Продолжение. См № 9, 12, 20/2008
г.
ХОД ЗАНЯТИЯ 11
Занятие начинается с пальчиковой
гимнастики.
Учитель. Покажите, пожалуйста,
пальчики. Пошевелите ими, разотрите ладони.
Пальчик с пальчиком хватаем:
Мы вагончики сцепляем.
Покачали – это кочки
(движение кисти руки),
Крепко держатся крючочки.
Повторяют несколько раз, меняя пальцы.
– Скажите, ребята, а где мы можем
увидеть вагоны?
Дети. Вагоны бывают у поезда,
трамвая.
У. В каком виде транспорта
используются вагоны?
Д. В наземном, подземном,
железнодорожном, городском.
У. А теперь давайте изобразим
некоторые виды транспорта. Какие именно –
отгадайте.
Учитель загадывает загадки:
Что за чудо – желтый дом!
Ребятишек много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином.
(Автобус.)
Дети изображают водителя,
управляющего автобусом.
Спозаранку за окошком
Стук, и звон, и кутерьма:
По прямым стальным дорожкам
Ходят красные дома.
(Трамвай.)
Дети поднимают руки над головой и
соединяют их в виде треугольника.
Удивительный вагон!
Посудите сами:
Провод в воздухе, а он
Держится рогами.
(Троллейбус.)
Дети поднимают руки вверх и изображают
«рога» троллейбуса.
За дымком, за свистком
Братья бегают гуськом.
(Поезд с вагонами.)
Дети становятся друг за другом и
двигаются, изображая поезд с вагонами.
Быстро в небе проплывает,
Обгоняя птиц полет.
Человек им управляет.
Что же это?
(Самолет.)
Дети разводят руки в стороны,
изображая самолет.
У. Какие виды транспорта,
названные вами, передвигаются по рельсам?
Д. Трамвай, поезд.
У. А знаете ли вы, откуда появилось
слово трамвай?
Дети читают текст, заранее написанный
на доске.
У английского слова трамвай две
части: трам – означает вагон, тележка, вай
(звучало – вэй) – путь, рельсы. Трамвай
– вагон, который бегает по рельсам.
– Где можно увидеть поезд?
Д. На железной дороге,в метро.
У. Хорошо известно всем:
Где метро, там буква М!
– Предлагаю познакомиться с таким
описанием метро.
Дети получают карточки с текстом.
Учитель читает, дети следят. Второй раз дети
читают текст цепочкой, по предложению.
Метро
Под аптеки и заводы,
Под закаты и восходы,
Под вокзалы и цветы,
Под каналы и мосты
И еще под очень много
Сверху вниз ушла дорога.
Где-то там на глубине –
Дивный мрамор на стене.
Там сверкает в подземелье
Россыпь яркая огней.
Там – гремучие тоннели
Из железа и камней.
Нас увозит синий поезд,
А над нами в потолке,
Ни о чем не беспокоясь,
Рыбки плавают в реке.
– Как автор описывает подземную
железную дорогу? Где она проходит?
Дети отвечают.
– А теперь мы с вами будем рисовать
поезд.
Дети составляют рисунки и штрихуют.
– Как вы думаете, какие фигуры нам
понадобятся, чтобы нарисовать поезд и вагоны?
Д. Прямоугольники, квадраты,
круги.
У. Составляем поезд из
геометрических фигур.
Дети обсуждают, как составить поезд,
создают свои иллюстрации и штрихуют.
ХОД ЗАНЯТИЯ 12
Учитель. Ребята, отгадайте загадку:
Шелестя, шурша травой,
Проползает кнут живой.
Вот он встал и зашипел:
– Подходи, кто очень смел.
Дети. Змея.
У. Изобразим змею.
Учитель проводит фонетическую
разминку. Используется движение приподнятой
руки с сомкнутыми в щепотку пальцами,
изображающей кобру.
У. Змея шипит: ш-ш-ш-ш-ш (дети
активизируют звуки).
Змея свистит: с-с-с-с-с-с,
А жук жужжит: ж-ж-ж-ж (убираем руку-змею).
Таким образом игра повторяется
несколько раз. Учитель помещает на доске
иллюстрацию с изображением змеи или берет
игрушку.
– Змея будет гостьей на уроке.
Покажите, пожалуйста, пальчики. Пошевелите ими,
разотрите ладони.
Как-то маленький удав
Захотел залезть под шкаф.
Он под шкафом растянулся,
А потом в клубок свернулся.
Дети кладут правую руку на парту
ладонью вверх, сгибают и разгибают указательный
палец. Затем проделывают то же самое левой рукой.
Повторяют упражнение несколько раз. Учитель
показывает иллюстрации с изображениями ужа,
гадюки, кобры.
– Можете ли вы назвать этих змей?
Змеи могут быть опасны, приближаться и трогать их
нельзя. Предлагаю поиграть.
В игре особое внимание следует
обращать на артикуляцию и дикцию при
воспроизведении предложенных фраз. Особенно это
полезно детям с нарушениями звукопроизношения.
Игра «Повторяй фразы»
У. Когда услышите слово змея –
бегите на месте.
Железный замок.
Желтый зонт.
Зеленый жук.
Зина забыла зонт у Жени.
Ужалила змея.
Жалуется жук – заболел зуб.
Женя и Зоя ужинают.
У змеи капюшон.
– Какие из представленных на
иллюстрации змей ядовиты? А какие безопасны?
Д. Безопасен уж, а гадюка и кобра
опасны для человека.
У. Кто знает, что ест уж?
Выслушиваются ответы учащихся.
Материал для учителя
Ужи, ужеобразные – семейство
пресмыкающихся, отряд змей. Длина тела достигает
3,5 м. Многочисленные зубы сидят на
челюстной, зубной, крыловидной и небной костях.
Окраска ужей часто пестрая, с ярким многоцветным
рисунком. Ужи широко распространены на всех
материках (исключая Антарктиду). Они ведут
наземный, древесный, полуводный или водный образ
жизни. Крупные ужи питаются рыбой, земноводными,
ящерицами, другими змеями, птицами и их яйцами,
небольшими млекопитающими. Мелкие ужи поедают
различных беспозвоночных, в том числе моллюсков
и дождевых червей. В России обитает два вида
ужей – обыкновенный и водяной.
(1. Терентьев П.В., Чернов С.А. Определитель
пресмыкающихся и земноводных. – 3-е изд. – М.,
1949. 2. Жизнь животных. – Т. 4 –
Ч. 2. – М., 1969.)
– А теперь прочитайте
стихотворение про ужа.
На доске – стихотворение, в котором
пропущены слова. Рядом прикреплены карточки со
словами груш, мышь, уж, льва.
Ленивый уж
Домашний (уж), съев восемь (груш),
Не смог поймать под шкафом (мышь).
– Ты стал ужасно неуклюж!
Весь день лежишь, лишь ешь да спишь!
– Ты зря ворчишь, – ответил (уж).
– Ты дай мне лучше двести (груш) –
Поймаю (льва), не то что (мышь)!
Дети читают стихотворение и
вставляют пропущенные слова.
– Я предлагаю вам сделать
иллюстрацию к этому стихотворению. Что может
быть изображено на рисунке?
Д. Уж и груши, уж и мыши, шкаф.
Обсуждается способ создания
иллюстрации, выполняется задуманное. Дети
штрихуют.
– Что мы сегодня узнали о змеях?
Выслушиваются ответы детей.
– Как мы смогли изобразить змею?
Представление работ.
ХОД ЗАНЯТИЯ 13
Учитель. Ребята, отгадайте
загадку.
Б сказала:
– Слушай, А,
Побежим искать слова!
Смотрят – бочка.
Буквы бочку
Покатили по песочку.
Бочка сделалась легка,
Унеслась под облака.
(Бабочка.)
Учитель помещает иллюстрацию бабочки
на доске.
– Покажите, пожалуйста, пальчики.
Пошевелите ими, разотрите ладони.
Вот красивый мотылек
Яркий увидал цветок,
Крылышками помахал,
Хоботком нектар собрал.
Дети скрещивают запястья обеих рук и
прижимают ладони тыльной стороной друг к другу,
вытягивают большие пальцы вперед и шевелят ими,
имитируя полет.
Игра «Найди второе крылышко»
На доске нарисованы крылышки бабочек.
Надо определить, сколько их спряталось. На
крылышках – части слов: крапив, он, глаз,
ница, капуст, павлиний, ница, ник,
ница, лимон, маха, ница, браж, шоколад.
Дети составляют названия бабочек. Учитель
показывает иллюстрации с изображениями этих
насекомых: капустницы, шоколадницы, павлиньего
глаза, бражника, махаона, лимонницы, крапивницы.
У. Составьте свой рассказ о
бабочке так, чтобы по описанию мы могли узнать ее.
Дети составляют описание в нескольких
предложениях, отгадывают по описанию бабочку.
– Предлагаю вам познакомиться с
рассказом, описывающим бабочек. После чтения
(слушания) вам предстоит ответить на некоторые
вопросы.
Текст можно раздать на карточках для
самостоятельного чтения, для фронтального
чтения по цепочке.
Раньше всех весной вылетает яркая
желтая бабочка лимонница. В середине лета над
капустными грядками порхают белые бабочки
капустницы. Знакома тебе бабочка крапивница, у
которой красные крылышки с черными и желтыми
пятнышками по краям? Красива бабочка павлиний
глаз, у которой можно увидеть четыре ярких пятна,
напоминающих глаза. Питаются бабочки нектаром
цветов.
– Ответьте на вопросы:
Какая бабочка белого цвета?
Какая бабочка появляется раньше
других?
Сколько пятен на крыльях у павлиньего
глаза?
Как выглядит крапивница?
Что едят бабочки?
– А теперь решите задачу: Вася, Саша и
Петя рисовали бабочек. У Пети не лимонница и не
крапивница. У Саши не белянка и не лимонница. У
кого какая бабочка нарисована?
Д. У Пети – белянка, у Саши –
крапивница, у Васи – лимонница.
У. А какого цвета крылышки у этих
бабочек?
Д. У Белянки – белые, у крапивницы
– пестрые, у лимонницы – желтые.
У. Давайте определим, какие фигуры
нам понадобятся, чтобы изобразить бабочку.
Д. Полукруг, овал.
У. Что еще можно включить в
композицию?
Д. Цветы.
Дети составляют рисунки, штрихуют, а
затем представляют работы. Завершить занятие
можно чтением стихотворения А.А. Фета
«Бабочка»:
Ты прав. Одним воздушным очертаньем
Я так мила.
Весь бархат мой с его живым миганьем –
Лишь два крыла.
Не спрашивай: откуда появилась?
Куда спешу?
Здесь на цветок я легкий опустилась
И вот – дышу.
Надолго ли без цели, без усилья
Дышать хочу?
Вот-вот сейчас, сверкнув, раскину крылья
И улечу.
ХОД ЗАНЯТИЯ 14
Учитель. Покажите, пожалуйста,
пальчики. Пошевелите ими, разотрите ладони.
Пальцы в гости приходили,
Тук, тук, тук – стучали в дверь.
Только дверь им не открыли:
Думали, там страшный зверь.
Дети постукивают по парте подушечками
всех пальцев.
– В какую дверь стучали гости?
Дети. В дверь дома.
У (помещает на доске слово дом).
В какой сказке братья строили дома из соломы,
прутьев, камня?
Д. В сказке «Три поросенка».
У. Какой дом оказался самым
прочным?
Д. Дом из камня.
У. А из чего люди строят дома?
Д. Из кирпича, бетона, дерева.
Учитель вывешивает иллюстрации с
изображениями разных домов: изба, хижина,
здание, юрта, иглу, чум.
У. Из чего построены эти дома?
Д. Из дерева, льда, шкур.
У. Где строят такие дома? Почему?
После беседы можно предложить детям
составить краткий рассказ об одном из этих домов.
– А из чего строят дома животные?
Познакомьтесь с одной из глав «Лесной газеты»
Виталия Бианки «Замечательные дома».
Учитель читает текст:
Замечательные дома
Оказывается, весь лес сверху донизу
занят сейчас под жилье. Свободного местечка
нигде не осталось. Живут на земле, под землей, в
воде, под водой, на деревьях, в траве и в воздухе.
В воздухе – дом у иволги. Она высоко над землей
подвесила к ветке березы легкую корзиночку,
сплетенную из пеньки, стебельков, волосков и
шерстинок. В корзиночке лежат иволгины яйца.
Прямо удивительно, как они не бьются, когда ветер
раскачивает ветку.
В траве – дома у жаворонков, лесных коньков,
овсянок и многих других птиц. Больше всех нашим
корреспондентам понравился шалашик
пеночкивеснички. Он из сухой травы и мха, с
крышей, вход сбоку.
В деревьях, в дуплах – дома у летяги (белка с
перепонками между лапами), у жуковдревоточцев и
короедов, у дятлов, синиц, скворцов, сов и других
птиц.
Под землей – дома у крота, мышей, барсука, у
ласточекбереговушек, у зимородка и разных
насекомых.
У чомги, водяной птицы из гагар, плавучее гнездо
на воде. Оно из кучи болотной травы, камыша и тины.
Чомга разъезжает на нем по озеру, как на плоту.
Под водой устроили себе домики ручейники и
водяной пауксеребрянка.
У. Что интересного вы узнали из
рассказа? Какие дома вам понравились?
Перескажите понравившиеся отрывки. Посмотрите
на доску. Вам надо заполнить схему. В
прямоугольники мы впишем, где есть дома у
животных. А на свободных строчках – названия
животных, которые там обитают.
На земле |
Под землей |
На дереве |
В воздухе |
В воде |
жаворонок
лесной конек
овсянка
пеночка |
крот
мышь
барсук
ласточка-береговушка
зимородок |
белка-летяга
жук-древоточец
короед
дятел
синица
скворец
сова |
иволга |
чомга
ручейник
паук-серебрянка |
По ходу работы получается схема.
Названия можно сокращенно обозначать первой
буквой. Можно дополнить схему, опираясь на опыт и
знания детей.
– Что самое главное в доме для зверя,
человека? Подберите слова, характеризующие дом.
На доске:
Д – добрый
О – общий
М – милый, мощный, мой |
– Составьте свой дом с помощью
геометрических фигур.
Дети составляют рисунки и штрихуют их.
ХОД ЗАНЯТИЯ 15
Учитель проводит пальчиковую
гимнастику.
Учитель.
Что за чудо! Вот так чудо!
Сверху блюдо, снизу блюдо!
Ходит чудо по дороге –
Голова торчит да ноги.
Дети сжимают ладони, поворачивают их
влево – вправо. Средний и указательный пальцы
делают шаги по столу. Дети сжимают и разжимают
кулачки, стоящие на парте.
– О ком эта загадка?
Дети. О черепахе.
Учитель помещает иллюстрацию с
изображением черепахи на доску.
У. Сегодня черепаха будет
гостьей на нашем занятии. Она принесла разные
веселые стихотворения о себе, игры и даже
рассказ. Прочитайте веселые стихи. (Учитель
раздает текст на карточках.)
Карточка 1
Черепаха всех смешит,
Потому что не спешит.
Но куда спешить тому,
Кто всегда в своем дому?
(Б. Заходер) |
Карточка 2
На часок мы зашли к черепашке.
Черепашка подала чайник и чашки,
Поползла потом к соседке за чаем.
Что-то долго мы хозяйку ожидаем.
(Г. Сапгир) |
Карточка 3
Живет спокойно, не спешит,
На всякий случай носит щит.
Под ним, не зная страха,
Гуляет черепаха.
|
Карточка 4
У Чере-черепашонка
Костяная рубашонка
Нет прочнее рубашонки,
Хоть носи ее сто лет.
Шили эту рубашонку
Своему Черепашонку:
Чере-мама, Чере-папа,
Чере-баба, Чере-дед.
(В. Орлов) |
Чтение детей выслушивается после
самостоятельного чтения-подготовки.
У. Спасибо, ребята. Черепахе очень
понравились веселые стихи. Она приглашает вас
поиграть с ней в чистоговорки: она начинает
фразу, а вы заканчиваете.
Ча-ча-ча, ча-ча-ча – на столе горит ... (свеча).
Чу-чу-чу, чу-чу-чу – молоточком я ... (стучу).
Чо-чо-чо, чо-чо-чо – не болит мое ... (плечо).
Чи-чи-чи, чи-чи-чи – на уроке не ... (кричи).
Чу-чу-чу, чу-чу-чу – дома азбуку ... (учу).
Молодцы! А еще Черепаха приготовила
такую задачу. Я буду читать стихотворение.
Посчитайте, сколько слов со звуком [ч’] в этом
стихотворении (25 слов) и сколько часов
Черепаха была в пути (больше 10 часов).
Стихотворение учитель читает два раза
для поиска ответа на каждый вопрос:
В четверг чародей черепаху Тортиллу
На чашечку чая просил заглянуть.
Чуть свет черепаха чепец нацепила,
Взяла чемодан и отправилась в путь.
Четыре часа по чащобе плутала,
Четыре часа с червячком проболтала,
Часок подремала под чахлым кустом,
Часок ото сна отходила потом.
Когда наконец-то на чашечку чая
Придя, черепаха взошла на порог,
Сидел чародей за столом и, скучая,
Дожевывал черствый черничный пирог.
(Т. Крюкова)
Получаем ответы на вопросы,
поставленные перед чтением стихотворения,
выделяем слова со звуком [ч’].
– И вот какую историю Черепаха
поведала чародею в гостях. (Текст приводится по
книге: Кто поможет Львенку? Богат В. – М.: ООО
«Алтей и К», 2000.)
Черепаха. У меня есть знакомый
маленький Львенок, которого я учила петь песенку.
(Можно использовать аудиозапись или спеть
вместе.) Львенок часто прибегает ко мне
поиграть или спросить о чемнибудь. Так вот
однажды после сильного дождя, когда воздух был
чистым и свежим, маленький Львенок решил
погулять и порезвиться. Он бегал, пока не
наткнулся на лужу.
«Интересно, – подумал Львенок, – а смогу ли я
через нее перепрыгнуть?»
Хорошенько разбежавшись, Львенок прыгнул и
перелетел через лужу. Теперь у него появилось
интересное занятие – прыгать через лужи!
Через некоторое время маленький Львенок увидел
огромную лужу. Он как следует разогнался,
прыгнул... Но лужа была очень большая, и Львенок
оказался в грязной и мутной воде. К тому же лужа
была еще и глубокая, поэтому Львенок испачкался
по самые кончики ушей. Коекак выбравшись, мокрый
Львенок уныло побрел к Черепахе, то есть ко мне.
«Откуда ты такой грязный?» – спросила я,
увидев Львенка. «Я прыгал через лужу», – тихо
ответил Львенок. «А если бы ты утонул?» – «Разве
можно утонуть в луже, она же не такая глубокая,
как озеро?» – возразил Львенок. «Но ведь ты же не
знаешь, какой она глубины», – заметила я. «Нет,
знаю! – упрямо твердил Львенок. – Если дно
видно – лужа неглубокая, а если дна не видно, то
глубокая!»
И тогда я спросила: «Послушай, маленький Львенок,
а как ты определишь глубину лужи, если вода в ней
очень грязная?» Львенок почесал лапой в затылке и
пошел думать. Может быть, вы, ребята, можете ему
помочь?
– Как помочь Львенку?
Д. Можно измерять глубину с
помощью какого-нибудь палочки прежде чем сделать
шаг.
У. Черепаха и Львенок благодарят
вас за совет.
Под музыку песни «Я на солнышке лежу...»
проводится физкультминутка.
– Черепаха просит вас нарисовать ее
портрет.
Дети придумывают рисунок и штрихуют
его.
Продолжение следует