Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №9/2010

Учимся играя

Элеонора Зарахаева ,
учитель МОУ НОШ № 25, г. Элиста

Рисование по клеткам

Ученики автора этой статьи с огромным удовольствием изучают «Информатику в играх и задачах» А.В. Горячева. На уроках информатики дети учатся сравнивать, анализировать, обобщать, абстрагировать, видеть структурные, иерархические и причинно-следственные связи. А одной из основных целей этого курса является развитие логического мышления. И если детей данный курс учит мыслить логически, то педагога он заставил мыслить творчески. Увидев, насколько интересны детям уроки информатики, учитель задумалась о том, как применить материал этого курса и на других уроках. Так, например, тема «Координатная сетка» натолкнула на создание игры «Рисование по клеткам».

ХОД ЗАНЯТИЯ

Одной из основных задач начального курса математики является формирование у школьников осознанных, прочных, доведенных до автоматизма вычислительных навыков в пределах 100. Осознанность навыков обеспечивается при знакомстве с вычислительным приемом, а прочность и автоматизм достигаются в процессе упражнений. Но выполнение однотипных заданий утомляет детей, поэтому учителя включают эти упражнения в игровые ситуации, такие как, например, «Лесенка», «Молчанка», «Круговые примеры», «Магические квадраты» и т.п.

Целями игры «Рисование по клеткам» являются формирование вычислительных навыков, активизация мыслительной деятельности, развитие графических умений. Предлагаемая игра нацеливает учащихся на активную работу, дарит им радостное ожидание чуда, так как дети знают, что, решив правильно примеры, они получат внутри квадрата или прямоугольника изображение, как на экране компьютера, а если пример решить неверно, «компьютер» даст сбой и изображения не будет.

Сначала дети чертят квадрат или прямоугольник и нумеруют вертикальный (десятки) и горизонтальный (единицы) ряды. Это координатная сетка. Ответ примера является «адресом» клетки, которую нужно обвести. Если в клетке нужно нарисовать треугольник или круг, то рядом с примером учитель ставит условный знак (например: 26 + 5 = , 25 + 9 = О).

Таким образом, решив все примеры, дети получают изображение предмета или узор.

Примерный вариант игры:

7 х 9 =
100 – 47 =
11 х 5 =
94 : 2 =
28 + 9 =

15 х 3 =
88 : 2 =
18 + 28 =
9 х 6 =

25 + 32 =
8 х 8 =
92 – 36 =
17 х 2 =

 

 Дорисуем хвост, уши, глаза, бивни и хобот. Получился слон.

 На этом работа не ограничивается: можно вычислить периметр и площадь прямоугольника, найти площадь, которую занимает слон.

В 3-м и 4-м классах можно предложить детям самим нарисовать картинку и составить к ней примеры.