Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №20/2009

Педагогика в лицах

Галина Макаревич ,
гл. специалист Научно-педагогической библиотеки им. К.Д. Ушинского, зам. руководителя Международного научного семинара “Культура детства: нормы, ценности, практики”

Учимся слушать

Цикл статей на тему "Книга и современный ребенок"

Продолжение. Начало см. № 10, 12, 13, 14, 15/2009.

УРОК 15

Тема. «Фольклор. Русская народная сказка “Привередница”. Кто перевоспитал Малашечку?»

Цель. Понять, благодаря чему изменяется главная героиня сказки.

Задачи. Создать в речевом упражнении образ Бобра, любящего своих бобрят; усвоить особенности интонирования волшебной сказки; познакомиться с понятиями «образ героя», «экспозиция»; проследить, как изменяется главная героиня сказки – Малашечка; понять пословицы и поговорки, составляющие смысловое ядро текста; извлечь духовно-нравственные уроки из содержания сказки.

Копилка терминов

  • Образ героя – совокупность всех художественных средств, с помощью которых создается персонаж.

(Дети воспринимают литературного (на данном уроке – сказочного) персонажа как реальное лицо. Наша с вами задача состоит в том, чтобы научить их видеть разницу между героем из книги и живым человеком. О герое мы знаем только то, что рассказано в произведении. Он проходит через определенные обстоятельства, изменяется (или не изменяется), имеет конкретную внешность, характер, привычки. Все это ограничено рамками произведения. Для того чтобы узнать, что произошло с героем дальше, каким он стал, надо самостоятельно пофантазировать или прочитать продолжение его истории (но это, заметим, будет уже другая книга, также имеющая свое начало и свой конец). Ученики осваивают понятие «образ героя» на протяжении первых четырех лет обучения.)

  • Экспозиция – «зародыш» основного действия; та часть литературного произведения, в которой характеризуется обстановка, излагаются обстоятельства, предшествующие началу действия.

(Детям этот термин мы не называем.)

ХОД УРОКА

Речевые упражнения

У Тимофея Белозерова есть небольшая копилка скороговорок. Для начала занятия, на котором вы с детьми проанализируете сказку про привередницу, больше всего подходит небольшая зарисовка «из частной жизни» Бобра.
Даже не имея особых богатств, Бобер-отец счастлив. С таким героем никогда не приключится история, сходная той, что дети узнают после речевого упражнения. Бобер умеет ценить свое настоящее добро и на изыски не претендует.
Эта тема особенно актуальна для современных детей, подверженных большому количеству соблазнов и ищущих богатства вне семейных реалий.

У боярина Бобра
Hет богатства, нет добра.
Два бобренка у Бобра –
Лучше всякого добра!

Знакомство с новым материалом

Выразительное чтение сказки

Особенности интонирования волшебной сказки: сказительная интонация; развернутая экспозиция, стремительный разворот событий; главная героиня проходит через ряд испытаний, в которых ей приходится отказаться от своих амбиций, привычек, прихотей; она осознает свою неправоту и искренне раскаивается; герои-помощники; счастливый финал.

Сказка «Привередница» сюжетно напоминает хорошо известную детям сказку «Гуси-лебеди». Но в ней есть такие детали, которых дети еще не знают. Сложность исполнения состоит в том, что многие слова, касающиеся деревенского быта, ребята действительно встретят впервые.
Если вы будете сказку сказывать, а не читать, то советую «темные места» объяснить сразу. Сказка подразумевает непосредственный контакт слушателей и сказителя. Постарайтесь по недоуменным взглядам детей заметить, где стоит отвлечься на дополнительные разъяснения.
Если дети утомятся от длительного слушания, сократите часть сказки. Удержать интерес детей намного важнее, чем вычитать весь объем «в пустоту». Побудьте, дорогие коллеги, немного в роли сказителя (скорее всего – сказительницы), который чутко воспринимает реакцию аудитории и выстраивает свое исполнение так, что слушатель сидит «открыв рот».

Словарная работа

Души не чаяли – сильно любили.
Избаловать – излишне холить и нежить, исполнять все желания и прихоти.
Ублажать – угождать, удовлетворять чьи-то требования.
Хлеб пшеничный, белый – хлеб, приготовленный из пшеничной муки на воде.
Хлеб сдобный – хлеб, приготовленный на молоке, на яйцах, масле, сале.
Хлеб ржаной, черный – хлеб, приготовленный из ржаной муки на воде.
Овсяный кисель – студенистое кушанье из воды и овсяной муки; его едят с молоком.
Кислица (заячья капуста) – кислое съедобное растение, листья которого добавляют в салаты, щи, а растертые с сахаром используют для приготовления приятного освежающего напитка.
Борщевик – сладкая съедобная трава.
Ежевика – кустарник; плоды ежевики съедобны.
Сизые плетенницы – стелющиеся стебли ежевики сильно разрастаются, образуя непроходимые заросли вместе с другими кустарниками.
Есть над горсточкой – здесь: очень много (горсть и еще с верхом).
Вяземская коврижка – название одного из пряников (то есть хлебного лакомства на меду, на патоке с разными пряностями). Тульские пряники, белевские медовики, вяземская коврижка считались дорогими подарками, которые покупали по особому случаю (свадьба, Прощеное воскресенье, лечение больного и т.д.).
Устье (у печки) – входное отверстие.
Повиниться – осознать и признать свою вину.
Перечить – делать что-то кому-то назло, в помеху.

Процесс осмысления текста

Чтобы серьезно проанализировать текст сказки, надо постараться уяснить, как изменяется ее главная героиня.

Предложите для обсуждения вопросы

  • Какой была Малашечка в начале сказки?

  • Как она себя вела, отправившись на поиски Ивашечки?

  • Почему Малашечка не ела съедобные травы, когда еж вел ее к избушке Бабы Яги?

  • Как она себя вела, спасая Ивашечку от Бабы Яги?

  • Какой стала Малашечка в конце сказки?

Сказка «Привередница» – текст устной традиции. В нем встречаются разного рода пословицы и поговорки, которые «работают» на образ героини. Если их записать одну за другой (сохраняя сюжетную последовательность), то вырисовываются интересные детали.

В экспозиции, где приводится развернутая характеристика Малашечки, использована поговорка: в одно ухо впускать, в другое выпускать. То есть героиня никого не слышит, в семье нет авторитетного лица, способного прекратить ее капризы.

В эпизодах, где развитие действия идет по нарастающей, использованы три пословицы (в одной из которых обыгрывается личное имя героини):

«Ешь хлеб, а пироги впередu»;
«Давали голодной Маланье* оладьи, а она говорит: “Испечены неладно”»;
«Не брезгуй пить из ковша».

В них высмеивается поведение привередливой Малашечки и предъявляются такие требования, которые возмущают героиню.

Пока она действует исходя из своих прихотей, она не может найти себе союзника для спасения брата.

Пересказывая народную сказку, В.И. Даль, как собиратель русских пословиц и поговорок, придал тексту некоторую остроту.

Эпизод, когда происходит полная перемена в характере героини, отмечен высказыванием: «Голодному и ржаной хлеб за пряник идет, а сытому и коврижка вяземская не сладкa».

Оно очень похоже на пословицу, и его стоит выделить при анализе текста, чтобы подчеркнуть, что Малашечка сильно изменилась.

Ее «сытость» – синоним праздности, эгоизма. Ее «голод» – это состояние родившегося для самостоятельной жизни человека.

Иллюстрации в учебнике показывают значимые (с точки зрения развития образа) моменты сказки:
– «Разговор Малашечки с яблоней» – строптивая героиня ведет себя как дома;
– «В избушке Бабы Яги» – героиня решается на поступок;
– «В устье печки» – героиня преодолевает все капризы и ведет себя по-новому.

Закрепление изученного

Выразительное чтение сказки

Прочесть народную сказку (или фрагменты из сказки) так, чтобы показать, как изменилась Малашечка.

Рефлексия прочитанного

Работа в парах.

Вопрос: «Кто перевоспитал Малашечку?»

Варианты ответов:

– Малашечке никто из родителей не говорил, что она ведет себя плохо. Печь, яблоня, речка были первыми, кто ей сказал, что так себя вести нельзя. Они ее перевоспитали.

– Баба Яга и Гуси-наемники – плохие герои. Но если бы они не своровали Ивашечку, Малашечка так и осталась бы привередницей. Они главные воспитатели.

– Малашечке так хотелось есть, что ей уже было все равно, что яблоки кислые и кисель овсяный. Есть такая поговорка: Голод не тетка. Если бы родители хоть раз оставили Малашечку без ужина, она вела бы себя хорошо.

– Малашечка сначала испугалась, что родители отругают ее за брата. Потом ей было страшно, когда гуси гнались за ней и Ивашечкой. От страха она забыла все свои капризы и стала другой. Он ее перевоспитал.

– Раньше Малашечка думала только о себе, и ей было все равно, если кому-то от ее капризов плохо. Потом она поняла, что без друзей спасти брата невозможно, она стала вести себя иначе. Когда отвечаешь за младшего, становишься взрослым.

ЧТЕНИЕ ДЛЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ

Баллада о похищенной принцессе

У короля украли
Единственную дочку –
Украли, ах, украли,
К чему теперь слова! –
Единственную дочку
Украли темной ночью,
Ужасно темной ночью,
Часа примерно в два.

Еще вчера был дома
Единственный ребенок,
Сидел так тихо дома,
Что было не слыхать –
Ну разве что спросонок
Брыкался, как теленок,
Визжал, как поросенок,
И не хотел вставать.

Ну разве что лупил он
Подушкою служанку,
Что плохо наводила
Ребенку красоту,
Ну разве спозаранку
Прилаживал жестянку,
Гремящую жестянку
Дворцовому коту,

Ну разве что по окнам
Ребенок из рогатки
Стрелял себе тихонько
С улыбкой на лице
Да, вымазав украдкой
Паркет сиропом сладким,
На обе клал лопатки
Любого во дворце!

Приехала из леса
Почтовая карета,
Приехала из леса
И встала у крыльца,
И вышли из кареты
С мечом и арбалетом,
С мечом и арбалетом
Два дюжих молодца.

Принцессу изловили
Рыбацкой крепкой сетью,
В карету погрузили,
Хотя с трудом смогли, –
И в лес злодеи эти,
И в лес злодеи эти,
В свой лес злодеи эти
Бедняжку увезли!

А кто украл принцессу –
Нетрудно догадаться:
На всю страну известный
Разбойник и пират!
Но даже домочадцы
Не стали огорчаться,
А честно вам признаться –
Весь двор был страшно рад.

Был рад, что все на свете
Свое имеет место:
Несушки – на насесте,
Веснушки – на носу,
В печи – крутое тесто,
У алтаря – невеста,
Разбойница принцесса –
В разбойничьем лесу!

Борис Вайнер

Вопросы к тексту

1. Прочти стихотворение Бориса Вайнера. Все незнакомые слова найди в толковом словаре или в разделе «Ключи к пониманию».
2. Чем принцесса похожа (или не похожа) на Малашечку? Как себя вела принцесса во дворце? Изменится ли ее жизнь после замужества? Почему?
3. В каких сказках (народных или авторских) ты встречал разбойников-взрослых (или пиратов)? Были ли среди них маленькие разбойники (или пираты)?
4. Подумай: как можно перевоспитать маленького разбойника (или разбойницу)? Если хочешь, расскажи об этом.

Ключи к пониманию

Жестянка – банка для консервирования продуктов питания; сделана из тонкой стали.
Арбалет – старинное ручное метательное оружие: стальной лук, укрепленный на деревянном станке.
Двор здесь: все люди, живущие в королевском дворце.
Несушка – курица, которая несет яйца.
Насест – жердочка или перекладина в курятнике, на которую садятся куры.

Фото Владимира Алексеева

Продолжение следует