Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №11/2010

Учителю на заметку

Татьяна Лапина ,
учитель Ярской школы № 2, Республика Удмуртия ;
Галина Матвеева ,
учитель Ярской школы № 2, Республика Удмуртия

Пожар

Разговаривать с детьми об их безопасности нужно всегда. Задача взрослого – научить ребенка ответственно обращаться с любыми легковоспламеняющимися предметами, а также с открытым огнем. Чтобы разговор не перешел в скучные нотации, можно воспользоваться предлагаемым материалом.

I. Организационный момент

II. Сообщение темы занятия

Класс делится на группы.

Учитель. Разгадайте, пожалуйста, кроссворд.

1. Дремлют в домике девчонки –
Красные шапчонки.

2. Шипит и злится,
Воды боится,
С языком, а не лает,
Без зубов, а кусает.

3. В брезентовой куртке и каске,
Забыв про кольчужную бронь,
Решительно и без опаски
Бросается рыцарь в огонь.

4. Таять может, да не лед,
Не фонарь, а свет дает.

5. Сидит на крыше всех выше
И дымом дышит.

6. Что бывает, если птички
Зажигают дома спички?

Ответы

По горизонтали: 1. Спички. 2. Огонь. 3. Пожарный. 4. Свеча. 5. Труба.

По вертикали: Пожар.

– Какова же тема нашего занятия?

Дети. «Пожар».

У. Сегодня речь пойдет о пожарах.

III. Работа по теме

У. Да, огонь бывает разный –
Очень добрый, очень злой...
Злой огонь – огонь пожара,
Злой огонь – огонь войны.
От безжалостного жара
Дни темны, поля черны.

Я сейчас прочитаю вам сказку, которая называется «Хитрый Огонь и Вода». Послушайте и на листах запишите слова, которыми назван огонь.

Хитрый Огонь и Вода

Жил да был Огонь – неприрученный, как дикий леопард. А еще жила смирная, но сильная Вода. И были они в постоянной войне и соперничестве. Только Огонь задумает какую-нибудь проделку – сжечь лес, посевы или жилище людей, как только начнет разгораться в полную мощь, льется Вода и тушит его. Огонь, конечно, сердится, но ничего сделать не может: уходит прочь и задумывает новые проказы.
И вот однажды ясным утром Огонь задумал вот что: он решил поселиться у людей в очаге, чтобы потом спалить их жилище. Сначала люди были рады, что у них в доме живет Огонь – ведь они еще не знали, что он хитер и коварен, поэтому не закрывали его заслонкой. И решил Огонь осуществить свой план в одном доме, где готовили обед мать с дочерью. Вырвался Огонь из своей тесной тюрьмы на деревянный пол и думает: «Сейчас я спалю дом, и никто мне не помешает». Но девочка отпрыгнула в сторону, где стояла полная кадка с Водой, Вода расплескалась и затушила пламя.
Ярости Огня не было границ: Вода опять его опередила! И ночью он решил сбежать, но не успел – люди прикрыли свой очаг заслонкой.
Прошло время, и люди решили использовать Огонь не только для тепла, но и для освещения – на праздниках, которые проходили ночью. Вот как-то люди развели Огонь и начали вокруг него танцевать. А когда устали и легли отдохнуть, не заметили, как он пробрался к лесу. Лес заполыхал так, что ночью стало светло, как днем, и все люди сразу проснулись. Они знали, что пожар нужно тушить Водой, но рядом не было ни реки, ни озера. И Огонь был рад-радехонек, что наконец-то вырвался на свободу. А люди лишь стояли и молились, чтобы пошел дождь. И он хлынул – даже не дождь, а ливень, который затушил пламя.
После этого случая люди стали гораздо осторожнее и предусмотрительнее и на все случаи жизни запасали Воду. А Огонь немного присмирел, но так и остается диким, хитрым и коварным, как леопард.

– Пожалуйста, придумайте и запишите как можно больше определений к слову пожар. Какой пожар?

Каждая группа работает на листках.

– Какие слова вы подобрали?

Дети читают, а учитель записывает на доске: лесной, опасный, уничтожающий, разрушительный, ужасный, жаркий, стихийный, бедовый, страшный, жизнеугрожающий, внезапный, сильный...

– Перед вами лежат листочки с текстом. Сейчас вы будете читать данный текст и простым карандашом делать пометки: + – уже знал и – новое для меня.
Огонь – одно из самых больших чудес природы, с которым человек познакомился на заре своего существования. С незапамятных времен огонь был спутником жизни человека, верно служил ему. И сегодня без огня не обойтись: он с нами в праздники и будни, он согревает и кормит нас. Однако, выйдя из-под контроля, он превращается в страшное бедствие – пожар.
Огонь не всегда был добрым другом и помощником человека. В древности, когда люди и огонь еще не подружились, он приносил немало бед. Каких? Сгорали урожай, жилища, погибали люди. Пожар опасен открытым огнем, высокой температурой воздуха, ядовитыми газами, дымом. Миллионы лет назад люди научились добывать огонь. И огонь стал служить человеку. Как? Он обогревает дом, помогает в приготовлении пищи, а также помогает на заводах и фабриках.
Огонь подчиняется только умелым рукам. Если с огнем обращаться неосторожно, он опять становится неуправляемым. Справиться с ним бывает очень трудно. Причины пожаров разные. Но пожар всегда начинается с того, что огонь остается без присмотра. Вы сейчас думаете, что к вам сказанное не относится? Но пожаров с каждым днем все больше и больше. Каждый час на нашей планете вспыхивает более 600 пожаров. На одного погибшего в огне пожара в среднем приходится 25–30 человек обожженных и травмированных. В России ежегодно возникает около 330 тысяч пожаров, при которых погибает 13 500 человек. Свыше 80 процентов пожаров возникает в жилых домах, дачных и садовых домиках.

У. Пожар – страшное зрелище. Особенно страшными бывают пожары в детских садах и школах. Вы помните, наверно, трагедию, которая произошла в якутском поселке, когда во время пожара в школе погибли 22 ребенка. Или пожар, происшедший в московской больнице, где погибли 42 человека.
А ведь у них остались семьи, дети. Так почему же происходит пожар?

IV. Составление кластера

Каждая группа на большом листе бумаги составляет кластер на темы:

1. Причины пожара.
2. Последствия пожара.
3. Места пожаров.
4. Легко воспламеняющиеся предметы.

Каждая группа работает над своей темой. Затем представитель от группы выходит к доске и знакомит всех с кластером. Дети делают выводы.

V. Физкультминутка

У. Сейчас я вам буду задавать вопросы, а вы, если считаете, что это может относиться к вам, хлопаете руками. Если считаете, что сказанное не про вас – топаете ногами.

Кто, задорный и веселый,
Верность правилам храня,
Бережет свой дом и садик
От огня?
Кто поджег траву у дома,
Подпалил ненужный сор,
Что сгорел гараж знакомых
И строительный забор?
Кто соседской детворе
Объясняет во дворе,
Что игра с огнем недаром
Завершается пожаром?
Кто украдкой в уголке
Жег свечу на чердаке?
Загорелся старый стол –
Еле сам живой ушел?
Кто, услышав запах гари,
Сообщает о пожаре?
Кто из вас, заметив дым,
Говорит: «Пожар, горим!»?
Кто из вас шалит с огнем
Утром, вечером иль днем?
Кто, почуяв газ в квартире,
Позвонит по «04»?
Кто пожарным помогает,
Правила не нарушает?
Кто пример для всех ребят?

VI. Работа по теме (продолжение)

У. Послушайте внимательно сказку «Как люди справились с Пожаром»:

Жил-был Пожар Пожарыч, страшный и жестокий злодей. Когда он хотел есть, выходил на охоту. И если кто-то забывал выключить утюг или курил в постели, Пожар Пожарыч был тут как тут. Он врывался в дом и съедал все на своем пути. Много бед приносил он городу, постоянно горевали и плакали люди. Долго приходилось бороться пожарным, прежде чем огонь отступал. Но вот однажды собрались они все вместе и стали думать, как навсегда выгнать Пожарыча из родного города. И придумали самое простое: запомнить самим и рассказать всем остальным, что нельзя играть со спичками, нужно осторожно обращаться с электрическими приборами, не оставлять непотушенные сигареты и много других правил осторожного обращения с огнем.
И как только все стали соблюдать эти правила, Пожар Пожарыч умер от голода.

– О каких правилах идет речь в сказке? Какие еще правила нужно соблюдать?

Дети отвечают.

– Сейчас каждая группа выберет себе одно из правил и на большом листе нарисует плакат по этому правилу.

Защита плакатов.

– Прочитайте вопрос, записанный на доске.

Д. «Как поступить, если в школе пожар?»

У. Возьмите в руки конверты, достаньте из них карточки с предложениями. Перед вами список действий, которые надо совершать во время пожара:

  • Организовать перекличку.

  • Вызвать пожарную охрану.

  • Эвакуировать людей.

  • Поднять тревогу.

  • Собраться в специально отведенном месте.

– Согласны ли вы с последовательностью действий? Если нет, то расположите действия так, как вы считаете нужным.

VII. Рефлексия. Подведение итогов. Составление синквейна по теме

Спонсор публикации статьи: компания "Рескуер ГРУПП", предоставляющая услуги в сфере обеспечения комплексной безопасности объектов и производств. В сферу деятельности компании входит устройство различных видов систем безопасности, включая видеонаблюдение и установку пожаротушения и сигнализации от возгорания, а также помощь в разработке и согласовании нормативной документации МЧС для всех промышленных объектов. Можете быть уверены в том, что документы, составление которых ваша фирма доверит "Рескуер ГРУПП", пройдут даже самые жесткие проверки со стороны Министерства чрезвычайных ситуаций. Разработанный профессионалами план ликвидации и локализации аварий - основа сохранения многих человеческих жизней, а также возможность в кратчайшие сроки ликвидировать чрезвычайную ситуацию на предприятии или производстве и минимизировать ущерб бизнесу. Подробную информацию обо всех услугах, оказываемых "Рескуер ГРУПП", можно получить на сайте rcr-group.ru.