Главная цель работы: воспитание бережного
отношения к растениям как к живым существам,
сопереживания им, понимания необходимости их
охраны на собственных наблюдениях, на
экологических знаниях.
В начале работы были поставлены вопросы:
Что мы хотим сделать?
Чему научиться?
Кому помочь?
Учитель направлял работу учащихся, помогал
искать литературу. Учащиеся работали парами,
группами.
Мы хотим расти здоровыми, сильными, крепкими.
Для этого нужно прикладывать усилия. Заменить их
ничем нельзя. О своем здоровье мы должны
заботиться на протяжении всей жизни. Здоровье –
главное богатство человека. Поэтому мы решили
научиться выращивать овощи, богатые витаминами.
Наступили весенние дни. Солнце стало греть
сильнее. Мы сделали огород на окне в классе.
В ходе подготовительной работы ученики
познакомились с профессиями овощеводов, больше
узнали об овощах, прочитали любопытные истории о
разных растениях и книги о приключениях овощей.
Но ни лук, ни картофель разговаривать не могут.
Поэтому от их имени выступали дети.
Каковы особенности труда растениеводов летом и
осенью?
Овощеводы ухаживают за посевами, убирают
урожай, готовят поля к зиме. Очень важно
сохранить выращенный урожай и подготовить
семена к весне. Урожай лука, репы убирают
одновременно с теплолюбивыми овощами. Внешний
признак готовности – полегание и пожелтение
ботвы. Обязательна просушка лука под навесом для
вызревания и усыхания ботвы. После просушивания
нужна сортировка луковиц.
Отгадывание загадок об овощах сопровождалось
справками о каждом растении (материал взят из
книги Н. Надеждиной «Где щи, там и нас ищи».)
Прежде чем его съели, все наплакаться
успели. (Лук.)
Красная девица сидит в темнице, а коса
на улице (Морковь.)
Неказиста, мешковата, а придет на стол
она – скажут весело ребята: «Ну, рассыпчата,
вкусна!» (Картошка.)
Сидит дед, в шубы одет. Кто его
раздевает, тот слезы проливает. (Лук.)
Лук оказывает противовоспалительное
действие, возбуждает аппетит, является приправой
к салатам, винегретам, ко всем мясным, рыбным
блюдам.
Морковь способствует росту детского
организма, предупреждает кожные заболевания,
улучшает зрение.
Картофель – «второй хлеб», корм для
животных, сырье для промышленности (крахмал).
Наиболее подробно, конечно, шел разговор о луке.
Третьеклассники подготовили рассказы о нем.
Лук – это полезный овощ. Он круглый, твердый, в
светло-коричневых чешуйках, которые шуршат.
Почему говорят, что лук полезен для здоровья?
Почему появляются слезы, когда мы его чистим?
Луковица – это дом без окон и дверей, хитро
запрятанная спаленка, где между сочными белыми
чешуйками до поры до времени спят почки – детки,
зачатки будущих ростков. Снаружи они тоже
закрыты, только сухими золотистыми чешуйками.
Чем толще это золотистое покрывало, тем дольше
хранится лук, тем крепче спят детки.
Подрезав ножом луковицу, мы нарушаем покой
деток. Как лук может сохранить свое потомство? У
него нет ни когтей, ни зубов. Но есть у лука особые
удивительные стрелы. Они невидимы, но мы их
чувствуем. У нас начинает щипать глаза. Если
человек пожует 2–3 минуты лук, то у него во рту не
останется микробов: они будут убиты.
Лук не только вкусная приправа – он целебен.
Ученые доказали, что летучие вещества, которыми
лук защищает своих деток, могут защищать и
здоровье человека (от гриппа и других болезней).
Недаром народ сложил поговорку: «Лук – от семи
недуг».
Дети приготовили баночки с землей, песком,
водой, посадили луковицы в разные банки,
поставили на окне 10 марта и начали ухаживать и
вести наблюдения за своими растениями.
Через несколько дней лук пустил корни,
появились трубчатые листочки. Лук вырос. Дети
измеряли его, рисовали, делали модели. Через три
недели срезали перья (листья) и съели за обедом.
Еще через неделю лук снова вырос (12–15 см). Срезав
листья, мы снова продолжили наблюдения.
Какой вывод сделали дети после наблюдений?
Растения живые, как мы. Они питаются, дышат, пьют
воду. Им нужны хорошие условия.
В таких условиях они не болеют, не вянут,
а радуют нас. На них приятно смотреть, ими мы
любуемся. Живые организмы похожи между собой:
растения, животные, человек – все питаются,
двигаются, дышат воздухом, растут и размножаются,
чувствуют, не могут жить без хороших природных
условий.
Четыре недели дети вели наблюдения
самостоятельно. Дома они узнали рецепты и
приготовили овощные салаты.
Летом и первоклассники, и третьеклассники
помогали родителям на домашних огородах. Они
выращивали лук и другие овощи. А осенью
рассказали о своем труде во время каникул.
Когда работа по проекту подходила к концу,
ученики сочинили четверостишие о луке, сказку о
своем проекте, выполнили модель развития лука,
сделали много рисунков и написали сочинение на
тему «Лук – зеленый друг».
ЛУК – ЗЕЛЕНЫЙ ДРУГ
(Сказка)
Жили-были луковицы. Весной они
почувствовали потепление. Им очень хотелось
выйти на свет попить. Стали луковицы думать, как
им познакомиться с ребятами. Однажды пришли они в
школу. Целый день слушали ответы детей,
интересовались жизнью учащихся. Дети им очень
понравились. Стали луковицы думать, как с ними
подружиться. Предложили поиграть с ними в игру
«Как растут растения». Все долго играли.
Показывали сначала растения маленькие, а потом –
как они становятся все выше и выше.
«Хотите увидеть, как мы вас будем радовать? –
спросили луковицы. – Приготовьте баночки, землю,
воду. Посадите нас, ухаживайте. Начинайте
наблюдать, сравнивать, рисовать, как мы
изменяемся. Будем вас лечить, ведь недаром
говорят: “Лук – от семи недуг”. Мы будем вас
радовать своими росточками. Нам очень нужны свет,
вода и тепло. Нарисуйте наши портреты».
И выросли удивительные растения на окне. Это
очень полезный овощ, в нем много витаминов. Лук
защищает здоровье человека. Дети вырастили
богатый урожай, приготовили вкусные салаты,
дружно ели и благодарили друг друга.
Зеленому другу сказали: «Спасибо!»
Попрощались до встречи на огороде. Впереди лето
– мы будем дружить с овощами.
Добра желай – добро и делай!
Лук, лук, лук,
Ты наш зеленый друг.
Ты быстрей расти
И здоровью помоги.
От редакции: Слово «проект» за
последние годы стало привычным и для начальной
школы. Нам в редакцию присылают много материалов
о проектах, проектной и исследовательской
деятельности. Вы хотите стать автором новой
рубрики? Присылайте ваши совместные работы
(учителя и его учеников) в рубрику «Проектные
работы»!