Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №9/2010

Учителю на заметку

Елена Ивлева ,
учитель МОУ СОШ № 49, г. Белгород

Орфографические разминки

Главной целью в работе с детьми в 1–2-м классах на уроках русского языка является формирование орфографической зоркости, умения обнаруживать и распознавать орфограммы в условиях как зрительного, так и слухового восприятия. Это является залогом грамотного письма. В основе формирования орфографических навыков предполагается система упражнений, направленных на совмещение обучения правописанию и тренировку соответствующих навыков с развитием памяти, внимания, а также интеллектуальным и речевым тренингом. Данные цели достигаются через применение на занятиях разминки, включающей решение орфографических задач. Орфографическая разминка проводится на каждом уроке и занимает 6–7 минут. Все упражнения воспринимаются детьми на слух. Предлагаем несколько блоков таких упражнений.

Фото В. Алексеева

Фото В. Алексеева

БЛОК 1

Урок 1

1. Скандирование слов с непроверяемым написанием гласных (с обязательной постановкой – пением – ударения: каранда-а-аш, рези-и-инка…). Для лучшего запоминания слов одни и те же словарные слова скандируются на каждом уроке в течение недели.

ка-ран-даш, ре-зин-ка, аль-бом, блок-нот, пе-нал, тет-радь

2. Поиск «родственника»

Учитель называет слово тетрадь. Дети называют «родственников»: тетрадка, тетрадочка, тетрадный.

3. Счет предложений

Учитель читает текст. Дети загибают пальчики, считая предложения: Оля Мельникова поступила в первый класс. Она уже научилась писать и читать. Учительница хвалит старательных учеников.

4. Игра «Предмет, признак, действие»

Предмет – кто? что? (Дети поднимают одну руку.)
Действие – что делать? что сделать? (Дети поднимают обе руки.)
Признак – какой? какая? какое? (Дети опускают руки.)
учиться, школа, письменный, урок, написать, устный

Урок 2

1. Скандирование

ка-ран-даш, ре-зин-ка, аль-бом, блок-нот, пе-нал, тет-радь

2. Поиск «родственника»

Учитель. Школа.

Дети. Школьный, школьник, пришкольный.

3. Счет предложений

Дети спешат в школу. Скоро прозвенит звонок на урок. Ребята будут писать диктант. Нужно писать без ошибок.

4. Игра «Предмет, признак, действие»

спешить, учитель, классный, школьник, диктовать, предметный

Урок 3

1. Скандирование

ка-ран-даш, ре-зин-ка, аль-бом, блок-нот, пе-нал, тет-радь

2. Поиск «родственника»

Учитель. друг.

Дети. дружный, подруга, дружить.

3. Счет предложений

Машенька и Сашенька – подруги.
После уроков девочки ходят гулять в парк.
Подруги любят спорт.

4. Игра «Предмет, признак, действие»

дружить, товарищ, помогать, дружный, приятель, хороший

Урок 4

1. Скандирование

ка-ран-даш, ре-зин-ка, аль-бом, блок-нот, пе-нал, тет-радь

2. Поиск «родственника»

Учитель. Письмо.

Дети. Писатель, письменный, писать.

3. Счет предложений

Идет урок грамматики. Учитель диктует слова. Дети записывают их в тетрадь.

4. Игра «Предмет, признак, действие»

подписать, перо, прописной, книга, читать, интересный

Урок 5

1. Скандирование

ка-ран-даш, ре-зин-ка, аль-бом, блок-нот, пе-нал, тет-радь

2. Поиск «родственника»

Учитель. Книга.

Дети. Книжка, книжечка, книжный.

3. Счет предложений

Дети любят читать. Они берут книги в библиотеке. Там очень много интересных книжек.

4. Игра «Предмет, признак, действие»

читать, библиотека, читальный, страница, подклеить, аккуратный

БЛОК 2

Урок 1

1. Скандирование

во-ро-на, со-ро-ка, во-ро-бей, си-ни-ца, со-ло-вей, ка-на-рей-ка

2. Поиск «родственника»

Учитель. Воробей.

Дети. Воробьишка, воробушек, воробьиный.

3. Счет предложений

Соловей забирается в густые заросли и начинает петь. Его волшебные звуки заполняют все окрестности. Во всем мире ты не услышишь песен красивее соловьиных.

4. Поставь знак препинания

Учитель читает предложение, дети определяют, какой знак в конце предложения.

Как хороши соловьиные песни (. ! ?)

5. Игра «Предмет, признак, действие»

летает, пернатые, птица, гнездо, строить, уютное

Урок 2

1. Скандирование

во-ро-на, со-ро-ка, во-ро-бей, си-ни-ца, со-ло-вей, ка-на-рей-ка

2. Поиск «родственника»

Птица. Дети. Птичка, птичий, птичник.

3. Счет предложений

Ходила курочка с цыплятами по двору. Вдруг полил дождь. Цыплята залезли к курочке под крылышко.

4. Поставь знак препинания

Поет петух, да не по-соловьиному (. ! ?)

5. Игра «Предмет, признак, действие»

кукарекает, петушиный, цыпленок, петушок, клевать, голосистый

Урок 3

1. Скандирование

во-ро-на, со-ро-ка, во-ро-бей, си-ни-ца, со-ло-вей, ка-на-рей-ка

2. Поиск «родственника»

Лететь. Дети. Перелетные, летчик, перелет.

3. Счет предложений

Пришла осень. Птицы улетели в теплые края. Тихо стало в лесу.

4. Поставь знак препинания

Когда птицы вернутся в свои гнезда (. ! ?)

5. Игра «Предмет, признак, действие»

крыло, выносливые, улетают, крылатые, гнездышко, покидают

Урок 4

1. Скандирование

во-ро-на, со-ро-ка, во-ро-бей, си-ни-ца, со-ло-вей, ка-на-рей-ка

2. Поиск «родственника»

Учитель. Перо.

Дети. Перышко, перина, оперится.

3. Счет предложений

Сороку называют белобокой. У нее перышки по бокам белые. Особенно красив хвост. Сорока – нарядная птица.

4. Поставь знак препинания

Какие перышки, какой носок (. ! ?)

5. Игра «Предмет, признак, действие»

перистый, оперяются, оперение, красуется, птичка, нарядная

Урок 5

1. Скандирование

во-ро-на, со-ро-ка, во-ро-бей, си-ни-ца, со-ло-вей, ка-на-рей-ка

2. Поиск «родственника»

Учитель. Крыло.

Дети. Крылатые, крылышко, окрылять.

3. Счет предложений

Вылупились из яиц птенчики. Скоро у них окрепнут крылья. Улетят птенцы из своего гнезда.

4. Поставь знак препинания

Крылатая армия помогает людям бороться за урожай (. ! ?)

5. Игра «Предмет, признак, действие»

крылья, широкие, парит, окрыленные, расправляет, крылышко

БЛОК 3

Урок 1

1. Скандирование

мед-ведь, за-яц, ли-си-ца, ко-ро-ва, со-ба-ка, ба-ран

2. Переведи в начальную форму

Учитель.

у зверька
зверином
бельчатами
перескакивает
перескочит

Дети.

(кто? что?) зверек
(какой?) звериный
(кто? что?) бельчонок
(что делает?, что делать?) перескакивать
(что сделает?, что сделать?) перескочить

3. Игра «Предмет, признак, действие»

Листики падают, осень пришла.
– Рыжие белочки, как у вас дела?
– Мы набрали шишек для детишек,
Листьев полное дупло –
Будет нам (не определяем) зимой тепло (не определяем).

4. Счет предложений

У белки мягкая шерсть и чуткие уши. Она быстро скачет с ветки на ветку. Белка питается семенами еловых и сосновых шишек.

5. Поставь знак препинания

Рыжие белочки, как у вас дела (. ! ?)

6. Верни с запятой

Учитель читает предложение, интонационно выделяя знаки препинания. Дети «возвращают» предложение.

Собирает белка на зиму грибы, (запятая) орехи, (запятая) шишки.

Урок 2

1. Скандирование

мед-ведь, за-яц, ли-си-ца, ко-ро-ва, со-ба-ка, ба-ран

2. Переведи в начальную форму

Учитель.

у лисицы
пушистого
курочками
обманывает
обманет

Дети.

(кто? что?) лисица
(какой?) пушистый
(кто?) курочка
(что делает? что делать?) обманывать
(что сделает? что сделать?) обмануть

3. Игра «Предмет, признак, действие»

У лисицы хвост пушистый, мех золотистый.

Она (не определяем) в лесу живет, в деревне кур крадет.

4. Счет предложений

Очень тихо было в лесу. Неожиданно показалась лиса. Шерсть у нее была длинная. Особенно чуден был хвост.

5. Поставь знак препинания

Хвост у лисы переливался рыжими искорками (. ! ?)

6. Верни с запятой

Старая лиса рыльцем роет, (запятая) а хвостом следы заметает.

Урок 3

1. Скандирование

мед-ведь, за-яц, ли-си-ца,  ко-ро-ва, со-ба-ка, ба-ран

2. Переведи в начальную форму

Учитель.

к зайчику
косому
хвостиком
убегает
убежит

Дети.

(кто?) зайчик
(какой?) косой
(что?) хвостик
(что делает?, что делать?) убегать
(что сделает?, что сделать?) убежать

3. Игра «Предмет, признак, действие»

Заинька, заинька
На лесной опушке,
Что (не определяем) за кустик прячешься,
Прижимаешь ушки?

4. Счет предложений

К зиме заяц меняет шубку.
Трудно заметить его на снегу.
Кормится заяц почками и корой деревьев.

5. Поставь знак препинания

Заяц зайцу говорит: «Мне бы волчий аппетит» (. ! ?)

6. Верни с запятой

Страшны зайцу не мороз, (запятая) а охотники и волки.

Урок 4

1. Скандирование

мед-ведь, за-яц, ли-си-ца, ко-ро-ва, со-ба-ка, ба-ран

2. Переведи в начальную форму

Учитель.

про собаку
верными
друзьями
покусывает
покусает

Дети.

(кто?) собака
(какой?) верный
(кто?) друг
(что делает? что делать?) покусывать
(что сделает? что сделать?) покусать

3. Игра «Предмет, признак, действие»

Кто любит* собак*
Или прочих* животных*,
Серьезных* котят*
И щенков* беззаботных*,
Кто может любить* и козла*, и осла*,
Тот людям* не сделает* зла*.
Дети работают с отмеченными * словами.

4. Счет предложений

У Коли живет собака Полкан.
Коля учит собаку служить.
Для мальчика Полкан настоящий друг.

5. Поставь знак препинания

У всякой собаки своя кличка (. ! ?)

6. Верни с запятой

Хвалилась Жучка, (запятая) что она кусала за ногу слона.

Урок 5

1. Скандирование

мед-ведь, за-яц, ли-си-ца, ко-ро-ва, со-ба-ка, ба-ран

2. Переведи в начальную форму

Учитель.

у барашка
пушистому
шерстью
остригает
острижет

Дети.

(кто?) барашек
(какой?) пушистый
(что?) шерсть
(что делает? что делать?) остригать
(что сделает? что сделать?) остричь

3. Игра «Предмет, признак, действие»

– Ты скажи*, барашек* наш,
Сколько шерсти* ты нам дашь*?
– Не стриги* меня пока,
Дам я шерсти* три мешка*:
Один мешок* – хозяину*,
Другой мешок* – хозяйке*,
А третий – детям* маленьким*
На теплые* фуфайки*.

4. Счет предложений

Наше село очень большое.
Летом мы с папой стригли овец.
Мама к зиме связала красивый свитор.

5. Поставь знак препинания

Ты скажи, барашек наш, сколько шерсти ты нам дашь (. ! ?)

6. Верни с запятой

Как рогами ни крути, (запятая) а вдвоем нельзя пройти.