Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №11/2010

Учителю на заметку

Елена Блохина ,
учитель школы № 12, г. Альметьевск

Лесные заповеди

Тема. «Экологической лесной тропинкой, или Лесные заповеди».

Цели. Показать место и роль человека в природном сообществе (в лесу), повторить и закрепить правила поведения в природе, умение их формулировать; развивать представления о лесе, расширять кругозор; формировать бережное отношение к природе, к живым существам.

Учебные материалы. Плакат «На лесной полянке», к которому прикреплен «мусор»; плакат «Знаете ли вы грибы?»; иллюстрации растений, занесенных следов животных и их силуэтов в Красную книгу; декорации к сценке; аудиозаписи звуков леса.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Учитель. Прислушайтесь, осмотритесь вокруг. Вокруг красота мира, красота природы! И среди природы лес занимает особое место. На уроках окружающего мира мы говорили о том, что лес – это живой организм, где все связано невидимыми ниточками, что это самая большая по площади природная зона нашей страны, и мы имеем возможность ходить в лес, выезжать в лес.
И сегодня мы снова отправимся в гости в лес, попробуем разгадать некоторые его загадки. А эпиграфом нашего мероприятия станут слова М. Пришвина: «Лес раскрывается только для тех, кто умеет чувствовать к его существам родственное внимание».
Есть такие хорошие слова: «Ты пришел в гости к природе – так не делай же ничего такого, что счел бы неприличным сделать в гостях». Какой смысл вы, ребята, вкладываете в эти строчки?

Выслушиваются мнения детей.

Ученик 1.

Когда ты входишь в лес, душистый и прохладный,
Средь пятен солнечных и строгой тишины
Встречает грудь твоя так радостно и жадно
Дыханье влажных трав и аромат сосны.
Нога твоя скользит по россыпи иголок
Или шумит травой, роняя капли рос.
А сумрачный навес широколапых елок
Сплелся с листвой ольхи и молодых берез.
То духотой пахнёт, то прошлогодней прелью,
То запахом грибным у срубленного пня. <...>
Здесь в зарослях лесных, где всё для сердца мило,
Где чистым воздухом так сладостно дышать,
Есть в травах и цветах пленительная сила
Для всех умеющих их тайны разгадать!

(Вс. Рождественский)

У. И вот мы идем в гости в лес. А зачем? Да мало ли зачем: чтобы услышать пение птиц; увидеть, как раскрывается тугой бутон колокольчика; набрать в лукошко ягод, орехов, грибов; насладиться свежим душистым воздухом; полюбоваться красотой леса. Но не забывайте: мы – в гостях! В лесу необходимо соблюдать определенные правила. Давайте вспомним некоторые из них.

Ситуация «На распутье»

У. Ты стоишь у кромки леса, оглядываешься и выбираешь направление: куда идти? Решение принято, и ты один (или с друзьями) начинаешь свое движение напрямик по лесным травам и невысоким кустарникам.
Но стоп! Что-то ты сделал неправильно. Так себя в гостях не ведут! Заметили ли вы допущенную ошибку?
Тогда послушайте одно изречение: «Один человек оставляет в лесу след, сто человек – тропу, тысяча – пустыню». Теперь вам понятно, что за ошибку совершил гость природы?

Выслушиваются мнения детей.

– Да, слой почвы в лесу очень тонкий, и его легко повредить, утрамбовать, а заодно и повредить корни деревьев и кустарников, которые очень страдают от подобных гостей.

По подсчетам ученых, для образования слоя почвы толщиной 5 см требуется 2000 лет.

– Какое важное правило поведения в природе можно сформулировать на основе рассмотренного примера?

Дети. Не топчи зря лесные полянки и уголки, передвигайся по тропинкам!

Ситуация «Шум в лесу»

У. Ты любишь слушать музыку и взял с собой магнитофон. Ты идешь по лесу, и музыка гремит. Как хорошо! А хорошо ли? Почему?

Д. Шум, громкая музыка, крики в лесу пугают птиц и зверей.

У. Не верите? Тогда выключите все и проверьте – перед вашим появлением поляна звенела от треска зеленого кузнечика, слышались пение птиц, жужжание насекомых, писк лесной мыши. Затаись! Не шуми! Прислушайся к шорохам и звукам.

Прослушивание аудиозаписи звуков леса.

– Сформулируйте правило.

Д. Не шуми в природе, старайся передвигаться и отдыхать без шума.

Ситуация «Лесные зверята и птицы»

У. Шум, запах дыма пугают лесных обитателей, заставляют птиц бросать гнезда, зверюшек – искать укромные места, особенно весной и в начале лета. Весной и ранним летом в лесу много молодняка: здоровые и симпатичные птенцы, маленькие и пушистые зайчата, крошки ежата. Ты не выдержал испытания и принес зверька домой.
Вот пишет одна девочка: «В августе мы нашли ежа и принесли его домой. Мы кормили его травой и цветами, поили молоком. А он взял да умер...» Не нашли, а похитили из леса. Ведь как можно найти животное в его собственном доме, в природе? Его никто не терял, и само оно тоже не потерянное. Лес, поле, луг – это родной дом животного, к жизни в котором оно приспособилось.
Запомните: красть из природы животных нельзя! Тащить домой все, что попадется под руку, может только тот, кто не любит, не понимает природу. Изъятие же животных, пусть и малышей, – это самое настоящее хищение природных богатств. Под влиянием человека площадь лесов сокращается и мест для обитания животных становится меньше. Достаточно полюбоваться зверьком в природе и принести с собой массу впечатлений от встречи, которая долго не забудется.

Учитель предлагает выполнить задания.

1. Какие животные оставили здесь свои следы? (На карточках нарисованы следы животных.)
2. Каких животных мы встретили в лесу? Догадайтесь по их силуэтам.

Ситуация «Муравейник»

На летние каникулы Игорь приехал в деревню к деду Василию. Рядом с деревней – лес. Отправились Игорь с дедом в лес по грибы. Игорь бежал впереди.
– Ой, какая высокая куча! – удивился малыш и воткнул в нее палку. По палке забегало множество муравьев. Подошел дедушка, вынул палку.
– Великая беда пришла в лес, – сказал он.
– Где беда? У кого?
– Да вон, у муравьев. Жил и жил себе маленький народец, с утра до вечера трудился, хвоинки собирал, вредных гусениц с дерева снимал. Да вот пришел враг и разрушил сделанное великим трудом.
– Где враг? – оглядывается Игорь. – Где же враг?
– Да тут он, рядом...

У. Кто же он, ребята?

Выслушиваются ответы детей.

– Муравейники гибнут при лесоразработках.Разоряют их и бездельники, готовые поротозейничать на муравьиную суматоху. Уничтожают муравьев и различные лекари, вылавливая их для приготовления муравьиного спирта, и люди, заготавливающие «муравьиные яйца» на корм певчим птицам и аквариумным рыбам. Разоряют их и лесные звери: кабаны и медведи...
Муравьи играют важную роль в жизни природы. Их нужно беречь и охранять!
Отгадайте загадку. На муравейник опустился дрозд, вытянул крылья в стороны и сидел несколько минут. Для чего?

Выслушиваются предположения детей.

– Принимая «муравьиную ванну», птица освобождается от паразитов – муравьи опрыскивают тело птицы остро пахнущей муравьиной кислотой.
Сформулируйте правило.

Д. Нельзя разорять муравейники!

Ситуация «По грибы»

Отправились Игорь и его дед Василий в лес за грибами. Они долго бродили по лесу, но грибов не было. Изредка попадались блеклые старые грибы да мухоморы, которые Игорь сбивал палкой.
– Зачем ты это делаешь? – спросил дед.
– Они же несъедобные, поганки! – ответил Игорь

У. Прав ли он?

Выслушиваются ответы детей.

– Наконец они набрали полное лукошко грибов.

Учитель проводит викторину по плакату «Знаете ли вы грибы?» или загадывает детям загадки.

– Вспомните правила сбора грибов.

Д. Не разрывать мох, не нарушать грибницу. Гриб выкручивают, ямку засыпают землей и прикрывают мхом. Нельзя собирать незнакомые и старые грибы; нельзя трогать ядовитые.

У. Послушаем наставления деда Василия – большого знатока леса.

Лес не только для нашей забавы,
Он – богатство нашей страны.
Все деревья в нем, ягоды, травы
Нам на пользу, друзья, взращены.
Каждый куст берегите, ребята!
Где росток ты увидишь простой,
Может вырасти дуб в три обхвата,
Березняк иль малинник густой.
А уж сколько орехов и ягод!
Так, пожалуй, считать – не сочтешь!
Сердцу любо, коль знаешь, что за год
В сосняке разрослась молодежь.

(Вс. Рождественский)

Ситуация «Привал в лесу»

У. Ты долго ходил по лесу и проголодался. Хорошо бы пообедать. Лес расстелил полянку, словно зеленую скатерть. Посмотри, что осталось после отдыха на лесной полянке от других гостей.

Учитель показывает рисунок на ватмане.

– На траве валяются бумажки, пустые консервные банки, куски хлеба. Черной прогалиной зияет выгоревшая от костра площадка. Огонь костра сжег корни и ветви соседнего дерева. Вот так отдохнул гость природы! Сам-то отдохнул, а сколько вреда принес лесу и его обитателям! Сколько ошибок допустил! И еще посмотрите, какую «память» о своем походе оставил отдыхающий гость – сделал надпись ножом на белоствольной коре березы: «Здесь был Вова»! А по коре раненой березы потекли, как слезы, капли сока.
А если бы тебе пришлось отдохнуть на лесной поляне, как бы ты организовал свой бивак?

Выслушиваются высказывания детей.

– Как правильно разжечь костер?

Д. Нужно выбрать место подальше от деревьев, снять дерн и положить под куст подальше от огня. Когда костер будет залит водой, убрать головни, уложить дерн обратно на место и хорошо полить.

Подготовленные ученики читают стихотворение В. Шефнера «Лесной пожар».

У. Каковы причины лесных пожаров?

Д. Непотушенный костер, брошенный окурок, удары молний, битые стеклянные бутылки, действующие как лупа.

У. Осознав неправильность поведения гостя в лесу и его поступка по отношению к раненой березе, смогли бы вы исправить ситуацию на лесной поляне? Как?

Дети «убирают» с плаката мусор.

– Что значит «весенний плач» березы?

Д. Сокодвижение.

У. Какое сложное явленье – дерево...

В нем жизни вековое волшебство,
В нем бьются воды, что волны покрепче.
Оно шумит, шуршит и что-то шепчет
И хочет, чтобы поняли его.
Оно страдает молча. Я прочел
В его раздумьях горести нежданные...
Стул деревянен. Деревянен стол.
Но дерево – оно не деревянное.

(И. Сельвинский)

– Почему у сосны нижние ветви отмирают, а у ели – нет?

Д. Сосна – светолюбивое дерево.

У. Какое значение имеет листопад?

Д. Так деревья готовятся к зимней засухе. Выброс ненужных веществ с листьями. Защита дерева от поломок.

Ситуация «Букет цветов»

У. Какое растение называют «цветок-букетик»?

Д. Медуницу. Сначала все цветки розовые, а через несколько дней на стебельке можно увидеть голубые, синие и фиолетовые цветки. Со временем цветки меняют окраску.

У. Коль речь пошла о букетах, признаемся сразу: мы вовсе не против лесных и луговых цветов, стоящих в банке на подоконниках или в вазе на столе. Но нужны мера и вкус в их сборе. Как вы это понимаете: мера и вкус?

Выслушиваются мнения детей.

– Конечно, не перечислить всех цветов, которыми одаривает нас лето, и все они просятся в букет. И если собирать все, что попадается на пути, получится огромный пестрый «веник», который вскоре завянет, и вы его выбросите. Так что собрать в букет можно совсем немного: по два-три цветка ромашки, василька, душицы, гвоздички...
Когда же лучше собирать букет лесных и луговых цветов: в начале прогулки или по пути домой? Почему? Какие цветы можно собирать – самые крупные и яркие или те, что только начинают распускаться?

Выслушиваются ответы детей.

– Но помните: все меньше и меньше остается красивых цветов на наших полянах из-за бездумного сбора – сорванные в букеты лесные цветы быстро вянут и погибают. Поэтому старайтесь любоваться ими в природе, нежели рвать, а потом выбрасывать охапками по дороге домой. В особой защите нуждаются растения, занесенные в Красную книгу. Сбор их запрещен!

Дети рассматривают иллюстрации растений, занесенных в Красную книгу.

Ученик.

На земле исчезают цветы,
С каждым годом заметнее это.
Меньше радости и красоты
Оставляет нам каждое лето.

Откровенье цветов луговых
Нами понято было едва ли.
Беззаботно топтали мы их
И бездумно, безжалостно рвали.

В нас молчало безумное «Стой!»,
Нам казалось все мало, все мало,
А потом в толчее городской
Мы охапки тащили устало.

И не видели, как из-под ног
Молчаливо, дыша еле-еле,
Обреченно глядел василек,
Безнадежно гвоздики глядели...

(Е. Карасев)

– Сформулируйте правило.

Д. Не рви зря цветы!

У. Вот и погостили мы в лесу. Наша прогулка подошла к концу. Много разных тайн природы мы разгадали. А теперь еще раз повторим правила поведения в лесу.