Продолжение. См. № 17/2008
В последнее время можно услышать
сетования учителей начальных классов на то, что
дети приходят очень разные, разного возраста, с
разной подготовкой, и это создает большой
комплекс проблем. Нужна ли предшкольная
подготовка?
М.М. Действительно, за последние 15
лет в России сложилась система предшкольной
подготовки детей: есть так называемые
развивающие группы, есть дошкольные гимназии.
Эти группы могут быть организованы в системе
дополнительного образования, при детских садах и
школах, есть варианты частных групп, но вне
зависимости от названий и форм организации
занятий в большинстве из них детей учат
читать, писать, считать. Разумеется, подготовка к
школе ведется во всех дошкольных
образовательных учреждениях, однако нередко
ребенок ходит и в детский сад, и в группу
подготовки к школе. Думаю, это связано и с
возросшими требованиями школы к подготовке
детей, и с тем, что система развития и воспитания
в детском саду требует изменений. Предшкольная
подготовка необходима каждому ребенку. Конечно,
ее формы могут быть разными: кто-то будет
заниматься с ребенком дома, кого-то будут водить
в группу 2–3 раза в неделю, с кем-то будут
заниматься в детском саду.
Может быть, лучше готовить всех детей в
детском саду, как было раньше?
М.М. Если бы 20 лет назад сказали, что
больше половины детей ходить в детский сад не
будут, то мы бы сильно удивились. Тогда больше 90%
детей готовились к школе именно в детском саду, и
«детсадовская» система подготовки осталась до
сих пор. Другой вопрос – что ее нужно менять.
Однако теперь в детские сады ходят не более 40%
детей – это в среднем по России. Есть регионы, где
в детские сады ходят 20% детей. А есть места, где
ребенка записывают в детский сад в момент
рождения, но он в него так и не попадает. Думаю,
что в ближайшие годы ситуация кардинально не
изменится.
Получается, что за воспитание и
обучение дошкольника отвечают родители, они же и
платят.
М.М. Та подготовка, о которой мы
говорим, во всем мире называется доначальным
образованием. К нам этот термин пока еще не
пришел, но работа с ребенком, как правило,
начинается за год-два до школы. Эту работу в
большинстве стран оплачивает государство.
Например, в Англии с прошлого года подготовка
к школе начинается с 3–4 лет – это 12
оплачиваемых часов в неделю.
В Министерстве образования и науки мы обсуждали
вопрос о том, может ли государство позволить себе
оплачиваемую доначальную подготовку детей с 5,5
до 6,5 лет, то есть за год до школы для всех детей, и
можно ли это сделать. Можно, и вопрос этот вполне
разрешим. Разумеется, это пока только проект, но
представим себе, что мама ребенка 5,5 лет
получила сертификат на 12 оплаченных часов в
неделю. Ребенку нужен логопед, а этот
сертификат действует как оплата логопеду.
Ребенку нужны занятия в группе подготовки к
школе – это 2 раза в неделю по 3 занятия – еще
6 часов, и она ведет ребенка в группу
подготовки к школе. Возможно посещение
музыкальной школы и (или) спортивной секции.
На мой взгляд, 12 часов – оптимальный вариант
организации комплексной и системной подготовки
ребенка к школе.
Статья опубликована при поддержке сайта газеты "Вечерняя Москва", на интернет-страницах которого представлены материалы, представляющие интерес для самого широкого круга читателей. Причем читателей не только из столицы, но и из самых разных уголков нашей страны. Например, информация об особенностях английского образования на портале http://vm.ru/, думаем, заинтересует не только столичных старшеклассников и выпускников, но и молодых людей со всех уголков нашей страны, которые хотят получить или продолжить свое образование в лучших британских учебных заведениях. Кроме того, сайт vm.ru - это городские новости режиме онлайн, а также самая актуальная информация о важных, значимых и просто интересных событиях в мире политики, экономики и бизнеса, культуры и спорта, образования и науки.
Как, по вашему мнению, должна быть
организована подготовка к школе?
М.М. К сожалению, на подготовительных
занятиях часто проводятся уроки чтения, письма,
математики, но это просто «натаскивание», а не
комплексная и системная работа по развитию
ребенка. Подготовка к школе – это и личностное, и
социальное, и физическое, и познавательное
развитие. Причем, и это стоит отметить особо,
занимаясь с ребенком, невозможно развивать
какую-то одну сторону познавательной
деятельности, например речь или моторику,
внимание или память. В любом случае, играя с ним,
мы способствуем развитию многих познавательных
функций. Важно правильно выстроить систему
занятий и заданий, игр, действий, которые ему
предлагаются. Важно, чтобы было интересно, так
как внимание в дошкольном возрасте
поддерживается прежде всего интересом. Важно,
чтобы любое занятие давало положительный
эмоциональный настрой.
Вы автор большого комплекта
развивающих тетрадей для подготовки к школе. К
какой программе готовит ваш комплект «Ступеньки
к школе»?
М.М. Этот комплект не предназначен
для подготовки к какой-либо конкретной программе
обучения, так как это система комплексного
развития ребенка. Основные принципы и подходы,
методы работы, на основе которых выстроены все 13
тетрадей, разрабатываются в нашем институте
более 20 лет. Это очень серьезные комплексные
исследования функционального развития ребенка и
только потом – выход в практику, который
позволяет уже работать учителю, родителю,
психологу, любому специалисту с детьми
предшкольного возраста в соответствии с его
возможностями и особенностями.
Расскажите подробнее о развивающих
тетрадях комплекта «Ступеньки к школе».
М.М. Во-первых, я должна заметить, что
в комплект входит методическое пособие для
педагогов и родителей, которое так и
называется – «Ступеньки к школе». В этом
пособии есть разделы, которые помогут понять, как
растет и развивается школьник, как организовать
занятия, есть ли особенности занятий с
леворукими, медлительными, гиперактивными, часто
болеющими детьми, и даже как определить
готовность к школе, а каждая из 13 тетрадей
имеет какое-то одно ведущее направление занятий.
Например, тетрадь № 1 «Тренируем пальчики» –
развитие мелкой моторики. Но хочу еще раз
подчеркнуть – есть ведущее направление, но
все задания в каждой тетради выстроены так, что
способствуют развитию организации деятельности,
внимания, памяти, мышления и т.п.
Имеет ли какую-то специфику подготовка
к школе в группах временного пребывания?
М.М. Во-первых, это небольшая
продолжительность каждого занятия, Во-вторых,
небольшое количество занятий. Если в течение дня
проводятся 2–3 занятия по 20–30 минут, то в общей
сложности (даже если есть часовая прогулка между
вторым и третьим занятиями) это займет 2 часа. Как
показывает наш опыт – а мы пробовали и изучали
разные варианты, – таких занятий в течение дня и
недели может быть не больше трех, этого вполне
достаточно. За год системной и комплексной
работы можно сделать очень и очень много.
Какие преимущества имеет организация
работы в группах временного пребывания?
М.М. Во-первых, эффективность
использования помещений и оборудования. В
течение дня в одном помещении может проработать
три группы, и тогда не будет разговоров о
нехватке помещений, оборудования и т.д.
Во-вторых, эффективность использования
квалифицированных специалистов: одно дело, когда
специалист целый день занимается с одной
группой, а другое – когда он может поработать
в трех.
В-третьих, эффективность использования времени.
Ребенок 5–6 лет способен сконцентрироваться,
работать внимательно, интенсивно и с высокой
отдачей не более чем 3 раза в неделю и не более
чем на 3 занятиях по 20 минут. Это 20-минутные
игры-занятия в разной форме, в разных
вариантах, потому что основная деятельность
ребенка дошкольного возраста, конечно же, –
игра. Но это может быть игра-занятие в виде
выполнения определенного задания.
Пожалуй, самое главное – это возможность
индивидуальной работы. Мы рекомендуем группу не
меньше 7 и не больше 12 человек.
В этом случае и ребенок, и педагог готовы
взаимодействовать. Небольшую группу можно
разбить на еще меньшие для проведения
определенного вида занятий в зависимости от
деятельности, от умения ребенка воспринимать
речевую инструкцию, сосредоточиться на
определенном виде деятельности и т.п. При
такой работе можно использовать самые различные
сочетания развивающих тетрадей: одному нужно
сделать упор на развитие моторики, другой может
слушать сказку, чтобы ее пересказать. Эта
естественная вариативность вытекает из
индивидуальных особенностей ребенка. А без их
учета выстроить эффективную программу
невозможно.
И последнее преимущество – это возможность
эффективного взаимодействия с родителями. Ничто
не дает такого эффекта при работе с дошкольником,
как присутствие родителей. Они многому учатся,
причем учатся потому, что наблюдают работу
воспитателя и педагога, и не только со своим
ребенком, учатся в реальной ситуации общения и
обучения. В дальнейшем это идеальные
родители-волонтеры – ваши помощники, что поможет
вам также индивидуализировать работу.
Вы считаете, что необходима
индивидуальная работа при подготовке к школе?
М.М. Да, фронтально работать с
дошкольниками практически невозможно. Это
связано с тем, что «ножницы» биологического и
паспортного возраста достигают в дошкольном и
младшем школьном возрасте 1,5–2 лет.
В первый класс приходят дети разного паспортного
возраста. Хорошо, что родители теперь научились
лучше видеть биологический возраст и пытаются
понять, по силам ли будет ребенку школа. А значит,
они, пусть даже интуитивно, учитывают его
биологический возраст. И поэтому в первом
классе могут быть дети и 6,5 лет, и 7,5, и 8,5,
функционально находящиеся примерно на одном
уровне биологического развития. Это еще раз
показывает, что при подготовке к школе нужно
также учитывать особенности индивидуального
развития каждого ребенка.
Есть ли такие учебно-методические
комплекты, по которым такую подготовку могли бы
вести не только педагоги и воспитатели, но и
родители?
М.М. Есть два таких комплекта,
разработанных с учетом возрастных особенностей
развития ребенка. Первый – УМК «Азбука» (авт.
М.М. Безруких и Т.А. Филиппова, изд-во «Ювента»),
включающий уникальную «Азбуку» для совместной
работы взрослых и ребенка, 4 развивающих тетради
к «Азбуке» и 8 развивающих тетрадей по темам
«Одежда», «Овощи», «Время» и т.п., а так- же
специальную тетрадь «Учимся писать буквы».
Второй – УМК «Ступеньки к школе», включающий
методическое пособие и 13 развивающих тетрадей, и
«Ступеньки к грамоте», включающий 5 развивающих
тетрадей (авт. М.М. Безруких, Т.А. Филиппова,
изд-во «Дрофа»). Эти комплекты уже в течение 10 лет
используются при подготовке детей к школе и в
детских садах, в группах временного пребывания и
при индивидуальной работе с детьми. Сейчас по
этим комплектам работают с дошкольниками более
чем в 40 регионах России.
И последнее – для чего нужна подготовка
к школе?
М.М. Если подготовка к школе комплексно,
рационально организована, учитывает возрастные
и индивидуальные особенности ребенка, то есть
надежда на успешную адаптацию в школе, снижение
вероятности возникновения школьных трудностей,
сохранение физического и психического здоровья
наших детей.