|
|
Вопросы и ответы на задания третьего тура VIII Всероссийского интеллектуального марафона учеников-занковцевIII турВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯРусский язык и литературное чтениеТекст 1 Прочитай первую часть текста. Голубой цветок поздней осени… Шли однажды по дороге Иван да Марья.
Дошли до развилки. Тут Иван и говорит: 1. Напиши короткое (2–4 предложения) завершение текста. Прочитай текст до конца. Так и стали цветком иван-да-марьей с
одним стеблем на двоих... 2. Напиши, к какому жанру принадлежит первая часть текста, к которой тобой написано завершение. Обоснуй свою точку зрения. 3. Подчеркни в первом абзаце второй части текста слова и выражения, которые свойственны научному стилю. 4. Почему в словах М. Пришвина название цветка написано с заглавных букв, а в остальном тексте – со строчных? Это орфографическая ошибка? Объясни свою точку зрения. 5. Подчеркни слова, в которых есть суффикс -к-: травка, опушкам, лужайкам, загадка, норки. 6. а) Подчеркни слова с нулевым
окончанием: цветок, соцветий, цветы, прицветные,
цветет, цветку, отцвел, цветной. 1 вариант цветок 2 вариант цветок 3 вариант цветок 4 вариант цветок 5 вариант цветок 6. Выпиши все ряды однородных членов предложения, в скобках запиши слова, к которым они относятся. Подчеркни как члены предложения все однородные члены. Растет неприметная травка по лесным опушкам и лужайкам, по обочинам дорог и по берегам рек, собирается повсюду густо, кучно. Окружающий мир1. Известно, что в сообществе образуются связи как между живой и неживой природой, так и между живыми организмами. Докажи, что существуют связи между цветком иван-да-марья и другими живыми организмами. а) Подбери к утверждению иллюстрирующий его пример из текста. Отметь начало предложения цифрой его порядкового номера (как в приведенном примере).
Утверждения 1. Цветок может питаться за счет корней
деревьев. (Значок в тексте – 1.) б) Сформулируй самостоятельно как можно больше утверждений. Подбери к каждому иллюстрирующий его пример из текста. Отметь начало предложения цифрой его порядкового номера. 3. 2. У древних славян было множество обрядов, праздников, поверий, которые связаны с природными явлениями. Один из таких праздников – день Ивана Купала, его отмечали 24 июня. Считалось, что это единственный день, когда расцветает папоротник, и того, кто увидит цветущий папоротник, ждет счастье. а) С каким природным событием
связана дата праздника? 3. В тексте говорится, что иван-да-марью использовали как лекарственное растение. Приведи еще не менее четырех примеров лекарственных растений. Математика1. В цветочный магазин привезли гвоздики, количество которых записывается двузначным числом. Если из них составить букеты по 7 цветков в каждом, то один цветок останется лишним. Если же составлять букеты по 9 цветков в каждом, лишними останутся 3 цветка. Сколько гвоздик привезли в магазин? 2. Иван и Марья стояли на развилке дорог (жирная точка) и спорили, куда им идти – направо или налево. Подумали и решили так: Иван идет в одну сторону, а Марья в другую. Но… оказалось, что дорога закольцована так, как показано на рисунке. Предположим, что Иван идет со скоростью 6 км/ч, а Марья – со скоростью 4 км/ч. Длина кольцевой дороги 20 км. Предположим, что, встретившись, Иван и Марья продолжают движение в том же направлении и с той же скоростью. а) Через сколько часов после начала
движения Иван и Марья встретятся во второй раз? 3. 6 муравьев перенесли за полчаса в муравейник 360 зернышек иван-да-марьи. Сколько зернышек этого цветка перенесут (при той же производительности труда) 8 муравьев за 20 минут? Литературное чтение [и русский язык]В первом задании оцениваются связность, логичность, оригинальность, выразительность написанного ребенком текста. Всего 4 балла. Первая часть текста – сказка. В ней есть волшебство: «а друг от друга – никуда. Так и стали цветком иван-да-марьей с одним стеблем на двоих»; в ней есть выбор пути: «Стоят они на развилке. Стоят и спорят меж собой». Всего 5 баллов. 3. Цветок этот знают, наверное, все. Растет неприметная травка по лесным опушкам и лужайкам, по обочинам дорог и по берегам рек, собирается повсюду густо, кучно. На болото заглянешь – и там ее тоже встретишь. У соцветий иван-да-марьи окраска двойная: цветы желтые, а прицветные листья фиолетово-синие, а то и малиновые: Марья да Иван. Ботаники же называют растение марьянником дубравным. Всего 3 балла. 4. Примерный ответ: в словах М. Пришвина название цветка написано с заглавных букв, а в остальном тексте – со строчных, потому что Пришвин относится к цветку как человеку, к личности, к живому существу, у которого есть свое имя. Поэтому он пишет его название с заглавной буквы. Это не орфографическая ошибка. Всего 6 баллов. Итого – 18 баллов. Русский язык5. травка, загадка, норки За каждое правильно подчеркнутое слово – 1 балл. Всего 3 балла. 6. а) цветок, отцвел, соцветий За каждое из двух первых слов – по 1 баллу, за третье – 2 балла. Всего 4 балла. б) 1 вариант Формы слова: цветок, цветы, цветку. Однокоренные слова: цветок, соцветий, прицветные, цветет, цветочный, цветной 2 вариант С приставкой: соцветий, прицветные, отцвел. Без приставки: цветок, цветы, цветет, цветку, цветочный. 3 вариант Имена существительные: цветок, соцветий, цветы, цветку. Имена прилагательные: прицветные, цветочный. Глаголы: отцвел, цветет. 4 вариант 2 слога: цветок, цветы, цветку, цветет,
отцвел. За каждый из первых трех вариантов деления слов на группы – по 2 балла, за четвертый вариант – 1 балл. Всего 7 баллов. Итого – 11 баллов. 7. растет, собирается (травка); За каждый из двух любых правильно выписанных слов из ряда однородных членов (с учетом подчеркивания) – по 1 баллу, за третий – 2 балла. Всего 4 балла. Итого – 18 баллов. Окружающий мир1. а) 1. Цветок может питаться за счет корней деревьев. «Присосется, как пиявочка, к корням деревьев и пьет из них воду». 2. Цветок может быть кормом для скота. «А скот не очень жалует – разве лишь когда другие травы пожухнут, обратит на него внимание: молоко у коров и коз горьким от иван-да-марьи бывает». б) 3. Семенами растения питаются муравьи. «Семена иван-да-марьи для муравьев – все одно что хлеб», или «Тащит муравьишка семечко с придатком к себе в подземелье, придаток там съест…» 4. Муравьи участвуют в распространении семян. «Там, где есть муравейник, непременно
встретишь иван-да-марью, и растет он у муравьиных
дорожек словно бы в шеренгу», или «Тащит
муравьишка семечко с придатком к себе в
подземелье, придаток там съест, а само семечко
возле норки выбросит. 5. Человек использует иван-да-марью для лечения. «В старинных травниках цветок называли золотушной травой, ею лечили от золотухи, а засушенными цветами посыпали порезы и раны, отварами врачевали простуду». а) За каждый правильно выписанный пример из текста – 1,5 балла. Всего 3 балла. б) За каждое правильно сформулированное утверждение и выписанное к нему в качестве примера предложение из текста – 2,5 балла. Всего 7,5 балла. Итого – 10,5 балла. 2. а) День Ивана Купалы совпадает с днем летнего солнцестояния. За правильный ответ – 2 балла. б) Нет, папоротник не цветет. За правильный ответ – 1,5 балла. Всего 4 балла. 3. Примеры лекарственных растений: зверобой, крапива, мать-и-мачеха, душица, чабрец, подорожник, малина, тысячелистник и т.д. За каждое правильно названное растение – 1 балл. Всего 4 балла. Итого – 18 баллов. Математика1. Решение. Нужно найти такое двузначное число, которое при делении на 7 дает в остатке 1, а при делении на 9 дает в остатке 3. Выпишем все двузначные числа, которые при делении на 9 дают в остатке 3: 12 21 30 39 48 57 66 75 84 93. Далее выписываем все двузначные числа, которые при делении на 7 дают в остатке 1: 15 22 29 36 43
50 57 Выбираем в обоих наборах одинаковые числа: такое число одно – 57. Можно на втором этапе действовать иначе: из первого набора чисел выбрать число, которое при делении на 7 дает в остатке 1. (57.) Ответ. В магазин привезли 57 гвоздик. Оценивание Задание выполнено правильно и даны
правильные объяснения – 6 балла. Всего 6 баллов. 2. Решение. До первой встречи обоим нужно преодолеть расстояние 20 км, двигаясь навстречу друг другу. Это стандартная задача на встречное движение, и время до первой встречи находится такими действиями: 1. 6 + 4 = 10 км/ч (скорость сближения); 2. 20 : 10 = 2 ч (время до первой встречи). Поскольку Иван и Марья после первой
встречи продолжают движение, то ситуация
аналогична первоначальной, и время до второй
встречи также будет равно 2 часам. Ответ. Во второй раз Иван и Марья встретятся через 4 часа. Это случится на расстоянии 4 км от развилки. Оценивание Максимальное количество баллов: по 3 за каждый пункт. По пункту а) Задание выполнено правильно и даны
объяснения – 3 балла. По пункту б) Задание выполнено правильно и даны
объяснения – 3 балла. 3. Решение. Удобно проводить в два этапа. На первом этапе находим, сколько зернышек перенесет один муравей за одну минуту. Это может быть сделано по-разному: Первый вариант 1. 360 : 6 = 60 (столько зернышек переносит 1 муравей за 30 минут); 2. 60 : 30 = 2 (столько зернышек переносит 1 муравей за 1 минуту). Второй вариант 1. 360 : 30 = 12 (столько зернышек переносят 6 муравьев за 1 минуту); 2. 12 : 6 = 2 (столько зернышек переносит 1 муравей за 1 минуту). Третий вариант 1. 360 : 6 : 30 = 2. (два действия объединяются в одно). На втором этапе находим ответ на вопрос задачи. Это также может быть сделано по-разному: Первый вариант 1. 2 · 8 = 16 (столько зернышек перенесут 8 муравьев за 1 минуту); 2. 16 • 20 = 320 (столько зернышек перенесут 8 муравьев за 20 минут). Второй вариант 1. 2 • 20 = 40 (столько зернышек перенесет 1 муравей за 20 минут); 2. 40 • 8 = 320 (столько зернышек перенесут 8 муравьев за 20 минут). Третий вариант 1. 2 • 8 • 20 = 320. (два действия объединяются в одно). Ответ. 8 муравьев перенесут за 20 минут 320 зернышек иван-да-марьи. Оценивание Задание выполнено правильно и даны
правильные объяснения – 6 баллов. |