Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №12/2010

Учимся играя

Нина Иванина ,
учитель МОУ СОШ № 2, г. Кировск, Мурманская обл.

Интеллектуальный ринг

Цели. Формировать умения учащихся полно и точно отвечать на поставленные вопросы; развивать логическое мышление, внимание, речь; совершенствовать коммуникативные навыки и умения; воспитывать самостоятельность, дисциплинированность, внимательное отношение к окружающим, умение работать в коллективе; показать взаимодействие семьи и школы в личностном развитии ребенка.

Оформление. Слоган на доске «Пусть только счастье и удачу нам годы школьные несут»; фотографии уроков и внеклассных мероприятий; детские рисунки на тему «Школьные годы чудесные...»; карточки с названиями предметов и класса; набор карточек с вопросами; оценочный лист; призы.

Участники: 2 команды четвероклассников, команда родителей (играют по очереди, выбирая класс и предмет).

Совет Мудрейших: оценивает ответы родителей и учеников, определяет победителей, сообщает итоги интеллектуального ринга.

Статья опубликована при поддержке Группы компаний Арис, производящей и реализующей строительные леса и вышки. Кроме того, клиенты компании могут воспользоваться такой услугой, как аренда лесов строительных, что особенно выгодно, поскольку после реализации проекта нет необходимости искать место для хранения неиспользуемого оборудования. К тому же аренда - хороший способ избежать лишних трат, поскольку строительные леса и вышки, взятые напрокат, обойдутся существенно дешевле, нежели покупка новых конструкций. С подробной информацией о производимом, реализуемом и предоставляемом в аренду оборудовании, а также стоимостью продукции и услуг можно ознакомиться на сайте scaffolder.ru.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Ведущий. Здравствуйте, дорогие наши гости! Встречайте замечательных четвероклассников, которые с трудом оторвались от экранов телевизоров, компьютерных игр!

Встречайте замечательных родителей, которые пришли посоревноваться в интеллекте со своими детьми.

Представление команд. Приветствия.

Ведущий. Сегодня мы узнаем, кто умнее: четвероклассники или их родители? Не за морями, не за лесами, не за высокими горами раскинулась прекрасная страна – Начальная Школа. Четыре года назад отправились мы все вместе в Страну Знаний. Мы проводили интересные занятия клубов «Почемучки», «Грамотей», «Умники и умницы», интеллектуального клуба «Мыслитель». Родители всегда были с нами. За эти годы мы многому научились. Создали дом, где нам было хорошо, – это наш класс. Он сложен из строительного материала с особыми свойствами: доброты, дружбы, юмора, взаимопомощи, любви, увлечений. Каждый из вас положил свой кирпич в строительство этого дома.
Вы изучали серьезные науки, и с некоторыми из них мы сегодня встретимся. Вас ждут интересные вопросы, игры, шутки, все для вас!
Я желаю вам удачи, за работу, в добрый час!
Начать интеллектуальный ринг я хочу с вопросов родителям: нравилось ли вам учиться в школе? Почему? Какой предмет больше нравился? А какой не нравился и почему?

Задания и вопросы по предметам

Задания предлагаются из программы 1-го, 2-го, 3-го и 4-го классов. В зависимости от уровня сложности их можно по-разному оценивать.

Русский язык

4-й класс. Какой грамматической категории не существует у глагола?

а) Времени;
б) лица;
в) падежа;
г) числа.

4-й класс. Найдите ошибки в написании слов и исправьте их.

потрет, сюприс, конфорт, пинжак, досвидания, из далека

3-й класс. Поставьте ударение в словах.

весела, средства, простыня, верба, торты, баловать, красивее

3-й класс. Какими частями речи являются слова: покрывало, печь, жгут?

2-й класс.

Ох, и трудное заданье
Буквы правильно писать!
Труд мне нужен и желанье
Грамотным скорее стать.
Я возьму вот эти буквы,
И из них сложу я слово.
Вот уже и все готово...
Исключите лишнее слово.

елм, аумх, шаандакр, тяпкар (мел, муха, карандаш, тряпка)

2-й класс. Чем интересны эти предложения?

Я ем змея.
Тонет енот.
Коту тащат уток.

(Эти предложения – палиндромы: читаются одинаково справа налево и слева направо.)

1-й класс. Сколько звуков в слове ежик? (5.)

Литературное чтение

Чтение – прекрасный урок:
Много полезного в каждой из строк,
Будь это стих или рассказ, –
Вы учите их, они учат вас.

Ведущий. Все взрослые и дети любят сказки. Как вы их знаете, я и проверю.

4-й класс. Вспомните, героям каких сказок понадобились эти предметы. Соедините название сказки с нужным предметом.

Зонтик
Санки
Скорлупа грецкого ореха
Крапива
Бумажный кораблик
«Дикие лебеди»
«Стойкий оловянный солдатик»
«Оле-Лукойе»
«Снежная королева»
«Дюймовочка»

3-й класс. Какую из перечисленных сказок написал не X.К. Андерсен?

  • «Снежная королева»

  • «Русалочка»

  • «Гадкий утенок»

  • «Золушка» (Шарль Перро.)

2-й класс. Хочу предложить вам игру под названием «Фоторобот». Распознайте героя по некоторым чертам.

  • Голова его набита опилками. (Винни-Пух.)

  • У него на голове зеленый хохолок, подергав за который, наплачешься вдоволь. (Чиполлино.)

  • Девочка, волосы которой были необычайного, голубого цвета. (Мальвина.)

  • Маленький мальчик, который обожал розу, живущую на его планете, и думал, что его цветок – единственный во всем мире. (Маленький Принц.)

  • Полосатый свирепый хищник, ненавидящий Маугли. (Тигр Шер-Хан.)

1-й класс. Каким «цветикам степным» посвящено стихотворение А.К. Толстого? (Колокольчикам:

Колокольчики мои,
Цветики степные,
Что глядите на меня,
Темно-голубые?)

Математика

Ведущий.

Математику, друзья,
Не любить никак нельзя!
Очень строгая наука, очень точная наука,
Интересная наука – это математика!

Задания

1-й класс. Сколько в этой фигуре треугольников? (8.)

2-й класс. Собрали вместе 7 стогов сена и еще 11 стогов. Сколько стогов получилось? (1.)

3-й класс. В какую фигуру превратится квадрат, если его высоту увеличить втрое? (В прямоугольник.)

4-й класс. В каких числительных пишутся двойные согласные? (Одиннадцать, миллион, миллиард...) Что больше: половина половины 20 или четверть четверти 80? (Они равны 5 = 5.)

Ведущий. А сейчас отвлечемся от точных наук и поиграем.

Игра «Как мы друг друга понимаем»

Родители изображают ремень, велосипед, приготовление пищи и т.п., а дети отгадывают. Затем наоборот – дети изображают очки, дневник, перемену, а родители отгадывают.

Окружающий мир

1-й класс. Для какой цели городской ласточке требуется глина? (Для строительства гнезда.)

2-й класс. Как называется второй по яркости объект на небе Земли? (Луна.)

2-й класс. Отгадайте загадку: шуба новая, а на подоле дырка. (Прорубь.)

3-й класс. Что собирали в лесу бортники?

  • Грибы;

  • ягоды;

  • траву;

  • мед.

3-й класс. Может ли гриб съесть дом? (Домовой гриб может испортить древесину.)

4-й класс. Зачем тигру полоски, а жирафу пятна? (Для маскировки.)

4-й класс. Какой руководитель первой в истории кругосветки сам на Родину не вернулся? (Фернан Магеллан.)

4-й класс. Решите экологическую задачу.

Каждую ночь на пруду слышна музыка – пение лягушек. Они все делают по-своему: дышат кожей, языком ловят насекомых, имеют большой, но беззубый рот и огромные глаза. Зачем лягушке такие большие глаза? (Они помогают переваривать пищу, давя на ротовую полость.)

4-й класс. О каком явлении природы написал в своем стихотворении мурманский поэт Александр Бажанов?

Глядите: ветер солнечный – зеленое сияние.
Подвижная бессонница, холодное ласкание.
То светится, как занавес,
То быстрым вихрем взвинтится,
Погаснет, вспыхнет заново,
Играет, не насытится. (Северное сияние.)

4-й класс. Почему на Крайнем Севере снег никогда не тает? (На Крайнем Севере солнце никогда не поднимается высоко над горизонтом. Его лучи скользят по поверхности и не дают много тепла.)

Изобразительное искусство

Ведущий.

И в десять, и в семь, и в пять
Все дети любят рисовать.
И каждый смело нарисует
То, что его интересует.
Всё нарисует – были б краски,
Да лист бумаги на столе.
Да мир в семье и на Земле.

2-й класс. Объясните, что обозначает слово натюрморт? (Жанр живописи: композиционное расположение группы предметов на плоскости листа бумаги.)

3-й класс. Кто из названных лиц не относится к художникам?

И. Левитан, П. Чайковский, И. Репин, К. Паустовский, В. Суриков, И. Шишкин, В. Васнецов.

4-й класс. К каким росписям относятся эти изделия? (Показ изделий: гжельская роспись; хохломская роспись; дымковская роспись.)

Подведение итогов

Совет Мудрейших объявляет, какая команда получает звание «Самый умный».
Под оглушительные аплодисменты команда проигравших говорит (в зависимости от ситуации).

Дети. Мы не умнее своих родителей!

или:

Родители. Мы не умнее своих детей!

Ведущий (в зависимости от ситуации). Безусловно, дети не добились бы таких успехов, если бы родители не помогали.

или:

Дорогие родители, вы победили благодаря тому, что учились вместе со своими детьми.

Вручение призов команде-победительнице.

– Наша встреча подошла к концу. Немножечко грустно стало, правда? Пусть в вашей памяти останутся интересные познавательные игры, праздники, встречи. Всем большое спасибо за участие в интеллектуальном ринге!