Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №9/2010

Читаем детям

Нэля Филатова ,
учитель ТМОУ «ДСШ № 4», г. Дудинка, Красноярский край

Буквы И и Й

 

В нашем дружном алфавите
Не бывает без событий.
Кто там плачет? – посмотри:
Это буквы Й и И.

Что такое? Что случилось?
Почему две буквы И?
Как такое получилось?
С кем из вас в слова идти?

– Нас здесь только по одной, –
Всполошились гласные.
– Пусть рассудит Алфавит, –
Говорят согласные.

Мудрый добрый Алфавит
Буквам вот что говорит:
– Признавайтесь-ка, две И,
Кто из вас был впереди?

Вышла буква И вперед,
От обиды слезы льет:
– Я стояла здесь одна,
А потом пришла она,

Говорит: «Я тоже И,
А не веришь – посмотри».
Что мне делать, я не знаю,
Вот теперь стою, рыдаю.

Тут другая буква И
тоже заревела:
– Я хочу стоять в словах!
Что теперь мне делать?

 

– Помоги нам, Алфавит, –
обе мы похожи.
Как теперь нас различить?
Как работать сможем?

Алфавит им отвечает:
– Буква та, что впереди,
Все тебя давно мы знаем,
Оставайся буквой И.

Будешь гласным звуком ты.
Можно петь: и-и-и-гра, тво-и-и-и,
А когда с согласным встанешь,
Мягким быть его заставишь.

А твоя подружка И
шляпку потеряла
И, конечно, по-другому
сразу зазвучала.

Мы наденем шляпку ей:
Ты теперь – согласный.

Произносим кратко – Й:
Стойте, пой, прекрасный.

Ты не просто звук согласный,
Ты теперь и звонкий, мягкий!

И сказали буквы дружно:
– Больше плакать нам не нужно.

И – звук гласный, Й – согласный,
Вам, ребята, это ясно?