Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №12/2010

Мастерские

Татьяна Суборова ,
воспитатель МДОУ «Дюймовочка» № 16, Республика Хакасия, г. Саяногорск

Внутренняя свобода

Свобода – это одна из высших человеческих ценностей, о ней люди мечтают и спорят тысячелетиями.
Человек свободный – это человек, свободный внутренне. Внутренняя свобода – это природный дар, особый талант, который можно заглушить, но можно и развить. Этот талант в той или иной мере есть у каждого.

Фото В. Алексеева
Фото В. Алексеева

Воспитывая внутренне свободных людей, мы приносим самую большую пользу и нашим воспитанникам, и всей стране. Чтобы вырасти свободным, ребенок с детства должен видеть рядом свободных людей, и в первую очередь – свободного педагога.

Свобода умирает там, где появляется страх. Свободный педагог не боится детей, но и дети не должны его бояться. Быть может, он дает ребенку только глоток свободы – но тем спасает его, показывает, что жить свободным человеком можно.

Воспитывать внутреннюю свободу своих детей я взялась через творчество, а точнее – через составление коллективного коллажа. Работая индивидуально, ребенок часто чувствует себя скованно, неуютно, робко. Совместная же деятельность придает смелость, дает ребенку возможность раскрыться.

Коллаж – это своеобразный конструктор, тренажер, необходимый для развития чувства свободы в процессе поиска вариантов создаваемых образов. Это школа развития мышления, поиска парадоксальных решений, неожиданных ассоциаций, монтажных (конструкторских, комбинаторных, организаторских) навыков.

Дети младшего школьного возраста с удовольствием выполняют коллажи. Эта работа для них новая, а все новое выполняется с большим энтузиазмом. Развиваются творческое мышление и креативность, дети отображают свой внутренний мир, раскрываются. И становится не столь важно, где, как, из чего творит ребенок. Он может создавать свободные фантазийные композиции из ярких фантиков, из силуэтов ладошек, из кусочков мятой бумаги, ткани и прочего другого. Ведь коллажирование – одна из самых свободных техник. Важно другое – создать атмосферу творчества, доброжелательности и равноправия. Неплохо, если и сам педагог участвует в создании коллективной работы. Коллаж, конечно, трудоемкий, но очень интересный вид деятельности, через который ребенок познает мир, находит много способов его передачи, вселяет в него желание творить.

И прекрасно, если мы можем сказать: этот ребенок – фейерверк, этот ребенок – неожиданность. Наша задача – научить детей думать свободно, держаться свободно, жить свободно и ценить свободу – свою и каждого человека.

Вот несколько тем для создания коллективного коллажа.

Планета Необычных Зверей

Задачи. Дать некоторые представления о космическом пространстве; активизировать творческое мышление и воображение; развивать умение работать в коллективе, объединенном общей целью; учить аккуратности при склеивании и вырезании фигуры.

Примерное содержание

Предварительно учитель дает некоторые сведения о бескрайнем космическом пространстве, дети вспоминают названия планет, рассматривают иллюстрации с космической тематикой. Затем предлагается отправиться в путешествие и побывать на планете «Необычных Зверей». Далее, при помощи заранее заготовленных (вырезанных) частей тела разных животных дети складывают фантастического зверя, приклеивают его на бумагу, вырезают и дают название. После этого всех зверей поселяем на заранее нарисованную планету.

Волшебная вата плывет куда-то

Задачи. Учить детей видеть удивительную красоту родной природы, развивать воображение; закреплять навыки коллективной работы в соответствии с общим замыслом.

Примерное содержание

Предварительная работа проводится на улице: наблюдение за облаками, за изменением их формы, за созданием ассоциативных образов, их движением. Облака легкие, плавные, без острых углов. На что они похожи? Поощряется, если ребенок в каждой тучке сможет увидеть не один, а несколько образов. Дети рассказывают об увиденном, выбирают понравившийся образ, пробуют изобразить его на песке (снегу). Следующий этап работы проходит в группе. На белых листах дети изображают запомнившийся образ, вырезают его и наклеивают на заранее приготовленное небо. После окончания работы под музыкальное произведение «Облака» идет целостное восприятие коллажа.

Созвездия

Задачи. Расширять представления о космосе, активизировать зрительное воображение.

Примерное содержание

Педагог проводит беседу на тему «Созвездия», объясняет, что так называются фигурки животных и людей, «нарисованные» из звезд. Просматривает с детьми иллюстрации, слайды с изображениями созвездий. Дает задание на дом: вместе с родителями полюбоваться на звездное небо.
На следующем этапе детям раздают листы бумаги, на которых хаотично расположены точки.
Ребенку объясняют что, соединяя их, можно создать различные рисунки (образец выполнения показывают).
Детям предлагают увидеть в кусочке звездного неба на выданном листе свое созвездие (или несколько созвездий) и попробовать соединить его линиями. Затем аккуратно вырезать, дать название и поместить на нарисованное звездное небо.

Мы поехали на бал

Задачи. Формировать первоначальные представления о жизни царей, цариц, царевен и царевичей в России, о развлечениях, моде, этикете того времени. Расширять представления о данной исторической эпохе. Развивать образное представление и воображение.

Примерное содержание

Подготовительная работа предусматривает совместную деятельность с музыкальным руководителем и хореографом.
Разучиваются элементы вальса, подбираются соответствующие музыкальные композиции.
Рассматриваются репродукции с изображениями людей в парадных костюмах, вечерних платьях ХVIII века, проводится беседа о моде того времени на высокие прически, парики, правила этикета.
Воспитатель приглашает отправиться с детьми в ХVIII век на бал во дворце.
Дети сами придумывают платье и наряжают рисованные фигурки.
Затем вырезают готовые фигуры, обсуждают, где они будут располагаться, кто кого пригласит на вальс.
Все согласовав, дети самостоятельно вклеивают фигуры в заранее нарисованный дворцовый зал.
После окончания работы под музыкальное сопровождение идет целостное восприятие коллажа.

Морской флот Петра Великого

Задачи. Дать основные сведения о Петре I. Показать значение его личности в истории России; формировать чувство восхищения достижениями человечества, учить работать в коллективе, объединенном общей целью; развивать фантазию ребенка и образное представление.

Примерное содержание

На начальном этапе педагог рассказывает о первом русском царе, который положил начало строительству русского морского флота, о том, что за все свои дела Петр I был назван Великим. Нужно постараться донести до детей любовь Петра I к своей Родине, гордость за нее.
Дети рассматривают иллюстрации, на которых изображено строительство кораблей того времени, альбом «Первый русский военный флот» с кораблями разных типов: крупные корабли, брандеры, фрегаты, легкие суда.
На втором этапе дети по желанию выбирают заранее заготовленный эскиз корабля и приступают к раскрашиванию.
На заключительном этапе они дают название своему кораблю, вырезают рисунок и «спускают на воду» в «Балтийское море».

Публикация статьи произведена при поддержке интернет проекта "Город кредитов". Посетив сайт интернет проекта "Город кредитов", Вы сможете в самые быстрые сроки найти подходящие кредиты наличными в различных городах России, будь то кредиты в Воронеже, Твери, Краснодаре или Екатеринбурге. Все кредитные программы, представленные на страницах сайта "Город кредитов", сопровождаются подробными описаниями, а удобный интерактивный сервис позволит отправить заявку на кредит, не покидая кресла за Вашим компьютером, что выгодно сэкономит время на посещение отделения банка. Посетить интернет проект "Город кредитов" можно по адресу http://1Kurs.Net/

Коллажи выполнены учащимися группы