Обоснование темы проекта «Мир моря в
произведениях искусства», выполненного
учащимися начальной школы № 1205 в рамках
предмета «Изо» под руководством учителя ИЗО и
МХК Анны Вачьянц.
Как и когда возникла идея этого проекта? В
первых числах сентября, сразу после летних
каникул, ребята выполняли творческую работу «Как
я провел лето». Большинство ребят изобразили
отдых на море. К сожалению, многие детские работы
не отличались разнообразием. В них море было
синее, небо – голубое, песок – желтый, солнце –
красное... и никаких оттенков и проблем. Поэтому
было решено подробнее остановиться на вопросе:
какого же цвета море и как его изображают мастера
живописи? С этого и началась наша проектная
деятельность.
Первоначально работа по этой теме планировалась
лишь в 4-х классах. Но, как говорят, «аппетит
приходит во время еды». Когда стали появляться
первые коллективные работы и их увидели ребята
2-х и 3-х классов, они тоже выразили желание
принять участие в проекте.
В связи с тем что проект выполнен по предмету,
относящемуся к области искусства, форма его
подачи была выбрана в виде выставки коллективных
и индивидуальных работ. На выставке была
представлена и викторина, принять участие в
которой приглашались все желающие.
Почему была выбрана именно эта тема?
Человеку свойственно стремление к красоте.
Понятие красоты меняется и во времени, и в
пространстве, но стремление к красоте остается
неизменным свойством человеческой натуры во все
времена.
Замечательно о красоте сказал Василий
Александрович Сухомлинский: «Красота – это
радость нашей жизни. Человек стал Человеком
потому, что увидел глубину лазурного неба,
мерцание звезд, розовый разлив вечерней зари,
прозрачную дымку степных просторов, багровый
закат перед ветреным днем, трепетание марева над
горизонтом... Остановись и ты в изумлении перед
красотой – и в твоем сердце расцветет
благородство».
Источником красоты и гармонии для человека
всегда был мир природы: горы, леса, моря, степи,
животные и птицы. Море – это целый мир, похожий на
мир человека. У моря, как и у человека, есть свой
характер. Оно может быть ласковым и грозным,
спокойным, задумчивым и шаловливым.
Кто не восхищался морем, стоя на берегу и глядя в
его бесконечную даль? Ему посвящали свои
произведения поэты, музыканты и художники. О море
писал Пушкин и Тютчев. Мастерами музыкального
пейзажа были Римский-Корсаков и Дебюсси. Морю
посвящали свои полотна живописцы: Айвазовский и
Тернер, Ван Гог, Синьяк и Моне.
Умение видеть, чувствовать и ценить красоту
приходит не сразу. Этому надо учить с самого
раннего детства. К сожалению, многие современные
фильмы и компьютерные игры, которыми так
увлекаются наши дети, не способны научить их ни
доброте, ни хорошему вкусу, ни творчеству.
Поэтому актуальность выбранной темы
проекта обусловлена необходимостью разрешения
противоречия между природным стремлением детей
к красоте, с одной стороны, и неумением найти
источник красоты и творчества – с другой.
Проблема (выбор темы проекта) заключалась в
поисках источника творчества и красоты на уроках
изобразительного искусства для учащихся
начальной школы.
Это позволило сформулировать тему проекта: «Мир
моря в произведениях искусства».
Объектом нашего изучения стал мир моря.
Предметом изучения – произведения
живописи, литературы, музыки.
Цель нашего проекта: развитие творческих
способностей, ассоциативного и образного
мышления детей младшего школьного возраста в
процессе их знакомства с произведениями
искусства, посвященными миру природы – морю.
Гипотеза нашего исследования основана на
предположении, что развитие творческих
способностей, художественного вкуса и образного
мышления детей 8–11 лет будет наиболее успешным,
если:
центром внимания и источником красоты
и гармонии будет мир природы;
познание мира природы будет проходить
в эмоциональной, худождественно-образной форме;
примерами для подражания будут
известные произведения искусства в области
живописи, литературы, музыки.
В соответствии с целью и гипотезой были
определены следующие задачи проектной
деятельности:
– расширить представления детей о мире
природы, научить их видеть и ценить его красоту;
– познакомить учащихся с творчеством
художников, поэтов, музыкантов, посвятивших свои
произведения морю;
– научить детей создавать собственный
художественный образ моря, используя различные
техники исполнения (акварель, гуашь,
художественный коллаж, компьютерная графика).
Выводы
В результате работы над проектом дети
познакомились с творчеством поэтов, музыкантов и
художников, посвятивших свои произведения морю;
узнали многое о жизни морских обитателей и
интересные факты из истории мореплавания;
научились создавать свой образ моря, работая
индивидуально и в группах. Были подготовлены
выставка индивидуальных и групповых творческих
работ «Мир моря в произведениях искусства» и
викторина; создана компьютерная поддержка
проекта в виде слайд-фильма, иллюстрирующего ход
работы и ее результаты, записан диск.
Результаты нашей работы над проектом могут иметь
практическое значение в рамках межпредметных
связей и использоваться на уроках не только
изобразительного искусства, но и литературы или
музыки.
Хотелось бы отметить, что проект можно
продолжить. В частности, можно добавить
информацию географического характера, более
подробно разработать тему морских обитателей с
точки зрения биологии, делать поделки из морских
ракушек на уроках материальной технологии и
модели кораблей по лего-технологии.
Главный результат – дети встали на путь
понимания и любви к красоте окружающего мира
природы. Это очень важно. Если все люди на нашей
планете научатся ценить красоту, а значит, и
жизнь во всех ее проявлениях, то мир станет
добрее – в нем исчезнут войны, ненависть и
злость.
Структурирование содержательной
части проекта и описание хода работы
I. Воспоминания о море
План
1. Подборка фотографий, открыток с видами моря.
2. Подборка стихов о море.
3. Написание собственных стихов и литературных
эссе о море.
* * *
Море, я к тебе бегу!
Я уже на берегу!
Я бегу к твоей волне,
А волна бежит ко мне!..
(Э. Мошковская)
|
|
О чем грустят кораблики?
О чем грустят кораблики
От суши вдалеке?
Грустят, грустят кораблики
О мели на реке,
Где можно на минуточку
Присесть и отдохнуть
И где совсем ни чуточки
Не страшно утонуть!
(В. Лунин)
|
Я рисую мореЯ рисую море,
голубые дали!
Вы такого моря
просто не видали!
Я сижу тихонько
около прибоя –
Окунаю кисточку
в море голубое. |
Теплоход
Теплоход пропах туманом,
Штормом, солнцем, океаном.
Мачты пахнут облаками,
Флаги – синими ветрами,
Солью – палубные доски,
Глубиною – якоря.
Макаронами по-флотски
Пахнет камбуз корабля.
|
Кто утюжит море? Вода после шторма
Всегда в беспорядке:
Виднеются всюду
Морщины и складки.
Чтоб выровнять море
Вблизи и вдали,
Все время утюжат
Его корабли. |
|
Для чего морю наряды? В ночь любую,
в день любой
Море занято собой:
По утрам оно одето
В платье розового цвета.
Днем – одето в голубое,
С белой ленточкой прибоя.
А сиреневое платье
Надевает на закате.
По ночам на черной глади –
Мягкий бархатный наряд,
А на бархатном наряде
Драгоценности горят.
– Море, если не секрет,
Дай, пожалуйста, ответ:
Для чего тебе наряды?
– Чтобы люди были рады!
(В. Орлов) |
Детское творчество
МОРЕ
Я люблю море. Я люблю его потому, что оно
теплое, ласковое, синее, иногда зеленое, а иногда
и черное.
Море бывает и спокойным. Тогда в нем хорошо
плавать с трубкой и маской, потому что прекрасно
видно все, что происходит на дне. Там лежат камни
самой разной формы, колышутся водоросли и
плавают красивые рыбки.
Еще море бывает бурным. Если волны не очень
большие, то здорово бегать и прыгать через них
около берега. А если волны очень большие, то это
шторм. Тогда увлекательно смотреть, как с шумом и
грохотом волны разбиваются о берег. Бывают в море
медузы. Я их не боюсь, но не люблю.
Мне очень нравится плавать по морю на катере и
купаться в открытым море, когда под тобой глубина
с десятиэтажный дом.
Жалко, что в Москве нет моря!
Даша Золотухина
УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР МОРЯ
Море – это нечто замечательное. Когда
плаваешь в нем, то не хочется вылезать из волн,
и тебе становится грустно. Ты знаешь, придет
момент – и ты услышишь мамин звучный голос.
Но ведь волны еще вокруг тебя! Ты еще можешь
плескаться!
Смотреть на море тоже здорово. Говорят, что если
смотреть на воду, то все твои печали уносятся
прочь! Морская вода удивительно быстро смывает
грусть.
В море много удивительных рыб. Одну из них часто
можно встретить в зоомагазинах. Это рыба-зебра.
Странное название для желтой рыбки. Но если
приглядеться к ее яркой чешуе, можно увидеть
полоски, напоминающие узор на шкуре зебры.
Море – удивительный мир. Оно хранит такие тайны,
которые никогда не узнать человечеству!
Маша Пичугина
УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР МОРЯ
Море – это удивительный подводный мир
и безграничные просторы. Его волны могут быть
ласковыми и суровыми, нежными и беспощадными.
Моря соединяют страны. Люди путешествуют по
морям и перевозят грузы. Воды моря щедро снабжают
людей рыбой, кораллами и жемчугом.
Мне скоро исполнится десять лет. Это совсем
немного, но я уже отдыхала на семи морях. Больше
всего мне нравится плавать с маской у берегов
Красного моря, потому что можно увидеть, как
красиво там под водой и как чудесно раскрасила
природа морских обитателей!
Давайте бережно относиться ко всему тому, что
природа дарит нам так щедро!
Соня Сколотина
ЧАРУЮЩАЯ КРАСОТА МОРЯ
Больше всего я люблю плавать в море.
На каникулы мы отправляемся в разные страны,
чтобы отдохнуть и насладиться теплым морем.
Я побывала во многих странах и видела
немало морей. Больше всего мне понравилось море
в Египте. Тогда оно было таким спокойным и
прозрачным, что можно было увидеть множество
маленьких рыбок. На закате оно было
необыкновенно красивое. Я сидела на уже остывшем
песке и смотрела вдаль. Море было
прозрачно-лиловое, а в середине виднелся остров.
На нем жили и откладывали яйца черепахи.
Настя Потапова
КРАСКИ МОРЯ
Морем можно любоваться, как картиной,
которую художник нарисовал красками.
Я люблю смотреть на море на закате.
Тогда оно особенно красиво. Лучи солнца освещают
воду и превращают ее в переливчатое золото. Волны
прибывают и прибывают. Начинает появляться
чувство, что ты видишь прекрасный сон.
А когда солнце садится, море теряет свою красоту,
и ты оказываешься в обычном мире, где нет такого
прекрасного вида.
Аня Кузнецова
ОТДЫХ НА МОРЕ
Мы на море отдыхали,
Плавали и загорали,
С солнцем, рыбками дружили,
В небе ласточки кружили.
Волны брызгами кидались,
Но мы вовсе не боялись:
Вместе весело смеялись,
Сдаваться вовсе не собирались.
Армен Даниелян |
МОРЕ
Море бывает разным,
Черным бывает и красным.
Бывает море веселым,
Чаще бывает соленым.
А я люблю синее море
С ласковой, нежной волною.
Люблю, как рыба, плескаться,
Плавать, нырять, кувыркаться.
Мария Жучкова |
СТИХИ О МОРЕ
Солнечные зайчики прыгают, сверкают.
Девочки и мальчики на пляже загорают.
Хорошо на море летом отдыхать,
На солнечном просторе весело играть.
Ласковые волны к берегу бегут,
Окунуться в море нас они зовут.
Мы скорей гурьбою волны догонять,
Плаваем, ныряем – и снова загорать.
Александра Петросян |
II.
Какого цвета море?
План
1. Подбор репродукций с картинами
художников-маринистов.
2. Знакомство с биографиями художников.
3. Копирование любимых картин.
Художников, которые в своем творчестве главной
темой выбрали море, называют маринистами, а
картины с морскими видами – маринами.
Каждый художник изображает море по-своему, в
своей особой манере.
Иван Айвазовский. «Девятый вал».
Знаменитый русский маринист И.К. Айвазовский
жил в Феодосии на берегу Черного моря. Он написал
более 6000 картин о море. Одна из самых знаменитых
– «Девятый вал».
III. Морская флотилия
План
1. Поиск информации об истории
кораблестроения.
2. Подборка и структурирование
иллюстративного материала о кораблях.
3. Выполнение макетов парусных кораблей.
4. Индивидуальная работа детей по созданию
рисунков кораблей.
5. Художественный коллаж «Морская флотилия»
(коллективная работа).
Недвижно море; корабли,
Как точки белые, вдали
Едва скользят, в пространстве тая…
(А. Толстой)
К 300-летию русского морского флота –
художник Г.Д. Челак (акварель).
Русская боевая ладья
В IX–X вв. русские дружины плавали по Черному,
Азовскому и Каспийскому морю. Ладьи длиной
10–12 м и шириной 3–4 м были беспалубными.
Один большой парус украшался ярким орнаментом.
При безветрии ладья передвигалась с помощью 12–16
весел. Вместимость – 40–45 человек.
Ботик Петра I.
В 1691 г. при осмотре льняных амбаров Петр I в
селе Измайлово случайно обнаружил ботик
оригинальной постройки. Это послужило толчком к
изучению морских наук, которые Петр осваивал,
плавая на этом ботике по Яузе.
Корабль Петровской эпохи
58-пушечный корабль «Гото-Предестинация»
(«Божье Предвидение») был построен на
Воронежской верфи в 1700 г. по личным чертежам
Петра I, который был и главным строителем.
Длина корабля – 36 м, ширина – 9,5 м. У него три
мачты с восемью парусами.
Фрегат «Паллада»
Этот фрегат – один из наиболее известных
кораблей русского парусного флота, с судьбой
которого познакомил участник дальнего плавания
писатель И.А. Гончаров. Фрегат был построен в 1852 г.
Длина – 52,7 м, ширина – 13,3 м, вооружение – 44
пушки.
Первый русский пароход «Елизавета»
В 1816 г. первый русский пароход, построенный
на верфях Санкт-Петербурга, вступил в строй. Его
длина – 18,3 м, ширина – 4,5 м. Судно приводится в
движение бортовыми колесами диаметром 2,4 м.
«Елизавета» совершала регулярные рейсы между
Санкт-Петербургом и Кронштадтом.
Учебный барк «Крузенштерн»
После капитального ремонта в 1959–1961 гг. судно
стали использовать для плавательной практики
курсантов – судоводителей, судомехаников и
радистов. Принимает на борт 168 человек. Длина –
114,5 м, ширина – 14 м. Четыре мачты несут 31
парус.
Пароход-фрегат «Богатырь»
Это первый русский пароход, построенный
в Санкт-Петербурге после 1830 г. Судно имело 28
пушек, двигалось с помощью паровой машины и
гребных колес, имело и парусное вооружение.
Пароход-фрегат «Первенец»
В 1864 г. вступил в строй один из первых русских
броненосцев, который имел бронированный
металлический корпус, гребной винт вместо
громоздких колес. Двигателем являлась паровая
машина, однако оставалось еще парусное
вооружение.
Крейсер «Варяг»
Крейсер был построен по заказу России в
Филадельфии в 1899 г. Вошел в состав Тихоокеанской
эскадры на Дальнем Востоке. В 1903 г. крейсер
вступил в неравный бой с эскадрой Японии.
В конце боя был взорван и затоплен экипажем во
избежание захвата японцами.
Корабль космической службы «Космонавт Юрий
Гагарин»
Это самое крупное в мире экспедиционное
судно-флагман было спущено на воду в 1971 г.
в Ленинграде. Длина судна – 231 м, ширина –
31 м, экипаж – 155 человек и 280 человек –
сотрудники. Его назначение – обеспечивать
связь с космическими объектами.
Продолжение следует