|
||
Анна
Вачьянц
,
|
IV. Обитатели морей
План
1. Поиск информационного и иллюстративного
материала о морских обитателях.
2. Детские рисунки обитателей морей.
3. Художественный коллаж «Подводный мир»
(коллективная работа).
4. Компьютерный коллаж «Обитатели морей»
(коллективная работа).
Море издавна влекло человека.
Оно всегда кормило людей, давало возможность
торговать, путешествовать, общаться друг с
другом.
Его глубины населяют множество обитателей, они
хранят в своих пучинах загадочные существа и
множество тайн.
V. Легенды и сказки моря
План
1. Поиск материала о мифологических и
сказочных морских персонажах.
2. Подборка и чтение сказок разных народов о
море.
3. Художественный и компьютерный коллаж
«Царство Посейдона» (коллективная работа).
4. Детские рисунки с иллюстрациями морских
сказок и легенд (индивидуальная работа).
СЧАСТЛИВЫЙ МАЛЬЧИК
(иранская сказка)
Многомного лет тому назад жили в
лачуге на опушке леса муж и жена. Их сынишка
целыми днями играл со сверстниками. А по вечерам
отец учил его грамоте. Однажды мать сказала ему:
«Пора тебе, сынок, помогать отцу. Сегодня нам
нечего есть. Ступайка к морю и налови рыбы».
Мальчик взял невод и отправился на берег моря.
Там он закинул невод и, вытащив его, увидел
маленькую рыбку – золотистокрасносинюю. Рыбка
жалобно взглянула на мальчика и проговорила
человеческим голосом: «Пусти меня в море,
мальчик. В награду я дам тебе волшебные ножницы:
все, что ты ими вырежешь, будет настоящим».
Мальчик пожалел рыбку и отпустил ее в море. В тот
же миг в руках у него появились ножницы.
Оглядевшись, мальчик увидел упавший с дерева
большой лист, поднял его и вырезал дворец. Вдруг
дворец стал увеличиваться, расти, пока не
оказался выше окрестных холмов. Тогда мальчик
набрал листьев – желтых, зеленых, красных,
коричневых – и стал вырезать из них деревья и
цветы. И вот вокруг дворца раскинулся цветущий
сад. Мальчик вырезал из бумаги одежду для матери,
отца и себя. Облачившись в шелка и бархат, они
отправились во дворец и зажили богаче всех
соседей.
Много ли, мало ли времени прошло, только мальчик
затосковал: ему так хотелось побегать на воле, а
его не выпускали ни в лес, ни к морю, опасаясь, как
бы рыбка не потребовала назад свои волшебные
ножницы. Мать не позволяла ему дружить с детьми
бедняков и постоянно твердила: «Береги новую
одежду, не валяйся в песке! Не пачкайся, не делай
того, не делай этого!» Опостылела мальчику такая
жизнь. Однажды ночью он потихоньку выбрался из
своей комнаты, перелез через ограду и побежал к
морю. На берегу мальчик громко крикнул: «Рыбка,
рыбка, золотистокрасносиняя! Я пришел сказать
тебе, что мне не нужен твой золотой дворец! Помоги
мне, рыбка, верни прежнюю жизнь!
Наконец трехцветная рыбка выплыла и сказала:
«Пусть будет потвоему, дружок! Ты теперь богат, но
богатство, не нажитое трудом, не приносит счастья
и радости. Утром, когда взойдет солнце, брось
ножницы в море – и ты будешь счастлив, как
прежде».
С первыми лучами утреннего солнца мальчик бросил
ножницы в море, и от дворца не осталось и следа.
Когда он вернулся домой, на пороге старой лачуги
стояла его мать. Она ждала сына и ласково
улыбалась.
В
античной мифологии владыкой моря был ПОСЕЙДОН
(у римлян НЕПТУН) – сын Кроноса и Реи, брат
Зевса и Аида.
Посейдон могуч и стихиен. Он живет не на Олимпе, а
в собственном роскошном дворце на дне моря. По
морю Посейдон мчится на колеснице, запряженной
длинногривыми конями. В руке у Колебателя
Земли трезубец, который наряду с дельфинами и
конями считают его символом.
НИМФЫ
в греческой мифологии были божествами природы и
ее живительной силы. Бывают нимфы рек, морей,
источников: ОКЕАНИДЫ, НЕРЕИДЫ, НАЯДЫ.
Морские божества нереиды были дочерьми Нерея. Их
было пятьдесят. Нереида Амфитрита была супругой
Посейдона. Их сын Тритон считался владыкой
морских глубин.
С морем связаны многие сказки и легенды. В них
встречаются рыбы, полурыбы-полулюди, морские
животные и чудовища: рыба-кит, сирены, золотая
рыбка, морской змей, крылатые рыбы, гигантский
осьминог. За многими легендами могут скрываться
еще не раскрытые загадки природы.
Одно из самых почетных мест в легендах занимает КИТ.
Древние славяне считали, что земля плавает среди космического океана на трех китах: «На Китах-рыбах земля основана; когда Кит-рыба поворотится, тогда белый свет наш покончится». Добрые киты спасали гибнущие суда, злые же их собратья, напротив, губили мореходов вместе с их судами.
Принятый матросами за остров и
разбуженный ими кит нападает на корабль.
(Из арабской сказки «Синдбад-мореход») Немецкая
гравюра XVI века
СИРЕНА в греческой мифологии – морская нимфа, имевшая внешность женщины-птицы. Сирены заманивали своим сладкоголосым пением мореходов и на берегу убивали их. Из античных мифов, связанных с сиренами, наиболее известны эпизоды с аргонавтами и Одиссеем. Одиссей по совету волшебницы Кирки повелел своим спутникам привязать себя к мачте, предварительно залив уши своих товарищей воском. Так он оказался единственным смертным, слышавшим пение сирен и не погибшим.
Три сирены из средневекового бестиария. Рисунок с античной вазы
Одиссей и сирены
Из всех представителей так называемой фантастической фауны МОРСКОЙ ЗМЕЙ представляется наиболее реальным.
Морские змеи огромных размеров вызывали у моряков и рыбаков панический страх. К ним относится и знаменитое лох-несское чудовище, слава о котором начиная с 1933 года идет по всему миру. И хотя многочисленные экспедиции пока не обнаружили в озере Лох-Несс никакого морского змея, надежды на такое сенсационное открытие все еще остаются.
Огромных фантастических ОСЬМИНОГОВ называют иногда СПРУТАМИ. У осьминога уникальное строение тела. Его огромная округлая голова является одновременно туловищем, из которого растут длинные щупальца.
Нападение осьминога на корабль. Рисунок с гравюры XVI века
Одна из самых удивительных сказочных рыб древности – РЕМОРА. Само ее название по-латыни означает «препятствие». Считалось, что эта маленькая рыбка (ее длина не больше трети метра), столкнувшись с кораблем, может остановить его. Знаменитый античный историк Плиний Старший утверждал, что «во время Актиумской битвы одна ремора остановила корабль Антония». Рассказывали также о том, что ремора могла доставать со дна затопленное золото.
В Средние века изображение этой рыбы использовали в геральдике, помещая ее на герб или эмблему вместо змеи как символ воли к сопротивлению.
РУСАЛКИ – сказочные существа в виде красивых девушек с распущенными волосами и рыбьим хвостом.
VI. Звуки моря
План
1. Прослушивание в процессе
творческой работы аудиокассеты «Наедине с
природой. Море».
2. Знакомство с творчеством Н.А.
Римского-Корсакова, К. Дебюсси, с живописью и
музыкой М.К. Чюрлёниса.
3. Прослушивание отрывков из оперы «Садко» Н.А.
Римского-Корсакова.
4. Детские иллюстрации к опере «Садко»
(индивидуальная работа).
Б. Кукулиев. «Садко в подводном царстве»
Творчество Н.А. Римского-Корсакова
Николай Андреевич
Римский-Корсаков был непревзойденным мастером
музыкального пейзажа, особенно морской стихии –
то безмятежно спокойной, то грозной и свирепой.
Закончив в юности Морской корпус, юный
гардемарин Римский-Корсаков совершил
трехгодичное плавание, во время которого он
восторгался красотой морского пейзажа. А став
композитором, в течение всей жизни изображал ее
оркестровыми красками.
Симфоническая картина «Садко» – о приключениях
новгородского купца, попавшего после
кораблекрушения в подводное царство – легла
впоследствии в основу оперы того же названия.
Незабываемые картины моря рисует композитор и в
симфонической поэме «Шехерезада», и в опере
«Сказка о царе Салтане».
Песни гусляра Садко покорили сурового Морского
царя. За эти песни полюбила Садко прекрасная
Морская царевна. Под веселый гусельный наигрыш
пускается в пляс все подводное царство.
Эту картину, которая сделала Репина академиком
живописи, заказал художнику великий князь
Владимир Александрович. На картине изображен
момент, когда герой новгородских былин Садко
выбирает себе невесту в царстве Морского царя. И
выбирает он не богато украшенную красавицу, а
скромную, застенчиво укрывшуюся в дальнем углу
Чернаву.
И. Репин. «Садко в подводном царстве»
(1876)
(Русский музей, Санкт-Петербург)
Причудливый и фантастический мир морских сказок и легенд находит свое выражение в музыке. Один из таких примеров – «Пляска сереброчешуйчатых и златоперых рыбок» – это не просто веселая пляска резвящихся в подводном царстве рыбок, а танец красок и бликов – золотых, серебряных, сверкающих, изменчивых.
Творчество художника и музыканта М.К. Чюрлёниса
Каунасский художественный музей
Микалоюса-Константинаса Чюрлёниса обладает
удивительным богатством, ценимым как
музыкантами-знатоками, так и истинными
любителями живописи, – здесь хранятся работы
художника, творчество которого все больше
привлекает к себе внимание и философов.
Становление Чюрлёниса (1875–1911) как живописца
началось в годы учебы в Варшавском музыкальном
институте (1893–1899). Приезжая на каникулы в
Друскининкай, он зарисовывает окрестные пейзажи,
деревья, костелы, Неман, стремясь всего лишь к
достижению сходства с тем, что видел и любил.
Уже в этих непрофессиональных первых попытках
отчетливо различима удивительная особенность
видения им природы: в контуре облака, силуэте
дерева, очертаниях холма Чюрлёнис выявляет
антропоморфные черты, что придает его штудиям
сказочную, поэтичную метафоричность и
свидетельствует о заложенном в нем чувстве
художественного образа и богатейшем
воображении. Эти занятия носят еще эпизодический
характер, но, возможно, именно они нашли свое
тематическое отражение в музыкальных
произведениях, став своеобразными эскизами для
разработки музыкальных тем леса, моря,
передающих голос ветра, шепот сосен, шум волн.
VII. Итоги
План
1. Подготовка викторин «Угадай-ка» и «Знаешь
ли ты?».
2. Оформление выставки творческих работ
учащихся.
3. Подборка и структурирование материалов к
проекту.
4. Запись диска и презентация проекта.
Викторины
I. Угадай-ка
Определите имена художников и названия представленных картин, посвященных морю.
Учитель может найти репродукции картин, перечисленных в ответах к викторине или предложить детям подборку своих материалов.
II. Знаешь ли ты?
1. Кто написал фигуру А.С. Пушкина в картине И.
Айвазовского «К морю»?
2. Какой русский композитор был мастером
музыкального пейзажа, прекрасно передавая в
своих музыкальных произведениях водную стихию?
3. Воды какого моря обладают самой большой
прозрачностью?
4. Как прежде называлось Каспийское море?
5. Как раньше называли Балтийское море?
6. Как называется самый длинный морской пролив,
который принадлежит России?
ОТВЕТЫ К ВИКТОРИНАМ
I. Список репродукций к викторине «мир моря в картинах художников».
1. Уильям Тёрнер. Последний рейс корабля
«Отважный».
2. Поль Синьяк. Гавань в Марселе.
3. Клод Моне. Маннпорт. 1883.
4. Клод Лоррен. Гаврская гавань при заходе
солнца. 1639.
5. Евгений Лансере. Корабли времен Петра I.
6. Поль Синьяк. Папский дворец в Авиньоне.
Париж. Музей Орсэ.
7. Иван Айвазовский. Девятый вал.
8. Алексей Боголюбов. Первое сражение
русского корабельного флота под командованием
Н.А. Сенявина около острова Эзель со шведским
флотом. 1866.
9. Аркадий Рылов. В голубом просторе.
10. Клод Моне. Скалы в Бель-Иль. 1886.
11. Сильвестр Щедрин. Берег Сорренто с видом
на остров Капри.
12. Константин Богаевский. Корабли.
Вечернее солнце. 1912.
13. Андре Дерен. Гавань.
14. Николай Рерих. Заморские гости.
15. Клод Моне. Впечатление. Восход солнца.
1872.
16. Ван Гог. Морской пейзаж в Сен-Мари.
II. 1. И. Репин.
2. Н. Римский-Корсаков.
3. Воды Саргассова моря, расположенного
в западной части Атлантического океана.
4. Это море имело около 70 названий, например:
Аварское, Восточное, Чирканское, Хвалынское.
5. Янтарное, Варяжское.
6. Татарский пролив между островом Сахалин и
материковой частью России.
Литература:
1. Беляев Ю.А. 100 чудовищ древнего мира.
Мифологическая иллюстрированная
энциклопедия. – М., 1997.
2. Айвазовский И. Белый город. – М., 2001.
3. Ермильченко Н. Морская картина. – М.:
Белый город, 2004.
4. Мифы народов мира. – М.: Советская
энциклопедия, 1992.
5. Морские сказки. – М., 1982.
Диафильмы:
1. «Легенды морей» (А. Москвин);
2. «Синдбад-мореход» (арабская сказка);
3. «Сказка о рыбаке и рыбке» (А.С. Пушкин);
4. «Садко» (Русская народная былина).
Аудиокассеты:
1. Римский-Корсаков Н. «Море и корабль Синдбада»
(из Симфонической сюиты «Шехерезада»); «Садко»
(музыкальная картина «Песня Варяжского гостя»);
2. Дебюсси К. «Море» (эскиз для симфонического
оркестра);.
3. Равель М. «Игра воды»
В статье использованы работы
учеников начальной школы № 1205,
выполненные
при работе над проектом «Мир моря».
Руководитель проекта А. Вачьянц