Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №10/2010

Учимся играя

Татьяна Саввина ,
г. Москва

В поисках Немо

Игра рассчитана на детей 9–11 лет.

Материалы. Мяч, конструктор LEGO, 2 разноцветные коробки, мел, листы с заданиями.

ХОД ИГРЫ

В начале игры дети делятся на две команды, которые заходят в два круга, построенных из кубиков LEGO. В ходе игры им будет предложено принять участие в нескольких конкурсах. Выигрывая конкурс, команда получает 1 балл – кубик и кладет его в свою коробку. По итогам игры определяется команда-победитель.

Ведущий. Здравствуйте, ребята! На прошлой неделе мы с вами смотрели мультфильм «В поисках Немо». Сегодня у нас есть возможность самим отправиться на поиски Немо. Для начала проверим, знаете ли вы героев мультфильма.

Ведущий кидает мяч по очереди всем участникам, те, возвращая его обратно, называют героев.

Дети. Немо, папа Марвин, Дори, акулы, черепахи, пеликан, чайки, медузы, рыба-молот, Дарла, скат и др.

Этап 1. «Что изменилось?»

Ведущий. Отлично! Итак, папа и Немо идут в школу. А по дороге они играют в игру «Что изменилось?». Сейчас одна команда берет вот эти предметы (календарики, книжки, игрушки) и замирает. Вторая команда внимательно рассматривает получившуюся картину. Теперь она отворачивается, а первая команда меняется предметами и замирает. Вторая команда поворачивается и пытается определить, что изменилось. Затем команды меняются ролями.

Этап 2. «Встреча с Дори»

Ведущий. Немо поплыл к лодке, его забрал водолаз. Папа отправляется на поиски и встречает рыбку Дори. Она страдает провалами памяти. Дори написала числа в таблицу от 1 до 20, но пропустила 4 числа. Найдите их.

На доске изображены по две таблицы для каждой команды. Команды соревнуются в быстроте и наблюдательности.

1

14

7

5

10

6

11

8

17

20

2

15

3

9

13

19

(пропущены числа 4, 12, 16, 18)

9

4

7

6

10

13

2

16

15

5

19

1

3

12

8

20

(пропущены числа 11, 14, 17, 18)

1

12

5

4

17

7

19

10

6

14

2

9

3

11

8

20

(пропущены числа 13, 15, 16, 18)

18

10

3

14

4

13

8

17

16

7

1

9

2

6

12

20

(пропущены числа 5, 11, 15, 19)

Этап 3. «Здравствуйте, акулы»

Ведущий. Папа Марвин и Дори плывут дальше вместе и встречают акул. Акулы вежливые – они здороваются с ними и знакомятся. Сейчас вы встанете в круг. Что нужно делать? Один из участников выходит из круга и обходит его, дотрагивается до участника другой команды, после чего они оба начинают обегать круг с разных сторон, при встрече останавливаются, пожимают друг другу руки и говорят: «Здравствуйте!» – а затем продолжают бег. Нужно первым занять свободное место участника другой команды. Итак, начали!

Игра повторяется несколько раз, затем определяется команда-победитель.

Этап 4. «Заседание клуба»

Ведущий. У акул проходит заседание их клуба, на котором они рассказывают о рыбах-друзьях. Сейчас я буду называть пары слов, а ваша задача – их запомнить. Потом я буду говорить первое слово, а вы – второе (по очереди каждая команда).

океан – кораллы
заседание – акулы
рыбы – друзья
друзья – не пища
дельфины – ласты
брюс – добрый
мясо – кусочек
рыба – клоун

Оценивается правильность повторения слов.

Этап 5. «Найди маску»

Ведущий. Дори и Марвин уплывают от акул и теряют маску, которая падает на дно океана в полную темноту. Рыбки пытаются ее найти. Сейчас вы тоже будете пытаться найти маску (кубик LEGO определенной формы). Участники одной команды завяжут глаза игрокам второй, и те наощупь будут искать маску.

«Маска» опускается в коробку с похожими деталями, команда садится вокруг коробки и ищет ее. Затем команды меняются ролями. Оценивается быстрота поиска.

Этап 6. «Сочини стихотворение!»

Ведущий. Рыбки читают адрес на маске, и Дори постоянно повторяет его, а потом решает сочинить стихотворение. Она ищет рифмы. (Например, если рифмы: варенье – стихотворенье, то получается следующее: «Муха села на варенье, вот и все стихотворенье».) Марвин ей предлагает:

Немо – где он?
Не уйдем – найдем!

Попробуйте за несколько минут сочинить стихотворение с этими рифмами!

В этом конкурсе оцениваются соблюдение рифмы и оригинальность стихотворения.

Этап 7. «Медузы»

Ведущий. Следуя по указанному адресу, Дори и папа Немо плывут дальше и оказываются среди медуз. Чтобы им выбраться, вы должны расставить любые числа в кружочки так, чтобы соблюдалось правило: стрелка направлена от кружочка с большей цифрой к кружочку с меньшей.

На доске для каждой команды нарисованы схемы. Дети парами подходят к доске и вписывают цифры. Выигрывает команда, которая закончит раньше.

Этап 8. «Черепахи»

Ведущий. Вырвавшись из скопления медуз, рыбки плывут на черепахах. На них надо удержаться. Сейчас я приглашаю по одному человеку от команды. Вы попробуете удержать равновесие. Вам надо встать на левую ногу, правую согнуть, упереться пяткой о левую ногу и отвести колено в сторону, руки поставить на пояс и закрыть глаза. Кто первый потеряет равновесие, тот и проиграл.

Этап 9. «Стая рыбок»

Ведущий. У кого дальше спросить дорогу? Марвину и Дори встречается стая рыбок, которые замечательно изображают Сидней, осьминога, корабль и т.д. Вам тоже будут показаны рисунки, которые надо будет запомнить в течение 15 секунд, а потом нарисовать. Итак, смотрим и запоминаем...

Раскрываются крылья доски, и дети рассматривают рисунки. Затем доска закрывается, а дети на бумаге рисуют то, что запомнили.

Если дети справились с заданием легко, то предлагается усложненный вариант.
Дети снова смотрят на доску, запоминая картинки, а потом воспроизводят их в следующем порядке: 2 5 1 7 4 3 6.

Этап 10. «Чайки»

Ведущий. В конце мультфильма Дори и Марвин убегают от чаек, прячась в клюве у Пеликана. Сейчас одна команда будет пеликанами, а другая – чайками. Команды, садитесь за длинный стол друг напротив друга. Участники первой команды будут незаметно передавать монетку под столом друг другу, а участники второй в любой момент могут сказать: «Стоп! Руки на стол!» Тогда первая команда кладет руки на стол ладонями вниз, а вторая пытается отгадать, у кого находится монетка. Задание понятно? Начали!

Этап 11. «Ура, встреча!»

Ведущий. Наконец папа находит сына, и они плывут навстречу друг другу. Вам остается только нарисовать маршрут папы, лавирующего между кораллами и рыбами. Для этого надо соединить линией числа от 1 до 25. Итак, начали!

Команды получают лист с проставленными на нем вразнобой числами. Необходимо как можно быстрее соединить их по порядку.

Этап 12. Подведение итогов

Ведущий благодарит игроков за активное участие, подсчитывает кубики, собранные каждой командой, и награждает команду-победителя.