Тема. «Живая и неживая природа».
Цели. Создать условия для
самостоятельного выделения признаков, присущих
только объектам живой природы; воспитывать у
учащихся умение работать в коллективе;
способствовать расширению кругозора;
воспитывать бережное отношение к природе.
Учебные материалы. Учебник «Мы и
окружающий мир» (1 класс, ч. 1) (авт.
Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков); карточки с
объектами окружающего мира (дом, книга с очками,
лиса, стрекоза, лебедь, дерево, гора, волна, Луна)
для работы в парах и на доске со словами «живая»,
«неживая»; буквы: п, и, о, р,
а, д, р.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний учащихся
Подготовка к восприятию нового
материала.
Учитель. Ребята, прочитайте слово,
записанное на доске.
На доске записаны буквы: п р а о р д и.
Дети. Мы не можем прочитать слово.
– Такого слова нет.
– Это просто буквы.
У. А разве этого недостаточно,
чтобы прочитать слово?
Д. Нет!
У. Попробуйте составить из всех
этих букв слово.
Пауза. Дети начинают поднимать руки.
– Я буду ходить по классу, а вы мне
на ушко скажете, что у вас получилось.
Учитель выслушивает ответы детей.
– Какое слово получилось?
Д. Природа.
У. Что оно означает?
Д. Это деревья, цветы, трава,
животные, солнце…
– Это то, что нас окружает.
У. Хорошо. Значит, «дом» – это
тоже природа.Посмотрите, сколько разных домов
вокруг.
Д. Нет, его же человек сделал.
У. Так что же такое природа?
Д. Природа – это то, что нас
окружает и возникло без участия человека.
У. Молодцы, верно!
На доску вывешивается карточка со
словом природа.
III. Открытие нового материала
У. Предлагаю вам сейчас
поработать в парах. У вас и у меня на столе
лежат карточки с рисунками объектов окружающего
мира. Выберите из них только рисунки объектов
природы.
Дети работают со следующим набором
карточек: дом, книга с очками, лиса, стрекоза,
лебедь, дерево, гора, волна, Луна. Учитель
смотрит за работой детей, проходя по классу.
– Какие карточки вы убрали?
Докажите свой выбор.
Д. Я убрал «дом» – его сделал
человек.
– Я убрала карточку с книгой и
очками, ведь их тоже сделал человек.
У. А я считаю, что к объектам
природы нельзя отнести Луну.
Д. Я с вами не согласен: ведь Луну
не человек создавал – значит, это объект природы.
– Я согласен с Сашей.
У. Продолжим работать в парах.
Теперь попробуйте разделить на две группы
карточки с рисунками объектов природы.
Расскажите, как вы выполнили это задание? Эля и
Вадим, выходите к моему столу, объясните свой
выбор.
Эля.
К первой группе мы отнесли лису, лебедя и
стрекозу, так как они умеют бегать, двигаться.
Вадим. Ко второй группе мы отнесли
горы, море, планету, дерево, так как они не могут
сами двигаться.
Учитель выдерживает паузу.
Д. Эля и Вадим, я с вами не
согласен. Дерево я отнес в первую группу. Я думаю,
что оно умеет двигаться, так как оно растет, а это
значит – двигается.
У. Кто же прав? Что-то я совсем
запуталась. Давайте попробуем разобраться с этим
сложным вопросом.
На доске учитель пишет вопросительный
знак.
– Прочитайте следующие признаки.
Признаки записаны на доске: рождение;
дыхание; питание; движение; умирание.
– Какая группа обладает этими
признаками?
Д. Я думаю, что первая группа.
Например, лиса рождается, дышит, ест, растет,
двигается и умирает.
– Я согласен. Эти же признаки есть у
стрекозы и лебедя.
У. Давайте вернемся к нашему
вопросу: к какой группе мы отнесем объект природы
«дерево»?
Д. Я
думаю, что к первой группе, так как дерево
рождается, то есть появляется из семечка, растет,
питается с помощью корней, дышит и погибает
(засыхает).
У. Вы согласны?
Д. Да, согласны.
Учитель прикрепляет объект природы
«дерево» в первую группу.
У. Как бы вы назвали объекты
природы первой группы?
Д. Живые.
Учитель прикрепляет на доску карточку
со словами живая природа.
У. А как мы назовем вторую группу?
Д. Неживые
объекты?
У. Замечательно!
Учитель прикрепляет на доску карточку
со словами неживая природа.
– Молодцы, ребята! Видите, как порой
бывает трудно определить, к живой или неживой
природе относится тот или иной объект природы.
IV. Физкультминутка
V. Работа по теме урока (продолжение)
У. Ребята, попробуйте
сформулировать тему нашего урока.
Д. «Живая и неживая природа».
У. Откройте, пожалуйста, учебник
на с. 18–19. Рассмотрите рисунок. Я думаю, что здесь
изображены только объекты природы.
Д. Я не согласен: одежду шьет
человек, значит, это не объект природы.
– Палка, которую держит старый
человек.
– Ошейник у собаки тоже не объект
природы, так как его сделал человек.
У. Назовите объекты живой природы.
Д. Яйца
– из них вылупляются птенцы.
– Обезьяна лазает по дереву, качает
детеныша.
– Орел охотится на цыплят.
– Курица с цыплятами.
– Собака. Старый человек. Дерево.
У. А есть ли здесь объекты неживой
природы?
Д. Это солнце, камни, песок, кость,
гнездо.
У. А я считаю, что кость – это
объект живой природы: она же есть у человека и у
всех животных.
Д. Я согласна с вами.
– А я нет: ведь кость не может
двигаться, есть, расти – значит, она неживая.
У. А у нас еще есть река. Вы
говорили, что вода относится к объектам неживой
природы, но ведь она же двигается! Может быть, вы
были не правы?
Д. Я думаю, что вода двигается,
потому что она стекает с высоты и под наклоном
течет.
– Да, я согласен. Точно так же ручеек
течет с горки.
У. А как же двигается дерево?
Д. Листья качаются из-за ветра,
даже ветки гнутся.
У. А если безветренный день?
Д. Я думаю, что листья
поворачиваются к солнцу. У моей бабушки на даче
есть растение, которое свои листья поворачивает
к солнышку.
У. Ребята, видите, какими надо быть
наблюдательными, чтобы все это заметить!
Посмотрите: у нас на столике в горшке растет
фиалка. Что надо сделать с ней, чтобы доказать,
что растение двигается? (Дети задумались и
молчат.) Вспомните, что нам рассказал Дима.
Д. Фиалку надо развернуть другой
стороной от света, от солнышка. Если листья
двигаются, то через какое-то время они опять
будут тянуться
к солнцу.
У. Молодец! Саша, подойди и
разверни цветок. Вы можете этот опыт провести и
дома. На следующем уроке окружающего мира мы
вернемся к нашему опыту. А теперь встаньте и
послушайте загадку: это объект живой природы, у
него есть перья, красный гребешок, он очень любит
червяков. Те, кто знают отгадку, садитесь.
Д. Это курица, петух.
– Нет, посмотри, у нас на картинке
курица!
У. А куда она бежит с цыплятами?
Д. Она боится, что орел украдет
цыпленка.
У. Я думаю, что все объекты природы
могут реагировать на то, что происходит в
окружающем их мире.
Д. Нет, косточка ведь не боится
собаки, хотя собака будет ее грызть.
– Я думаю, что только объекты живой
природы могут реагировать на что-то – испугаться
или обрадоваться.
VI. Подведение итогов
У. Молодцы, ребята! Мы хорошо
потрудились на уроке. Что вам понравилось?
Д. Мне понравилось из объектов
окружающего мира выбирать объекты природы.
– А мне понравилось, как мы доказывали,
почему объект природы «дерево» относится к
объектам живой природы.