Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №11/2010

Система Занкова

Ответы на Задания второго тура VIII Всероссийского интеллектуального марафона учеников-занковцев

Снежинки

«Я, капитан китобойного судна «Спрут», Джеймс Гиффорд 21 декабря 1839 года поймал снежинку необычайного размера – 32 дюйма в поперечнике. Будучи растопленной, она дала два с половиной стакана пресной воды!»
Конечно, таких снежинок не бывает. А капитана Гиффорда придумал я сам. Зачем? А мне было интересно, поверите вы или нет. На самом деле снежинки бывают не крупнее чем в полсантиметра. Но до чего же они красивы и разнообразны! Один американский натуралист много лет фотографировал снежинки через микроскоп, а потом издал альбом, содержащий четыре тысячи портретов этих хрупких созданий.
Что такое снежинки? Это кристаллы льда, точнее, сростки простейших кристалликов льда – иголочек и пластинок.
Снежинка – очень капризное создание. Малейшее изменение температуры, ветра или влажности влияет на ее размер и «телосложение». Например, если дует влажный ветер, снежинки слегка подтаивают по концам и слепляются при полете в хлопья. По форме снежинок метеорологи даже научились предсказывать погоду на завтра.
Откуда же берутся кристаллики льда в облаках? Они образуются из водяного пара. Помните, как в холодную погоду намерзает иней на воротнике или на варежке, если на нее подышать?
А примерно двести лет назад в Петербурге произошел такой случай. В одном из богатых домов шел бал. Народу было много, так, что называется, надышали, что от жары и от духоты дамы стали падать в обморок. Тогда один кавалер шпагой вышиб стекло в окне (форточек в то время не делали). От ворвавшегося холодного воздуха во всем помещении густыми хлопьями пошел снег. А за окном снега не было!
Вы думаете, это небывальщина? Нет, этот случай описан в газете – в «Санкт-Петербургских ведомостях» за 1773 год.
Сейчас зима, и на улице, может быть, идет снег. Выйдите и поймайте на ладонь несколько снежинок. Давайте ими любоваться, восхищаться!
В снежинках сокрыта какая-то тайна. В самом деле, не волшебно ли это, не удивительно ли: пар из чайника, дым из труб – все это лохматое и бесформенное, поднявшись наверх, в облака, и претерпев какое-то превращение, сыплется к нам обратно не бесформенными комками, не скучной пылью, а в виде кружевных шестиугольных кристаллов.
Как будто сама природа хочет намекнуть, что в ее основе лежит не хаос, не беспорядок, а какие-то точные и красивые математические законы.

(349 слов)
(По Олегу Шпатову)

II тур

ОТВЕТЫ И ОЦЕНИВАНИЕ

Литературное чтение

1. В тексте нужно подчеркнуть слова:

Давайте ими любоваться, восхищаться!
В снежинках сокрыта какая-то тайна. В самом деле, не волшебно ли это, не удивительно ли: пар из чайника, дым из труб – все это лохматое и бесформенное, поднявшись наверх, в облака, и претерпев какое-то превращение, сыплется к нам обратно не бесформенными комками, не скучной пылью, а в виде кружевных шестиугольных кристаллов.
Но до чего же они красивы и разнообразны!
Как будто сама природа хочет намекнуть, что в ее основе лежит не хаос, не беспорядок, а какие-то точные и красивые математические законы.

За каждую верно подчеркнутую группу слов – 1 балл. Всего 5 баллов.

2. Прочитайте стихотворение А. Пришельца:

Робкой, потревоженной пушинкой
Падает над городом снежинка.
Ниже, ниже – кругом, прямо, криво, –
Ах, и до чего ж она красива!
(Восхищение, восторг, нежность.)

Я любуюсь и пройти не смею –
Я не знаю, что мне сделать с нею:
Вот сейчас она, сию минуту,
Упадет под сапоги кому-то!
(Тревога, беспокойство, испуг.)

Я тянусь к ней доброю ладонью:
– У меня тебя никто не тронет!
На ладони – долго ль до беды –
Крошечная капелька воды.
(Тревога, беспокойство, желание защитить.)

Я хотел спасти тебя, снежинка,
А несу в руке твою слезинку.
(Огорчение, разочарование, жалость.)

За каждое адекватное тексту обозначение чувств лирического героя – 1,5 балла.

Всего 6 баллов.

3. Возможные варианты ответа:

А. Пришелец последней строфой из двух строк подчеркивает:

– жизнь снежинки оборвалась неожиданно для героя стихотворения, который хотел ее спасти, защитить;
– чтобы по контрасту с одинаковыми, похожими друг на друга предыдущими строфами выделить последнюю и подчеркнуть ее значение.

За верное и полное обоснование – 7 баллов. За неполный ответ в зависимости от его точности – до 4 баллов.

Итого – 18 баллов.

Русский язык

1. Слова, у которых букв на две больше, чем звуков, – любоваться, восхищаться.

За каждое правильно выписанное слово – 1,5 балла.

Всего 3 балла.

2. Произошел – I спр., велеть – II спр., научились – II спр., подышать – II спр., глядеть – II спр., поймал – I спр.

За каждый случай правильно названного спряжения – 0,5 балла.

Всего 3 балла.

3. Возможные словосочетания: стали (гл.) старше – выплавка стали (сущ.); прозрачное стекло (сущ.) – много воды стекло (гл.).

За правильно составленное словосочетание – 1 балл, за правильно указанную часть речи – 0,5 балла.

Всего 6 баллов.

4. Вопросительные предложения: Зачем? Что такое снежинки? Вы думаете, это небывальщина? Помните, как в холодную погоду намерзает иней на воротнике или на варежке, если на нее подышать?

Побудительные предложения: Выйдите и поймайте на ладонь несколько снежинок. Давайте ими любоваться, восхищаться!

Остальные предложения в тексте – повествовательные.

За каждое правильно выписанное предложение – 2 балла.

Всего 6 баллов.

Итого – 18 баллов.

Математика

1. а) У снежинки 6 осей симметрии:

Правильно проведены все оси симметрии у снежинок – 2 балла.
Не хватает одной оси или проведена одна лишняя – 1 балла.
Не хватает более одной оси или проведено более одной лишней – 0 баллов.

б) У фигур соответственно 1, 4, 2, 0 осей симметрии.

За правильное решение по каждой фигуре – по 1 баллу, за неправильное – 0 баллов.

Максимальное количество баллов – 6.

2. При делении числа на 6 могут быть остатки 0, 1, 2, 3, 4, 5. При этом сумма двух чисел будет делиться на 6, если сумма остатков при делении слагаемых на 6 делится на 6. Другими словами, подходящие пары слагаемых должны давать при делении на 6 такие пары остатков: 0 и 0; 1 и 5; 2 и 4; 3 и 3.

Рассмотрев числа в рамке, приходим к выводу, что:

с остатком 0 (без остатка) делятся числа 36 и 54;
с остатком 1 делятся числа 43 и 49;
с остатком 2 делится число 38;
с остатком 3 делятся числа 45 и 99;
с остатком 4 делится число 82;
с остатком 5 делится число 47.

Итак, на противоположных концах снежинки должны находиться числа, дающие при делении на 6 пары остатков: 1 и 5; 2 и 4; 3 и 3 – или делящиеся на 6 без остатка. Задание допускает много решений. Одно из них приведено на рисунке.
Вообще, на противоположных концах снежинок могут находиться числа: 43 и 47; 49 и 47; 54 и 36; 82 и 38; 99 и 45. Порядок их расположения не имеет значения.

Задание выполнено правильно (найден один из вариантов решений) – 6 баллов.

Подход к выполнению задания правильный, но одно из чисел неверное – 5 баллов.

Одна из пар найдена неправильно, но идея решения правильная – 4 балла.

Подход к выполнению задания правильный, но неправильно найдено более двух чисел – 3 балла.

Правильно найдена только одна пара – 2 балла.

Обозначены только подходы к решению – 1 балл.

Задание не начато или начато в корне неправильно – 0 баллов.

3. Масса тысячи снежинок в 100 раз больше, чем масса десяти, то есть равна 200 г. Поскольку это в 5 раз меньше, чем 1 кг, то и объем воды, которая из них получится, будет в 5 раз меньше одного литра – 200 мл.

Задача решена правильно и с объяснениями – 6 баллов.

Задача решена правильно, но нет объяснений – 5 баллов.

Подход к решению правильный, но допущена вычислительная ошибка – 4 балла.

Подход к решению правильный, но допущена серьезная ошибка (неправильный перевод единиц измерения, спутаны единицы измерения объема и массы и т.п.) – 3 балла.

Есть лишь правильный подход к решению, но самого решения нет или оно в корне неправильное – 2 балла.

Есть лишь намеки на путь к решению – 1 балл.

Ни решения, ни подходов к нему нет – 0 баллов.

Итого – 18 баллов.

Окружающий мир

1. Многолетняя мерзлота, иней, лед на поверхности пресных водоемов (рек, озер), изморозь, град, горные ледники, перистые облака (состоят из кристаллов), сосульки, узоры на стекле, айсберги.

За каждый правильный ответ – 0,5 балла.

Всего 5 баллов.

2. При замерзании расстояние между частицами воды расширяется. / При замерзании вода расширяется. Поэтому объем льда больше объема воды в жидком состоянии.
Лед легче воды, поэтому он не опускается на дно водоемов, а остается на поверхности. Вода под ним не замерзает, благодаря этому живые организмы, которые обитают в водоемах, не вымирают зимой.

За полный ответ – 4 балла.

3. Да, такие «осадки» бывают. Их причиной являются смерчи.
Ветер большой силы закручивается в столб, образуя воронку, в которую втягивает все, что попадется на пути.
Проносясь на километры вперед, ветер начинает терять свою силу, и на поверхность земли падает все, что успел поднять в воздух смерч.

Всего 2 балла.

4. Куропатка зарывается в снег, так как в нем теплее и безопаснее.
(Чтобы поступал воздух, она делает себе отверстие.)

Всего 2 балла.

5. 22 декабря – день зимнего солнцестояния.
В Северном полушарии начинается астрономическая зима, а в Южном полушарии – лето.
За Северным полярным кругом и на Крайнем Севере наступает полярная ночь.
За Южным полярным кругом – полярный день.

За название события – 2 балла.

За каждое явление, происходящее в Северном, Южном полушариях и на Крайнем Севере России, – по 1 баллу.

Всего 5 баллов.

Итого – 18 баллов.