Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №18/2008

Учителю на заметку

Тамара Игнатьева ,
заслуженный учитель Российской Федерации

«Русская азбука» В.П. Горецкого

Новый взгляд

Статья опубликована при поддержке интернет-портала «iqfun.ru». Портал www.iqfun.ru предлагает вам для разгадывания множество интереснейших кроссвордов с анаграммными загадками, «крылатыми ошибками", по литературе, истории России, математике, физике. Кроссворды онлайн на сайте www.iqfun.ru очень удобно и интересно.

В настоящее время произошли активные изменения в социально-экономической жизни нашего общества. Обновление общественного сознания поставило перед современной школой целый ряд принципиально новых задач. В соответствии с ними продолжается активный поиск путей, способствующих обновлению школьного образования, повышению его действенности. Практически все учебные предметы школьного курса за последние годы претерпели изменения и переосмыслены с учетом новых социальных и психолого-педагогических направлений. Изменениям подверглась и «Русская азбука», автора В.Г. Горецкого и др.

Автор пособия «Поурочные разработки по обучению грамоте» к учебнику В.Г. Горецкого и др. «Русская азбука» (М.: Экзамен, 2008), разработал и предложил вниманию учителей практический материал к проведению уроков по обучению младших школьников первоначальному чтению и письму. По своей природе учебник «Русская азбука» для 1-го класса является классическим. Многие поколения детей России выучились по нему читать, писать, мыслить, творить. Учителя знают, что именно в этом учебнике есть всё, чтобы полноценно обучить первоклассников первоначальному чтению и письму. Именно этот учебник и прописи (автор Н.А. Федосова) помогли ребенку полюбить русский язык и овладеть исконно русским правильным письменным шрифтом. Содержание и методика, разработанные авторским коллективом, позволяют учителю, не перегружая младших школьников, в спокойной обстановке усвоить программу, разработанную авторами.

Автор пособия «Поурочные разработки по обучению грамоте» (М.: Экзамен, 2008) постарался максимально удовлетворить желания учителей- практиков, учесть потребности и возможности учителей различных категорий, ответить на вопросы, которые могут возникнуть у молодых специалистов, обогатить багаж опытных учителей. Каждый педагог хорошо знает содержание и методику преподавания по данному комплекту. И все-таки каждый год, приступая к работе даже по классическому эталону, хочется вновь и вновь поделиться с коллегами своими мыслями, находками, новыми подходами к изучению учебного материала и оригинальными приемами работы, предложить вниманию педагогов дополнительное учебное содержание, занимательный материал, дополнительные тексты для читающих детей и т.д.

Спектр вопросов, которые решает данное учебно-методическое пособие, достаточно разнообразный. Первоначально младший школьник должен овладеть и понять природу звука, запомнить его, правильно и четко произносить изучаемый звук, запомнить буквы, которыми обозначаются звуки русского алфавита. Полную характеристику звука и ее графическое обозначение ребенок усваивает, используя компактное и оригинальное изобретение авторов – ленту букв. К этому вопросу мы возвращаемся из урока в урок, памятуя, что это и есть основа обучения в первом классе.

Работая над следующей сквозной темой Букваря – «Слово», ребенку предлагаются самые разнообразные приемы работы с каждой страницей книги. Автор старался создать новое видение столь знакомых страниц Букваря. Современное и оригинальное заполнение урока учебным материалом, несомненно, повысит активность ребенка на занятии и мотивацию его учебной деятельности. На каждом уроке учителю предлагается разнообразный материал для проникновения в смысловую суть слова, природу его словообразования. Порой, дети на практическом материале знакомятся с образованием слов с помощью приставок, суффиксов. Подбирают группы родственных слов и.т.д.

На каждом уроке автор постарался привнести оригинальные и занимательные моменты, привлекающие внимание детей, постарался создать ситуацию, где учитель сможет поработать над развитием речи детей, над пополнением их словарного запаса, активизацией словаря ребенка, толкованием незнакомых слов, осмысленным употреблением слов и словосочетаний в своей речи.

Используя в практике своей работы данные учебные материалы, учителя смогут интересно и современно провести урок по знакомству с предложением, найти необходимые варианты работы для детей различного уровня подготовленности к школе. Тут есть задания для работы над построением предложения, его оформлением, объединением в небольшие тексты, рассказы, сказки.

Знакомство с текстом проходит на уроке в процессе самостоятельного чтения, письма и устной работы с доступными литературными произведениями. Очень важно, чтобы в процессе всей вышеперечисленной деятельности на уроке учащиеся полюбили свою первую книгу, которая открывает им окно в мир, в чудный мир литературы и искусства. Автор пособия надеется, что дети смогут научиться слышать и слушать учителя, товарищей, корректно вступать в разговор и уметь вести диалог, поддерживать беседу, уметь рассуждать и творчески подходить к любому заданию педагога.

Автор надеется, что данные разработки принесут пользу и помогут учителю правильно, интересно современно построить работу на уроках обучения чтению классом и с каждым ребенком в отдельности. К концу первого класса все учащиеся овладевают главным – чтением доступных текстов, умеют пересказать текст, поставить вопросы по содержанию прочитанного и ответить на поставленные учителем. В результате такой кропотливой работы все учащиеся смогут овладеть правильным каллиграфическим почерком, писать под диктовку предложения и короткие тексты.