БЛОК УРОКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Урок 1. Работа с учениками 4 класса
Статья подготовлена при поддержке бюро переводов «Дружба Народов». Перевод документации сложного технического оборудования, это кропотливый процесс, который лучше предоставить выполнять специалисту. На сайте, расположенном по адресу «www.DruzhbaNarodov.Com.Ua», вы сможете, не вставая со своего кресла, заказать технический перевод, по выгодной цене. Независимо от сложности и размера документации, бюро переводов «Дружба Народов» прилежно и точно в срок выполнит заказ.
Тема. «Актуализация способа
проверки орфограмм слабых позиций в корне слова
с помощью родственных слов».
Цель. Обобщение способа проверки
орфограмм слабых позиций в корне слова с помощью
родственных слов через опробование.
Задачи. Совершенствовать
контрольно-оценочные действия по определению и
проверке орфограмм слабых позиций в корне слова;
провести рефлексию границ применения способа;
развивать умения прогнозировать деятельность по
решению поставленной задачи; продумать систему
заданий для работы со 2-м классом;
совершенствовать навыки сотрудничества.
Учебно-методическое обеспечение.
«Рабочая тетрадь по русскому языку. 2 класс» (авт.
С.В. Ломакович, Л.И. Тимченко); модели проверки
орфограмм слабых позиций в различных частях
слова; модели «Одинаковые корни»,
«Корни-синонимы», «Корни-омонимы», «Разные
корни» («стол помощников»); задания с примерами
различных «ловушек» по данной теме («стол
заданий»); компьютер, проектор, экран,
слайд-презентация к уроку.
Тип урока: урок-подготовка к
проверочной работе по русскому языку во 2-м
классе.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент. Постановка
практической задачи
Учитель. Второклассники закончили
изучать тему, посвященную проверке орфограмм
слабых позиций в корне слова. Их учительница
попросила нас помочь ей проверить, насколько
хорошо ребята научились это делать. Она передала
слайд-презентацию, из которой вы узнаете, какие
ошибки еще допускают некоторые ребята. Давайте
подумаем, как мы будем готовиться к уроку, чтобы
он получился полезным и интересным для наших
младших товарищей.
Дети. Попробуем выяснить, в чем
причина ошибок, подберем задания для совместного
выполнения.
У. Предлагаю вам составить тест для
учащихся 2-го класса, который будем выполнять
вместе с ними. Составлять задания нам поможет
тетрадь на печатной основе по русскому языку для
2-го класса.
II. Создание учебной ситуации.
Продумывание системы заданий
Подготовительная
фаза
Фаза
выполнения заданий
Задание 1
У. Второклассники писали диктант.
Один ученик оставил пропуск на месте орфограммы
в слове с_довый. Как вы думаете, что забыл этот
ребенок?
Умение
предположить причину ошибки
Д. Способ проверки орфограммы в
корне слова.
У. Какая модель на «столе
помощников» напомнит ему способ проверки данной
орфограммы?
Опора
на обобщенный в модели способ, умение составлять
словесное описание ранее открытого способа
Дети выбирают модель, проговаривают
способ.
МОДЕЛЬ = СХЕМА
Д. Звуки в слабой позиции нужно
обозначать на письме по их сильной позиции в том
же корне.
У. Итак, наш тест будет включать
задания, которые помогут второклассникам не
ошибаться, проверяя орфограммы слабых позиций в
корне слова с помощью родственных слов.
Из тетради для 2-го класса выберите
задания (или придумайте сами), которые
потренируют ребят в проверке безударных гласных
корня. Обоснуйте свой выбор.
Прогнозирование
деятельности по решению поставленной задачи
Уровень
формирования орфографического действия
Дети выбирают задания типа: «Проверь
пропущенные орфограммы, вставь буквы на месте
пропусков»:
х_лодный, сл_варь, под_рить, м_рячка,
в_рёный –
и обосновывают выбор. На экране
появляются записи, иллюстрирующие ответы детей:
х_лoдный – хoлод – холoдный
сл_вaрь – слoво – словaрь и т.д.
(Слайд № 1)
Задание 2
У. Другой ученик написал в диктанте
слово снежок с буквой и (снижок). На
вопрос учителя, каким словом он проверял
орфограмму, тот ответил: «Словом снежинка.
Ударение падает на и, значит, пишу гласную и».
Действия
контроля и оценки за ответом другого ученика
Рефлексия
границ применения способа
Какую ошибку допустил этот ученик?
(Слайд № 2.)
снижок – сн_жuнка
Д. Орфограмму в корне он проверяет по
сильной позиции в суффиксе. (Слайд № 3.)
снижoк – сн_жuнка
У. На что вы обратите его внимание
при работе с этой моделью?
Конкретизация
границ применения способа
Д. Орфограмму в корне проверяем по
сильной позиции в корне.
У. Какие задания можно включить в
тест, чтобы помочь этому ученику?
Д. Задания вида: «Согласен ли ты с
такой проверкой?»
У. На следующем слайде вы видите, как
я начала составлять такое задание.
Закончите мою работу.
(Слайд № 4).
Осознанная
рефлексия, умение составлять «ловушки»
Различие
между формальной ориентацией на результат
решения и содержательной ориентацией на способ
решения задачи
скв_рец – ... – скворец
цв_ток – ... – цвиток
тр_винка – ... – травинка
тр_сти – ... – трести
Дети работают в парах. Предполагаемый
результат подбора слов во второй столбик:
скворушка, цветистый, травы, потрясение.
Коллективное обсуждение полученных результатов
(Слайд № 5).
Задание 3
У. Второклассник, выполняя подобное
задание, согласился со следующей проверкой:
п _рует – пeрья – перует
(Слайд № 6)
– Согласитесь ли вы?
Какие понятия путает этот ребенок?
Владение
полнотой понятия «родственные слова»
Д. Он путает понятия «одинаковые
корни» и «корни-омонимы».
Дифференциация
родственных и неродственных слов, умение
выбирать родственные слова
У. Выполнение какого задания со с. 16
тетради поможет этому ученику не делать подобных
ошибок?
Предполагается, что дети выберут
задание № 30: м_ стерить – мост, масть, мастер;
п_лезный – поле, польза, полька; г_ревать –
загар, горы, горюшко, горький.
– Выполните данное задание сами, прежде
чем будете контролировать другого.
Дети выполняют упражнение № 30.
Проверка по слайду № 7.
– Почему вы выбрали именно эти
проверочные слова?
Д. Это однокоренные слова, и
проверяемая гласная – в сильной позиции:
мастерuть – мaстер, полeзный – пoльза,
горевaть – гoре
У. Назовите корень в родственных
словах первой строки.
Д. Корень – мастер.
Задание 4 (Слайд № 8)
У. Второклассники тоже учились
выделять корень. На уроке учительница спросила
ребят: «Что нужно сделать, чтобы найти корень
слова?» Дети ответили следующим образом:
Способность
обнаружить и опровергнуть псевдологичное
рассуждение
Сережа. Найти середину слова.
Юля. Подобрать близкие по смыслу
слова и найти у них общую часть.
Уровень
оценки способа выделения корня через действия
контроля и оценки за рассуждениями другого
ученика
Сева. Первые три звука в слове.
У. С кем из ребят вы согласны?
Как ответите на этот вопрос?
Умение
охарактеризовать ошибку
Д. Правильный ответ – у Юли: общую
часть выделяем в цепочке родственных слов.
У. Юля хорошо знала правила и
выделяла корень в словах
рулить — выруливать
пилить – допиливать
– Достаточное ли количество
родственных слов подобрала девочка для того,
чтобы верно выделить корень? (Слайд № 9.)
Д. Юля подобрала недостаточное
количество слов.
У. Сколько однокоренных слов нужно
подбирать, чтобы не ошибиться в выделении корня?
Д. Три-четыре слова, возможно большее
количество слов.
У. Какие упражнения со с. 10–11 тетради
ориентируют на подбор большего количества
родственных слов?
Д. Это упражнения № 19, 21, где
предлагается подобрать как можно больше
«родственников» к словам.
У. Давайте поможем Юле исправить
ошибку и придумаем подобные упражнения на
выделение корня.
Дети работают в парах, придумывают
упражнения вида: «Найди родственников для слов:
береза, сила». Проверка по слайду № 10.
березняк
берёза берёзовый
берёзонька |
сильный
сила силушка
силовой |
Задание 5
Выделение
сложности заданий
У. Следующее задание я предлагаю
выполнить вам и подумать, можно ли взять это
задание в тест для второклассников.
Осознание
границы своих возможностей, границы применения
способа
«С помощью однокоренных слов проверь
безударную гласную только там, где нужно и можно
это сделать: к_рандаш, в_сенний, рыб_лов, п_ход,
перекр_сток, б_жать».
(Слайд № 11.)
Работа в группах. Коллективное
обсуждение результатов работы.
Д. Из этой группы слов проверить
орфограммы нашим способом можно только в словах: весенний –
весны, бежать – бег.
Понимание
границ применения способа
У. Почему вы не выбрали остальные
слова?
Д. Карандаш – способ проверки по
словарю; рыболов – правило о соединительной
гласной;
поход – безударная гласная в приставке;
перекрёсток – гласная в сильной позиции, не
требует проверки.
У. Можно ли взять такое задание для
2-го класса?
Д. Думаем, что можно. Если возникнут
затруднения в его выполнении, мы постараемся
помочь.
У. Чему может научить выполнение
такого задания?
Д. Различать, где можно применить
данный способ проверки.
III. Выработка правил сотрудничества
У. Мы с вами выбрали пять заданий для
теста. (Учитель раздает тест в готовом виде.) Внизу
листа уже поставлена оценка «5».
Как вы будете работать со
второклассником, чтобы он выполнил работу на
«отлично»?
Навыки
сотрудничества
Д. Перед тем как записать ответ,
предложим ученику обсудить его с нами. Проследим,
чтобы записывал только правильные ответы, но
сами не будем подсказывать готовое решение.
У. О чем нужно помнить, чтобы
младшему школьнику было комфортно работать с
вами?
Д. Постараемся быть терпеливыми и
доброжелательными.
IV. Итоговая рефлексия
Осознание
целей будущей работы
У. Итак, какую цель мы, учителя,
ставим на завтрашний урок?
Д. Помочь второклассникам написать
тест на «отлично», не делать ошибок при проверке
орфограмм слабых позиций в корне путем подбора
родственных слов.
У. Что делать, если ваш ученик быстро
справится со всеми заданиями?
Прогнозирование
возможного выхода из затруднительной ситуации
Д. Подготовить резерв.
У. Какие задания следует ввести,
чтобы ребенку было интересно, чтобы хотелось
лучше подумать?
Д. Задания-«ловушки».
У. Пусть на «столе заданий» один
представитель от группы возьмет конверт с
заданиями-«ловушками» для своей группы.
Примеры заданий
1. «Учитель». Вставь
пропущенную букву в слове звезд...чка.
Сева. Проверочное слово – звезда. Пишу а.
«Учитель». Кто хочет оценить Севин ответ?
2. «Учитель». Можно ли проверить
безударную гласную в слове доктор?
Оля. Я проверила словом врач, потому что врач
и доктор – одно и то же.
«Учитель». Что ты думаешь об олином
предложении?
3. Маша проверила орфограмму слабой
позиции в слове мету так: м...ту – мел.
А Саша не согласился с ней: м...ту – мёл: «Слова
имеют разные корни, значит, это разные слова, а не
изменения одного слова».
С кем согласен ты? Почему?
Урок 2. Работа с учениками 2 класса
Тема. «Проверка орфограмм слабых
позиций в корне слова с помощью родственных
слов».
Цель. Контроль освоения способа
проверки орфограмм в корне с помощью родственных
слов (2-й класс); рефлексия способов проверки
орфограмм (4-й класс).
Задачи. Организация совместных
действий учеников 2-го и 4-го классов по
выполнению заданий проверочной работы;
формирование предметной и коммуникативной
компетентности; развитие навыков
контрольно-оценочной деятельности
в процессе выполнения проверочной работы.
Тип урока: контроль и оценка.
Учебно-методическое обеспечение. Модели
проверки орфограмм слабых позиций в различных
частях слова; модели «Одинаковые корни»,
«Корни-синонимы», «Корни-омонимы», «Разные
корни» («стол помощников»); задания с примерами
различных «ловушек» по данной теме («стол
заданий»); текст проверочной работы на
индивидуальных карточках.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Встреча двух классов. Приветствие. На
перемене дети разошлись по двум кабинетам,
второклассники сели за парты к своим «учителям».
III. Инструктаж. В одном из
кабинетов инструктаж проводит учитель 2-го
класса, в другом – учитель 4-го класса. Пары
получают карточку с заданиями проверочной
работы, на которых предварительно проставлена
(до выполнения задания) максимальная отметка.
Задача «учителя» – обсуждение каждого задания
работы, благодаря которому подопечный выполняет
их безошибочно.
IV. Выполнение работы. На этом
этапе учителя иногда корректно вмешивались в
работу детей в том случае, если четвероклассник
разрешал своему «ученику» писать, не
проанализировав какую-либо орфограмму.
Взрослый восстанавливал пропущенный вопрос,
задавая образец учительской работы, добиваясь,
чтобы «учителя» и «ученики» обменивались
мыслями, размышляли сообща.
Учителя 2-го и 4-го классов отслеживали умение
четвероклассников организовывать и проводить
работу с младшими учениками.
Все пары работали в разном темпе.
Некоторые дети до звонка успели выполнить
несколько заданий с «ловушками», которыми
«учителя» обменивались между собой.
Урок 3. Подведение итогов
Рефлексия урока с учениками 4 класса
На этом этапе предметом обсуждения
стали собственные действия четвероклассников по
отношению к младшим школьникам (оценка
«педагогической продуктивности» работы
«учителя», оценка самого характера работы
«учителя», эмоциональная оценка своей работы в
роли «учителя»). Большинство вопросов, которые
ставили «учителя» перед учениками были о
результате. Вместе с учителем четвероклассники
обсудили возможные варианты постановки
вопросов, которые побуждали бы младших детей
рассуждать о средствах и способах действий.
Рефлексия урока с учениками 2 класса
Ученики 2-го класса рассказывали, как они
работали вместе с четвероклассниками,
почувствовали ли они помощь, в каких заданиях эта
помощь оказалась наиболее существенной,
обсуждали основные трудности, возникшие во время
работы с четвероклассниками. В результате
обсуждения второклассники высказали пожелание
написать подобную работу самостоятельно.
Комментарии
Основными действиями учителей на уроках
были:
– учебно-методическое обеспечение;
– организация рабочих пар «учитель – ученик»;
– постановка практической задачи;
– определение временного регламента;
– наблюдение за взаимодействием детей во
время парной работы с целью коррекции негативных
моментов;
– организация рефлексии урока;
– анализ ответов учеников 2-го и 4-го классов в
процессе рефлексии;
– обсуждение проблемных моментов уроков для
последующего их разрешения.
Продолжение следует