Тема. «Как создаются мультфильмы.
Сказка-сценарий А. Курляндского “Ну, погоди!”».
Цели. Развитие читательской
деятельности: выразительности, осознанности,
беглости; воспитание положительного отношениея
к профессиям людей, создающих мультфильм;
развитие умений самостоятельно мыслить,
правильно излагать, выделять главное, делать
выводы.
Учебные материалы. Дополнительная
литература; лента кадров диафильма; рисунки
детей; маски героев сказки (Волка, Зайца, Медведя);
титры к кадрам; аудиозапись; проектор; фотографии
А. Курляндского, иллюстрации к разным сериям
мультфильма «Ну, погоди!».
ХОД УРОКА
I. Пятиминутка чтения
Режим жужжащего чтения с
использованием дополнительной литературы по
методике «Я расту!».
II. Проверка домашнего задания
Учитель. С каким произведением мы
познакомились на предыдущем уроке? Вспомните
самые интересные моменты из книги. Чем Волк и
Заяц из мультфильма отличаются от своих
собратьев из русских народных сказок? Как вы
думаете: Волк и Заяц – друзья или враги? Докажите
ваши утверждения с помощью фрагментов текста.
Дети отвечают на вопросы, читают текст.
Выборочное чтение
У. Почему Волк и Заяц вместе
смотрели телевизор? Что значит «как друзья»? Что
увидели герои на экране телевизора? Что хотел
доказать Волк после увиденного? Как? Как понять:
«Водичка – блеск! Парное молоко»?
Постановка проблемного вопроса
У. А сейчас я предлагаю вам на
несколько минут побыть учителями. Продолжите
опрос по сказке.
Примерные вопросы детей
1. Что такое тропики?
2. Какие интересные превращения происходят на
экране?
3. Откуда взялись крокодилы?
4. Как Заяц предупредил Волка об опасности?
5. Как отреагировал Волк?
6. О чем мечтают крокодилы? А Волк?
7. Как Заяц помог Волку?
8. Поблагодарил ли Волк Зайца?
9. Что многозначительно пообещал Волк Зайцу?
10. Какими словами заканчивается сказка?
Составление диафильма по тексту и
подбор титров
Из рисунков детей составляется
диафильм и подбираются титры к каждому кадру.
III. Постановка учебной задачи
У. Вы прочитали сказку-сценарий, по
которой был создан мультфильм. Сегодня на уроке
вы узнаете о профессиях людей, выпускающих это
чудо.
IV. Знакомство с новым материалом
У. Мультфильмы – это прекрасный и
удивительный мир фантазии, который оживает на
экране. Рисованные и кукольные персонажи ведут
себя как живые: они радуются, грустят, действуют.
С ними происходят невероятные чудеса.
В Словаре русского языка дано такое объяснение
смысла слова мультипликация: «съемка
отдельных рисунков, изображающая
последовательность движений, что создает иллюзию
движения неподвижных объектов».
Как же это чудо происходит на экране?
Дети показывают сценку.
– У нас в гостях – корреспондент
школьной газеты «Почемучка» Елена Кузьмина.
Корреспондент. Я корреспондент
школьной газеты. Знает ли кто-нибудь из вас, как
создаются мультфильмы? Нет? Тогда нам необходимо
отправиться в Москву на киностудию
«Союзмультфильм».
Звучит музыка из мультфильма «Ну,
погоди!». Мимо проходит девушка, работающая на
киностудии.
Корреспондент. Здравствуйте! Я
корреспондент школьной газеты. Вы не могли бы
подсказать, как и когда в вашей киностудии был
создан мультфильм «Ну, погоди!»?
Девушка. Одним из одаренных мастеров
мультипликации считается Вячеслав Михайлович
Котеночкин. Он поставил популярный
многосерийный мультфильм «Ну, погоди!» на
киностудии «Союзмультфильм» в Москве. Впервые с
персонажами серии «Ну, погоди!» зрители
познакомились в 1969 году.
Корреспондент. А кто помогал
создавать этот мультфильм?
Девушка. Обратитесь лучше к самой
творческой группе.
Сценарист. Сначала мы, сценаристы,
пишем тексты, обдумываем сюжет, читаем,
поправляем написанное. Опять читаем, опять
поправляем. Мы же определяем цветовую гамму
мультфильма (цветной или черно-белый), а также
поведение героев, звук, диалоги, внешний вид –
все то, что помогает создать образ героя.
Корреспондент. А теперь обратимся к
режиссеру фильма.
Режиссер. Я режиссер Вячеслав
Котеночкин. После того как сценарий написан, нам,
режиссерам, необходимо его разработать. Мы берем
лист бумаги, делим его на шесть столбиков:
1 – номер сцены (по порядку);
2 – количество кадров;
3 – съемочные планы и технические приемы;
4 – содержание сцен и надписи;
5 – звук (реплики, музыка, шумы);
6 – примечания.
Такую разработку мы называем режиссерским
сценарием. А дальше чудо совершают
художники-мультипликаторы.
Художник-мультипликатор. Я один из
художников-мультипликаторов фильма «Ну, погоди!»
Алексей Давыдов. Под нашими руками оживают
рисованные персонажи будущего мультфильма.
Оживить персонаж непросто. Мы создаем образ
героя из множества рисунков. Чтобы персонаж
просто шевельнулся или моргнул, надо изготовить
несколько десятков рисунков. Для 10-минутного
фильма их надо нарисовать около 15 тысяч.
Звукорежиссер. А вот теперь все это
попадает ко мне, Галине Крыловой, в студию
звукозаписи. Мы занимаемся музыкальным
оформлением. Нам необходимо создать музыку, шумы,
плеск воды, треск деревьев, шум дождя, шаги и т.д.
Корреспондент. Да... Это, оказывается,
не так просто – создать мультфильм!
V. Физкультминутка
Звучит музыка из мультфильма «Ну,
погоди!». Дети изображают главных героев.
VI. Рассказ учителя
У. Сценарист Александр
Курляндский сочинил продолжение приключений
Волка и Зайца. Если оно вас заинтересовало, то
предлагаю вашему вниманию эту книгу. Здесь вы
встретитесь с родителями Зайчика – папой-врачом,
мамой-воспитательницей, бабушкой-фермершей, с
обманщицей Лисой, самым настоящим Серым Волком,
которого зовут Кузьма, и с Бабой Ягой, тоже самой
настоящей.
Эта книжка о совершенно новых, никому еще не
известных приключениях Волка и Зайца.
VII. Инсценирование фрагмента
В течение 2–3 минут звучит аудиозапись
песни из мультфильма «Ну, погоди!». Дети при
помощи мимики, движения, жестов, музыки и
различных звуков инсценируют фрагмент.
Волк за решеткой. Сержант Медведев
охраняет его.
– Наконец-то Волк пойман! Бабушку съел? Красную
Шапочку? Семерых козлят? А трех поросят?
– Я не ел никого, – плачет, – я рыбу с пивком
люблю, а бабушек, козлят – нет. За кого вы меня
принимаете?
Медведев не верит.
Заяц идет с газетой «Заячья правда»,
разворачивает ее и видит: «Волк за решеткой».
Ахнул! Это не этот Волк ел в сказках героев.
Расстроился Заяц. Пошел в участок к сержанту.
Умолял, доказывал Медведеву невиновность его
Волка.
Наконец-то поверили!
Дружба и вера помогли доказать невиновность
Волка.
Учитель показывает 17-ю серию
мультфильма «Ну, погоди!» (5–7 минут).
VIII. Итог урока
У. Много ли в этой сказке диалогов?
А разве весь мультфильм идет без звука? Чему учит
нас мультфильм?
IX. Домашнее задание
Пересказ любой серии мультфильма «Ну,
погоди!».
Спонсор публикации статьи: интернет-магазин BaonShop, представляющий широкий ассортимент одежды для современных мужчин и женщин. Джинсы, брюки и шорты, джемпера и кардиганы, красивые платья и футболки – глаза разбегаются от фасонов, моделей и расцветок. Заказать женскую рубашку в интернет-магазине http://baonshop.ru/ очень легко, но остановить свой выбор на какой-то одной очень трудно. Хочется все и сразу: и ту синенькую в цветочек, и красненькую в полосочку, а без желтой в горошек обойтись просто невозможно! Единственное, что можно посоветовать в данной ситуации – не ограничивайте себя! Все вещи в магазине продаются по очень привлекательным ценам, поэтому набег на виртуальные полки не сильно ударит по Вашему кошельку.
Рекомендуемая литература
Асенин С. Мир мультфильма. – М.:
Искусство, 1986.
Халатов Н. Мы снимаем мультфильмы. –
М.: Молодая гвардия, 1986.
Курляндский А. Ну, погодите! или Двое
на одного». – М., 2005.
Фото автора