Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №9/2010

Я иду на родительское собрание

Роза Шамсутдинова ,
учитель МОУ СОШ № 2, г. Надым

Память и интеллект

Без памяти человек не может ничего изобрести, не может скомбинировать и двух идей.

Вольтер

Тема собрания: «Значение памяти в интелектуальном развитии младшего школьника».

Задачи. Показать родителям результаты работы памяти в учебной деятельности, методы и приемы развития памяти детей.

Рекомендуемая литература для родителей.

  • Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения. – М., 1980.

  • Коломинский Я.Л. Человек: Психология. – М., 1986.

  • Лезер Ф. Тренировка памяти. – М., 1979.

  • Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. – М., 1968. (На небольшом выставочном стенде размещены книги, рекомендуемые родителям для прочтения.)

Вопросы для обсуждения

  • Значение памяти в учебной деятельности.

  • Методы и приемы развития памяти ребенка.

Анкета для учащихся

  • Легко ли тебе заучивать стихи?

  • Испытываешь ли ты трудности при пересказе прочитанного текста?

  • Ты быстро вспоминаешь заученное или с трудом?

  • Можешь ли ты легко вспомнить учебный материал, который учил давно?

  • Помогают ли тебе дома тренировать твою память?

  • Нужна ли тебе помощь в тренировке своей памяти?

Анкета для родителей

  • Какой вид памяти преобладает у вашего ребенка?

  • Трудно ли ему выполнять домашние задания, связанные с запоминанием учебного материала?

  • Оказываете ли вы ему помощь в тренировке памяти?

  • Необходима ли вам помощь в обучении приемам тренировки памяти?

Тестирование учащихся

Психолог должен показать родителям реальные результаты работы памяти учащихся. Для этого, готовясь к собранию, она провела исследования функций памяти. Такое исследование необходимо еще и для того, чтобы педагоги, которые будут работать с детьми в 5-м классе, не списывали сложности адаптационного периода обучения пятиклассников на неспособность, отсутствие интеллектуальных данных.

Числовые ряды

На доске записан числовой ряд. После просмотра учитель убирает запись и предлагает детям записать в тетрадях числа, сохраняя их последовательность. Учитель повторяет задание несколько раз:

3, 7, 4, 8, 9, 5

2, 4, 7, 3, 4, 9, 5, 8

8, 9, 6, 5, 1, 7, 5, 5, 7, 8

5, 3, 2, 7, 8, 7, 9, 1, 2, 3, 4, 7

1, 6, 5, 2, 3, 8, 4, 3, 8, 7, 1, 4, 9, 2

Затем учитель вновь зачитывает ряды чисел, и неправильно воспроизведенные числа учащиеся зачеркивают. Пропуски чисел в ряду не считаются ошибкой. После однократного предъявления обычно правильно воспроизводится ряд из пяти чисел. Это число удержания близко к норме (7 + 2).

Проверка зрительной памяти при помощи карты Стерлинга

Учащимся дают внимательно посмотреть на карту в течение 20 секунд, запомнить количество изображенных знаков, их расположение, последовательность. Затем закрывают ее и просят записать знаки на лист бумаги.

Анализ полученных результатов позволяет судить об объеме зрительной памяти.

Проверка слуховой памяти

Зачитывают ряды из пяти однозначных чисел. Следует запомнить эти числа в том порядке, в котором они зачитываются, затем в уме сложить первое число со вторым и записать сумму, третье число с четвертым и записать сумму, четвертое с пятым и записать сумму:

Оценка результатов производится по количеству правильно записанных сумм. Время выполнения – 2 минуты.

Если во всех трех случаях задание выполнено правильно, то слуховая память оценивается как отличная; если в двух случаях, то как хорошая; если в одном, то как удовлетворительная.

Выставка рисунков детей. «Рисование натюрморта по памяти»

Учащимся предъявляется набор предметов: яблоко, груша, банан, ваза, сливы, виноград, кружка. Затем предметы убираются. Дети должны нарисовать их так, как они были расположены на столе.

Памятка для учащихся по развитию памяти

  • Заучивайте учебный материал с желанием знать и запомнить.

  • Ставьте себе цель запомнить надолго.

  • Заучивая учебный материал, делайте чертежи и схемы, рисунки: это поможет быстрее вспомнить нужное задание.

  • Многократно повторяйте выученное.

  • Проверяйте свои возможности. Заучивайте небольшими порциями. Сразу большое стихотворение выучить трудно.

  • Выучив небольшую часть текста, перескажите ее несколько раз.

  • Запомните фразу из жизни рассеянного человека: «Он никогда ничего не забывал, ибо никогда ничего не помнил». Вы же не хотите быть такими? Тогда – за дело!

ХОД СОБРАНИЯ

Учитель. Уважаемые папы и мамы! Сегодняшнее собрание посвящено очень важному мыслительному процессу – памяти, существование человека как человека без нее невозможно.
Как сделать так, чтобы ребенок, у которого не очень хорошая память, мог ее развить с помощью специалистов школы и своих родных?
Проблемы с памятью накладывают серьезный отпечаток на успешность учебной деятельности ребенка. Ребенок много учит, пересказывает, но приходит на урок, а результата нет. Многие родители сетуют на то, что ребенок не может запомнить стихи, тексты для пересказа, даты и т.д. Есть и в нашем классе проблемы, связанные с тем, что память не всегда работает успешно. Вот что мы получили в результате тестирования учеников.

Психолог приводит результаты проверки функций памяти учащихся: зрительной, слуховой, ассоциативной, анализирует рисунки учащихся и предлагает родителям упражнения для тренировки памяти учащихся дома.

Упражнение 1

Предложите ребенку закрыть глаза и по памяти назвать все предметы, которые стоят в его комнате. Затем пусть он откроет глаза и проверит, верно ли были им названы предметы.

Упражнение 2

Напечатайте тексты диктантов для начальной школы. Повесьте текст в комнате и попросите ребенка переписать его. Для этого он должен встать из-за стола, подбежать к листочку с текстом, прочитать предложение или несколько предложений, запомнить их, вернуться на свое рабочее место и записать то, что запомнил.
Упражнение можно повторять несколько раз в неделю.

Упражнение 3

Разложите на столе спички узором. Предложите ребенку внимательно посмотреть на узор. Затем он закрывает глаза, а вы изменяете узор. Пусть ребенок теперь восстановит узор.

Упражнение 4

Предложите ребенку внимательно посмотреть на слова в рамках в течение 10 секунд. Затем он должен самостоятельно начертить рамки и вписать туда слова в соответствии с рисунком:

пень

лето

дом

зима

стол

поле

мама

лес

клест

пожар

Упражнение 5

Прочитайте текст вслух один раз. Затем прочитайте его, допуская в каждом предложении неточности. Попросите ребенка вас исправить. Пусть он перескажет весь текст без допущенных вами ошибок.

Упражнение 6

Для расширения объема восприятия предложите ребенку поиграть в игру. Напишите на листе бумаги в столбик слова, состоящие из четырех букв, и закройте их сверху другим листом. Быстро открывайте и закрывайте слова, а ребенок пусть читает их до тех пор, пока не научится их “схватывать” за одно мгновение.

Упражнение 7

Предложите ребенку ряды слов, между которыми смысловые связи отсутствуют. Вы зачитываете пару слов, а ребенок должен запомнить второе слово, стараясь при этом установить между словами какую-нибудь смысловую связь.
Через 10 минут после первого прочтения вы читаете слово из первого столбика, а ребенок называет второе слово этой пары. Чем больше слов воспроизводит ребенок, тем лучше у него развито умение устанавливать смысловые связи.

Главное условие работы с ребенком – это сохранение дружелюбной эмоциональной атмосферы. Все упражнения выполняются в игровой форме. Если ребенок хочет, чтобы и родители тоже выполняли эти задания, – будьте к этому готовы. Взрослым это тоже не помешает, а ребенок будет чувствовать себя гораздо увереннее, если выполняет задание не один.
Хвалите ребенка за достигнутые результаты. Похвала послужит толчком к его дальнейшим занятиям. Помните, что заниматься с ним 2–3 раза недостаточно. Нужно набраться терпения и уделить этим занятиям столько времени, сколько потребуется ребенку для улучшения его результатов.
Главным достижением ваших занятий будет формирование у ребенка интереса к развитию самого себя.
Если он будет с удовольствием развивать свои способности без вашей помощи – значит, вы добились настоящего успеха, который скажется на всей его дальнейшей судьбе.

Литература

Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. – М.: ВАКО, 2002.

Сонин В.В. Психологический практикум. – М., 1998.

Филимонова Н.И. Через занимательное – к развитию личности. – Минск, 2000.

Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. – М., 2001.