Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №10/2010

Учителю на заметку

Елена Балякина ,
учитель школы № 1308, г. Москва

Скоро каникулы...

Сценарий внеклассного мероприятия

Цели. Развивать у учащихся познавательный интерес к окружающему миру; расширять кругозор, прививать устойчивый интерес к биологии; развивать театральные способности.

Учебные материалы. Школьная доска, набор открыток: «Грибы», «Лесные ягоды», «Змеи»; таблицы: «Лес», «Первая помощь при утоплении», «Правила дорожного движения»; энциклопедии о животных; ласты, маска, трубка; костюмы докторов, микробов; бинты; мячи, прыгалки; магнитофон, аудиозаписи; таблицы и плакаты по Правилам дорожного движения; оформление класса в летней тематике.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Звучит «Песенка о лете» из мультфильма «Дед Мороз и лето» (сл. Ю. Энтина, муз. Е. Крылатова).

Учитель. Дорогие ребята, осталось всего несколько весенних дней, и вы, закончив школу, отправитесь на долгожданные каникулы. Впереди у вас – море, солнце, песок, любимый лес, где вы обожаете собирать грибы и ягоды, а также огромное количество клубники, смородины, яблок, вишен, огурцов, помидоров и других ягод, фруктов и овощей!

Но кроме этих удовольствий появляются и некоторые проблемы: болезни живота от немытых фруктов, высокая температура от переохлаждения в воде, травмы и некоторые другие неприятности, которые могут помешать веселым каникулам.

Чтобы избежать многих неприятных неожиданностей, ребята из 1-го «Б» класса подготовили вам несколько сценок – напутствий на лето. Итак, мы начинаем наш праздник.

Дети поют:

Скоро лето, всем известно,
Но запомнить вам полезно
Правил несколько, друзья,
А точней, что делать можно,
А чего – совсем нельзя:
Как вести себя в природе,
У воды и во дворе.
Наши ужасы-страшилки
Всё расскажут детворе.

Страшилка 1

На доске: открытки с изображениями грибов, ягод и змей; таблица «Лес»; муляж гриба (поганки или мухомора).

Действующие лица: автор, Коля Булкин, 2 доктора.

Автор.

Коля Булкин в лес пошел
И грибочек там нашел,
Славненький такой на вид.
Коля Булкин говорит:

Коля (понюхав гриб). Что за гриб, не знаю, право!

Автор.

Он не знал, что гриб – отрава.
Съел кусочек он, и вот
Сразу заболел живот,
Потемнело вдруг в глазах,
И наш Коля крикнул:

Коля (схватившись за живот). Ах!

Автор. Выезжают доктора...

Выходят доктора с чемоданчиком. Они осматривают Колю, ставят ему градусник, слушают сердце и начинают лечить.

Очень долго доктора,
Умные профессора,
Колю Булкина лечили
И серьезно говорили:

Доктора.

Никогда, запомни, Коля,
Гриб не трогай незнакомый,
Чтоб не заболел живот!
Вот!

У. Почему у Коли заболел живот? Какой гриб он съел?

Дети отвечают.

– Молодцы! Ребята, помните, что все грибы делятся на две группы: съедобные и ядовитые (демонстрация на доске). К съедобным грибам относят... К ядовитым грибам относят... (рассказ по картинкам на доске).

Помните! Никогда не трогайте ядовитые грибы – их яд может быть губительным для вашего организма. В небольших количествах он вызывает отравления, а в больших дозах смертелен. Примером могут служить бледная поганка и мухомор. Самый ядовитый гриб – бледная поганка.

Но опасны не только ядовитые грибы. Очень часто отравления вызывают ложные грибы, которые очень похожи на съедобные (опята, белые грибы). И только опытные грибники могут распознать обманщиков. Поэтому знайте: для того чтобы не принести домой болезнь, важно знать грибы, которые вы собираете, а если внешний вид гриба вам незнаком или вызывает сомнения, поделитесь своими подозрениями с родителями, которые разберутся с этой проблемой.
Ни в коем случае не срезайте незнакомый или ядовитый гриб ножом: яд сохранится на ноже, которым вы срежете другой гриб!..
Ребята, а вы ходите в лес только за грибами? Наряду с грибами в лесу растет много вкусных ягод. Какие ягоды вы знаете?

Дети отвечают.

– В ягодах много витаминов. Черника помогает восстановить и улучшить зрение, клюква и брусника понижают температуру при заболеваниях, малина, ежевика – при простуде и т.д. Но и среди ягод есть ядовитые, например «волчьи ягоды», которые вызывают отравление.
Поэтому помните! Никогда не срывайте незнакомые ягоды и не срезайте ядовитые грибы. Они опасны!

Однако то, что опасно для человека, не опасно для животных, обитающих в этих лесах. Для них эти грибы или ягоды – корм и лекарство. Поэтому не сбивайте мухоморы и поганки ногой, не топчите их – оставьте для животных.

Ребята, родители просят вас быть в лесу внимательными и остерегаться животных. Каких животных следует остерегаться?

Дети отвечают.

– В лесах водятся гадюки и ужи. Внешне они очень похожи, но есть и существенные отличительные признаки. Давайте сравним их.

Дети работают с иллюстрациями.

– Да, лес полон красоты, величия и великолепия. В лесу растет много растений и обитает много животных. Будьте внимательны, используйте полученные знания, и опасности обойдут вас стороной.
А теперь для вас – страшилка 2. Нет, подождите, а это кто?

Разыгрывается сценка «Про микробов».

Первый микроб. Слушай, куда мы попали?

Второй микроб. Куда-куда? Какая разница – главное, чтобы грязнуль было побольше!

Первый микроб. А это кто сидит?

Второй микроб. Ребята!

Первый микроб. А они знают, кто мы такие?

Второй микроб. Нет!

Первый микроб. А мы им сейчас споем, страху нагоним. Вот весело будет!

Исполняется песня-танец на мелодию песни «Чунга-Чанга»:

Мы – микробы, весело живем,
Мы – микробы, песенку поем,
Мы – микробы, очень любим грязь,
Мы – микробы, ненавидим вас.
Всех, кто любит умываться,
Сам умеет причесаться,
Руки мыть и чистить зубы, –
Мы не любим!
А нерях, грязнуль, лентяев,
Неумытых разгильдяев
Очень любим,
Очень любим,
Очень любим!

Второй микроб. Ладно, сейчас сюда наши придут. А мы пойдем в другой класс.

Страшилка 2

Действующие лица: автор, Машенька, 2 микроба (ученики в черных костюмах).

Маша спит и видит сон.

Автор.

Однажды летнею порой
Вернулась Машенька домой.
Но, возвратившись с той прогулки,
Она помыть забыла руки.
Ну а микробы тут как тут:
Свою добычу стерегут.

Первый микроб.

Мы – опасные микробы
И живем повсюду.

Второй микроб.

Слышишь, Маша там кричит:
«Руки мыть не буду!»

Первый микроб.

Сядет ведь сейчас за стол
С грязными руками.

Второй микроб.

Ну, а мы уж тут как тут –
Этого и ждали.

Первый микроб.

Попадем на пищу мы,
А потом и в рот.

Второй микроб.

Там житье у нас с тобой
Славное пойдет.

Первый микроб. Заболеет Маша скоро.

Второй микроб. Ну, а нам-то мало горя.

Автор.

Так микробы рассуждали
И в мыслях Машу поедали...
Не пугайтесь – это сон.
Но чему же учит он?

Маша.

Если хочешь быть здоров,
Обойтись без докторов,
С мылом крепко подружись
И мыть руки не ленись!

Дети отгадывают загадки про банные принадлежности: мыло, полотенце, зубную щетку, расческу.

У. Молодцы! А у нас – страшилка 3.

Страшилка 3

Действующие лица: автор, школьник Коля.

Автор.

Коля говорил не раз,
Что он славный водолаз.
Смастерил себе он ласты,
Маску – трубочку от пасты –
И с разбегу прямо в пруд,
Туда, где окуни живут.
Пять минут проходит, час –
Не всплывает Коля наш:
Зацепился за корягу
Он трусами, бедолага.
Хорошо, что рыбаки
Выловили из реки.
А мораль здесь такова...

Коля.

Знай же твердо, детвора:
Для купанья есть всегда
Специальные места.
Если место незнакомо,
Оставайся лучше дома!

У. Ребята! Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:

1. Можно ли купаться в незнакомых местах?
2. Если место знакомое, но вы знаете, что здесь глубоко, как вы поступите?
3. Можно ли погружаться в воду с головой, надолго оставаясь без воздуха?

Если с человеком все же случилась беда и вы увидели, как это произошло, ему можно помочь:

– рассказать родителям или другим взрослым, что вы видели, и указать место, где это произошло;
– если пострадавшего удалось вытащить из воды, то его можно спасти, оказав ему первую медицинскую помощь.

Зная правила оказания помощи и напомнив о них взрослым, вы поможете спасти человека! Вот эти правила.

Учитель рассказывает по таблицам.

– А у нас – страшилка 4.

Страшилка 4

Действующие лица: автор, Петя Клюшкин.

Автор.

Петя Клюшкин был удал –
По шоссе он мяч гонял:
Пас налево, пас направо...

Петя. Очень славная забава!

Автор.

Заигрался, не видал,
Как подъехал самосвал.
Заскрипели тормоза,
Петя выпучил глаза...
Да, наш Петя был удал,
Но попал под самосвал.

Петя.

А теперь лежу в больнице
С забинтованной ногой.
Мне б с друзьями веселиться,
А я плачу над собой.

У. Ребята, видите, что произошло с Петей? А вы все знаете Правила дорожного движения? Что обозначают красный, желтый, зеленый цвета светофора? Что такое «зебра»? Где нужно переходить дорогу? Почему, прежде чем перейти дорогу на зеленый свет, нужно посмотреть налево, а потом – направо?

Дети отвечают.

– Молодцы! Вы правильно ответили на все вопросы. Я надеюсь, что все правила безопасного поведения вы будете вами соблюдать летом.