Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №11/2010

Система Занкова

Вопросы и ответы на задания третьего тура VIII Всероссийского интеллектуального марафона учеников-занковцев

III тур

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Русский язык и литературное чтение

Текст 1

Прочитай первую часть текста.

Голубой цветок поздней осени…

Шли однажды по дороге Иван да Марья. Дошли до развилки. Тут Иван и говорит:
– Повернем налево.
А Марья ему:
– Нет, направо.
Иван говорит:
– Налево.
А Марья свое:
– Направо.
Стоят они на развилке: Иван – в лиловой рубахе, а Марья – в желтом платочке. Стоят и спорят меж собой:
– Повернем налево.
– Повернем направо.
Говорят так, а друг от друга – никуда.

1. Напиши короткое (2–4 предложения) завершение текста.

Прочитай текст до конца.

Так и стали цветком иван-да-марьей с одним стеблем на двоих...
Цветок этот знают, наверное, все. Растет неприметная травка по лесным опушкам и лужайкам, по обочинам дорог и по берегам рек, собирается повсюду густо, кучно. На болото заглянешь – и там ее тоже встретишь.
У соцветий иван-да-марьи окраска двойная: цветы желтые, а прицветные листья фиолетово-синие, а то и малиновые: Марья да Иван.
Ботаники же называют растение марьянником дубравным.
Все лето цветет иван-да-марья, и никакая злая непогода цветку не страшна. Солнце все высушит вокруг, другие цветы повянут, а этому – хоть бы что. Присосется, как пиявочка, к корням деревьев и пьет из них воду.
Михаил Пришвин так о них писал: «Наклоняюсь к голубому цветку и с удивлением узнаю в нем Ивана: это один Иван остался от прежнего двойного цветка, всем известного Иван-да-Марьи.
По правде говоря, Иван не настоящий цветок. Он сложен из очень мелких кудрявых листиков, и только цвет его фиолетовый, за это его и называют цветком. Настоящий цветок с пестиком и тычинками – только желтая Марья. Это от Марьи упали на эту осеннюю землю семена, чтобы в новом году опять покрыть землю Иванами и Марьями... Провожая глазами голубой цветок поздней осени, я говорю потихоньку: Иван, Иван, где теперь твоя Марья?»
Пчелы этот цветок любят: он им много меда дает. А скот не очень жалует – разве лишь когда другие травы пожухнут, обратит на него внимание: молоко у коров и коз горьким от иван-да-марьи бывает. И семена у цветка ядовиты.
Но вот какая загадка. Там, где есть муравейник, непременно встретишь иван-да-марью, и растет он у муравьиных дорожек словно бы в шеренгу. Может, это муравьи себе тенистые аллеи устраивают? И чем же так полюбился им этот цветок? А дело-то, оказывается, вот в чем. Семена иван-да-марьи для муравьев – все одно что хлеб. Тащит муравьишка семечко с придатком к себе в подземелье, придаток там съест, а само семечко возле норки выбросит. Весной оно росток даст. Так и поднимается рядом с муравейником иван-да-марьин сад.
Чародеи и знахари издавна почитали марьянники. Засушенными цветами посыпали порезы и раны, отварами врачевали простуду.

2. Напиши, к какому жанру принадлежит первая часть текста, к которой тобой написано завершение. Обоснуй свою точку зрения.

3. Подчеркни в первом абзаце второй части текста слова и выражения, которые свойственны научному стилю.

4. Почему в словах М. Пришвина название цветка написано с заглавных букв, а в остальном тексте – со строчных? Это орфографическая ошибка? Объясни свою точку зрения.

5. Подчеркни слова, в которых есть суффикс -к-: травка, опушкам, лужайкам, загадка, норки.

6.

а) Подчеркни слова с нулевым окончанием: цветок, соцветий, цветы, прицветные, цветет, цветку, отцвел, цветной.
б
) Распредели слова в группы, укажи основание для своих действий (количество строк для деления на группы дано избыточное).

1 вариант

цветок
соцветий
цветы
прицветные (название группы)
цветет
цветку (название группы)
отцвел
цветной (название группы)

2 вариант

цветок
соцветий
цветы
прицветные (название группы)
цветет
цветку (название группы)
отцвел
цветной (название группы)

3 вариант

цветок
соцветий
цветы
прицветные (название группы)
цветет
цветку (название группы)
отцвел
цветной (название группы)

4 вариант

цветок
соцветий
цветы
прицветные (название группы)
цветет
цветку (название группы)
отцвел
цветной (название группы)

5 вариант

цветок
соцветий
цветы
прицветные (название группы)
цветет
цветку (название группы)
отцвел
цветной (название группы)

6. Выпиши все ряды однородных членов предложения, в скобках запиши слова, к которым они относятся. Подчеркни как члены предложения все однородные члены.

Растет неприметная травка по лесным опушкам и лужайкам, по обочинам дорог и по берегам рек, собирается повсюду густо, кучно.

Окружающий мир

1. Известно, что в сообществе образуются связи как между живой и неживой природой, так и между живыми организмами. Докажи, что существуют связи между цветком иван-да-марья и другими живыми организмами.

а) Подбери к утверждению иллюстрирующий его пример из текста. Отметь начало предложения цифрой его порядкового номера (как в приведенном примере).

ПРИМЕР

Аргумент:

1. Пчелы собирают нектар с растения.

Отметить пример в тексте надо так:

1. Пчелы этот цветок любят: он им много меда дает.

Утверждения

1. Цветок может питаться за счет корней деревьев. (Значок в тексте – 1.)
2. Цветок может быть кормом для скота. (Значок в тексте – 2.)

б) Сформулируй самостоятельно как можно больше утверждений. Подбери к каждому иллюстрирующий его пример из текста. Отметь начало предложения цифрой его порядкового номера.

3.
(Значок в тексте – 3.)
4.
(Значок в тексте – 4.)
5.
(Значок в тексте – 5.)
6.
(Значок в тексте – 6.)
7.
(Значок в тексте – 7.)

2. У древних славян было множество обрядов, праздников, поверий, которые связаны с природными явлениями. Один из таких праздников – день Ивана Купала, его отмечали 24 июня. Считалось, что это единственный день, когда расцветает папоротник, и того, кто увидит цветущий папоротник, ждет счастье.

а) С каким природным событием связана дата праздника?
б) А веришь ли ты, что можно найти цветущий папоротник?

3. В тексте говорится, что иван-да-марью использовали как лекарственное растение. Приведи еще не менее четырех примеров лекарственных растений.

Математика

1. В цветочный магазин привезли гвоздики, количество которых записывается двузначным числом. Если из них составить букеты по 7 цветков в каждом, то один цветок останется лишним. Если же составлять букеты по 9 цветков в каждом, лишними останутся 3 цветка. Сколько гвоздик привезли в магазин?

2. Иван и Марья стояли на развилке дорог (жирная точка) и спорили, куда им идти – направо или налево. Подумали и решили так: Иван идет в одну сторону, а Марья в другую. Но… оказалось, что дорога закольцована так, как показано на рисунке.

Предположим, что Иван идет со скоростью 6 км/ч, а Марья – со скоростью 4 км/ч. Длина кольцевой дороги 20 км. Предположим, что, встретившись, Иван и Марья продолжают движение в том же направлении и с той же скоростью.

а) Через сколько часов после начала движения Иван и Марья встретятся во второй раз?
б) На каком расстоянии от развилки это случится?

3. 6 муравьев перенесли за полчаса в муравейник 360 зернышек иван-да-марьи. Сколько зернышек этого цветка перенесут (при той же производительности труда) 8 муравьев за 20 минут?

Литературное чтение [и русский язык]

В первом задании оцениваются связность, логичность, оригинальность, выразительность написанного ребенком текста.

Всего 4 балла.

Первая часть текста – сказка. В ней есть волшебство: «а друг от друга – никуда. Так и стали цветком иван-да-марьей с одним стеблем на двоих»; в ней есть выбор пути: «Стоят они на развилке. Стоят и спорят меж собой».

Всего 5 баллов.

3. Цветок этот знают, наверное, все. Растет неприметная травка по лесным опушкам и лужайкам, по обочинам дорог и по берегам рек, собирается повсюду густо, кучно. На болото заглянешь – и там ее тоже встретишь. У соцветий иван-да-марьи окраска двойная: цветы желтые, а прицветные листья фиолетово-синие, а то и малиновые: Марья да Иван. Ботаники же называют растение марьянником дубравным.

Всего 3 балла.

4. Примерный ответ: в словах М. Пришвина название цветка написано с заглавных букв, а в остальном тексте – со строчных, потому что Пришвин относится к цветку как человеку, к личности, к живому существу, у которого есть свое имя. Поэтому он пишет его название с заглавной буквы. Это не орфографическая ошибка.

Всего 6 баллов.

Итого – 18 баллов.

Русский язык

5. травка, загадка, норки

За каждое правильно подчеркнутое слово – 1 балл.

Всего 3 балла.

6. а) цветок, отцвел, соцветий

За каждое из двух первых слов – по 1 баллу, за третье – 2 балла.

Всего 4 балла.

б) 1 вариант

Формы слова: цветок, цветы, цветку.

Однокоренные слова: цветок, соцветий, прицветные, цветет, цветочный, цветной

2 вариант

С приставкой: соцветий, прицветные, отцвел.

Без приставки: цветок, цветы, цветет, цветку, цветочный.

3 вариант

Имена существительные: цветок, соцветий, цветы, цветку.

Имена прилагательные: прицветные, цветочный.

Глаголы: отцвел, цветет.

4 вариант

2 слога: цветок, цветы, цветку, цветет, отцвел.
3 слога: соцветий, цветочный.
4 слога: прицветные.

За каждый из первых трех вариантов деления слов на группы – по 2 балла, за четвертый вариант – 1 балл.

Всего 7 баллов.

Итого – 11 баллов.

7. растет, собирается (травка);
(растет) по лесным опушкам и лужайкам, по обочинам дорог и по берегам рек;
(собирается) густо, кучно.

За каждый из двух любых правильно выписанных слов из ряда однородных членов (с учетом подчеркивания) – по 1 баллу, за третий – 2 балла. Всего 4 балла.

Итого – 18 баллов.

Окружающий мир

1.

а) 1. Цветок может питаться за счет корней деревьев.

«Присосется, как пиявочка, к корням деревьев и пьет из них воду».

2. Цветок может быть кормом для скота.

«А скот не очень жалует – разве лишь когда другие травы пожухнут, обратит на него внимание: молоко у коров и коз горьким от иван-да-марьи бывает».

б) 3. Семенами растения питаются муравьи.

«Семена иван-да-марьи для муравьев – все одно что хлеб», или «Тащит муравьишка семечко с придатком к себе в подземелье, придаток там съест…»

4. Муравьи участвуют в распространении семян.

«Там, где есть муравейник, непременно встретишь иван-да-марью, и растет он у муравьиных дорожек словно бы в шеренгу», или «Тащит муравьишка семечко с придатком к себе в подземелье, придаток там съест, а само семечко возле норки выбросит.
Весной оно росток даст», или «Так и поднимается рядом с муравейником иван-да-марьин сад».

5. Человек использует иван-да-марью для лечения.

«В старинных травниках цветок называли золотушной травой, ею лечили от золотухи, а засушенными цветами посыпали порезы и раны, отварами врачевали простуду».

а) За каждый правильно выписанный пример из текста – 1,5 балла.

Всего 3 балла.

б) За каждое правильно сформулированное утверждение и выписанное к нему в качестве примера предложение из текста – 2,5 балла.

Всего 7,5 балла.

Итого – 10,5 балла.

2.

а) День Ивана Купалы совпадает с днем летнего солнцестояния.

За правильный ответ – 2 балла.

б) Нет, папоротник не цветет.

За правильный ответ – 1,5 балла.

Всего 4 балла.

3. Примеры лекарственных растений: зверобой, крапива, мать-и-мачеха, душица, чабрец, подорожник, малина, тысячелистник и т.д.

За каждое правильно названное растение – 1 балл.

Всего 4 балла.

Итого – 18 баллов.

Математика

1. Решение. Нужно найти такое двузначное число, которое при делении на 7 дает в остатке 1, а при делении на 9 дает в остатке 3. Выпишем все двузначные числа, которые при делении на 9 дают в остатке 3:

12   21   30   39   48   57   66   75   84   93.

Далее выписываем все двузначные числа, которые при делении на 7 дают в остатке 1:

15   22   29   36   43   50   57
64   71   78   85   92   99.

Выбираем в обоих наборах одинаковые числа: такое число одно – 57.

Можно на втором этапе действовать иначе: из первого набора чисел выбрать число, которое при делении на 7 дает в остатке 1. (57.)

Ответ. В магазин привезли 57 гвоздик.

Оценивание

Задание выполнено правильно и даны правильные объяснения – 6 балла.
Ответ указан правильно, но объяснения неполные или в них есть неточности – 5 баллов.
Ответ указан правильно, но объяснений нет или в них есть ошибки – 4 балла.
Подход к решению правильный, есть объяснения, но допущена ошибка при нахождении числа, дающего нужный остаток (в одном случае), – 4 балла.
Подход к решению правильный, но без объяснений и допущена ошибка при нахождении числа, дающего нужный остаток (в одном случае), – 3 балла.
Подход к решению правильный, но допущены ошибки при нахождении числа, дающего нужный остаток (в двух случаях), – 2 балла.
Есть правильный подход к решению, но самого решения нет – 1 балл.
Решения нет или оно неправильное – 0 баллов.

Всего 6 баллов.

2. Решение. До первой встречи обоим нужно преодолеть расстояние 20 км, двигаясь навстречу друг другу. Это стандартная задача на встречное движение, и время до первой встречи находится такими действиями:

1. 6 + 4 = 10 км/ч (скорость сближения);

2. 20 : 10 = 2 ч (время до первой встречи).

Поскольку Иван и Марья после первой встречи продолжают движение, то ситуация аналогична первоначальной, и время до второй встречи также будет равно 2 часам.
Отсюда следует, что во второй раз Иван и Марья встретятся через 4 часа (вопрос пункта а).
Для ответа на вопрос пункта б) заметим, что за 4 часа Иван пройдет 6 · 4 = 24 км. Поэтому вторая встреча произойдет на расстоянии 4 км от развилки (в том направлении, в котором двигался Иван).

Ответ. Во второй раз Иван и Марья встретятся через 4 часа. Это случится на расстоянии 4 км от развилки.

Оценивание

Максимальное количество баллов: по 3 за каждый пункт.

По пункту а)

Задание выполнено правильно и даны объяснения – 3 балла.
Задание выполнено правильно, но объяснений нет или они ошибочные – 2 балла.
Идея понята правильно (встречное движение), но в ходе решения допущена ошибка – 1 балл.
Решения нет или оно неправильное – 0 баллов.

По пункту б)

Задание выполнено правильно и даны объяснения – 3 балла.
Задание выполнено правильно, но объяснений нет или они ошибочные – 2 балла.
Идея понята правильно (найти путь, пройденный кем-либо за 4 часа), но в ходе решения допущена ошибка – 1 балл.
Решения нет или оно неправильное – 0 баллов.
Всего 6 баллов.

3. Решение. Удобно проводить в два этапа. На первом этапе находим, сколько зернышек перенесет один муравей за одну минуту. Это может быть сделано по-разному:

Первый вариант

1. 360 : 6 = 60 (столько зернышек переносит 1 муравей за 30 минут);

2. 60 : 30 = 2 (столько зернышек переносит 1 муравей за 1 минуту).

Второй вариант

1. 360 : 30 = 12 (столько зернышек переносят 6 муравьев за 1 минуту);

2. 12 : 6 = 2 (столько зернышек переносит 1 муравей за 1 минуту).

Третий вариант

1. 360 : 6 : 30 = 2. (два действия объединяются в одно).

На втором этапе находим ответ на вопрос задачи. Это также может быть сделано по-разному:

Первый вариант

1. 2 · 8 = 16 (столько зернышек перенесут 8 муравьев за 1 минуту);

2. 16 • 20 = 320 (столько зернышек перенесут 8 муравьев за 20 минут).

Второй вариант

1. 2 • 20 = 40 (столько зернышек перенесет 1 муравей за 20 минут);

2. 40 • 8 = 320 (столько зернышек перенесут 8 муравьев за 20 минут).

Третий вариант

1. 2 • 8 • 20 = 320. (два действия объединяются в одно).

Ответ. 8 муравьев перенесут за 20 минут 320 зернышек иван-да-марьи.

Оценивание

Задание выполнено правильно и даны правильные объяснения – 6 баллов.
Задание выполнено правильно, но объяснения не даны или они неверные – 5 баллов.
Выполнена правильно только часть задания (например, найдена производительность одного муравья), а в другой части допущены ошибки – 4 балла.
Правильно намечен подход к решению (найдена производительность одного муравья), выбраны верные действия, но допущены вычислительные ошибки – ? балла.
Правильно намечен подход к решению (найдена производительность одного муравья), но выбраны неверные действия для его осуществления – 1 балл.
Есть только подходы к решению – 1 балл.
Решения нет или оно неверное в корне – 0 баллов.
Всего 6 баллов.
Итого – 18 баллов