|
|||||||||||||||||||||||||||
Галина
Макаревич
,
|
Дождик, дождик, не дожди, |
«Кошки-мышки», – включается в игру третий ведущий.
Ведущий (просительно, таинственно). Скажи потише:
Команда (тихо, осторожно). «Шесть мышат».
Ведущий (испуганно). И сразу мыши зашуршат.
Если скороговорка произносится выразительно и дружно, зрители аплодируют. В любой момент телевизор может быть «выключен».
Для этого мы используем фразу: «Показ телепередач завершен, ждем встречи с вами во вторник (среду и т.д.)».
Ученики рассаживаются по местам и оценивают то, что происходило на воображаемом «экране».
Поднятые вверх «плюсы» и «минусы» – приглашение к вступлению в диалог капитану первой команды:
– Девочки произносили свои слова дружно, а мальчики – недружно.
– Мальчики хорошо «рисовали» голосом стражу, но не договорились, кто из них главный.
– Девочки правильно «рисовали» голосом вражью рать, но стояли некрасиво. Так дикторы телевидения себя не ведут.
– Большое спасибо, мы постараемся учесть ваши пожелания, – отвечает капитан первой команды.
Так ребята высказывают пожелания, отмечают творческие удачи членов каждой команды.
Зарисовка четвертая. Секреты мастерства
Задачи нашего телемарафона: показать образцы речетворчества первоклассников; развить у «актеров» и «зрителей» умение говорить четко, понятно, красиво; научить каждого ребенка инсценировать малые по объему тексты (то есть переводить их с языка литературы на язык театра); помочь детям в овладении основными литературоведческими понятиями.
Особенность марафона заключается в том, что любой зритель по собственному желанию подключается к понравившейся ему программе телепередач. Для этого ему надо придумать и провести телепередачу с использованием скороговорки.
Вот еще несколько программ из нашей телеигры:
Сельский час От топота копыт Дорожный патруль Шла Саша по шоссе Очумелые ручки Шит колпак не по-колпаковски. Клуб путешественников Ехал Грека через реку. |
Когда наступает «кризис жанра» и название многих телевизионных передач входит в наш телемарафон, ученики придумывают свои собственные названия к скороговоркам:
Мышиная финансовая компания Шли сорок мышей, Осенние заботы Кукушка кукушонку Зимняя рыбалка Щуку я тащу, тащу, На приеме у Шерлока Холмса Карл у Клары украл кораллы, |
Зарисовка пятая. На крыльях интереса
К поиску интересных скороговорок и созданию телепередач подключились и взрослые: родители, бабушки, дедушки, старшие братья и сестры моих учеников, учителя из параллельных классов.
Освоение нового жанра позволило разрешить некоторые семейные проблемы. Так, например, один из учащихся сильно картавил, но боялся заниматься с логопедом. Уговоры родителей были безрезультатны. Открытие того, что логопед не просто врач, а человек, знающий много скороговорок, помогло ребенку преодолеть страх и начать занятия с новым интересным собеседником.
Идея организации «скороговорочного» телемарафона переросла рамки нашего класса и вышла на общешкольный уровень. На празднике посвящения в первоклассники инсценирование скороговорок стало одним из ключевых конкурсов программы.
Зарисовка шестая. Занимательное литературоведение
В основе «широкомасштабной» игры-драматизации такие замечания детей:
– Скороговорка – маленький текст, но даже в нем есть диалог героев; например, в скороговорке «Человек и закон» общаются стража и рать.
– Действия героев происходят одно за другим; их фразы и действия нельзя поменять местами, тогда исчезает смысл произведения.
Инсценируя скороговорку «Вредные советы», дети столкнулись с проблемой выстраивания сюжетной линии произведения.
Мама Милу мыла мылом, |
Ребята, разыгрывавшие Милу и маму, перепутали порядок действий, а читающий «за автора» сбился в порядке строк. «Фильма не получилось, потому что кадры перепутались», – тут же отреагировали дети. «Надо выполнять действия точно по скороговорке одно за другим и внимательно следить за речью автора», – посоветовали зрители актерам.
Теперь при знакомстве с новой скороговоркой одним из первых возникает вопрос: сколько человек будут ее разыгрывать? Телепередача «Впрок» у ребят затруднений не вызывает:
– Рассказать вам про покупки?
– Про какие про покупки?
– Про покупки, про покупки,
Про покупочки мои.
«Здесь разговаривают два героя, – хором заявляют они, – значит, хватит двух актеров».
А вот скороговорка «Догадливая кошка» рождает длительные дебаты, разрешить которые помогает именно игра-драматизация.
Ел Алешка ложкой лапшу, |
«О том, что делает герой скороговорки, мы узнаем от рассказчика, а что он думает – от него самого», – делают важный вывод дети при распределении ролей.
Зарисовка седьмая. Юные скороговоры
Важной частью наших телевизионных экспромтов является также собирание скороговорок про скороговорки:
Старик Скороговоров |
Крот и кролик крышу крыли. |
Все эти скороговорки дети выучили с энтузиазмом. Особенно запомнилась одна реплика: «Чем сковородка горячей, тем рыбам неприятнее. Они прыгают все выше и выше. Чем больше скороговорок знаешь, тем лучше говоришь любые слова».
Зарисовка восьмая. А что «за кадром»?
Мы с вами, дорогие коллеги, стремимся воспитать творчески активную, владеющую языковыми и культурными нормами речевого общения личность. На нас, как на учителей базового образовательного звена, ложится двойная задача. Первая – найти глубокое, задевающее за живое, способное вызвать интерес шестилетнего ученика произведение, раскрыть его смысл через проживание конкретной жизненной ситуации. Вторая – помочь ребенку войти в литературоведческую (а в перспективе – и культурологическую) проблематику текста, ощутить внутреннюю красоту звучащего слова. В этом отношении скороговорка как «специально придуманная фраза с труднопроизносимым набором звуков» (С.И. Ожегов) кажется невзрачной и неприметной.
На практике же оказалось, что малый жанр устного народного творчества стал первым образцом текста, на примере которого дети прочувствовали прямое и переносное значение слов, интуитивно вычленили позиционность «рассказчик – герой», вышли на литературоведческое понятие сюжета, сформулировали признаки повествовательного типа речи. Значит, в дальнейшем при работе над большими по объему повествовательными жанрами (сказка, рассказ, повесть и в перспективе – не очень уж далекой, какие-то три-четыре года – роман) они смогут «видеть в тексте» разворачивание сюжетной линии каждого героя, присутствие автора «в кадре» или «за кадром».
Зарисовка девятая. Разумное, доброе, вечное
Но и на этом секреты скороговорки не исчерпываются. Нам, учителям начальной школы, важно формирование добрых начал в детской душе. Я ожидала, что подобного рода вопросы возникнут чуть позже. «Вот появится у них литературный опыт, тогда и посмотрим, что у них таится в душах», – педантично рассуждала я. А жизнь тем временем готовила новый сюрприз. У нас в классе как-то незаметно появилась традиция: каждый, кто хотел бы организовать новую телепередачу, приносил и вывешивал на доску объявлений свою скороговорку. Так же незаметно появилась и скороговорка «Домашнее задание»:
Даже шею, даже уши |
И вдруг в самом начале урока один хорошо читающий мальчик, успевший на перемене ознакомиться с тестом, заявляет: «Я не согласен с названием скороговорки. Главное здесь, что мама или бабушка дают мальчику совет. Это не такой совет, как в книге Григория Остера “Вредные советы” или у нас в скороговорке про Милу. Поэтому надо назвать телепередачу “Добрые советы”».
Не перестаешь удивляться тому, когда дети глубоко внедряются в смысл самого простого (и чем-то простенького) текста. Тогда и «быстро проговариваемая шуточная прибаутка» (С.И. Ожегов) открывает каждому ребенку возможность содержательного общения с людьми разных возрастов и профессий, становится источником, питающим творческие поиски маленьких любителей художественной литературы.
Зарисовка десятая. Коротко о главном
Художественная литература помогает людям открыть в себе способности самовыражения, формирует художественный вкус. «Человек, сумевший выработать у себя твердый художественный вкус, может быть не более счастливым, но более свободным: он владеет внутренним критерием, помогающим распознавать подлинное и неподлинное, истинную и ложную интонацию, что в конечном счете позволяет человеку сохранить и развить свою индивидуальность», – считал Иосиф Бродский.
Я полностью присоединяюсь к его мнению и хочу уточнить, что путь этот начинается с первых уроков литературного чтения, когда каждый ребенок пытается ответить на вопрос: «Какой я слушатель? Какой я чтец? Какой я читатель?»
Зарисовка одиннадцатая. Поиски продолжаются
Большим открытием для моих первоклашек было то, что скороговорки, загадки, считалки, колыбельные песни могут сочинять их любимые авторы: Тимофей Белозеров, Овсей Дриз, Генрих Варденга, Борис Вайнер.
К итоговому уроку мои ученики сделали мне сюрприз. Они самостоятельно нашли новые тексты и подготовили их для выразительного чтения или инсценирования.
Вот такая копилка замечательных текстов у нас получилась (см. с. 33—34).
Зарисовка двенадцатая. Домашний супер
На шестнадцатом уроке дети получили задание: найти такие тексты, в которых одно и то же слово (или слова) можно истолковать по-разному. «Загадки-обманки», «Омонимы», «Стихотворения и ударения» Сергея Белорусца многих заставили «включить голову» (после нашего телемарафона родилась поговорка: «Включил телевизор, включи и голову»).
Зарисовка тринадцатая. Для любознательных
Любознательным детям интеллектуальная подпитка требуется постоянно. Они попросили меня подготовить им на каникулы «что-нибудь с размахом». И я нашла стихотворение современного переводчика и поэта Самуила Черфаса. В нем перечислены все буквы русской азбуки с какими-то неизвестными маленькому школьнику ер, ерь, еры. Я попросила детей раскрыть все секреты этого текста.
Для вас, дорогие коллеги, раскрываю секреты, воспользовавшись словарными статьями из «Толкового словаря живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля:
Ъ, буква ер – твердая полугласная, а ныне безгласная; у нас 27-я, а в церковнославянской азбуке 30-я по порядку; встарь ставилась и посреди слов, за согласною, чтобы придать ей легкий, неясный гласный звук («съвет» вместо «совет» и пр.), а ныне только перед мягкою гласною, чтобы согласная оставалась твердою, но переходила в и (съежиться, съедать, съюлить и пр.), либо перед и, обращая его в ы, которое и состоит из ъ, и и затем, в конце слова, по твердой согласной притупляя ее. Как мы постепенно выкинули ер из средины слов, так точно оно могло бы быть откинуто и в конце, а оставлено только перед согласными, в середине, где оно нужно для произношенья.
Ь, буква ерь, ерик, мягкая полугласная, у нас 29-я, в церковнославянской азбуке 32-я; она противоположна букве ъ: эта придает согласной самое грубое, твердое, тупое произношенье, а ь – самое тонкое, мягкое; ни того, ни другого нет в западных языках, а есть среднее, свойственное нам только при некоторых буквах. Ставится и в средине, и в конце слова; без нее обойтись нельзя, или нужен иной знак, что выйдет на то же.
Ы, буква еры, 28-я, а в церковнославянской азбуке 31-я; гласная, составлена из ъ, и, звучит согласно сему, почему и ни одно слово не может начаться с этой буквы, как и с безгласного ъ. Ер да еры упали с горы.
Тимофей Белозеров |
Генрих Варденга |
Овсей Дриз (пер. Г. Сапгира) |
|
В третьей зарисовке приведен текст этой скороговорки. Дети назвали ее «Человек и закон». Затаив дыхание, имитируя голосом, как осторожно пробирается стража к намеченной цели. |