Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №16/2008

Я иду на урок

Галина Проскурникова ,
учитель, г. Старый Оскол, Белгородская обл.

Совесть – верный советник

Русский язык

Тема. «Совесть – верный советник. Закрепление знаний о существительных 3-го склонения».

Цели. Способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного материала; содействовать развитию речи детей, совершенствовать у них навыки лингвистического анализа, повышать уровень языкового развития школьников; развивать пытливость и любознательность каждого ученика; воспитывать любовь к знаниям, интерес к познавательной деятельности.

Учебные материалы. Книги: М.Р. Львов – «Словарик синонимов и антонимов», Е.Н. Леонович – «В мире языка и речи», О.В. Пронина – «Родная словесность», Н.И. Неусыпов – «Толковый словарик русского языка», С.И. Ожегов – «Толковый словарь», «Христианская жизнь по Добротолюбию: Избранные места из творений святых Отцов и Учителей церкви», А.П. Гайдар – «Совесть», сборник русских пословиц.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Постановка темы и задач урока

Учитель. Внимательно рассмотрите росчерки и по ним определите тему и задачи урока.

По буквам в росчерках дети догадываются, что урок будет посвящен 3-му склонению имен существительных, так как особенностью 3-го склонения является одинаковое окончание -и в родительном, дательном и предложном падежах. Одной из задач урока будет закрепление навыков правописания падежных окончаний имен существительных 3-го склонения. Слово совесть подсказывает и тему урока, так как это существительное 3-го склонения, и тему языкового материала. Затем ученикам предлагается записать росчерки в тетрадь и подготовиться объяснить значение слова совесть. После записи высказывания детей уточняются.

III. Лексический анализ слов. Упражнение в различении имен существительных 3-го склонения

У. Слово совесть называет чувство, свойственное человеку, – чувство нравственной ответственности за свое поведение, за свои поступки перед самим собой и перед другими людьми. Совесть – это хорошее или плохое качество человека?

Дети. Хорошее.

У. А какие чувства присущи человеку?

Учащиеся называют слова, обозначающие чувства, разъясняют их значения. После подбора первого слова, учитель задает вопросы.

– Как проявляется это чувство в человеке? Какое слово или слова называют чувства, противоположные слову радость?

Д. Печаль, тоска, грусть, горе, горесть, кручина, скорбь.

У. Как вы понимаете такое чувство, как стыд?

Д. Чувство смущения, раскаяния от сознания предосудительности поступка.

У. Запишите ряд слов, называющих чувства: радость, печаль, обида, жалость, зависть, стыд, совесть, гордость. Какие слова называют два близких по значению чувства?

Д. Стыд, совесть.

У. Послушайте пословицы, которые подтверждают близость понятий стыд и совесть:

В ком стыд, в том и совесть.
Есть совесть – есть и стыд.
Есть совесть – есть и стыд,
а стыда нет – и совести нет.

Учащиеся записывают одну из пословиц в тетрадь.

– Как назвать человека, которому присуще чувство совести?

Д. Совестливый.

У. Как назвать человека, которому присуще чувство стыда?

Д. Стыдливый.

У. К какой части речи относятся записанные слова?

Д. Существительные.

У. Укажите над именами существительными их склонение. Объясните, по каким признакам были выбраны имена существительные 3-го склонения.

Дети выполняют задания.

Статья опубликована при поддержке официального сайта Владимира Познера. Интересуетесь профессиональной деятельностью Владимира Познера? Тогда вам не обойтись без периодического посещения его официального сайта http://pozneronline.ru . Биография, интервью, новости и много другое. Всё что связано с жизнь и деятельностью этого знаменитого человека, вы с легкостью найдете на сайте http://pozneronline.ru .

IV. Упражнения на различение падежей, правописании падежных окончаний имен существительных 3-го склонения

У. Прослушайте отрывок и определите, откуда могут быть эти строки:

Вернулась Нина, села и заплакала. Нет! Не жалко ей было украденного завтрака. Но слишком хорошо пели над ее головой веселые птицы. И очень тяжело было на ее сердце, которое грызла беспощадная совесть.

Д. Этот отрывок из рассказа А.П. Гайдара «Совесть».

У. Как вы понимаете значение выражения грызла беспощадная совесть?

Дети отвечают, затем записывают в тетрадь под диктовку предложение:

Сердце Нины грызла беспощадная совесть.

У. Прочитайте на доске пословицы о совести, подобранные вами дома.

Ученики находят среди пословиц те, которые подходят к мысли, выраженной в записанном предложении:

Совесть без зубов, а грызет.
Есть слезы – есть и совесть.

В предложении и пословицах ученики определяют падеж существительного совесть, доказывают правильность своего ответа.

– Послушайте скороговорку и определите падеж имени существительного совесть:

Парус наш на совесть сшит,
Нас и шторм не устрашит.

Д. Винительный падеж.

У. Объясните, как вы понимаете выражение сшит на совесть.

Дети отвечают.

– Запишите скороговорку по памяти.

Как различить именительный и винительный падежи имен существительных 3-го склонения?

Д. Если существительное является подлежащим – значит, оно стоит в именительном падеже, а если второстепенным членом предложения, значит, в винительном.

На доске:

  • на совесть, против совести, на (его) совести,

  • по совести, без зазрения совести,

  • со спокойной совестью

У. Я называю выражение, а вы должны заменить его другим, близким по смыслу и включающим одно из слов или сочетаний слов, которые даны на доске, а затем записать словосочетание в тетрадь.

  • Поступать вопреки своим убеждениям. (Поступать против совести.)

  • Жить честно, справедливо. (Жить по совести.)

  • Делать что-либо хорошо, добросовестно. (Делать на совесть.)

  • Жить совершенно спокойно, не испытывая угрызений совести. (Жить со спокойной совестью.)

  • Поступать без стыда, без стеснения. (Поступать без зазрения совести.)

– О человеке, который так поступает, в народе создано немало пословиц:

  • У него стыда, что волос на камне.

  • У него совесть – дырявое решето.

  • Волосом сед, а совести нет.

– А кто знает другие выражения, которые употребляют в речи, возмущаясь неблаговидным поступком?

Д. И как только у него совести хватило? Ни стыда, ни совести.

У. Когда человек не выполнил того, что обязан был сделать, или поступил не так, как следовало, то говорят, что этот поступок на...

Д. ...Его совести.

У. То есть за этот поступок он несет ответственность. Слышали ли вы в речи такие выражения и когда? Определите падеж существительного совесть в каждом из выражений и обоснуйте правописание падежных окончаний существительного совесть в каждом из выражений.
В каких падежах, у существительных какого склонения может быть такое же окончание и?

Д. У существительных 1-го склонения в родительном падеже.

У. Я задам вам вопросы, не требующие ответа вслух. Обдумайте ответы мысленно и так же мысленно ответьте на них:

  • Случалось ли тебе испытывать угрызения совести?

  • А было ли тебе стыдно за свои поступки или поступки своих друзей?

  • Всегда ли в этом случае ты поступал по совести?

– Перед вами слова, которые обозначают то или иное качество, свойство человеческой души. Как вы думаете, с какими из этих слов могло бы сочетаться слово совесть? Объясните свой ответ.

На доске:

хитрость
жестокость
искренность
честность
скромность

справедливость
доброта, благородство
совесть
лживость
достоинство

Коллективно обсуждается возможность такого сочетания, и один из учащихся стрелочкой указывает ассоциативную связь слов: совесть  искренность; совесть справедливость; совесть  честность; совесть благородство; совесть достоинство.

– Прочитайте предложения и подумайте, какие слова в них пропущены. Затем запишите любое предложение, вставляя подходящие по смыслу имена существительные, и подготовьтесь объяснить свой выбор слов.

  • Да, жалок тот, в ком ... не чиста. (А. Пушкин)

  • В ком ... нет, в том ... мало.

  • В ... и ... – залог дружбы и верности.

  • Не ... , а ... и ... украшают человека.

После записи учащиеся обосновывают свой выбор имен существительных, объясняют написание безударных падежных окончаний.

V. Свободный диктант с творческим дополнением на тему «Что такое совесть?»

Текст для свободного диктанта.

Прилетел из далеких, теплых стран жаворонок. Свил себе гнездо, вывел птенчиков и живет. И жаворонку весело, что семья своя есть, и птенчикам хорошо.
Поставил мальчик сеть, поймал жаворонка и посадил в клетку. Тосковал он по своим птенчикам.
Забыл мальчик поставить в клетку воды, и умер жаворонок. Погибли в поле без родителя и птенчики.

Вопросы и задания к тексту

1. Определите тему текста.
2. Как жилось жаворонку и птенчикам в семье?
3. А что чувствовал жаворонок, находясь в клетке?
4. Какое чувство возникло у вас, когда вы узнали о неволе, а затем и гибели жаворонка и птенчиков?
5. Какое чувство возникло у вас по отношению к действиям мальчика?
6. Подумайте, какой вопрос вы хотели бы задать мальчику? (Ответ про себя.)
7. Какова основная мысль текста? Как бы вы его озаглавили?

Учащиеся записывают свой заголовок к тексту. Далее учитель читает текст по частям, а дети записывают каждую часть так, как запомнили. Заключительная часть текста составляется самостоятельно: дети записывают предложение-вопрос, который они могли бы задать мальчику.

VI. Итог урока

У. Что вы узнали на уроке? Чему научились?

Закончить урок я хочу словами поэта К. Романова:

О, если б совесть уберечь,
Как небо утреннее, ясной,
Чтоб непорочностью бесстрастной
Дышали дело, мысль и речь!

Приложение

Благородство – высокие нравственные качества.

Благородный – обладающий высокими нравственными качествами, безукоризненно честный, великодушный.

Гордость – чувство собственного достоинства, самоуважения; чувство удовлетворения от сознания достигнутых успехов, чувство своего превосходства в чем-либо.

Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

Достоинство – положительное качество: сознание своих человеческих прав, своей моральной ценности, уважение их в себе.

Жалость – чувство соболезнования, сострадания к кому-либо или чему-либо.

Жестокость – свойство по значению прилагательного жестокий – крайне суровый, безжалостный, беспощадный.

Искренность – свойство по значению прилагательного искренний – выражающий подлинные мысли и чувства, лишенный притворства; правдивый, откровенный, чистосердечный.

Лживость – свойство по значению прилагательного лживый – склонный ко лжи, говорящий ложь.

Обида – чувство горечи, досады, вызываемое несправедливым, оскорбительным отношением к себе.

Печаль – чувство грусти и скорби, душевной горечи.

Радость – чувство удовольствия, удовлетворения.

Скромность – свойство по значению прилагательного скромный – лишенный тщеславия, высокомерия, не выставляющий напоказ своих достоинств, заслуг, непритязательный, не предъявляющий больших требований, довольствующийся малым, сдержанный в обращении, поведении, в словах, поступках.

Совесть – чувство и сознание моральной ответственности за свое поведение и поступки перед самим собой, перед окружающими людьми, обществом.

Справедливость – свойство по значению прилагательного справедливый – действующий беспристрастно, в соответствии с истинным, правильным, верным; беспристрастное, справедливое отношение к кому-либо, чему-либо.

Стыд – чувство сильного смущения, неловкости от сознания предосудительности, неблаговидности своего поступка, чувство моральной ответственности за свое поведение, поступки.

Хитрость – свойство по значению прилагательного хитрый – скрывающий свои истинные намерения, идущий непрямыми путями к достижению чего-либо, лукавый; притворство с каким-либо умыслом; изобретательность, мастерство.

Честность – свойство по значению прилагательного честный – правдивый, прямой, добросовестный; честное отношение к кому-либо, чему-либо; честное поведение.

Высказывания детей

Совесть – это убежденность человека в том, что такое добро и зло. Это чувство ответственности за свое поведение. Совесть обязует человека своими действиями не просто заслужить уважение к себе, но полностью отдавать себя служению обществу. Например, если совестливый человек сделает случайно не очень хороший поступок, он долго мучится, испытывает угрызения совести. Совесть – тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка, это отвращение от лжи и зла. От человека утаишь, от совести – нет.

(Шабанова Лида.)

Когда человек совершает дурные поступки, то говорят, что у него нет совести. К таким поступкам можно отнести обман, оскорбление и унижение. Совесть – состояние души человека. Если она есть, то человек не может быть плохим.

(Манейло Вика.)

Я думаю, что совесть – это внутренний голос человека. Он подсказывает человеку, как поступить в различных ситуациях. Иногда человек хочет сделать то, что ему хочется, но это плохо для другого человека. Если у человека есть совесть, он будет сомневаться – стоит ли это делать?
Бессовестный человек не подумает о другом – он сделает так, как ему выгодно.
Когда человек поступает по совести, его называют совестливым. Этот человек отвечает за свое поведение перед окружающими людьми. Он живет со спокойной совестью.
Если хороший человек сделает что-то плохое, его мучат угрызения совести. Ему стыдно за свой поступок. Он исправит свое поведение.
Я думаю, каждому человеку надо думать, прежде чем совершить какой-то поступок.

(Воронкина Ксения.)