|
|||||||
Надежда
Азрапкина
,
|
|
Выходит группа ребят с книгами. Примерами из художественной литературы они доказывают, что собака умна, эмоциональна, предана человеку, самоотверженна.
Ученик 1. Как произошло первое
знакомство?
Первобытные племена первой приручили собаку.
Люди и волки жили рядом и добывали себе
пропитание одним способом – охотой. Волки
стремились держаться поближе к людям в расчете
на свою долю добычи в случае удачной схватки
человека с крупным зверем. Предки собак как бы
сами пришли к человеку. Человек быстро понял, что,
кроме мяса, у волка есть одно очень ценное
качество – будучи прирученным, он может быть
хорошим помощником на охоте. Собака оказала
огромную услугу в начале становления
человечества. Поэтому не случайно говорят, что
«собака вывела человека в люди».
Ученик 2. Никакое другое животное на
земном шаре не пользуется такими уважением,
дружбой и любовью со стороны человека, какие
заслужила себе собака. Так сказано в книге Брэма
«Жизнь животных».
Почему это так?
Собака – одно из первых животных, которых
приручил человек. Она многие века постоянно шла
рядом с человеком, и за «долгий срок жизни около
человека... приобрела нечто от человеческой
души». Так сказал украинский писатель
Коцюбинский.
Далее ученики приводят подтверждение тезисам, опираясь на прочитанную литературу:
Собака: умна; преданна; человеколюбива; самоотверженна; эмоциональна.
Ученик 3. Исследователь Севера Амудсен так сказал о собаке: «Трудно найти животное в большей степени умеющее выражать свои чувства, чем собака. Радость, грусть, благодарность и даже угрызения совести – все можно прочесть в ее глазах. Мы, люди, напрасно думаем, что только нам одним присуща способность выражать свои чувства. Может быть, это правда. Но взгляните в собачьи глаза! Вы увидите в них то же, что и в человеческих. В сущности, у собак определенно есть то, что мы называем душой».
III. Любящие нас больше, чем самих себя
Ведущий 2. Названием второй страницы
нашего журнала являются слова о собаках
Ч. Дарвина.
В честь верных «собачьих сердец» во многих
странах поставлены памятники собакам.
Ученик 4. Памятники ставят героям. Сенбернар Барри был героем. В Париже поставлен памятник «святым собакам» – сенбернарам, спасшим во время снежных заносов в Альпах 40 человек. Памятник собакам-поводырям стоит на территории Берлинского зоопарка. В Санкт-Петербурге сооружен памятник собаке, служащей науке. В Номе на Аляске – вожаку упряжки Балту, доставившему во время эпидемии в занесенный снегом поселок противодифтерийную сыворотку. В Барго-Сент-Лоренцо в Италии стоит памятник великой верности – псу Верному, который 14 лет каждый вечер упорно ходил к автобусной остановке встречать хозяина, убитого на войне.
Ведущий 1. Примеров собачьей преданности, верности можно назвать еще много. Только собака может умереть на могиле своего хозяина от тоски и горя. Только она любит человека так беззаветно и искренне.
Ведущий 2. Человек и собака – это история человеческого сердца. Человек несет ответственность за своего четвероногого друга, делаясь при этом лучше, добрее, искреннее.
IV. Представляем друга
Ведущий 1. В нашем классе есть ребята, которые умеют жалеть наших младших бессловесных братьев, проявляют чуткость к своим друзьям.
Ведущий 2. Об этом говорит третья страница журнала – «Представляем друга».
Ребята рассказывают о своих домашних любимцах, показывают фотографии своих собак. Зачитываются сочинения детей.
V. Поэтическая страница
Дети читают наизусть стихотворение
О. Высоцкой «Покинутая собака».
Инсценируется отрывок из стихотворения
«Беглянка» С. Михалкова.
VI. О чем попросила бы собака, если бы умела говорить
Учащиеся зачитывают отрывки из мини-сочинений на обозначенную тему.
«Они бы попросили дом и любящих хозяев».
«Бездомные собаки хотели бы, чтобы их взяли с холодной улицы домой и хорошо покормили».
«Породистые собаки попросили бы хозяина отвезти их на выставку».
«Чтобы ей дали сахарную кость, погладили ласковой рукой, поиграли с ней».
«Она попросила бы у людей доброго хорошего хозяина (друга)».
«Чтобы ее чаще выводили погулять на улицу и играли с ней».
VII. Вести с улицы
Звучит мелодия из песни «Большой собачий
секрет».
Раздается стук в дверь. Входит мальчик в костюме
почтальона и вручает телеграмму. Телеграмма
выполнена в форме косточки, внутри которой –
текст.
Ищу друга! Доброго, понятливого, который будет меня хорошо кормить, заботиться обо мне, играть со мной. Я живу в метро. Мои приметы: я темно-белого окраса, с зелеными понятливыми глазами. Я наполовину эрдель, наполовину легавая. Причем (не буду врать) обе половины худшие. Кого я заинтересовал, приходите!
Ведущий 1. В последнее время на улицах городов бродит большое количество бездомных собак. Бездомная собака – брошенный друг. Друг, которого предали и довели до озлобления и отчаяния. В нашем классе Стасик ухаживает за бездомной собакой. Они с другом кормят ее, купают и играют с ней.
Ученик 5.
Ax, плохо бездомным, |
О, как мы страдаем |
Ах, трудно живется |
Звучит песня бездомных собак из киносказки «Юрка-Мурка» Бориса Заходера.
Ведущий 2. Ребята! Будьте добрее и внимательнее к животным. Послушайте стихотворение Ольги Высоцкой «Покинутая собака»:
Ученик 6.
Глаза покинутой собаки |
В моей квартире коммунальной |
Пускай погреется она! |
VIII. Игровая страница
Ведущий 1. Последняя страница нашего журнала – игровая. Мы предлагаем вам отгадать ребусы, составленные нашими ребятами. (Вывешиваются плакаты с ребусами. Дети отгадывают.)
Игра «Узнай собаку по описанию». Каждой группе дается конверт, в котором лежит открытка с изображением собаки. В конверте – описание. Учащиеся читают описание, узнают породу по описанию и проверяют себя.
IХ. Итог занятия
Учитель. Собака – уникальное животное, способное к сложным взаимоотношениям не только со своими сородичами, но и с человеком. Чтобы постичь душу собаки, нужно хорошо знать, что для нее важно в окружающем мире, какую роль в ее жизни играет хозяин, чего она ждет от него и что сама может ему дать. Сегодня на уроке мы попытались понять «самое замечательное и совершенное животное». Все сказанное вами доказывает вашу любовь к собакам, своим и чужим, знакомым и незнакомым. Это значит, что вы вырастете добрыми и отзывчивыми людьми. А это главное в жизни!
Звучит песня «Не дразните собак».