ХОД ЗАНЯТИЯ
Остановка «Вот и лето наступило!»
Ведущий. Солнце печет, липа цветет,
рожь поспевает. Когда это бывает?
Дети. Летом.
В. Назовите летние месяцы.
Д. Июнь, июль, август.
В. Расскажите, как изменилась
природа с наступлением лета.
Дети отвечают.
– Приступило к работе Жаркое Лето.
«Пусть в моей картине все будет спелым,
созревшим», – решило оно. Весь лес расписало
Лето сочной зеленью. Деревья во фруктовом саду
украсило яблоками и грушами, под кустиками ягоды
разбросало, заглянуло на луга и затеяло там
веселый сенокос. Смотрит Красное Солнышко и не
может налюбоваться картиной лета.
Чтец 1.
Пришел июнь. «Июнь, июнь!» –
В саду щебечут птицы...
На одуванчик только дунь –
И весь он разлетится.
Чтец 2.
Вот и лето подоспело,
Земляника покраснела:
Повернется к солнцу боком —
Вся нальется алым соком.
В поле – красная гвоздика,
Красный клевер... Погляди-ка:
И лесной шиповник летом
Весь осыпан красным цветом.
Видно, люди не напрасно
Называют лето красным!
Чтец 3.
Дождик прошел по садовой дорожке,
Капли на ветках висят, как сережки.
Тронешь березку – она встрепенется
И рассмеется, до слез рассмеется.
Дождь прошуршал по зеленому лугу,
Даже цветы удивились друг другу:
В чашечках листьев, на каждой травинке –
По огонечку, по серебринке.
Чтец 4.
Редеют тучки, тая... полдневная пора;
Стоит, как шар, густая, тяжелая жара.
Прохладой веет с речки. Ребята к ней спешат,
Их крик и смех беспечный во все концы летят.
Чтец 5.
Сверкает в брызгах пламя,
Не молкнет шум и гам,
Бежит вода кругами к зеленым берегам.
И в летний хор согласный сливаются дружней
И говор речки ясной, и звонкий смех детей.
Чтец 6.
Сколько утреннего света за распахнутым
окном!
По земле шагает лето, ходит лето босиком.
Сколько ветра и простора!
Сколько песен и цветов!
Даль полей и гул моторов,
Эхо ранних поездов.
Сколько лета, сколько солнца,
Сколько зелени кругом!
Вместе с птицами проснемся,
Вместе с птицами споем.
Чтец 7.
Очень славно пахнет лето:
Травкой, солнцем разогретой,
Алой сладкою клубникой
И степною ежевикой,
Терпкой, сочною листвой,
Пряной скошенной травой,
Робким дождиком грибным
И укропом молодым.
Ну, а главное не в этом!
Самый главный запах лета
Ты услышишь за станицей,
В поле зреющей пшеницы.
Чтец 8.
Хорошо, что снова лето, снова солнце
высоко,
Что вода в пруду нагрета, как парное молоко.
Хорошо, что рожь густая голубую пьет росу,
Что встречают птичьи стаи нас и в поле, и в лесу.
Чтец 9.
Собираем в августе урожай плодов.
Много людям радости после всех трудов.
Солнце над просторными нивами стоит,
И подсолнух зернами черными набит.
Азбука народной мудрости
Если летом солнце восходит в тумане,
днем будет тихо и душно.
Во время восхода солнца стоит духота –
вечером будет дождь.
Воробьи летают кучами – к сухой и ясной
погоде.
Подул горячий ветер – к дождю.
Паук усиленно плетет сети – к сухой
погоде.
Тихая светлая ночь без росы – жди
дождя.
Венцы вокруг солнца – к дождю.
Стрижи низко летают – дождь
предвещают.
Цветы перед дождем пахнут сильней.
Творческая работа
Придумать рисунок к одной из примет,
которая особенно запомнилась.
Остановка «Царство пернатых»
В.
Снится ночью червяку
Чудо-юдо на суку:
Длинный клюв и два крыла
Прилетит – плохи дела.
А кого червяк боится?
Угадали? Это ...
Д. Птица.
В. Сегодня мы вспомним много
интересного о птицах. Отгадайте загадки:
Днем слепа, ночью зряча, мышей ловит, а не
кот. (Сова.)
Вертится, стрекочет, весь день хлопочет.
(Сорока.)
Маленький мальчишка в сером армячишке
По дворам шныряет, крохи собирает. (Воробей.)
– Что интересного вы можете
рассказать об этих птицах?
Дети рассказывают.
Викторина
1. Какая птица выше всех летает? (Орел.)
2. Какая птица самая маленькая в нашей стране? (Королек.)
3. А какая самая большая в мире? (Страус.)
4. Когда температура тела воробья ниже: зимой
или летом? (Одна и та же.)
5. У какой птицы самый длинный язык? (У дятла.)
6. Когда гуси бывают особенно злыми? (Когда у
них появляются гусята.)
7. Какую из лесных птиц зовут и лесной кошкой, и
лесной флейтой? (Иволгу – она издает такие
звуки.)
8. У какой птицы птенцы появляются зимой? (У
клеста.)
9. Какую птицу называют водяным воробьем? (Оляпку.)
10. Почему в лесу нельзя громко кричать? (Июнь
– месяц тишины: птицы сидят на гнездах.)
Инсценировка песни «Веселые гуси».
Знаешь ли ты пословицы?
В. Вспомните пословицы, в которых
упоминаются синица, воробей, кулик. Объясните их
смысл.
Д. Лучше синица в руках, чем журавль в
небе. Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.
Всяк кулик хвалит свое болото.
Конкурс на лучшее знание сказок
В. Вспомните названия сказок,
героями которых являются птицы. Кто их авторы?
Д. Галчонок из книги
Э. Успенского «Дядя Федор, пес и кот».
– Попугай из книги Г. Остера «Зарядка для
хвоста».
– Соловей из книги Г. Андерсена «Соловей».
– Гусь из книги С. Лагерлёф «Чудесное
путешествие Нильса с дикими гусями».
– Петушок из книги А. Пушкина «Сказка о
золотом петушке».
– Ворон и ворона из книги Г. Андерсена
«Снежная Королева».
– Сова из книги А. Милна «Винни-Пух и
все-все-все».
– Ласточка из книги Х.К. Андерсена
«Дюймовочка».
– Жар-птица из книги П. Ершова
«Конек-горбунок».
– Воробей из книги К. Чуковского
«Тараканище».
– Утенок из книги Х.К. Андерсена «Гадкий
утенок».
А вы знаете, что....
Сова уничтожает за год около 1000
грызунов. Если учесть, что каждая мышь может
съесть в год 1 кг зерна, то, значит, одна сова
спасет в год 1 т хлеба.
Кукушка за 1 ч съедает 100 гусениц.
Экологическая ситуация
В. Вы гуляли по лесу и на тропинке
увидели выпавшего из гнезда птенца. Как вы
поступите? Для чего надо беречь птиц? Нарисуйте
плакаты с запрещающими знаками. Где бы вы
повесили эти плакаты?
Остановка «Царство растений»
В. Сегодня мы отправляемся
путешествовать по лесным тропинкам. В лесу очень
много тайн. И только тот откроет чудеса, кто умеет
наблюдать, быть внимательным.
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь – мы свои!
Замечательный писатель и большой
любитель природы Михаил Пришвин писал: «Мы –
хозяева нашей природы, и она для нас – кладовая
солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода,
птице – воздух, зверю – лес и горы. А человеку
нужна родина. И охранять природу – значит
охранять родину».
Почему мы с лесом дружим,
Для чего он людям нужен?
Д. Это зеленый наряд нашей
планеты. Лес дает чистый воздух. Лес – дом для
зверей и птиц. Лес – это кладовая, щедро отдающая
свои дары – орехи, ягоды, грибы.
Конкурс «Цветочная поляна»
В. Наступило лето, и на смену
весенним цветам приходят летние. Какие лесные
цветы вы знаете? Отгадайте загадки:
На высокой хрупкой ножке
Вырос шарик у дорожки.
Ветерочек прошуршал
И развеял шапку-шар. (Одуванчик.)
Вечно сумрачно под елью,
Пахнет сыростью и прелью.
Под ее лохматой лапой
Светят беленькие лампы. (Ландыши.)
На одном растении – голубые, синие,
фиолетовые цветочки. (Медуница.)
Игра «Кто быстрее»
В. Разделите названия цветов на
две группы: лесные и полевые.
василек, ромашка, подснежник, фиалка,
мак, ландыш
– Кто знает, какие из этих растений
лекарственные?
Д. Ромашка. Ее применяют при
простуде и кашле. Отвар ромашки на ночь помогает
заснуть – сон будет крепкий и спокойный.
– Ландыш. Из него делают капли, которые
успокаивают сильное сердцебиение.
Игра «Для самых внимательных»
В. Перед вами рисунки лесных
цветов. Цветут они в разное время. Попробуйте
определить, когда: весной, летом, осенью.
первоцвет (в.), лесная гвоздика (л.),
подснежник (в.), ромашка (л.), бессмертник (о.),
колокольчик (л.), зверобой (л.), фиалка (в.), голубая
пролеска (в.), мать-и-мачеха (в.), сон-трава (в.),
вереск (о.), медуница (в.)
Конкурс «Ягодка-малинка»
В. Когда в лесу поспевают ягоды,
готовь лукошко побольше. О каких ягодах пойдет
речь?
– Ел медведь в тайге бруснику, костянику,
веселику. Какая из этих ягод не существует? (Веселика.)
– Какие ягоды можно собирать зимой? (Рябину,
шиповник, калину, кизил.)
– Чай, заваренный с этой ягодой, ароматный,
густой, вкусный и полезный для здоровья. (Шиповник.)
– Две сестры летом зелены, а к осени одна
краснеет, другая чернеет. (Смородина.)
– Названия каких ягод соответствуют своему
цвету? (Голубика, черника.)
– Вечнозеленое растение, оно и под снегом
остается зеленым. И ягодам тоже ни мороз, ни снег
не страшны. Они такие же красные и вкусные. (Брусника.)
Конкурс «Трава-мурава»
В. В лесу очень много травы, а вот о
какой пойдет сейчас речь, вы узнаете.
– Я шарик колючий, ко всем пристаю,
Расту при дороге, у всех на виду.
Задеть меня платьем прохожий боится.
Нельзя ли хоть с вами, друзья, подружиться? (Репей.)
– Растет зеленый кустик,
Дотронешься – укусит. (Крапива.)
– Какое растение получило название
из-за своих листьев: снаружи – темных, гладких,
холодных, а изнутри – теплых, мягких, нежных? (Мать-и-мачеха.)
– Что за доктор Айболит
У дороги все сидит? (Подорожник.)
– Настойку из этого растения очень
любят кошки, ее еще называют кошачьей травой. (Валериана.)
– Какие из этих трав лечебные? Что
вы можете о них рассказать?
Конкурс «Дедушка Дерево»
В. Какие деревья растут в лесу? Как
называются различные леса? Выслушайте их
описания и назовите.
– Большой участок леса, а на нем сплошь березы
растут. Как называется такой лес? (Березовая
роща.)
– В этом лесу всегда полумрак. Раскидистые
плотные ветви елей не пропускают солнечного
света. Этот лес называют ... (ельником).
– Ого, а у этих деревьев даже верхушек не видать.
Маленькие сосенки изо всех сил наперегонки
тянутся вверх – к свету. Вот почему в этом лесу
все деревья высокие, стройные. Если посмотреть
вверх – будто колонны стоят, а на них ковер
наброшен. Как называется этот лес? (Сосновый бор.)
– А вот раскинул могучие ветви лесной великан.
Дуб – один из лесных долгожителей. Живет он до
двух тысяч лет. Желуди – любимое лакомство
многих животных. Лес, в котором растут дубы,
называют ... (дубравой).
Это интересно
В. Раньше на Руси все делали из
дерева: дома, укрепления, сараи, бани, колодцы,
лодки, корабли, мебель. Хорошие мастера были на
Руси, они могли из дерева «сплести кружева» –
украшения домов. Из дерева делали деревянную
посуду, инструменты (грабли, рубанки, плуги,
бороны), телеги, сани, иконы, обувь (лапти из коры),
бочки, из березовой коры делали туески
(бидончики) для сбора ягод и хранения меда. Вода в
туесках долго не портится и остается холодной. Из
дерева делали музыкальные инструменты
(балалайки, дудки, рожки), игрушки, шкатулки. На
Руси были построены часовни, церкви целиком из
дерева, без единого гвоздя.
Правила поведения в лесу
В. Для того чтобы на земле шумели
леса, расцветали цветы, пели птицы, надо беречь
природу. Это под силу и взрослым, и детям.
Сохранность природы зависит от каждого из нас.
Сейчас мы составим правила поведения в лесу и
нарисуем экологические знаки. (На листе ватмана
дети записывают правила и рисуют знаки,
призывающие беречь природу.)
Правило друзей леса: много леса – не
губи, мало леса – береги, нет леса – посади.
Экологическая ситуация
В. На лесной полянке вы увидели
ярко цветущие растения. Как вы поступите?
Выслушиваются ответы детей.
Творческая работа
1. Расскажи, что ты видел в лесу.
2. Придумай диалог растений: «В одно
удивительное утро разговорились растения между
собой...»
3. Нарисуй то, что тебе особенно понравилось в
лесном путешествии.
Остановка «Царство грибов»
Чтец 10.
Какой денек хороший: солнечно, тепло!
Берем с тобой лукошко –
и скорее в путь-дорожку.
Идем тропинкой узкой, потом свернули в лес,
Туда, где сосны рослые касаются небес,
Где сказки шепчут ели, березы и дубы,
Где ягоды поспели и выросли грибы.
В. В нашем путешествии мы
встретимся с интересными растениями. Отгадайте,
какими?
Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожек,
Шляпка есть – нет головы. (Грибы.)
Викторина
– Какой гриб считается самым ценным?
Почему он назван белым? (Боровик. Сломанная
ножка у него не темнеет, остается белой.)
– Шляпки каких грибов в любую погоду влажные? (Маслята.)
– Вспомните грибы, названия которых произошли от
названий деревьев. (Подосиновик, подберезовик,
дубовик.)
– Какие грибы называют рыжими сестричками? (Лисички.)
– Какие грибы лечат? (Чага. Этот гриб растет на
березах. Им лечат язву желудка, некоторые
опухоли.)
Узнай по описанию
– Этот гриб появляется в августе, растет
во мху под елкой. Он звонче всех хрустит в
засолке. Растут эти грибы кучами – грудами,
откуда и пошло их название. (Груздь.)
– Я самый красивый, самый добрый, самый полезный.
Красивый я потому, что ножка у меня тонкая,
стройная. На ней резная салфеточка, а уж о шляпке
и говорить нечего: она у меня красная, с белыми
точками. Добрый я потому, что лечу лосей, а
полезный – потому что отгоняю мух. Вот я какой
замечательный! (Мухомор.)
– Живут эти грибы на пнях большой семьей. Иногда
можно сразу собрать целое лукошко этого
семейства. (Опята.)
Это интересно
В. Отгадайте, что за гриб?
Вдоль лесных дорожек много белых ножек,
В шляпках разноцветных, издали приметных.
Собирай, не мешкай, это ... (сыроежки).
Свое название они получили за то, что при
засолке уже через сутки готовы к употреблению.
Мир грибов удивителен. Формой, цветом поражают
они. Но среди огромного мира грибов самые
разноцветные – сыроежки. В лесу сыроежки
выбирают красивые места. Словно разноцветное
конфетти, рассыпаны крошечные сыроежки среди
старых еловых иголок. На болоте, на зеленом
моховом ковре стоят крепенькие желтые,
малиновые, коричневые грибы. Растут сыроежки
повсюду: в хвойных и лиственных лесах, на болотах.
Чтец 11.
Я
пойду поутру,
В травяных низинах
Сыроежек наберу
Полную корзину
Разноцветных, молодых,
Самых-самых разных:
Под дубами – голубых,
Под сосною – красных,
А под кленами – зеленых,
Под осиной – синих.
Пусть грибов не дорогих,
Но зато красивых!
Игра «Будь внимательным»
В. Послушайте внимательно
стихотворение и назовите грибы в том порядке, в
каком они были названы.
Чтец 12.
Разноцветные поганки сами лезут на
полянки.
Нам не надо ни одной, их обходим стороной.
Пучеглазый мухомор боком сел на косогор.
Не пойдем на косогор – нам не нужен мухомор.
Рядышком с иголками рыжики под елками –
Ни малы, ни велики и лежат, как пятаки.
А во мху, как на подушке,
Чье-то беленькое ушко.
Это груздь – надо взять,
А за ним еще штук пять.
Под осинами на кочке
Гриб в малиновом платочке
Подосиновиком звать –
И его придется взять.
Вот и гриб боровик!
И красив он, и велик,
В толстой шапке набекрень,
Ножка крепкая, как пень.
А вы знаете, что...
Белка заготовляет на зиму до 600 г сухих
грибов.
Быстрее всех трубчатых грибов растет
подберезовик – по 4–5 см в сутки.
Каждый год на гектар леса падает свыше
2 т хвои, листьев, шишек, коры. Все это
перерабатывают грибы, главным образом дождевики.
Грибные частушки
Шоколадная папаха,
Белый шелковый мундир.
Посмотрев, опенок ахнул:
Настоящий командир!
Сколько лет тебе, сморчок?
Ты по виду – старичок.
Удивил грибок меня:
– Возраст мой – всего два дня!
Не играйте вы, опятки,
Дотемна с Ванюшей в прятки,
Окажите Ване честь –
В кузовке местечко есть!
Викторина
Какие лесные растения могут заменить
мясо? (Грибы. По питательности наиболее ценны
белые и шампиньоны.)
Может ли гриб съесть дом? (Может. Это
домовый гриб, который разрушает древесину.)
Какие птицы едят грибы? (Глухари.)
Какие грибы появляются первыми? (Сморчки,
строчки.)
Остановка «Царство зверей»
В. Лес – большой дом. Кто в нем
живет? Сегодня мы отправляемся в чащу леса и
узнаем о его обитателях. Отгадайте о них загадки:
Хитрая плутовка, рыжая головка,
Хвост пушистый – краса! А зовут ее... (лиса).
Горбоносый, длинноногий
Великан ветвисторогий
Ест траву, кустов побеги,
С ним тягаться трудно в беге.
Коль такого довелось
Видеть, знайте: это ... (лось).
Он, как елка, весь в иголках,
Ловит смело страшных змей.
И хотя он очень колкий,
Обижать его не смей!
Он в лесу живет, но вхож
И в сады отважный ... (еж).
В сосне – дупло, в дупле – тепло.
А кто в дупле живет в тепле? (Белка.)
Хозяин лесной просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (Медведь.)
Возле дуба острым рылом
Деловито землю рыл он –
Видно, желуди искал.
Я пугать его не стал.
Не спугнул и мой Полкан –
Очень грозен был ... (кабан).
Меньше тигра, но немножко
Больше крупной рыжей кошки.
На суку она обычно,
Притаившись, ждет добычу.
Не робей, но берегись
В том лесу, где бродит ... (рысь).
Конкурс «Поразмыслим не спеша»
– У медведя;
– у муравьеда;
– у льва.
(Муравьед раздирает когтями деревья,
разрушает термитники, роет землю, рвет корни.)
– Чтобы быстрее заживали;
– чтобы скорее прошла боль;
– с гигиенической целью.
(Слюна убивает микроорганизмы и раны
быстрее заживают. В слюне обнаружен белок,
который стимулирует размножение клеток кожи.)
– Чтобы согреваться;
– чтобы заметать следы;
– для красоты.
(В сильные морозы белка своим хвостом
закрывает вход в дупло, и ей не страшны вьюги.)
– Чтобы лучше слышать;
– чтобы не перегреться;
– чтобы тормозить на поворотах.
(Чтобы не перегреться. Заяц ими потеет.
Сидит заяц в летний день под кустом, и ему совсем
пить не хочется. Лишнее тепло улетучивается
через большие тонкие заячьи уши.)
Фотовикторина «Узнай по портрету»
Для викторины надо подобрать необычные
картинки животных.
Конкурс «Живые синонимы»
В. Вспомните, как и о ком у нас
говорят в народе?
злой, как... (волк)
хитрый, как... (лиса)
трусливый, как... (заяц)
тихий, как... (мышь)
косолапый, как... (медведь)
быстрый, как... (олень)
плюется, как... (верблюд)
визжит, как... (поросенок)
Подвижная игра «У медведя во бору»
Выбирается водящий – медведь,
остальные – грибники. Дети подходят к медведю
со словами: «У медведя во бору грибы, ягоды беру. А
медведь не спит, все на нас рычит».
Грибники убегают, медведь их догоняет.
Конкурс «Литературная викторина»
В. Назовите произведения, в
которых герои – звери.
Игра «Растения – животные»
В. Продолжите названия растений:
волчье (лыко)
львиный (зев)
медвежье (ушко)
гусиные (лапки)
верблюжья (колючка)
заячья (капуста)
мышиный (горошек)
конский (каштан, щавель)
Творческая работа «Угадай, кто это?»
За несколько минут каждая группа
учащихся составляет рассказ о животном, не
называя его. Команда-соперница должна отгадать, о
ком идет речь.
Правила поведения в природе
В. Давайте еще раз повторим
правила, которые должен соблюдать каждый
человек.
Обсуждаются различные ситуации,
которые могут произойти.
Это называется природа
Мы
любим лес в любое время года,
Мы слышим речек медленную речь...
Все это называется природа,
Давайте же всегда ее беречь!
В лугах ромашки солнечного цвета
Такие, что светлей на свете жить...
Природой называется все это,
Давайте же с природою дружить!
Летят, звеня, дождинки с небосвода,
Клубится на заре тумана дым...
Все это называется природа,
Давайте же сердца ей отдадим!
Прекрасный вальс танцует с ветром лето,
Дрожит в окне вечерняя звезда...
Природой называется все это,
Давайте же любить ее всегда!
Подводятся итоги игры.