Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №17/2008

Учимся играя

Светлана Фролова ,
учитель прогимназии № 45, г. Москва

Словесный поединок

Интеллектуальная игра

Всем известно, что учиться современным детям подчас не совсем интересно. Для того чтобы такие важные предметы, как русский язык и математика, вызывали интерес, в нашей прогимназии мы проводим интеллектуальную игру «Словесный поединок». Дети готовятся к ней, с удовольствием играют, ждут новой игры, несмотря на поражение.
Эту игру мы проводим в два этапа: на первом этапе в ней принимает участие весь класс, а на втором победившие команды сражаются с лучшими учениками из параллельного класса.

Подготовка к игре. Класс делится на несколько команд. Команды придумывают названия, связанные с русским языком или математикой. Приглашаются члены жюри, родители.

Условия игры

Время игры – урок. Команды занимают любые столы. По сигналу ведущего капитаны достают из конверта карточку с заданием 1. Ведущий зачитывает инструкцию. Игроки в течение 5 минут обсуждают решение, записывают ответ на бланке и после сигнала сдают членам жюри. Затем все выполняют задание 2. После сдачи бланков с ответами к заданию 2 ведущий сообщает верное решение задания 1, а результаты выводятся на большой экран. Аналогично выполняются следующие задания.

Команда/

задание

1

2

3

4

5

Итого

1

           

2

           

3

           

4

           

5

           

ИТОГО

           

Побеждает команда, набравшая наибольшее количество очков.

В игре с параллельным классом каждая команда может воспользоваться помощью своего класса (обычно 2–3 участника) по решению капитана или ведущего (для определенных заданий).

3-й класс

Задание 1. «Собери слова»

Соберите слова, относящиеся к предмету «математика», и запишите их после знака равенства.

  • Ель + гонки + тур =

  • Ум + тина =

  • Пирог + ноль + ум + як =

  • Травка + д =

Ответы: треугольник, минута, прямоугольник, квадрат.

Задание 2 (конкурс капитанов). «Кто быстрее?»

Назовите термин.

  • Он бывает и математическим, и образцом для подражания.

  • Так называется и фигура, и театр зверей, который был образован Дуровым.

  • И мужское имя, и сверхпопулярность.

  • И крыша цирка, и основная часть парашюта.

Ответы: пример, угол, Слава (слава), купол.

Задание 3. «Найди закономерность»

Внимательно посмотрите на слова в клетках, найдите закономерность в каждой строке и каждом столбце и заполните пустую клетку. Объяснение ответа запишите на строчках, расположенных ниже.

Пассажир

Гусь

Вьюга

Перья

Суббота

?

Зверь

Жилье

Антенна

___________________________

___________________________

В каждой строке и в каждом столбце должно находиться:

а)  слово с удвоенной согласной – пассажир, суббота, антенна;
б)  слово с мягким знаком (показателем мягкости согласного) в конце слова – зверь, гусь;
в) слово с разделительным мягким знаком – перья, жилье, вьюга.

Ответ: в пустую клетку необходимо записать слово, в котором есть мягкий знак (показатель мягкости согласного) в конце слова, например день.

Задание 4. «Составь слово»

Из букв в словах, находящихся справа и слева от скобок, составьте третье слово (или несколько слов), относящееся (относящиеся) к русскому языку, окружающему миру и математике и запишите его (их) в скобках.

  • Русский язык

предлог ( ) прилагательное
существительное ( ) сказуемое

  • Окружающий мир

температура ( ) облачность
заморозки ( ) гололед

  • Математика

разность ( ) треугольник

Ответы:

  • Русский язык

предлог (глагол) прилагательное
существительное (текст, слово, звук) сказуемое

  • Окружающий мир

температура (туман, метель, туча, стебель) облачность
заморозки (град, город) гололед

  • Математика

разность (отрезок, сторона) треугольник

Задание 5. «Ответь на вопросы»

Как можно быстрее, но в то же время как можно внимательнее прочитайте текст «Пар».

ПАР

В чайнике на плите кипит вода. Пар вырывается из узкого носика, сердито стучит крышкой. Да так сильно, что крышка подскакивает. Не снимешь вовремя чайник с огня – много воды выкипит и превратится в пар.
А окно в кухне тем временем запотеет, и по стеклу сбегут струйки воды.
Почему же запотело кухонное окно? Потому что на холодное окно осел теплый пар и вновь превратился в воду.
Воду может нагреть огонь или солнце.
Когда люди заметили, что у пара большая сила, они стали думать: «А нельзя ли эту силу заставить работать?» И придумали пароходы и паровозы, которые стали возить людей по рекам, морям и железной дороге.
И еще одну работу нашли для пара: он обогревает зимой наши дома.
Много замечательных свойств есть у водяного пара. С его помощью мороз рисует на стеклах сказочные узоры. Он рождает дождевые тучи и снежинки. Без него не выпадет роса на траву и не украсятся инеем деревья.
Вот такой он, пар, – работник и художник.

А теперь поставьте галочку напротив правильного варианта ответа (без опоры на текст).

Можно ли заставить пар работать?

Нельзя;
можно;
можно, но только в жаркие дни;
не помню.

Какие машины придумали люди, используя силу пара?

Метро;
трамвай и электричку;
пароходы и паровозы;
не помню.

Какую еще важную работу придумали люди для пара?

Обогревать зимой дома;
прокладывать тоннели в горах;
раскрашивать окна морозными узорами;
не помню.

С чьей помощью мороз рисует на стеклах сказочные узоры?

С помощью снежинок;
с помощью пара;
с помощью волшебной кисти;
не помню.

Кто же такой водяной пар?

Самый неутомимый работник;
работник и художник;
помощник для всех людей;
не помню.

Задание 6. «Найди слова»

В тексте найдите понятия по предмету «математика» – они могут скрываться и на стыке слов, и внутри слова. Если понятия встретились несколько раз, то выпишите их столько же раз.

В ЗООПАРКЕ

В зоопарке живет множество животных. Опоссум машет хвостом. Дикобраз рядом в соседней клетке живет. Жасмин у самой клетки растет, от веток падает тень. В тени дикобраз на камне сидит. Тритон на солнышке греется.
Несколько человек стоят у клетки с тигром. Бросают ему еду. Голуби сидят рядом. Тигр ходит по клетке вперед и назад, а часто и останавливается, смотрит на людей и рычит. Настоящий дракон усатый!

Ответы: не менее 11 понятий – множество, сумма, разряд, минус, три (2 раза), тонна, сто (3 раза), век, ромб, угол, задача, час, конус.

Задание 7. «Придумай историю»

Сочините историю, в которой ученик должен оказаться старше своего учителя. Подготовьтесь устно, а потом мы выслушаем рассказы всех команд и определим наиболее интересный и реалистичный.

Задание 8. «Найди мягкий звук»

Определите, сколько мягких согласных звуков в африканской пословице. Подчеркните буквы, обозначающие мягкие согласные звуки.

  • Правда – как солнце: ее рукою не прикроешь.

Ответ: 6 мягких согласных.

2-й класс

Задание 1. «Закончи предложение»

Закончите предложение правильным словом из предложенных – оно должно указывать на качество, без которого предмет или явление никак не может обойтись.

  • У сапога есть... (шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговицы).

  • Отец старше своего сына... (часто, всегда, никогда, редко, иногда).

  • Вода всегда... (прозрачная, холодная, жидкая, белая, вкусная).

  • У дерева всегда есть... (листья, цветы, плоды, корень, тень).

Ответы: подошва, всегда, жидкая, корень.

Задание 2. «Составь слова»

Составьте из букв слова.

  • с – л – у – т

  • ж – о – а – к – л

  • к – ь – в – а – р – т – о

  • с – л – т – о

Ответы: стул, ложка, кровать, стол.

Задание 3. «Найди слова»

Найдите в строке слова и запишите предложение, которое они составляют.

гнепослушныйспекослещеноктубежалюршекуотмевпрксвоейявижимамык

Ответ: Непослушный щенок убежал от своей мамы.

Задание 4 (конкурс капитанов). «Кто быстрее?»

Всем известно, что в пословицах заключена народная мудрость. Догадайтесь, какая пословица спряталась в приведенных предложениях.

1. Торопливость может привести к нелепым и смехотворным результатам.
2. Если делать несколько дел одновременно, вряд ли достигнешь хорошего результата.
3. Если хочешь получить удовольствие, то необходимо потрудиться.

Ответы

1. Поспешишь – людей насмешишь.
2. За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.
3. Любишь кататься – люби и саночки возить.

Задание 5. «Найди перевертыши»

Прочитайте четыре фразы и определите, какие из них являются перевертышами, то есть которые можно прочитать как слева направо, так и справа налево.

1. Стар старик стал.
2. Лису кум укусил.
3. Приглашу Глашу в гости.
4. Весело пану – на поле сев.

Ответ: 2-я и 4-я фразы.

Задание 6. «Закончи слово»

Попробуйте найти одну или две буквы, вписав которые вместо знака вопроса, мы получим осмысленные слова в столбце.

Ответы: т; л; ос.

Задание 7. «Дай определение»

Найдите и впишите недостающие буквы в клетки строки так, чтобы получилось слово из четырех букв.

г

     

Атмосферное явление

л

     

Время года

т

     

Кондитерское изделие

к

     

Наружная часть древесного ствола

с

     

Часть слова

р

     

Часть тела

л

     

Название ноги у животного

м

     

Тьма

м

     

Единица измерения

к

     

Начинка для пирожных

Ответы: град, лето, торт, кора, рука, лапа, мрак, метр, крем.

Задание 8. «Зашифруй»

Прочитайте фразы.

Жил-был у бабушки серенький козлик.

Шыр-пир ю пяпюжты зэлэмъгый тесрыг.

Придумайте, как с помощью этого шифра записать имя сказочного героя – Крокодил Гена.

Ответ: Тлетедыр Гэня.

Задание 9. «Сосчитай»

Даны слова: щи, овощи, дорога, ножницы, лыжи.

Сложите числа: количество существительных множественного числа и количество существительных единственного числа.

Ответ: 4 + 1 = 5.

Задание 10. «Кто последний?»

Кто последним назовет крылатое выражение, в котором упоминается часть тела или лица человека, тот выигрывает.

Ответы: дать голову на отсечение, семи пядей во лбу и т.д.