Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №11/2010

Учителю на заметку

Ольга Митрясова ,
учитель МОУ «Екатерининская СОШ», Республика Татарстан

В царстве грибов

Внеклассное занятие

Тема. «В царстве грибов».

Цели. Обобщить знания учащихся по теме, проверить навыки определения грибов нашего леса; развивать познавательный интерес к данной теме; прививать любовь к родному краю и бережное отношение к природе.

Учебные материалы. Панно с изображением леса; муляжи грибов; иллюстрации грибов; аудиозаписи пения птиц и голоса гриба-боровика; таблица «Календарные сроки сбора грибов».

ХОД ЗАНЯТИЯ

Учитель. Наша местность богата лесами. И это первое природное сообщество, которое мы начали изучать. Для чего нужен лес?

Дети. Лес – это зеленый наряд нашей Земли. Там, где лес, всегда чистый воздух.
– Лес – это дом для зверей и птиц.
– Лес – это кладовая, щедро отдающая всем свои дары – орехи, ягоды, грибы.

У. Сегодня мы отправимся в лес. Чтобы туда попасть, вспомним стихи о лесе.

Учащиеся под запись шума листвы и пения птиц читают стихи.

Ученик 1.

Над рекой широкой,
Сумраком покрыт,
В тишине глубокой
Лес густой стоит.

Ученик 2.

Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи –
Ты же видишь, мы свои!

На доске появляется изображение леса.

– Мы вошли в лес. Наша прогулка по лесу будет проходить под девизом: «Ты пришел в лес, а значит, не делай ничего такого, что счел бы неприличным сделать в гостях». Кругом кипит жизнь. Вот муравей тащит гусеницу, вот пестрая птица скрылась в кустах, вот белка мелькнула на стволе сосны. Много интересного в лесу...

– А зачем ходят в лес?

Д. Чтобы услышать пение лесных птиц.
– Чтобы полюбоваться его красотой.
– Чтобы насладиться свежим, душистым воздухом.
– Набрать ягод, орех, грибов.

У. Мы тоже с вами наберем грибов. Для этого мы отправимся в Царство грибов.

На доске – панно с фрагментами, но без грибов.

– Что-то я в нашем лесу не вижу грибов. Давайте произнесем песенку-закличку – может, они тогда появятся.

Дети поют:

Раз, два, три,
Раз, два, три!
Всю полянку осмотри.
Белый, белый, белый,
Одолженье сделай,
Под кустом не хоронись,
Поскорее покажись.
Где маслята, где лисички,
Мы не видели пока –
Где-то прячутся сестрички
У замшелого пенька.

У. Не желают показываться грибы.

В это время незаметно для детей включается аудиозапись и слышится страшный голос:

– А, гостюшки, пожаловали! Покоя от вас нет. То по грибы, то по ягоды. Нет в этом лесу больше грибов! Хватит баловать! Уходите!

У. Ребята, чей это может быть голос?

Выслушиваются ответы детей.

– А как вы думаете, куда делись грибы? Какие правила их сбора вы знаете?

Д. Нужно грибы срезать ножом, чтобы не повредить грибницу.
– Надо посыпать место среза землей.

У. Вы знаете правила сбора. Я уверена, что это не вы виновники того, что в лесу пропали грибы. А чей это был голос, мы узнаем, если отгадаем загадку:

Царь грибов на толстой ножке –
Самый лучший для лукошка.
Он головку держит смело,
Потому что гриб он...

Д. Белый.

У. Или другое название этого гриба – боровик. Вот кто так сильно ругается. Ведь боровик считается царем всех грибов.

На панно вывешивается изображение боровика.

– Что мы знаем о боровике?

Дети рассказывают.

  • Боровики растут на виду, ни от кого не прячутся – ведь они самые главные грибы в лесу. Чаще их можно встретить группами. Встречаются они в березовых, дубовых рощах, сосновых борах и ельниках. Гриб называется белым потому, что остается таким при сушке, варке, консервировании.

– Придется нам исправлять ошибки. Ведь лесные звери нуждаются в грибах. А какие звери нуждаются в них?

Д. Ежи, белки.

У. Царь грибов придумал для нас задания. Если мы их правильно выполним, грибы появятся в нашем лесу. А нужны ли грибы лесу?

Д. Грибы лечат лес, без них деревья болеют. Лесоводы специально разводят их в новых лесопосадках, так как грибница снабжает деревья питательными веществами из почвы.

Первое задание. Тест

У. Проведем тест «Грибы». Если вы согласны с высказываниями, то показываете зеленые кружочки, если не согласны, то красные.

1. Грибы – это растения. (Нет.)

  • Грибы – это не растения и не животные. Они составляют царство грибов. Ученым известно около 100 000 видов.

2. Ложные опята, бледная поганка – несъедобные грибы. (Да.)

3. Может ли гриб вырасти на дереве? (Да.)

  • Грибы растут в лесу – на земле, на пне, на дереве, на камне, на лугу.

4. Может ли гриб съесть дерево? (Да.)

  • Грибы помогают перерабатывать старую древесину, листья, пни, шишки и тем самым улучшают почву.

5. Едят ли животные несъедобные грибы? (Да.)

  • Грибами питаются и лечатся животные: например, лось ест мухоморы.

6. Съедобен ли дождевик? (Да.)

У. Первый гриб вы заработали. Отгадайте, какой? (Показывает детям рисунок дождевика.)

– Чем дождевик не похож на остальные грибы?

Д. Своей формой.

У. Дождевик имеет форму шара. Появляется после дождя. Он белый и хорошо заметен. Как выглядят остальные грибы?

Ученик по таблице рассказывает о строении гриба:

Ученик. Грибы состоят из шляпки и ножки, это видимая часть гриба, которую ученые назвали плодовым телом, а остальная часть гриба находится в земле – это грибница.

На панно появляется дождевик.

Второе задание. Где живет этот гриб?

Учитель показывает рисунки грибов, дети называют грибы.

У. Отгаданные грибы селим в лес. А где они любят расти?

Дети. Мухомор – на зеленой полянке. Раз им лечатся лоси, пусть он его быстрее найдет.
– Подберезовик – под березой.
– Опята – на пнях.
– Волнушки – около берез и елей в густой траве.
– Боровик – в сосновых лесах.
– Лисички – на светлой лесной опушке, среди редкой травы.

Третье задание. Игра «Узнай гриб»

В корзине лежат муляжи грибов.

У. Рассмотрите грибы и скажите, какой лишний?

Дети называют грибы и определяют лишний.

Д. Бледная поганка – самый опасный гриб. Ее яд сохраняется даже после длительной варки. Эти грибы не едят даже черви.

Четвертое задание. Игра «Съедобные и несъедобные»

У. Делим грибы на две группы.

Детям раздают картинки.

– Какого гриба нет на нашей полянке с изображениями грибов?

Д. Сыроежки.

У. Что вы о них знаете?

Д. Сыроежки можно есть сырыми, они растут в самых разных лесах.

Пятое задание. «Угадай пословицу»

Пословицы разрезают на части. Класс делится на группы. Ученики восстанавливают текст пословицы.

Пословицы:

  • Лесу нет – и гриб не родится.

  • Туман среди лета – к грибам.

У. Какие съедобные грибы появляются первыми?

Д. Строчки и сморчки.

Шестое задание. «Когда идем за грибами?»

У. Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрите таблицу «Календарные сроки сбора грибов».

Дети отвечают.

– За какими грибами можно отправиться в июне?

Д. За горькушами, дождевиками, маслятами, луговыми опятами, подберезовиками.

У. Какие грибы мы чаще всего собираем? Как их можно приготовить? Рассмотрите таблицу и расскажите об этом.

Ученики работают с таблицей.

У. Вы молодцы! Боровик простил вас. Звери начали запасаться грибами.

Лес, русский лес!
Всех лесов на земле ты красивей!
Лес! Русский лес!
Ты богатство и гордость России!
Лес! Русский лес!
Вечно радуй людей и расти до небес!

Календарные сроки сбора и способы использования грибов

Виды грибов

Сроки плодоношения

Способы использования

Свежие

Сушеные

Маринованные

Соленые

Белый гриб

Июль–октябрь

+

+

+

+

Валуй

Июль–сентябрь

Вешенка обыкновенная

Июль–октябрь

+

+

+

+

Волнушка белая

Июль–август

+

+

Волнушка розовая

Август–сентябрь

+

Горькушка

Июнь–октябрь

+

Гриб – зонтик пестрый

Июль–сентябрь

+

Груздь желтый

Июль–сентябрь

+

Груздь настоящий

Июль–август

+

Груздь перечный

Июль–август

+

Груздь черный

Июль–сентябрь

+

Дождевик шиповатый

Июнь–октябрь

+

+

Ежовик выямчатый

Июль–сентябрь

+

+

Ежовик пестрый

Август–ноябрь

+

+

Зеленушка

Сентябрь–октябрь

+

+

+

+

Колпак кольчатый

Июль–сентябрь

+

+

+

Лисичка настоящая

Июль–октябрь

+

+

+

+

Масленок зернистый

Июнь–июль

+

+

+

+

Масленок

лиственничный

Июль–сентябрь

+

+

+

+

Масленок поздний

Август–октябрь

+

+

+

+

Моховик

желто-бурый

Июль–сентябрь

+

+

+

+

Моховик зеленый

Июль–сентябрь

+

+

+

+

Опенок зимний

Октябрь–декабрь

+

+

+

Опенок летний

Июнь–октябрь

+

+

+

Опенок луговой

Июнь–сентябрь

+

+

Опенок осенний

Август–октябрь

+

+

+

+

Подберезовик

Июнь–октябрь

+

+

+

+

Подосиновик

красно-бурый

Июль–сентябрь

+

+

+

+

Подгруздок белый

Июль–октябрь

+

Подгруздок черный

Июль–сентябрь

+

Польский гриб

Июль–сентябрь

+

+

+

Решетник

Июль–сентябрь

+

+

+

+

Рыжик

Август–сентябрь

+

Рядовка серая

Сентябрь–октябрь

+

+

+

Рядовка скрученная

Июль–сентябрь

+

+

+

Рядовка фиолетовая

Сентябрь–октябрь

+

+

Серушка

Сентябрь–октябрь

+

Скрипица

Июль–сентябрь

+

Сморчок конический

Апрель–май

+

+

Сморчок настоящий

Апрель–май

+

+

Строчок обыкновенный

Апрель–май

+

+

Сыроежка болотная

Июль–сентябрь

+

+

Сыроежка пищевая

Июль–сентябрь

+

+

Примечание: + используется; – не используется.