Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №23/2008

Система Занкова

Задания второго тура VII Всероссийского интеллектуального марафона

Литературное чтение

Прочитай сказку, созданную писателем Феликсом Кривиным.

Чернильница случайно попала на кухню. Известно, что у Чернильницы в голове вместо ума – чернила, поэтому она и начала хвастаться.
– Я писательница, – заявила она обитателям кухни. – Я приехала сюда изучать вашу жизнь.
Медный Таз почтительно кашлянул, а Чайник вскипел:
– Нечего нас изучать! Заботились бы о том, чтобы нам лучше жилось. Меня вон больше месяца уже не чистили!
– Не горячись, – успокоил его Холодильник. – Горячность – это порок. Пусть лучше гражданка Чернильница толком объяснит, что она от нас хочет.
– Я хочу, чтобы каждый из вас рассказал мне что-нибудь о себе или о своих знакомых. Я это все обдумаю, а потом напишу книжку.
Так сказала Чернильница. Мы-то прекрасно знаем, что в голове у нее вместо ума чернила, а в кухне этого никто не знал. Все поверили Чернильнице, что она обдумает.
Водопроводный Кран, заранее захлебываясь от смеха, пробурлил: «Я вспомнил интереснейшую историю!» – а Медный Таз зашептал Чайнику: «Может быть, нас хотя бы после этой книжки почистят».
Таким образом, было решено рассказать Чернильнице несколько интересных историй.

1. Определи жанр этого произведения: рассказ; басня; сказка; небылица.

2. Озаглавь текст. _________________________

3. Сколько голосов звучит в сказке? Назови их. _____________________________

4. Подчеркни в тексте слова, которые помогают лучше понять характер Чернильницы.

5. Напиши, как относится к ней автор. Ответ обоснуй.

Какой ты ее себе представляешь? (4–6 предложений.)

_____________________________________________

Русский язык

Задание № 1

Напиши, сколько мягких согласных звуков в словах предложений. Запиши транскрипцию этих звуков (количество скобок дано с избытком).

А) Любишь кататься – люби и саночки возить.

__________________________

[___] [___] [___] [___]

[___] [___] [___] [___]

[___] [___] [___] [___]

Б) Хлеб-соль ешь, а правду режь.

__________________________

[___] [___] [___] [___]

[___] [___] [___] [___]

[___] [___] [___] [___]

В) Саша шустро сушит сушки, Саша высушил штук шесть.

__________________________

[___] [___] [___] [___]

[___] [___] [___] [___]

[___] [___] [___] [___]

Задание № 2

Определи, к какому жанру устного народного творчества относятся записанные в № 1 предложения: А) _________; Б) __________ ; В)___________ .

Задание № 3

Готовясь к уроку во втором классе, учитель подобрал слова с новой орфограммой: врачи, писатель, часы, грибной, живот. Подчеркни те слова, которые тоже должны быть в этом ряду: резкий, машина, зелень, частый, гибкий, широкий.

Сформулируй правило, которое будут учиться применять второклассники.

_____________________________________________

Задание № 4

Отметь знаком «+», какое из слов может быть разобрано по составу двумя способами в зависимости от его смысла: слепой, слепить, слипаться.

[_] слепой слепой

_____________________________________________

[_] слепить слепить

_____________________________________________

[_] слипаться слипаться

_____________________________________________

Выдели корень в каждом слове выбранной тобой пары. Подбери и запиши по одному однокоренному к каждому слову.

Математика

Задание № 1

В квартирах одного дома жили белые и черные кошки. После того, как одну черную кошку увезли на дачу, белых кошек стало в 3 раза больше, чем черных. Сколько всего кошек жило в этом доме вначале? Выбери правильный ответ: 32 34 37 43. Обоснуй свой выбор.

Задание № 2

Восстанови пропущенные цифры.

а) * * · * * = 1 * 1

б)

 

 

7

7

 

 

 

 

 

 

1

ј

3

9

в)

 

ј

1

1

 

 

5

5

 

 

4

5

4

6

Задание № 3

Имеются две палочки длиной 4 см, три палочки длиной 3 см, четыре палочки длиной 2 см и пять палочек длиной 1 см.

1) Можно ли из этих палочек сложить квадрат? (Все палочки должны быть приложены концами одна к другой.) Если можно – покажи как, если нельзя – объясни почему.

2) Предположим, что одну палочку длиной 2 см убрали. Можно ли сложить квадрат из оставшихся палочек? Если можно, покажи как.

Окружающий мир

1. В каких природных зонах на территории России могут обитать следующие животные?

Волк ____________________;
Журавль _________________;
Кузнечик ________________;
Сайгак __________________;

2. Ребята ясным днем заблудились в лесу. Компаса нет, но они знают, что с северной стороны леса проходит железная дорога, а с южной стороны находится большая река.

Что бы вы сделали на их месте? Как выбирались бы домой?

_____________________________________________

3. В каких местах в Древнерусском государстве возникали города? Почему?

_____________________________________________