Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №16/2009

Педагогика в лицах

Владимир Высоцкий ,
г. Красноярск

Театр и дети

Освоение физического пространства театральными средствами

Этюд 1. Вхождение в школу, или Фантазия на тему 1 сентября

На этом этапе помогаем детям освоиться в сложноорганизованном физическом пространстве.

Примечание. Первое впечатление у ребенка о школе складывается до 1 сентября, когда он имеет возможность в состоянии раскрепощенности «исследовать» школу. А вот само 1 сентября – это стрессовая ситуация (как бы это ни было грустно). Именно поэтому так сильно наше желание изменить ситуацию, предоставить первоклассникам возможность совершенно иначе прожить этот день.
Но в самом начале у нас просьба к родителям. Съездите со своим ребенком в музей, библиотеку, картинную галерею. Именно в этих местах у ребенка есть возможность узнать о том, что в некоторых местах ходят не спеша и говорят вполголоса.

1 сентября. Ребенок входит в школу. Что же он видит? Школа выглядит празднично. Мягкая лирическая мелодия звучит повсюду. Войдя в длинный коридор, дети видят дорогу с разметкой («зебра» и т.д.), светофоры, которые включаются и выключаются учителем.
Поднявшись на второй этаж, в холле они видят на полу ярко нарисованные континенты с обозначением городов, рек и т.д. Здесь играют в географию пятиклассники. Раздается бой курантов, и открываются врата Театра кукол. Это означает, что очередной класс показывает свое кукольное представление.
Учитель ведет детей в класс.

Этюд 2. Второе «здравствуйте» учителя»

Учитель сообщает детям, что где-то, в каком-то таинственном уголке школы притаился страшный дракон. Что будем делать? Естественно, пойдем его побеждать. И вот дети тихонько, на цыпочках продвигаются по школе, заглядывая во все уголки. И вдруг встречают «непонятно кого».

– Кто ты?
– Я Слепой Водопой, пью, пью воду и никак напиться не могу. Уже выпил пять озер и еще пить хочу. А вы куда направляетесь?
...
– Возьмите меня с собой. Я тоже хочу сразиться с драконом.
– Пошли!
Продвигаются дальше, осторожно, на цыпочках. Вдруг опять встречают «непонятно кого», но другого.
– Кто ты?
– Я Мамед-Камнеед! Я камни ем, они такие вкусные! А вы куда идете?
– ...
– Возьмите меня с собой!
Идут дальше и вдруг слышат приглушенный вой. Дракон!
– Что будем делать дальше?
– Я камнями его закидаю, – говорит Мамед-Камнеед.
– Я его водой залью, – говорит Слепой Водопой. Появляется дракон, непонятно из чего сделанный.
– Не обижайте меня, я добрый. Я учиться пришел, а меня не пускают. Я вот и вою потихоньку.
– Что будем делать?

Выслушиваются все мнения детей, принимается решение – надо дракона познакомить со школой, показать все интересные места. Дракон ошибается в предназначении пространства. Дети его поправляют. Всем весело. Ведут дракона, Мамеда и Водопоя в класс. Всем им находят места. Пятиголового дракона усадить куда как непросто! При этих замечательных гостях дети чувствуют себя хозяевами класса. После общешкольного масштаба собственный класс уже не выглядит большим и чужим. Это уже место жизни этих первоклашек. Они привели в класс гостей, они нашли им место, они – хозяева.

Этюд 3. Страна игр

Учитель. Дети, вы любите гулять на улице? А знаете ли вы правила поведения на улицах и дорогах? Их соблюдают водители и пешеходы. Скажите, а надо их соблюдать? А зачем?
Проверим, умеете ли вы это делать. Предлагаю сыграть в игру «Светофор». Что для вас обозначает красный свет? желтый? зеленый? А на дороге?
Вы поняли, что в путешествии по дорогам есть правила? И в спортивных играх они тоже есть.

 Этюд 4. Пожалуйста

У. Дети, я буду предлагать упражнения, но вы выполняйте их только тогда, когда услышите слова «пожалуйста».

– Пожалуйста, поднимите руки вверх.
– Пожалуйста, опустите правую.
– Пожалуйста, подпрыгните.
– Хлопните в ладоши!
– Ай-ай-ай-ай! Я ведь не сказала «пожалуйста». Вы кое-что прослушали! Как вы думаете, какое первое правило?

Дети отвечают.

У. Правильно! Первое правило в игре: «Будь внимательным!»

Этюд 5. Овцы и волки

У. Девочки, вы будете овечками. Что вы будете делать на поляне?

Девочки. Щипать травку.

У. Хорошо. А вы, мальчики, – волки. Что вы будете делать в лесу?

Мальчики. «Точить зубы».

У. Представьте себе раннее летнее утро. Овечки щиплют траву. У них отличное настроение. А голодные и злые волки в это время в темном лесу точат зубы. По хлопку волки выскакивают из леса и вежливо ведут овец в лес. Интересно, а что будут делать овцы? Внимание!

Звучит хлопок, игра началась.

– Стоп игра! Какая куча мала! Здесь вы нарушили первое правило игры: невнимательно выслушали главное условие. Какое оно?
Конечно, некоторые из вас были невнимательны, не выполнили правило «вежливо увести овец в лес». Что не понравилось волкам? Что не понравилось овечкам?
Отсюда – запоминаем второе правило: не подставлять подножки. И третье – бережно относиться друг к другу.

Этюд 6. Шеренга

У. Девочка, встань вот здесь. Дети, скажите, кто хочет встать рядом? А кто хочет встать вот здесь? А здесь? А здесь?

Дети встают справа и слева от девочки.

– Вот вы стоите рядом друг с другом. На что это похоже? Удивительно точно. Вот так же стоят спортсмены в команде. Вы согласны быть Командой?

Дети. Да!

У. У меня в руках волшебная Нить Дружбы. Мальчик, ты стоишь первым в команде. Я доверяю тебе один конец Нити Дружбы. Девочка, тебе другой конец Нити Дружбы. Натяните, пожалуйста, Нить. Кто хочет быть вежливым, внимательным и дружным, возьмитесь за эту «волшебную Нить». Вот теперь я вижу, что вы – единая команда. Вы стоите в ровную четкую линию.
Линия, в которой вы сейчас находитесь, в спорте называется сложным и торжественным словом шеренга. Повторите все вместе: ше-рен-га. А теперь еще четче и громче. Нить Дружбы помогает нам быть в шеренге! А если мы ее уберем, сохранится ли строй? Смотрите, шеренга сохранилась. Вы – команда! Каждая команда имеет свое название. Я подойду сейчас к каждому, и вы на ухо мне скажете свое название.
Отлично, большинство из вас предложило название «Надежда». А теперь название произнесем все вместе. У вашей команды есть имя. Но ведь у каждого из вас тоже есть свое имя. Давайте знакомиться! Для этого я предлагаю каждому поочередно положить руку на плечо соседу и четко произнести свое имя. Начинаем с первого из вас.
Смотрите, каждый положил руку на плечо друга. Это значит, что вы доверяете друг другу. Но смотрите, нить оборвалась. Как быть Маше? Ей ведь тоже необходимо плечо друга.

Дети отвечают.

– Конечно, и Феде хочется, чтобы ему на плечо легла рука друга. Что нужно сделать, чтобы цепь не разорвалась?

Дети предлагают замкнуть цепь в круг.

– Когда вы стояли в шеренге, вы слышали только имена друзей, но не видели, кто их произносил, а когда вы в кругу, вы будете слышать и видеть всех и каждого. А теперь проверим, помните ли вы, что такое шеренга.
Встать в шеренгу!
Молодцы! До свидания!

Этюд 7. Арифметика

Учитель напоминает детям, что Новый год не за горами, и предлагает сделать громадную бумажную цепочку – от класса до самой елки! Но для этого необходимо знать расстояние от класса до елки.

У. Как узнать это расстояние?

Выслушиваем мнения друг друга.
Первоклассники измеряют расстояние шагами. Сколько шагов, такой длины и будет наша гирлянда. У каждого ребенка листочек и карандаш. Дети шагают и через каждые десять шагов на листочке пишут палочку. Затем палочки подсчитываем и договариваемся, какой длины делаем гирлянду.

Этюд 8. Сказка, родившаяся неожиданно

Учитель раздает всему классу карточки-символы, на которых обозначены: Занавес (2 человека), Дерево, Птичка, Цветы (сколько угодно человек), Красна девица, Серый Волк, Добрый молодец, Ветер (3 человека), Крыльцо (3 человека), Царь и Царица.

У. Сейчас прямо здесь мы будем и артистами, и зрителями. Будем сочинять и разыгрывать сказку. В руках у вас карточки. Рассмотрите их внимательно. Кто вы?

Каждый из вас должен исполнить роль в сказке. Маша и Федя, у вас занавес. Встаньте, пожалуйста, вот здесь. Правильно, вы стоите рядом. Маша – одна половина занавеса, а Федя – другая. Я скажу: «Занавес открывается». Что вы будете делать? Правильно, вы разошлись в разные стороны. Только, пожалуйста, сделайте так, чтобы расстояние между вами было достаточно широким. Здесь и будет проходить действие сказки. Поняли? А еще договоритесь друг с другом, как может открываться красивый, легкий занавес.
Итак, сказка! Вы все сейчас зрители. Как только вы услышите название своей роли, смело выходите «на сцену».
Занавес пока закрыт. Аплодисменты. Звучит увертюра (учитель музыки исполняет маленькую импровизацию – увертюру к сказке).

Занавес открывается.

Картина 1

У. На сцене мы видим Дерево (ребенок-Дерево выходит на сцену). Прекрасное Дерево стоит, широко раскинув свои ветви, раскачиваясь на Ветру (Ветер). Цветы танцуют свой очаровательный танец (выходят Цветы).
Летит Птичка (Птичка). Она облетает свои владения, здоровается с Цветами и садится на Дерево (интересно, как она сядет?). Она поет о том, как прекрасно все вокруг.
Появляется Красна девица, собирающая ягоды. У нее чудесное настроение. Она тоже поет – вместе с Птичкой дуэтом!
Вдруг Ветер усиливается (интересно, как поведут себя герои сказки?). Ветер сильнее, сильнее! На сцену выходит Серый Волк (как герои отреагируют на Волка?). Он хватает Красну девицу и уносит в темный лес! Занавес закрывается. Аплодисменты!

Дети, исполняющие первую картину, садятся в «зрительном зале». Остаются только исполнители роли Занавеса.

Картина 2

У. Занавес открывается. На сцене Крыльцо царского дворца. (Выходит Крыльцо. Интересно, как дети его построят?) На Крыльце сидят Царь и Царица (выходят). У них хорошее настроение. Они играют в ладушки. Мы видим, как ко дворцу скачет на коне во весь опор Добрый молодец. Вот он у Крыльца, здоровается, спрашивает у Царя с Царицей: где Красна девица? Вдруг прилетает Птичка. Она сообщает Царю и Царице, что случилось с Красной девицей. Царь с Царицей в горе! Они громко плачут. Добрый молодец обещает спасти их дочь. Царь с Царицей благодарят Доброго молодца. Занавес закрывается. Аплодисменты!

Артисты уходят в зал.

Картина 3

У. Занавес открывается. На сцене мы видим Дерево. К дереву привязана Красна девица. Серый Волк смеется над ней. Птичка, Цветы, Ветер стараются помешать Волку. Но вот слышен топот копыт. Это Добрый молодец спешит на помощь! Он хватает Серого Волка за шиворот и выгоняет из леса! Отвязывает Красну девицу, берет ее за руку. Появляются Царь и Царица (послушаем, что они скажут друг другу).
Вот и сказочке конец! Общий поклон артистов. Аплодисменты!

Примечание. Обязательно необходимы разбор сказки, предложение поменяться местами и исполнить ее снова.

Этюд 9. Я – школьник

В декабре предполагается провести большой праздник «Посвящение в первоклассники», в котором в игровой форме ученики продемонстрируют свои знания по русскому языку, математике и т.д. В нем принимает участие вся школа.
Это необходимо для того, что ребенок увидел сам в присутствии сверстников и более старших ребят (это условие обязательно), насколько он освоил школу в самом широком смысле этого слова. Обычно такой праздник называется «Прощание с букварем». Мы же, наоборот, не прощаемся, а выходим за пределы класса и «здороваемся, знакомимся, демонстрируем свою осведомленность и т.д.» для всех, кто учится в нашей школе.

Подготовка к празднику включает ряд адресно сформулированных заданий.

Объявляется конкурс на лучшую идею оформления праздника. Организуется выставка работ учеников 2–8-х классов – рисунков, поделок, сочинений на тему «Вот когда я ходил в первый класс...!». Формируется специальный заказ на разработку моделей и изготовление масок для бала, посвященного Дню первоклассника, а так же шуточных именных знаков (значков). Организуется переписка между первоклассниками и более старшими детьми через почтовые ящики, через открытые формы «свободного» сообщения первоклассникам о себе (нас), и о своих (наших) пожеланиях и о том, что я (мы) делаем для них. Это могут быть большие демонстрационные листы, доски, вывешенные на стены школы в различных местах. Старшие дети придумывают и разучивают «Гимн первоклассника».

Схема проведения праздника

Для первоклассников проводятся необычные учебные занятия по разным предметам, причем не в классной комнате, а в совершенно неожиданных местах (на лестнице, в коридорах, залах, на улице) в интригующей детей форме (бал, прогулка по парку, игра и т.д.). В этих уроках поочередно участвуют все классы школы. Все это происходит в рамках одного сюжета, включая особый ритуал с лентами.

У. В Древней Японии был такой ритуал: когда корабль отправлялся в плавание, путешественников и экипаж провожали все родственники. От провожающих до самого корабля тянулись бумажные ленты. Корабль отчаливал от берега, ленты рвались. Одна часть ленты оставалась на корабле, другая – в руках у провожающих. Кусочки ленты хранились до возвращения корабля на родину. Это был своеобразный оберег путешественников. Сегодня мы продолжаем путешествие в Море Знаний.

Учитель протягивает ленточки от себя к ученикам, напутствует каждого, разрезает ленточки. В конце праздника – общий сбор всех учеников школы, где происходит завершающее сюжетное действо, танцевальные импровизации и т.д.).

Продолжение следует