Без памяти человек не может ничего
изобрести, не может скомбинировать и двух идей.
Вольтер
Тема собрания: «Значение памяти в
интелектуальном развитии младшего школьника».
Задачи. Показать родителям
результаты работы памяти в учебной деятельности,
методы и приемы развития памяти детей.
Рекомендуемая литература для
родителей.
Аткинсон Р. Человеческая память и
процесс обучения. – М., 1980.
Коломинский Я.Л. Человек:
Психология. – М., 1986.
Лезер Ф. Тренировка памяти. – М., 1979.
Лурия А.Р. Маленькая книжка о
большой памяти. – М., 1968. (На небольшом
выставочном стенде размещены книги,
рекомендуемые родителям для прочтения.)
Вопросы для обсуждения
Анкета для учащихся
Легко ли тебе заучивать стихи?
Испытываешь ли ты трудности при
пересказе прочитанного текста?
Ты быстро вспоминаешь заученное или с
трудом?
Можешь ли ты легко вспомнить учебный
материал, который учил давно?
Помогают ли тебе дома тренировать твою
память?
Нужна ли тебе помощь в тренировке своей
памяти?
Анкета для родителей
Какой вид памяти преобладает у вашего
ребенка?
Трудно ли ему выполнять домашние
задания, связанные с запоминанием учебного
материала?
Оказываете ли вы ему помощь в
тренировке памяти?
Необходима ли вам помощь в обучении
приемам тренировки памяти?
Тестирование учащихся
Психолог должен показать родителям
реальные результаты работы памяти учащихся. Для
этого, готовясь к собранию, она провела
исследования функций памяти. Такое исследование
необходимо еще и для того, чтобы педагоги,
которые будут работать с детьми в 5-м классе, не
списывали сложности адаптационного периода
обучения пятиклассников на неспособность,
отсутствие интеллектуальных данных.
Числовые ряды
На доске записан числовой ряд. После
просмотра учитель убирает запись и предлагает
детям записать в тетрадях числа, сохраняя их
последовательность. Учитель повторяет задание
несколько раз:
3, 7, 4, 8, 9, 5
2, 4, 7, 3, 4, 9, 5, 8
8, 9, 6, 5, 1, 7, 5, 5, 7, 8
5, 3, 2, 7, 8, 7, 9, 1, 2, 3, 4, 7
1, 6, 5, 2, 3, 8, 4, 3, 8, 7, 1, 4, 9, 2
Затем учитель вновь зачитывает ряды
чисел, и неправильно воспроизведенные числа
учащиеся зачеркивают. Пропуски чисел в ряду не
считаются ошибкой. После однократного
предъявления обычно правильно воспроизводится
ряд из пяти чисел. Это число удержания близко к
норме (7 + 2).
Проверка зрительной памяти при
помощи карты Стерлинга
Учащимся дают внимательно посмотреть на
карту в течение 20 секунд, запомнить количество
изображенных знаков, их расположение,
последовательность. Затем закрывают ее и просят
записать знаки на лист бумаги.
Анализ полученных результатов
позволяет судить об объеме зрительной памяти.
Проверка слуховой памяти
Зачитывают ряды из пяти однозначных
чисел. Следует запомнить эти числа в том порядке,
в котором они зачитываются, затем в уме сложить
первое число со вторым и записать сумму, третье
число с четвертым и записать сумму, четвертое с
пятым и записать сумму:
Оценка результатов производится по
количеству правильно записанных сумм. Время
выполнения – 2 минуты.
Если во всех трех случаях задание
выполнено правильно, то слуховая память
оценивается как отличная; если в двух случаях, то
как хорошая; если в одном, то как
удовлетворительная.
Выставка рисунков детей. «Рисование
натюрморта по памяти»
Учащимся предъявляется набор предметов:
яблоко, груша, банан, ваза, сливы, виноград,
кружка. Затем предметы убираются. Дети должны
нарисовать их так, как они были расположены на
столе.
Памятка для учащихся по развитию
памяти
Заучивайте учебный материал с желанием
знать и запомнить.
Ставьте себе цель запомнить надолго.
Заучивая учебный материал, делайте
чертежи и схемы, рисунки: это поможет быстрее
вспомнить нужное задание.
Многократно повторяйте выученное.
Проверяйте свои возможности.
Заучивайте небольшими порциями. Сразу большое
стихотворение выучить трудно.
Выучив небольшую часть текста,
перескажите ее несколько раз.
Запомните фразу из жизни рассеянного
человека: «Он никогда ничего не забывал, ибо
никогда ничего не помнил». Вы же не хотите быть
такими? Тогда – за дело!
ХОД СОБРАНИЯ
Учитель. Уважаемые папы и мамы!
Сегодняшнее собрание посвящено очень важному
мыслительному процессу – памяти, существование
человека как человека без нее невозможно.
Как сделать так, чтобы ребенок, у которого не
очень хорошая память, мог ее развить с помощью
специалистов школы и своих родных?
Проблемы с памятью накладывают серьезный
отпечаток на успешность учебной деятельности
ребенка. Ребенок много учит, пересказывает, но
приходит на урок, а результата нет. Многие
родители сетуют на то, что ребенок не может
запомнить стихи, тексты для пересказа, даты и т.д.
Есть и в нашем классе проблемы, связанные с тем,
что память не всегда работает успешно. Вот что мы
получили в результате тестирования учеников.
Психолог приводит результаты проверки
функций памяти учащихся: зрительной, слуховой,
ассоциативной, анализирует рисунки учащихся и
предлагает родителям упражнения для тренировки
памяти учащихся дома.
Упражнение 1
Предложите ребенку закрыть глаза и
по памяти назвать все предметы, которые стоят
в его комнате. Затем пусть он откроет глаза и
проверит, верно ли были им названы предметы.
Упражнение 2
Напечатайте тексты диктантов для
начальной школы. Повесьте текст в комнате и
попросите ребенка переписать его. Для этого он
должен встать из-за стола, подбежать к листочку с
текстом, прочитать предложение или несколько
предложений, запомнить их, вернуться на свое
рабочее место и записать то, что запомнил.
Упражнение можно повторять несколько раз в
неделю.
Упражнение 3
Разложите на столе спички узором.
Предложите ребенку внимательно посмотреть на
узор. Затем он закрывает глаза, а вы изменяете
узор. Пусть ребенок теперь восстановит узор.
Упражнение 4
Предложите ребенку внимательно
посмотреть на слова в рамках в течение
10 секунд. Затем он должен самостоятельно
начертить рамки и вписать туда слова в
соответствии с рисунком:
пень |
|
лето |
дом |
|
зима |
|
стол |
|
поле |
|
мама |
лес |
|
клест |
|
пожар |
|
Упражнение 5
Прочитайте текст вслух один раз. Затем
прочитайте его, допуская в каждом предложении
неточности. Попросите ребенка вас исправить.
Пусть он перескажет весь текст без допущенных
вами ошибок.
Упражнение 6
Для расширения объема восприятия
предложите ребенку поиграть в игру. Напишите на
листе бумаги в столбик слова, состоящие из
четырех букв, и закройте их сверху другим листом.
Быстро открывайте и закрывайте слова, а ребенок
пусть читает их до тех пор, пока не научится их
“схватывать” за одно мгновение.
Упражнение 7
Предложите ребенку ряды слов, между
которыми смысловые связи отсутствуют. Вы
зачитываете пару слов, а ребенок должен
запомнить второе слово, стараясь при этом
установить между словами какую-нибудь смысловую
связь.
Через 10 минут после первого прочтения вы читаете
слово из первого столбика, а ребенок называет
второе слово этой пары. Чем больше слов
воспроизводит ребенок, тем лучше у него развито
умение устанавливать смысловые связи.
Главное условие работы с ребенком – это
сохранение дружелюбной эмоциональной атмосферы.
Все упражнения выполняются в игровой форме. Если
ребенок хочет, чтобы и родители тоже выполняли
эти задания, – будьте к этому готовы. Взрослым
это тоже не помешает, а ребенок будет чувствовать
себя гораздо увереннее, если выполняет задание
не один.
Хвалите ребенка за достигнутые результаты.
Похвала послужит толчком к его дальнейшим
занятиям. Помните, что заниматься с ним
2–3 раза недостаточно. Нужно набраться
терпения и уделить этим занятиям столько
времени, сколько потребуется ребенку для
улучшения его результатов.
Главным достижением ваших занятий будет
формирование у ребенка интереса к развитию
самого себя.
Если он будет с удовольствием развивать свои
способности без вашей помощи – значит, вы
добились настоящего успеха, который скажется на
всей его дальнейшей судьбе.
Литература
Дереклеева Н.И. Справочник классного
руководителя. – М.: ВАКО, 2002.
Сонин В.В. Психологический практикум.
– М., 1998.
Филимонова Н.И. Через занимательное –
к развитию личности. – Минск, 2000.
Локалова Н.П. Как помочь
слабоуспевающему школьнику. – М., 2001.