Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №23/2008

Система Занкова

Светлана Передельская ,
учитель начальных классов школы № 12 г. Щелково-3 Московской области

Живая жизнь

Окружающий мир. 1 класс

На уроке окружающего мира в 1-м классе использованы самые разные приемы работы: дискуссия, опыт, работа в группах, с карточками, с учебником, «ошибка» учителя. Учитель умело переключает детей с одного вида деятельности на другой, несколько раз в течение урока создает проблемные ситуации, требующие анализа, рассуждения, аргументирования. И первоклассники успешно с этим справляются.

Тема. «Живая и неживая природа».

Цели. Создать условия для самостоятельного выделения признаков, присущих только объектам живой природы; воспитывать у учащихся умение работать в коллективе; способствовать расширению кругозора; воспитывать бережное отношение к природе.

Учебные материалы. Учебник «Мы и окружающий мир» (1 класс, ч. 1) (авт. Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков); карточки с объектами окружающего мира (дом, книга с очками, лиса, стрекоза, лебедь, дерево, гора, волна, Луна) для работы в парах и на доске со словами «живая», «неживая»; буквы: п, и, о, р, а, д, р.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний учащихся

Подготовка к восприятию нового материала.

Учитель. Ребята, прочитайте слово, записанное на доске.

На доске записаны буквы: п р а о р д и.

Дети. Мы не можем прочитать слово.

– Такого слова нет.

– Это просто буквы.

У. А разве этого недостаточно, чтобы прочитать слово?

Д. Нет!

У. Попробуйте составить из всех этих букв слово.

Пауза. Дети начинают поднимать руки.

– Я буду ходить по классу, а вы мне на ушко скажете, что у вас получилось.

Учитель выслушивает ответы детей.

– Какое слово получилось?

Д. Природа.

У. Что оно означает?

Д. Это деревья, цветы, трава, животные, солнце…

– Это то, что нас окружает.

У. Хорошо. Значит, «дом» – это тоже природа.Посмотрите, сколько разных домов вокруг.

Д. Нет, его же человек сделал.

У. Так что же такое природа?

Д. Природа – это то, что нас окружает и возникло без участия человека.

У. Молодцы, верно!

На доску вывешивается карточка со словом природа.

III. Открытие нового материала

У. Предлагаю вам сейчас поработать в парах. У вас и у меня на столе лежат карточки с рисунками объектов окружающего мира. Выберите из них только рисунки объектов природы.

Дети работают со следующим набором карточек: дом, книга с очками, лиса, стрекоза, лебедь, дерево, гора, волна, Луна. Учитель смотрит за работой детей, проходя по классу.

– Какие карточки вы убрали? Докажите свой выбор.

Д. Я убрал «дом» – его сделал человек.

– Я убрала карточку с книгой и очками, ведь их тоже сделал человек.

У. А я считаю, что к объектам природы нельзя отнести Луну.

Д. Я с вами не согласен: ведь Луну не человек создавал – значит, это объект природы.

– Я согласен с Сашей.

У. Продолжим работать в парах. Теперь попробуйте разделить на две группы карточки с рисунками объектов природы. Расскажите, как вы выполнили это задание? Эля и Вадим, выходите к моему столу, объясните свой выбор.

Эля. К первой группе мы отнесли лису, лебедя и стрекозу, так как они умеют бегать, двигаться.

Вадим. Ко второй группе мы отнесли горы, море, планету, дерево, так как они не могут сами двигаться.

Учитель выдерживает паузу.

Д. Эля и Вадим, я с вами не согласен. Дерево я отнес в первую группу. Я думаю, что оно умеет двигаться, так как оно растет, а это значит – двигается.

У. Кто же прав? Что-то я совсем запуталась. Давайте попробуем разобраться с этим сложным вопросом.

На доске учитель пишет вопросительный знак.

– Прочитайте следующие признаки.

Признаки записаны на доске: рождение; дыхание; питание; движение; умирание.

– Какая группа обладает этими признаками?

Д. Я думаю, что первая группа. Например, лиса рождается, дышит, ест, растет, двигается и умирает.

– Я согласен. Эти же признаки есть у стрекозы и лебедя.

У. Давайте вернемся к нашему вопросу: к какой группе мы отнесем объект природы «дерево»?

Д. Я думаю, что к первой группе, так как дерево рождается, то есть появляется из семечка, растет, питается с помощью корней, дышит и погибает (засыхает).

У. Вы согласны?

Д. Да, согласны.

Учитель прикрепляет объект природы «дерево» в первую группу.

У. Как бы вы назвали объекты природы первой группы?

Д. Живые.

Учитель прикрепляет на доску карточку со словами живая природа.

У. А как мы назовем вторую группу?

Д. Неживые объекты?

У. Замечательно!

Учитель прикрепляет на доску карточку со словами неживая природа.

– Молодцы, ребята! Видите, как порой бывает трудно определить, к живой или неживой природе относится тот или иной объект природы.

IV. Физкультминутка

V. Работа по теме урока (продолжение)

У. Ребята, попробуйте сформулировать тему нашего урока.

Д. «Живая и неживая природа».

У. Откройте, пожалуйста, учебник на с. 18–19. Рассмотрите рисунок. Я думаю, что здесь изображены только объекты природы.

Д. Я не согласен: одежду шьет человек, значит, это не объект природы.

– Палка, которую держит старый человек.

– Ошейник у собаки тоже не объект природы, так как его сделал человек.

У. Назовите объекты живой природы.

Д. Яйца – из них вылупляются птенцы.

– Обезьяна лазает по дереву, качает детеныша.

– Орел охотится на цыплят.

– Курица с цыплятами.

– Собака. Старый человек. Дерево.

У. А есть ли здесь объекты неживой природы?

Д. Это солнце, камни, песок, кость, гнездо.

У. А я считаю, что кость – это объект живой природы: она же есть у человека и у всех животных.

Д. Я согласна с вами.

– А я нет: ведь кость не может двигаться, есть, расти – значит, она неживая.

У. А у нас еще есть река. Вы говорили, что вода относится к объектам неживой природы, но ведь она же двигается! Может быть, вы были не правы?

Д. Я думаю, что вода двигается, потому что она стекает с высоты и под наклоном течет.

– Да, я согласен. Точно так же ручеек течет с горки.

У. А как же двигается дерево?

Д. Листья качаются из-за ветра, даже ветки гнутся.

У. А если безветренный день?

Д. Я думаю, что листья поворачиваются к солнцу. У моей бабушки на даче есть растение, которое свои листья поворачивает к солнышку.

У. Ребята, видите, какими надо быть наблюдательными, чтобы все это заметить! Посмотрите: у нас на столике в горшке растет фиалка. Что надо сделать с ней, чтобы доказать, что растение двигается? (Дети задумались и молчат.) Вспомните, что нам рассказал Дима.

Д. Фиалку надо развернуть другой стороной от света, от солнышка. Если листья двигаются, то через какое-то время они опять будут тянуться
к солнцу.

У. Молодец! Саша, подойди и разверни цветок. Вы можете этот опыт провести и дома. На следующем уроке окружающего мира мы вернемся к нашему опыту. А теперь встаньте и послушайте загадку: это объект живой природы, у него есть перья, красный гребешок, он очень любит червяков. Те, кто знают отгадку, садитесь.

Д. Это курица, петух.

– Нет, посмотри, у нас на картинке курица!

У. А куда она бежит с цыплятами?

Д. Она боится, что орел украдет цыпленка.

У. Я думаю, что все объекты природы могут реагировать на то, что происходит в окружающем их мире.

Д. Нет, косточка ведь не боится собаки, хотя собака будет ее грызть.

– Я думаю, что только объекты живой природы могут реагировать на что-то – испугаться или обрадоваться.

VI. Подведение итогов

У. Молодцы, ребята! Мы хорошо потрудились на уроке. Что вам понравилось?

Д. Мне понравилось из объектов окружающего мира выбирать объекты природы.

– А мне понравилось, как мы доказывали, почему объект природы «дерево» относится к объектам живой природы.