Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №15/2008

Система Эльконина - Давыдова

Елена Кондратюк

Периметр

Математика

Урок в развивающем обучении есть условное понятие. Для нас единицей образовательного процесса является задача (учебная, конкретно-практическая, проектная, творческая и т.д.), которая по времени и способам организации может далеко выходить за рамки обычного урока. Отдельные занятия, которые составляют основу решения задачи, имеют свое определенное место в системе таких занятий.

Тема. Составление детьми проверочной работы по теме «Периметр».

Цель. Создать условия для определения учениками степени своего владения темой «Периметр».

Педагогические задачи:

1) продолжить конструирование детьми проверочной работы, ориентируясь на состав основного умения (в данном случае – умения находить периметр разных фигур);

2) развивать способность к прогностическому самооцениванию уровня понимания темы, овладения умениями;

3) развивать способность инициировать учебный диалог и принимать в нем участие.

 

 

ХОД ЗАНЯТИЯ

Статья опубликована при поддержке портала «PoRemontu.ru». Собираетесь самостоятельно делать ремонт, но нет необходимого опыта? Тогда посетите портал «PoRemontu.ru». Здесь вы сможете задать вопрос, и узнать много полезного о ремонте и подборе материалов, начиная от техник работы с самовыравнивающейся смесью, заканчивая советом по выгодной покупке стальной ленты.

I. Создание ситуации успеха

Для проверки домашнего задания используется прием «Задай вопрос»: учащиеся, которые столкнулись с трудностями во время выполнения задания дома, перед уроком записывают условие задания и свои вопросы на доске (если у нескольких учеников возникли одинаковые проблемы, они ставят под написанным вопросом свои имена). Записи на доске являются сигналом для учителя о том, что нужно обязательно начать урок с выяснения проблем. Как правило, к 4-му классу эту часть урока учащиеся проводят сами: автор записей читает свои вопросы, а остальные сначала выясняют причину трудностей, а потом предлагают варианты их преодоления, объясняя, как они выполняли это задание.

Учитель. Есть ли вопросы по поводу заданий, которые вы выполняли дома? С чем были связаны эти задания?

Дети. Дома работали с периметром.

У. Итак, продолжим работу? Задайте любую фигуру.

Дети поочередно выходят к доске и рисуют фигуру. Остальные делают это в тетрадях и рядом записывают формулу (или несколько) для нахождения периметра данной фигуры. Один из учеников записывает ее на доске. Дети знаками «+» или «–» показывают свое согласие или несогласие. В случае несогласия они задают друг другу вопросы.

Например:

– И я предложу вам фигуру. А вы запишите формулу.

Учитель рисует на доске.

Д. Невозможно записать формулу для нахождения периметра этой фигуры.

У. Значит ли это, что невозможно найти ее периметр?

Д. Нет, это можно сделать другим способом – воспользоваться, например, нитью и, если нужно, линейкой.

У. Для кого это задание было сложным? Для кого легким? (Учащиеся поднимают руки.) Кто доволен собственными умениями?
Продолжим. Загадайте формулу периметра определенной фигуры. Используйте, пожалуйста, те, которых еще нет на доске. Запишите ее в тетрадь. Как вы думаете, что нужно сделать?

Д. Нужно рядом нарисовать фигуру, периметр которой описывает эта формула.

Работа над этим заданием организуется так же, как и над предыдущим.

На доске появляются записи:

Если дети сами не предлагают «ловушек» (в данном случае – формул, не подходящих для нахождения периметра), это делает учитель. Так, он может предложить нарисовать соответствующую фигуру к формуле P = a х b х c.

У. Чем отличается это задание от предыдущего? Чему вы учились? Кто доволен собственными умениями? Кто уже умеет быстро и правильно «читать» формулы и «видеть» за ними фигуры? Кто считает, что ему еще нужно упражняться в этом? А умеете ли вы находить периметр фигуры, пользуясь формулой?

Выслушиваются ответы учеников.

– Рассмотрите записи на доске.

Школьники получили разные ответы. Как размышлял каждый ученик?

На доске изображен прямоугольник со сторонами 18 и 20 см и ответы детей.

Аня: Р = 38 см;
Сережа: Р = 76 см2;

Саша: Р = 720 см;
Оля: Р = 76 см.

– Что бы вы посоветовали каждому, кто дал неправильный ответ?

Выслушиваются ответы учеников.

– Следующее задание, наверное, самое сложное! Готовы?
Сторона квадрата равна 6 см. Чему равна сторона равностороннего треугольника, периметр которого равен периметру квадрата?

Двое учеников выполняют эту задачу самостоятельно за доской, остальные – в тетрадях. Взаимопроверка. Рефлексия.

У. Были ли среди заданий сложные для вас? Справились ли вы с ними с легкостью? Чувствуете себя уверенно? Итак, вы готовы к работе на оценку?

Учитель на «лесенке знаний», нарисованной на доске, фиксирует успешное продвижение класса в изучении темы.

ІІ. Составление проверочной работы

У. Изучая тему «Периметр», вы составили много интересных и разных заданий друг для друга (указывает на стенды, где вывешены листы бумаги с заданиями). Может, на этот раз проверочную работу вы составите для себя сами? Что вам для этого нужно?

Дети высказывают пожелание работать в группах и просят дать им листы с заданиями.

– Хорошо. Вот ваши задания. Как мы будем работать?

Д. Мы в группах выберем из наших заданий те, которые подходят для проверочной работы, а потом обсудим это и вместе составим работу.

У. Все согласны так работать? Есть ли вопросы, уточнения? Хорошо! И позаботьтесь об аргументах: почему, по вашему мнению, именно такие задания должны быть в проверочной работе. Продумайте, что можно проверить с помощью каждого из выбранных вами заданий. Сколько времени вам нужно для работы в группах?

Выслушиваются ответы учеников, определяется приемлемое время для обсуждения.

Групповая работа. Межгрупповое взаимодействие

После обсуждения группы вывешивают на доску листы с отобранными для проверочной работы заданиями. Представители групп (один или несколько учеников) обосновывают необходимость использования выбранных группой заданий для проверки владения темой. Ученики других групп задают вопросы, выясняют непонятное. В случае необходимости учитель помогает школьникам в диалоге выделить, что именно нужно проверять, то есть «что знает, умеет тот, кто легко и правильно находит периметры разных фигур» (например, понимает, что такое периметр, может его найти у любой фигуры, умеет подобрать соответствующий способ измерения и воспользоваться им, делает это рационально – измеряет не все стороны фигуры, а лишь разные, и т.п.).

Коллективное обсуждение

У. Как вы думаете, есть ли среди ваших вариантов проверочной работы полный? Какой?

Если такой вариант представлен и ученики указывают на это, можно перейти к обсуждению последовательности заданий в нем. Если же такого нет, учитель предлагает определить, какие из созданных группами вариантов можно объединить или какое задание нужно добавить (изъять). В ходе обсуждения ученики и учитель перемещают листы с заданиями на доске, постепенно конструируя таким образом проверочную работу. Завершающий шаг – установление порядка выполнения заданий.

Ученики обосновывают свои соображения по этому поводу.

– Желаете ли вы, чтобы в проверочной работе было еще какое-то задание, другого типа? Какое? Сложное? Легкое? Нестандартное?

Дети отвечают.

ІІІ. Итоговая рефлексия

У. Получилось ли составить работу? Благодаря чему? Полезно ли было составлять проверочную работу? В чем мы продвинулись, ведь мы не выполняли конкретных заданий?

Дети отвечают.

– Итак, какой знак мы поставим на следующей ступеньке?

Учитель ставит соответствующий знак на «ступеньках знаний»: например, восклицательный, если работа была успешной.

IV. Прогностическое самооценивание

У. Пересмотрите задания, которые вы выбрали для проверочной работы. Как думаете, справитесь ли вы с такой работой?
Сейчас каждый попробует составить прогноз своей личной «погоды» – прогноз выполнения заданий. Запишите в тетрадях в столбик цифры от 1 до 5 (по количеству заданий). Если вы уверены, что выполните задание легко, быстро и правильно, нарисуйте рядом с его номером знак ясной погоды (или восклицательный, или плюс). Если вам еще нужно упражняться – нарисуйте знак облачной погоды (или полплюса). Если же думаете, что не справитесь с заданием, вам в этом нужно разбираться – поставьте знак дождя (или минус).
Итак, готовы ли вы к проверочной работе?

Ученики по желанию рассказывают о результатах оценивания.

– Какое домашнее задание выберете?

Ученики, которые отметили, что испытывают трудности в выполнении определенных заданий, как правило, высказывают желание поработать с ними дома. Учитель предлагает карточки с заданиями по теме 4–5 типов (количество карточек должно быть таким, чтобы каждый ученик, если хочет, мог взять домой все 4 (5) заданий.

– Выберите из этих заданий те, с которыми хотите поработать. Можно составить свои задания для других и оформить их соответствующим образом.

По коллективной договоренности к составленному заданию обязательно нужно приложить на другом листе образец его выполнения: «Я хотел бы, чтобы так его выполнил другой».

– Как вы назовете урок?

Ученики предлагают варианты названия урока. Разумеется, оно должно отражать тему урока или его главное событие.

– Чем мы займемся на следующем уроке?

Если подавляющее большинство учеников выразили готовность писать проверочную работу, то ее можно провести уже на следующем уроке. Если же еще много детей, которые считают, что им нужно разобраться в определенных заданиях, то учитель договаривается с классом о форме организации работы на следующем уроке.