Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №21/2008

Контрольные работы

Тамара Александровна Круглова ,
заведующая лаборатории педагогики и методики начального образования МИОО

Контрольные и проверочные работы за II четверть. Чтение

Чтение как вид речевой деятельности требует особого подхода к оценке качества знаний, умений и навыков обучающихся в начальной школе.
Предлагаемые контрольные работы являются примерными и выбираются учителем исходя из уровня сформированности навыка чтения не только класса в целом, но и каждого ученика в отдельности, а также с учетом требований вариативных авторских программ.
Индивидуальная проверка навыка чтения (чтение вслух) дает учителю достаточно полное представление об уровне сформированности данного навыка у младших школьников.
Обучающимся предлагается для чтения вслух незнакомый текст, доступный по содержанию. Учитель путем фиксации допущенных ошибок при чтении, определения числа необоснованных пауз, времени, затраченного на чтение, ответов на поставленные вопросы оценивает уровень освоения навыка чтения учащимися.
В 1-м классе тексты для прочтения нужно предлагать детям мягко, учитывая желание ребенка. Щадящий режим проверки позволит учителю определить уровень, на котором находится первоклассник, что особенно важно и для учителя, и для ребенка. На всем протяжении контроля ребенок должен осознавать, что ему доверили прочесть текст потому, что он уже «хорошо читает». Ситуация успеха должна сопутствовать ребенку не только в обычной работе, но и при проведении контроля.
Во 2-м, 3-м, 4-м классах контроль навыка чтения производится уже как «чтение вслух» и «чтение про себя». Тексты большого объема могут быть прочитаны двумя-тремя детьми (по цепочке). Ответы на вопросы можно будет построить в форме беседы, диалога.

Проверка читательских умений работать с текстом художественного произведения

2 класс

БРАТИШКА

У угла моей дачи стояла кадушка1, полная воды. Рядом куст бузины. На бузине сидели бок о бок два молодых воробья, совсем ещё молодых, с пушком, сквозящим из-за перьев, с ярко-жёлтыми пазухами по краям клювов. Один бойко и уверенно перепорхнул на край кадушки и стал пить. Пил – и всё поглядывал на другого, перекликался с ним на звенящем своём языке. Другой – чуть поменьше – с серьёзным видом сидел на ветке и опасливо косился на кадушку. А пить-то, видимо, хотелось – клюв был разинут от жары.
И вдруг я ясно увидел: тот, первый – он уже давно напился и просто примером своим ободряет другого, показывает, что ничего тут нет страшного. Он непрерывно прыгал по краю кадушки, опускал клюв, захватывал воду и тотчас ронял её из клюва и поглядывал на брата – звал его. Братишка на ветке решился, слетел к кадушке. Но только коснулся лапками сырого позеленевшего края – и сейчас же испуганно порхнул назад на бузину. А тот опять стал его звать.
И добился наконец. Братишка перелетел на кадушку, неуверенно сел, всё время трепыхая крылышками, и напился. Оба улетели.

(В. Вересаев)

___________________

1 Кадушка – небольшая деревянная посудина цилиндрической формы, сделанная из досок, стянутых обручами.

Проверка читательских умений работать с текстом художественного произведения

Прочитай текст «Братишка» В. Вересаева. Выполни задания. Отметь утверждения, соответствующие содержанию прочитанного текста.

1. Где происходят события, описанные в тексте?

В городе;
 в парке;
на даче.

2. На каком кусте сидели два молодых воробья?

На сирени;
на бузине;
на жасмине.

3. Какая стояла погода?

Теплая;
прохладная;
жаркая.

4. Отметь фразу из текста, определившую твой выбор характеристики погоды.

Клюв был разинут от жары;
воробушку хотелось напиться;
ярко светило солнце.

5. Подбери к словосочетанию ободряет примером близкие по значению фразы.

Показывает образец для подражания;
вселяет уверенность в собственных силах;
хвастается своей ловкостью.

6. Восстанови последовательность действий воробья, ободряющего своим примером братишку.

Захватывал воду;
опускал клюв;
прыгал;
ронял её.

7. Подумай, в каком значении употребляется в тексте слово братишка.

Младший брат;
старший брат.

8. Отметь предложение, выражающее главную мысль текста.

Добрый пример лучше ста слов.
Кто духом пал, тот пропал.
На Бога надейся, а сам не плошай.

Проверка читательских умений работать с текстом

Ф.И. учащихся

Выполнили всю работу
без ошибок

Допустили ошибки в заданиях

1

2

3

4

5

6

7

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Правильные ответы к заданиям

 

А

Б

В

Г

1.

 

 

+

 

2.

+

 

 

 

3.

 

 

+

 

4.

+

 

 

 

5.

+

+

 

 

6.

3

2

1

4

7.

+

 

 

 

8.

+

 

 

 

3 класс

Проверка навыка чтения вслух

ВСЮДУ ИЗВЕСТНЫ

Суворов с детства мечтал стать военным. Однако он был слабым и болезненным мальчиком. «Ну где же тебе быть военным! – смеялся над ним отец. – Ты и ружья не поднимешь!». Слова отца огорчили Суворова. Он решил закаляться. Наступят, бывало, зимние холода, все оденутся в тёплые шубы или вовсе не выходят из дому, а маленький Саша накинет лёгкую куртку и целый день проводит на улице. Наступит весна. Только вскроются реки, ещё никто и не думает купаться, а Суворов – бух в студёную воду. Его не страшили теперь ни жара, ни холод. Мальчик много ходил, хорошо научился ездить верхом. Суворов окреп. Шестнадцати лет он поступил на военную службу. Семьдесят лет прожил Суворов. Пятьдесят четыре из них он провёл в армии. Начал службу простым солдатом. Кончил её фельд-мар-ша-лом и ге-не-ра-лис-си-му-сом. Тридцать пять больших боёв и сражений провёл Суворов. Во всех он был победителем.

(137 слов)

(С. Алексеев)

Вопросы и задания

1. О чём мечтал маленький Саша?
2. Как Александр закалялся?
3. Сколько боёв и сражений выиграл Суворов?

УМНАЯ МАМА-ЖАВОРОНОК

Однажды семья жаворонков свила своё гнездо посреди засеянного поля. Когда прошло лето, малыши-жаворонки подросли. Пшеница тоже выросла.
И вот однажды хозяин вышел в поле, посмотрел на пшеницу и сказал своему сыну: «Я думаю, что пора убирать хлеб. Завтра я попрошу соседей, чтобы они пришли помочь мне».
Маленькие жаворонки услышали эти слова и побежали к матери: «Хозяин хочет завтра собирать урожай. Мы боимся, что он разрушит наше гнездо. Давай сегодня улетим с этого поля!» – «Сегодня мы ещё вне опасности, – сказала мама-жаворонок. – Мы можем остаться здесь ещё на один день».
На следующее утро хозяин и его сын вышли в поле. Они ждали долго-долго, но ни один сосед не пришёл помочь им. Все были заняты на своих полях.
На следующий день хозяин и его сын опять вышли в поле. Хозяин посмотрел на пшеницу и сказал: «Действительно, пора убирать её. Теперь попрошу моих братьев и сестёр, чтобы они пришли помочь мне».
Маленькие жаворонки услышали эти слова. Они испугались и побежали к маме. «Мама! – закричали они. – Хозяин хочет завтра убирать хлеб. Он собирается позвать на помощь своих братьев и сестёр».
«Не пугайтесь, – сказала мама-жаворонок. – Пока ещё опасности нет. Мы можем спокойно оставаться здесь ещё один день».
Действительно, на следующий день ни братья, ни сёстры хозяина не пришли. Все они сказали, что, к сожалению, очень заняты на собственных полях. На третий день хозяин встал рано утром, вышел в поле и стал работать один.
Когда мама-жаворонок увидела это, она сказала: «Вот теперь нам пора улетать. Потому что дело делается только тогда, когда человек делает его сам, а не ждёт, что ему сделают другие».

(Эзоп)

Проверка читательских умений работать с текстом художественного произведения

Прочитай басню «Умная мама-жаворонок» Эзопа. Выполни задания. Отметь утверждения, соответствующие содержанию прочитанного текста.

1. Как ты понимаешь выражение: Семья жаворонков свила своё гнездо?

Построила;
вылепила;
выкопала.

2. В какое время года происходят события, описанные в тексте?

Зимой;
весной;
летом;
осенью.

3. Каким злаком было засеяно поле?

Рожью;
овсом;
пшеницей.

4. Почему маленькие жаворонки предложили матери улететь с поля?

Пришла пора лететь в тёплые края;
испугались, что разрушат их гнездо;
стало мало корма.

5. Почему соседи и родственники отказали хозяину поля в помощи?

Были заняты на собственных полях;
были обижены на хозяина поля;
посчитали, что урожай ещё не созрел.

6. Подумай, какое выражение лучше других помогает понять главную мысль текста?

Дело делается только тогда, когда человек делает его сам, а не ждёт, что ему сделают другие.
Кто поздно встаёт, у того хлеба недостаёт.
Зима спросит, что припасено в осень.

7. Восстанови деформированный план текста.

Начало уборки урожая – пора перелёта.
Дом посреди засеянного поля.
Маленькие жаворонки предупреждают маму об опасности.
Мама-жаворонок не торопится улетать.

8. Запиши одну-две фамилии отечественных баснописцев.

Проверка читательских умений работать с текстом

Ф.И. учащихся

Выполнили всю работу без ошибок

Допустили ошибки в заданиях

1

2

3

4

5

6

7

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Правильные ответы к заданиям

 

А

Б

В

Г

1.

+

 

 

 

2.

 

 

 

+

3.

 

 

+

 

4.

 

+

 

 

5.

+

 

 

 

6.

+

 

 

 

7.

4

1

2

3

8.

 

 

 

 

4 класс

Проверка навыка чтения вслух

ЧЕРЕПАХА

Черепаха носит свой домик на спине. C ним она повсюду ходит и спит, где хочет. Не торопится вернуться домой, как мы! Как только стемнеет, черепаха укладывается в своём домике и спит. А как только взойдёт солнце, домик нагревается, и черепаха понимает, что уже день. Из домика видна её головка. Черепаха смотрит вокруг своими красивыми глазками. Она радуется зелёной траве и цветам. Черепаха ходит очень медленно. Ведь домик носить тяжело. Мы бежим за ней и догоняем её. И Шарик бежит за нами. Он стоит возле черепахи и лает. Она не пугается. Шарик вдруг бросается на неё. Но она быстро прячет головку. Шарик ждёт, когда головка снова покажется. Как только она выглядывает, он бросается на неё и лает. И головка снова прячется. Шарик обиделся, отошёл в сторону. Черепаха осторожно выглянула. Шарик не тронулся с места. Она оглянулась и медленно поползла по зелёной траве. Шарик признал себя побеждённым!

(145 слов)

(Д. Габе)

Вопросы и задания

1. Какое животное носит свой домик на спине?
2. Почему черепаха ходит медленно:
3. Куда она прячет свою голову в случае опасности?

ДВЕ ЛЯГУШКИ

Жили-были две лягушки. Были они подруги и жили в одной канаве. Но только одна из них была настоящая лесная лягушка – храбрая, сильная, весёлая, а другая – ни то ни сё: трусиха была, лентяйка, соня. Про неё даже говорили, будто она не в лесу, а где-то в городском парке родилась.
Но всё-таки они жили вместе, эти лягушки.
И вот однажды ночью вышли они погулять.
Идут себе по лесной дороге и вдруг видят – стоит дом. А около дома погреб. И из этого погреба очень вкусно пахнет: плесенью пахнет, сыростью, мохом, грибами. А это как раз то самое, что лягушки любят.
Вот забрались они поскорее в погреб, стали там бегать и прыгать. Прыгали, прыгали и нечаянно свалились в горшок со сметаной.
И стали тонуть.
А тонуть им, конечно, не хочется.
Тогда они стали барахтаться, стали плавать. Но у этого глиняного горшка были очень высокие скользкие стенки. И лягушкам оттуда никак не выбраться.
Та лягушка, что была лентяйкой, поплавала немножко, побултыхалась и думает: «Всё равно мне отсюда не вылезти. Что ж я буду напрасно барахтаться? Уж лучше я сразу утону».
Подумала она так, перестала барахтаться – и утонула.
А вторая лягушка – та была не такая. Та думает: «Нет, братцы, утонуть я всегда успею. Это от меня не уйдёт. А лучше я ещё побарахтаюсь, ещё поплаваю. Кто знает, может быть, у меня что-нибудь и выйдет».
Но только – нет, ничего не выходит. Как ни плавай – далеко не уплывёшь. Горшок узенький, стенки скользкие – не вылезти лягушке из сметаны.
Но всё-таки она не сдаётся, не унывает.
«Ничего, – думает, – пока силы есть, буду бороться. Я ведь ещё живая – значит, надо жить. А там – что будет».
И вот из последних сил борется наша лягушка со своей лягушачьей смертью. Уж вот она и сознание стала терять. Уже вот захлебнулась. Уж вот её ко дну тянет. А она и тут не сдаётся – знай себе лапками работает. Дрыгает лапками и думает: «Нет! Не сдамся! Шалишь, лягушачья смерть…»
И вдруг – что такое? Вдруг чувствует наша лягушка, что под ногами у неё уже не сметана, а что-то твёрдое, что-то такое крепкое, надёжное, вроде земля. Удивилась лягушка, посмотрела и видит: никакой сметаны в горшке уже нет, а стоит она на комке масла.
«Что такое? – думает лягушка. – Откуда здесь взялось масло?»
Удивилась она, а потом догадалась: ведь она сама лапками своими из жидкой сметаны твёрдое масло сбила.
«Ну вот, – думает лягушка, – значит, я хорошо сделала, что сразу не утонула».
Подумала она так, выпрыгнула из горшка, отдохнула и поскакала к себе домой – в лес.
А вторая лягушка осталась лежать в горшке.
И никогда уж она, голубушка, больше не видела белого света, и никогда не прыгала, и никогда не квакала.

(Л. Пантелеев)

Проверка читательских умений работать с текстом художественного произведения

Прочитай текст «Две лягушки» Л. Пантелеева. Выполни задания. Отметь утверждения, соответствующие содержанию прочитанного текста.

1. Где жили подруги-лягушки?

В погребе;
в канаве;
в лесу;
в парке.

2. Отметь черты, присущие настоящей лесной лягушке.

Храбрая;
трусиха;
сильная;
лентяйка;
соня;
весёлая.

3. В какое время суток подруги вышли погулять?

Днём;
вечером;
ночью;
утром.

4. Зачем лягушки забрались в погреб?

Чтобы полакомиться сметаной;
из погреба очень вкусно пахло;
лягушкам захотелось узнать, что в погребе.

5. Почему одна из лягушек утонула?

6. Храбрая лягушка продолжала барахтаться в горшке, потому что:

решила доплыть до края горшка;
решила бороться до конца со смертью;
решила сбить масло из жидкой сметаны.

7. Как ты понимаешь выражение: Шалишь, лягушачья смерть?

Играешь;
ничего у тебя не выйдет;
придумываешь;
фантазируешь.

8. О чём главном хотел сказать нам автор?

Об опасности, которая может подстерегать в погребе;
о вкусных запахах из погреба;
о правилах поведения в сложных ситуациях;
о том, что никогда не нужно падать духом.

9. Составь план текста.

1) Проживание подружек в канаве.
2) ... .
3) ... .
4) ... .
5) Победа!

10. В какой из сборников можно было бы поместить это произведение?

«Сказочные истории»;
«Басни»;
«Рассказы о природе»;
«Рассказы о животных».

11. Какая из лягушек тебе понравилась и чем?

Проверка уровня начитанности

1. Определи жанры, которые можно включить в раздел устного народного творчества.

Сказки;
летописи;
басни;
былины;
пословицы;
_______________

2. Определи жанр произведения.

Посреди поля чистого,
На закате красна солнышка,
На восходе ясна месяца
На заставу богатырскую
Собирались на походный совет
Славнорусские богатыри:
Думу думали, раздумывали,
По нарядам снарядились.

Сказка;
былина;
летопись;
...

3. Рассмотри репродукцию картины В. Васнецова «Богатыри». Персонажами какого жанра являются эти герои?

Сказки;
летописи;
былины;
...

4. Запиши имя одного из былинных героев.

5. Какие персонажи (2–3) тебе встречались чаще всего в сказках о животных.

6. Запиши традиционных героев (2–3) русских волшебных сказок.

7. Из какой сказки А.С. Пушкина к нам пришла поговорка: остаться у разбитого корыта?

«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»;
«Сказка о рыбаке и рыбке»;
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

8. Запиши 1–2 фамилии писателей-сказочников.

9. В какой из разделов книги можно поместить произведения писателей: Н.Н. Сладкова, В.В. Бианки, Е.И. Чарушина?

«О братьях наших меньших»;
«Делу время – потехе час»;
«Доброе братство дороже богатства».

10. С какими жанрами произведений Л.Н. Толстого ты знаком?

Сказки;
повести;
басни;
стихи;
...

11. Запиши 2–3 фамилии поэтов, чьи произведения о зиме ты читал.

12. Запиши название последней из прочитанных тобой книг.

Проверка читательских умений работать с текстом

Ф.И. учащихся

Выполнили всю работу без ошибок

Допустили ошибки в заданиях

 

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Правильные ответы к заданиям

 

А

Б

В

Г

Д

Е

1.

 

+

 

 

 

 

2.

+

 

+

 

 

+

3.

 

 

+

 

 

 

4.

 

+

 

 

 

 

5.

 

 

 

 

 

лентяйка

6.

 

+

 

 

 

 

7.

 

+

 

 

 

 

8.

 

 

 

+

 

 

9.

 

 

 

 

 

 

10

+

 

 

 

 

 

11.

 

 

 

 

 

 

Проверка навыка чтения вслух

Проверка навыка чтения вслух (2, 3, 4 классы)