упал,
Ц – приезжает ЦАРИЦА на бал.
Ч – ЧЕЛОВЕЧЕК с ЧЕРВОНЦЕМ в кармане,
Ш – ШАРЛАТАНКА спешит в ШАРАБАНЕ.
Щ – на подстилке ЩЕНОЧЕК уснул:
Вырастет – будет в дому караул.
Ъер извелась и совсем одичала,
Ы – букву еры не пускают в начало,
Ь – мягкая, лёгкая, нежная ерь,
А не «ерыга», рычащий, как зверь.
Э – эх, ребята, ЭКЗАМЕНЫ скоро –
Как бы их только свалить без позора!
Ю – ЮГ, июньская ЮНОСТЬ и зной,
Я – это Я, а не кто-то иной.

 

Загадки-обманки

Там, вдалеке, – сорока
Либо
Какая-то другая... (птица).

Непонятно почему,
Но кричит ворона: ... (кар).

В квартире
Маршала Петрова
Живет пятнистая... (собака или кошка).

Перед сном
Я завожу будильник
И кладу тетрадки
В... (ранец или портфель).

Это очень просто –
Мерять брюки:
Нужно сквозь штанины
Всунуть... (ноги).

Великан
С большим трудом
Влез ножищей
В новый... (ботинок).

Стихотворения и ударения

Действенная мера

Слишком звoнок
Наш звонoк.
Ну-ка, срежь его,
Сынок!..

Омонимы

Львиная доля

При должной дрессировке
Скоро лев
Сдувать пылинки будет
С королев!

Работа и отдых

Четыре брата
Вышли в поле жать.
А пятый –
Лег на травку полежать...

Моя диета

Я исключила
Макароны из меню.
А шоколадкам
Ни за что не изменю!..

А у вас?

А у нас
Такой подряд:
Мы щекочем
Всех подряд!..

Предостережение

– Дядя Вася
Испортит вам пир
– Почему?
– Потому что – вампир!

Сергей Белорусец


1 В третьей зарисовке приведен текст этой скороговорки. Дети назвали ее «Человек и закон».

2 Затаив дыхание, имитируя голосом, как осторожно пробирается стража к намеченной цели.