|
|
Валентина ГренадероваК 100-летию со дня рождения Николая Носова
Учебные материалы. Портрет Николая Носова; книги разных изданий; сюжетные иллюстрации; рисунки детей; воздушные шары. I. Выступление детей о Н. Носове и истории создания его произведенийВедущий. Сегодня у нас замечательный день. Мы встретились, чтобы еще раз поговорить о произведениях Николая Носова и о нем самом. Посмотрите, как много вокруг замечательных, любимых книг! Послушайте рассказ ребят о Николае Носове и его произведениях. Дети. Николай Николаевич Носов родился 23 ноября 1908 года в городе Киеве. Отец его был актером. В 19 лет Николай поступил учиться в Киевский художественный институт, но вскоре перевелся на режиссерский факультет Государственного института кинематографии, который и окончил в 1932 году. Больше двадцати лет проработал Николай Носов художником-мультипликатором. Литературный дебют Николая Носова состоялся в 1938 году после публикации одного из рассказов, которые он придумал для сына. Рассказы «Живая шляпа», «Огурцы», «Мишкина каша», «Огородники» и другие были объединены в сборник «Тук-тук-тук» и изданы в 1945 году. Николай Носов ввел в литературу нового героя – наивного и здравомыслящего, озорного и любознательного непоседу, одержимого жаждой деятельности и постоянно попадающего в необычные, зачастую комические ситуации. Широкую известность детскому писателю принесла повесть «Витя Малеев в школе и дома», по которой в 1955 году был снят кинофильм «Два друга». Огромным успехом у детей пользуется трилогия о Незнайке – «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка в Солнечном городе», «Незнайка на Луне». Николай Носов создал сказочный мир на берегах Огурцовой реки и улицах Солнечного города – мир со множеством разнохарактерных жителей. В 1971 году публикуется «Повесть о моем друге Игоре», написанная в форме дневниковых записей из жизни дедушки и внука. Радуясь, что он стал обладать авторитетом деда, Николай Носов как бы просил в книге читателей-взрослых: защищайте детей! Умейте их приласкать и успокоить! Ведущий. Прозаик, киносценарист, драматург Николай Носов ушел из жизни 26 июля 1976 года. В 2008 году исполняется 100 лет со дня его рождения. Произведения Носова не устаревают, не выходят из моды и не теряют актуальности. Поблагодарим ребят за выступление и начнем соревнование. II. КВН по произведениямПредставление команд. Разминка. Ведущий. Назовите по очереди имена коротышек (не путайте с именами лунатиков!). Команды выбывают при остановке. Выигрывает команда, назвавшая имя коротышки последней. (Знайка, Незнайка, Цветик, Пилюлькин, Гусля, Тюбик, Винтик, Шпунтик, Торопыжка, Пулька, Авоська, Сиропчик, Пончик, Растеряйка, Стекляшкин, Молчун, Ворчун, Небоська, Гунька, Смекайло, Шурупчик, Гвоздик, Бублик, Микроша, Топик, Мушка, Кнопочка, Ромашка, Синеглазка, Галочка, Стрекоза, Медуница, Кубышка, Заинька, Ласточка, Кисонька, Снежинка, Белочка, Самоцветик, Соломка...) Конкурс «Ассоциации»Ведущий. Придумайте слова, называющие признаки, характеризующие произведения Носова. Слова должны начинаться с букв его фамилии: н, о, с, о, в. Дети показывают сценку по произведению Н. Носова. Конкурс «Верно или неверно»Ведущий. Я начинаю фразу со слов: «Верно ли,
что...?» Команда, посовещавшись, дает письменный
ответ, а затем команда, закончившая задание
первой, вслух проговаривает ответ. Ответ должен
быть записан в форме: «Да, верно...» – или: «Нет,
неверно...» Обязательно нужно дать пояснение и
указать произведения. Д. Да, верно. Речь идет о рассказе «Мишкина каша». В. Верно ли, что карасика съел Мурзик? Д. Нет, неверно. Это персонажи из произведения «Карасик». В. Верно ли, что из телефона можно сделать звонок? Д. Да, верно. Это сделали герои рассказа «Телефон». В. Верно ли, что Дружка привезли в чемодане на машине? Д. Нет, неверно. Его везли на поезде. Об этом говорится в рассказе «Дружок». В. Верно ли, что Петя с Валей читали сказку «Красная Шапочка»? Д. Нет, неверно. Речь идет о героях произведения «Затейники». В. Верно ли, что шляпа может быть живой? Д. Да, верно. Это увидели герои рассказа «Живая шляпа». Конкурс «Художники»Ведущий. Вспомните, какого цвета была одежда у Незнайки, и раскрасьте его костюм. (Ярко-голубая шляпа, желтые канареечные брюки, оранжевая рубашка, зеленый галстук. Дети получают рисунки с изображением Незнайки и раскрашивают их.) Разыгрывается сценка из произведения Н. Носова. Конкурс «Сочиняйки, как у Незнайки»Ведущий.
Попробуйте на рифмы Незнайки сочинить свои стихи. ________________________ речку, ________________________ овечку. ________________________ голодный, ________________________ холодный. ________________________ под подушкой ________________________ ватрушка. Игра со зрителямиВедущий. Николай Носов дал имена
коротышкам, связав их с профессией или
характером. Я буду называть профессию, а вы –
имена коротышек. III. Итог игрыПока жюри обсуждает результаты, дети поют песенку «В траве сидел кузнечик». Ведущий. Кто из коротышек сочинил эту песню? Чем отличается эта песенка в мультфильме от песни в книге? Дети отвечают. Жюри награждает победителей. ЛитератураБрошюра «Детская литература – интересно?» /МОУ «Кировский физико-математический лицей», 2008. |