Цели. Развивать у учащихся
познавательный интерес к окружающему миру;
расширять кругозор, прививать устойчивый
интерес к биологии; развивать театральные
способности.
Учебные материалы. Школьная доска,
набор открыток: «Грибы», «Лесные ягоды», «Змеи»;
таблицы: «Лес», «Первая помощь при утоплении»,
«Правила дорожного движения»; энциклопедии о
животных; ласты, маска, трубка; костюмы докторов,
микробов; бинты; мячи, прыгалки; магнитофон,
аудиозаписи; таблицы и плакаты по Правилам
дорожного движения; оформление класса в летней
тематике.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Звучит «Песенка о лете» из мультфильма
«Дед Мороз и лето» (сл. Ю. Энтина, муз. Е.
Крылатова).
Учитель. Дорогие ребята, осталось
всего несколько весенних дней, и вы, закончив
школу, отправитесь на долгожданные каникулы.
Впереди у вас – море, солнце, песок, любимый лес,
где вы обожаете собирать грибы и ягоды, а также
огромное количество клубники, смородины, яблок,
вишен, огурцов, помидоров и других ягод, фруктов и
овощей!
Но кроме этих удовольствий появляются и
некоторые проблемы: болезни живота от немытых
фруктов, высокая температура от переохлаждения в
воде, травмы и некоторые другие неприятности,
которые могут помешать веселым каникулам.
Чтобы избежать многих неприятных
неожиданностей, ребята из 1-го «Б» класса
подготовили вам несколько сценок – напутствий
на лето. Итак, мы начинаем наш праздник.
Дети поют:
Скоро лето, всем известно,
Но запомнить вам полезно
Правил несколько, друзья,
А точней, что делать можно,
А чего – совсем нельзя:
Как вести себя в природе,
У воды и во дворе.
Наши ужасы-страшилки
Всё расскажут детворе.
Страшилка 1
На доске: открытки с изображениями
грибов, ягод и змей; таблица «Лес»; муляж гриба
(поганки или мухомора).
Действующие лица: автор, Коля Булкин,
2 доктора.
Автор.
Коля Булкин в лес пошел
И грибочек там нашел,
Славненький такой на вид.
Коля Булкин говорит:
Коля (понюхав гриб). Что за гриб,
не знаю, право!
Автор.
Он не знал, что гриб – отрава.
Съел кусочек он, и вот
Сразу заболел живот,
Потемнело вдруг в глазах,
И наш Коля крикнул:
Коля (схватившись за живот). Ах!
Автор. Выезжают доктора...
Выходят доктора с чемоданчиком. Они
осматривают Колю, ставят ему градусник, слушают
сердце и начинают лечить.
Очень долго доктора,
Умные профессора,
Колю Булкина лечили
И серьезно говорили:
Доктора.
Никогда, запомни, Коля,
Гриб не трогай незнакомый,
Чтоб не заболел живот!
Вот!
У. Почему у Коли заболел живот? Какой
гриб он съел?
Дети отвечают.
– Молодцы! Ребята, помните, что все грибы
делятся на две группы: съедобные и ядовитые (демонстрация
на доске). К съедобным грибам относят... К
ядовитым грибам относят... (рассказ по картинкам
на доске).
Помните! Никогда не трогайте
ядовитые грибы – их яд может быть губительным
для вашего организма. В небольших количествах он
вызывает отравления, а в больших дозах смертелен.
Примером могут служить бледная поганка и
мухомор. Самый ядовитый гриб – бледная поганка.
Но опасны не только ядовитые грибы.
Очень часто отравления вызывают ложные грибы,
которые очень похожи на съедобные (опята, белые
грибы). И только опытные грибники могут
распознать обманщиков. Поэтому знайте: для того
чтобы не принести домой болезнь, важно знать
грибы, которые вы собираете, а если внешний вид
гриба вам незнаком или вызывает сомнения,
поделитесь своими подозрениями с родителями,
которые разберутся с этой проблемой.
Ни в коем случае не срезайте незнакомый или
ядовитый гриб ножом: яд сохранится на ноже,
которым вы срежете другой гриб!..
Ребята, а вы ходите в лес только за грибами?
Наряду с грибами в лесу растет много вкусных
ягод. Какие ягоды вы знаете?
Дети отвечают.
– В ягодах много витаминов. Черника
помогает восстановить и улучшить зрение, клюква
и брусника понижают температуру при
заболеваниях, малина, ежевика – при простуде и
т.д. Но и среди ягод есть ядовитые, например
«волчьи ягоды», которые вызывают отравление.
Поэтому помните! Никогда не срывайте
незнакомые ягоды и не срезайте ядовитые грибы.
Они опасны!
Однако то, что опасно для человека, не
опасно для животных, обитающих в этих лесах. Для
них эти грибы или ягоды – корм и лекарство.
Поэтому не сбивайте мухоморы и поганки ногой, не
топчите их – оставьте для животных.
Ребята, родители просят вас быть в лесу
внимательными и остерегаться животных. Каких
животных следует остерегаться?
Дети отвечают.
– В лесах водятся гадюки и ужи. Внешне
они очень похожи, но есть и существенные
отличительные признаки. Давайте сравним их.
Дети работают с иллюстрациями.
– Да, лес полон красоты, величия и
великолепия. В лесу растет много растений и
обитает много животных. Будьте внимательны,
используйте полученные знания, и опасности
обойдут вас стороной.
А теперь для вас – страшилка 2. Нет, подождите, а
это кто?
Разыгрывается сценка «Про микробов».
Первый
микроб. Слушай, куда мы попали?
Второй микроб. Куда-куда? Какая
разница – главное, чтобы грязнуль было побольше!
Первый микроб. А это кто сидит?
Второй микроб. Ребята!
Первый микроб. А они знают, кто мы
такие?
Второй микроб. Нет!
Первый микроб. А мы им сейчас споем,
страху нагоним. Вот весело будет!
Исполняется песня-танец на мелодию
песни «Чунга-Чанга»:
Мы – микробы, весело живем,
Мы – микробы, песенку поем,
Мы – микробы, очень любим грязь,
Мы – микробы, ненавидим вас.
Всех, кто любит умываться,
Сам умеет причесаться,
Руки мыть и чистить зубы, –
Мы не любим!
А нерях, грязнуль, лентяев,
Неумытых разгильдяев
Очень любим,
Очень любим,
Очень любим!
Второй микроб. Ладно, сейчас сюда
наши придут. А мы пойдем в другой класс.
Страшилка 2
Действующие лица: автор, Машенька, 2
микроба (ученики в черных костюмах).
Маша спит и видит сон.
Автор.
Однажды летнею порой
Вернулась Машенька домой.
Но, возвратившись с той прогулки,
Она помыть забыла руки.
Ну а микробы тут как тут:
Свою добычу стерегут.
Первый микроб.
Мы – опасные микробы
И живем повсюду.
Второй микроб.
Слышишь, Маша там кричит:
«Руки мыть не буду!»
Первый микроб.
Сядет ведь сейчас за стол
С грязными руками.
Второй микроб.
Ну, а мы уж тут как тут –
Этого и ждали.
Первый микроб.
Попадем на пищу мы,
А потом и в рот.
Второй микроб.
Там житье у нас с тобой
Славное пойдет.
Первый микроб. Заболеет Маша скоро.
Второй микроб. Ну, а нам-то мало горя.
Автор.
Так микробы рассуждали
И в мыслях Машу поедали...
Не пугайтесь – это сон.
Но чему же учит он?
Маша.
Если хочешь быть здоров,
Обойтись без докторов,
С мылом крепко подружись
И мыть руки не ленись!
Дети отгадывают загадки про банные
принадлежности: мыло, полотенце, зубную щетку,
расческу.
У. Молодцы! А у нас – страшилка 3.
Страшилка 3
Действующие лица: автор, школьник
Коля.
Автор.
Коля говорил не раз,
Что он славный водолаз.
Смастерил себе он ласты,
Маску – трубочку от пасты –
И с разбегу прямо в пруд,
Туда, где окуни живут.
Пять минут проходит, час –
Не всплывает Коля наш:
Зацепился за корягу
Он трусами, бедолага.
Хорошо, что рыбаки
Выловили из реки.
А мораль здесь такова...
Коля.
Знай же твердо, детвора:
Для купанья есть всегда
Специальные места.
Если место незнакомо,
Оставайся лучше дома!
У. Ребята! Ответьте, пожалуйста, на
следующие вопросы:
1. Можно ли купаться в незнакомых
местах?
2. Если место знакомое, но вы знаете, что здесь
глубоко, как вы поступите?
3. Можно ли погружаться в воду с головой,
надолго оставаясь без воздуха?
Если с человеком все же случилась беда и
вы увидели, как это произошло, ему можно помочь:
– рассказать родителям или другим
взрослым, что вы видели, и указать место, где это
произошло;
– если пострадавшего удалось вытащить из
воды, то его можно спасти, оказав ему первую
медицинскую помощь.
Зная правила оказания помощи и напомнив
о них взрослым, вы поможете спасти человека! Вот
эти правила.
Учитель рассказывает по таблицам.
– А у нас – страшилка 4.
Страшилка 4
Действующие лица: автор, Петя
Клюшкин.
Автор.
Петя Клюшкин был удал –
По шоссе он мяч гонял:
Пас налево, пас направо...
Петя. Очень славная забава!
Автор.
Заигрался, не видал,
Как подъехал самосвал.
Заскрипели тормоза,
Петя выпучил глаза...
Да, наш Петя был удал,
Но попал под самосвал.
Петя.
А теперь лежу в больнице
С забинтованной ногой.
Мне б с друзьями веселиться,
А я плачу над собой.
У. Ребята, видите, что произошло с
Петей? А вы все знаете Правила дорожного
движения? Что обозначают красный, желтый, зеленый
цвета светофора? Что такое «зебра»? Где нужно
переходить дорогу? Почему, прежде чем перейти
дорогу на зеленый свет, нужно посмотреть налево,
а потом – направо?
Дети отвечают.
– Молодцы! Вы правильно ответили на
все вопросы. Я надеюсь, что все правила
безопасного поведения вы будете вами соблюдать
летом.