Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №18/2008

Я иду на урок

Виктория Макеева ,
учитель Суземской школы № 2 Брянской области

Такой незнакомый Я

Классный час

В методической копилке у каждого педагога собрано большое количество сценариев различных праздников. А вот при подготовке к обычным классным часам могут возникнуть трудности. Почему? Во-первых, они проводятся каждую неделю. Во-вторых, возникает вопрос: как построить беседу, чтобы она не стала уныло-назидательной? На примере данного материала предлагаем опыт нравственного воспитания учащихся.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Учитель. Тема нашего занятия – «Такой незнакомый Я». На свете живут разные люди. Они работают, учатся, общаются. Но вдруг наступает момент, когда человек задумывается о себе: «Какой я?» Это произошло и с героем стихотворения Агнии Барто «В зеркале».

Подготовленный ученик читает стихотворение:

Не смотрюсь я в зеркала,
Поважнее есть дела!
Я не красавец, не урод,
Обыкновенный парень:
Обычный нос, обычный рот.
Глаза какие? Карие...
...В хоккей играл я во дворе,
Столкнулся со старушкой.
Ну что ж, случается в игре –
Ее задели клюшкой.
Взялась ругать старушка
Все наше поколенье,
Я спорил со старушкой
До белого каленья.
Она словцо, и я словцо –
Война у нас в разгаре.
Вдруг вижу в зеркале лицо:
Губастый, злющий парень!

Несли к соседям зеркало,
И вот средь бела дня
Оно так исковеркало
Меня!
Обычный нос, обычный рот,
Но оказалось – я урод!
Стал в зеркало посматривать
Я вечером и днем.
Но каждый раз по-разному
Себя я вижу в нем.
Хромую кошку приласкал
Случайно на бульваре,
Иду домой мимо зеркал,
Смотрю: красивый парень!
Обычный нос, обычный рот,
То я пригож, то я урод!
Нет, отражают зеркала
Не только наши лица –
И наши мысли, и дела
В них могут отразиться.

Статья опубликована при поддержке интернет - магазина «Дом Велеса». Хотите улучишь свое самочувствие, сделать свой дом чище и экологичней? Тогда посетите интернет – магазин «Дом Велеса» по адресу http://www.domvelesa.ru. Сотни товаров для ухода за экологией дома, от увлажнителей воздуха до пылесосов, с доставкой на дом. Посетите сайт магазина www.domvelesa.ru и подберите, что-нибудь, для себя.

– «Обычный парень...» Как хорошо, что мальчик стал вовремя присматриваться к себе! Говорят, человек – есть тайна. И не только для окружающих, но и для самого себя. Сегодня мы попытаемся приоткрыть эту тайну. Вы уже начали это делать, когда готовили к классному часу свои портреты. Я попросила изобразить на рисунках свои любимые занятия, увлечения. Поясните свои рисунки.

Дети прикрепляют портреты на доску, комментируют.

– Все вы разные: кто-то добродушный и спокойный, но если обидишь – берегись! Как медведь! А кто-то подвижный, живой, на месте усидеть не может – как птичка. С каким животным вы сравнили бы себя?

Дети отвечают.

– А теперь представьте, что вам в руки попала волшебная палочка. Какое желание вы бы загадали?

Дети передают друг другу «палочку», загадывая желание.

– А ведь эта игра тоже помогает понять себя: кто-то загадывает для себя, кто-то – для других. Один просит вещь, а другой хочет иметь друзей, быть умнее, храбрее. Вот только совсем не обязательно иметь волшебную палочку, чтобы помогать другим людям. Если хочешь стать добрым, храбрым, умным, то станешь таким! Но для этого нужно преодолеть зависть, лень, страх.

Послушайте, как оценивал себя А.С. Пушкин в одном из лицейских стихотворений.

Ученик читает стихотворение:

Порой ленив, порой упрям,
Порой лукав, порою прям,
Порой смирен, порой мятежен,
Порой печален, молчалив,
Порой сердечно говорлив.

У. Как вы понимаете смысл слова лукав? Лукавый – хитрый, коварный, скрывающий свои цели человек. Кажется, что он хочет одного, а на самом деле добивается другого. А что значит «прям»? Прямой – правдивый, откровенный. Можно сказать, что эти качества противоположны? Тем не менее они уживаются в одном человеке!

Прочитайте описание некоторых качеств и догадайтесь, о чем идет речь.

На доске:

Отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. (Доброта.)

Стойкость и неизменность в своих чувствах, отношениях, в исполнении обязанностей. (Верность.)

Чувство досады, вызванное благополучием, успехом другого. (Зависть.)

Чрезмерная бережливость, нелюбовь к тратам, к расходованию денег. (Жадность.)

Способность откликаться на чужие нужды, готовность помочь. (Отзывчивость.)

Какие из этих качеств положительные, а какие – отрицательные? Есть люди, которые не согласились бы. Они считают, что жадный человек – бережливый, а это хорошо. Обсудите в группах это качество. Одна группа поищет в нем положительное, другая – отрицательное.

Класс делится на группы. Выслушивается итог обсуждения.

Первая группа. У жадных всего много.

Вторая группа. У жадных нет друзей. Когда делишься, доставляешь радость и другому человеку и себе.

У. Да, жадность – отрицательная черта характера. Даже если жадина что-то и накопит, то гораздо больше при этом потеряет.

Ученик читает стихотворение Э. Мошковской «Жадных нет»:

Жадные! Поднимите руки!
Жадные, жадины и жадюги!
Нету рук...
Вдруг жадных не стало.
Как не бывало.
Ну хоть бы мало!
Две-три штуки!
Поднимите руки,
Жадные девочки,
Жадные мальчики...
Поднимите хотя бы пальчики!
Сколько жадных?
Надо же знать!
Пять? Двадцать пять?
Или сто двадцать пять?
Сколько жадных?
Смотрим тщательно.
Жадных нет? Замечательно!

У. А вам хотелось бы иметь только положительные качества? Очень точно сказал Максим Горький: «Нет людей чисто беленьких или чисто черненьких – люди все пестрые». Послушайте рассказ В. Солоухина «Ножичек с костяной ручкой» и подумайте, какую характеристику вы дали бы его главному герою.

Чтение по ролям.

– Что вы можете сказать о главном герое?

Дети. Главный герой – честный, искренний, совестливый, торопливый.

У. Почему вы так решили?

Дети отвечают.

– Мальчик поступил так, как подсказала совесть. Он преодолел свой страх, стыд, поступил мужественно. Его поступок – почти подвиг! Есть замечательная народная мудрость: «Посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу». Так от чего зависит судьба?

Д. От поступка!

У. Все мы «пестренькие». Важно лишь то, какие поступки мы совершаем. Иногда наше мнение о себе не совпадает с мнением окружающих. Наши поступки, поведение создают совсем другой образ. Чтобы увидеть себя со стороны, обычного зеркала недостаточно. Это поможет сделать «волшебное зеркало».

Учитель прикрепляет на доску плакат с именными кармашками для каждого ученика. В этот кармашек любой может положить просьбу, пожелание, поздравление. Есть на этом плакате и кармашек с именем учителя.