До последнего времени учителя начальной
школы решительно отличались от остальных
отсутствием ажиотажа по поводу ЕГЭ. Но ничто
хорошее не длится вечно – единый экзамен
добрался и сюда. Под именем стандартов нового
поколения. И не было в программе этого дня
занятия, на котором не вспомнили бы о стандартах
– с одобрением или сомнением, опаской или
уверенностью в том, что они наконец приведут
школу к светлому будущему.
В последнем случае аудитория
реагировала скептически.
Вообще-то идея развития межпредметных и
надпредметных навыков помимо предметных знаний
не нова и, очевидно, разумна. Катерина Поливанова,
доктор психологических наук, на лекции
«Планируемые результаты: универсальные учебные
действия» привела сведения о том, что во время
международных тестирований российские
школьники показывали вполне приличные
результаты по уровню знаний, но резко отставали
от своих зарубежных сверстников, едва речь
заходила о практическом применении усвоенного
материала, то есть о надпредметных умениях. В
качестве примера ведущая рассказала историю, как
школьникам предложили задание: рассказать
своему дядюшке, что такое озон (вся фактическая
информация прилагалась). Школьники справились с
большим трудом. Тогда задание изменили:
рассказать нужно было не родственнику, а
учительнице. Вот тут ребята оказались на высоте.
То есть добросовестно пересказать могут, а
переложить научно-популярный текст на бытовой
язык – нет.
Подобный аргумент о неумении применить
знания на практике приводил едва ли не каждый
второй лектор. Видимо, от того, что тема была
практически одна, а варьировались только
подходы, многие аргументы и выводы часто
перекликались у разных выступающих. В частности,
все так или иначе говорили о формировании
универсальных учебных действий.
К.Поливанова подробно рассказала о трех
группах этих действий. Первая позволяет ребенку
управлять собственной познавательной
деятельностью; вторая включает способы работы с
материалом; третья, коммуникативная, регулирует
процесс общения, в том числе с текстом.
Простейший пример для первой,
регуляторной, группы – умение рационально
использовать время, распределять его. Помимо
этого, ученик начальной школы должен научиться
удерживать в поле внимания задачу, учитывать
принятые правила, контролировать и
корректировать свои действия, оценивать их
результат.
При освоении этих непростых умений
особенно важным становится отношение педагога к
детской ошибке: «Дети выполняют задание в
прописях, заштриховывают изображение
кремлевской башни. И конечно, часть штриховки
вылезает за края рисунка, несмотря на то что их
заранее предупредили о необходимости
раскрашивать внутри контура.
Что с этим делать? Допускать возможность
ошибки», – сама отвечает на свой вопрос ведущая.
В этом случае ошибка и ее исправление
становятся инструментом работы. Пусть ребенок
отметит те места, где ему не удалось держаться в
рамках задания (и в буквальном, и в переносном
смысле), а потом выполнит работу повторно.
Тот же принцип можно использовать,
например, при работе со временем. Пусть ребенок
спланирует какую-то часть работы и ее
продолжительность. Вполне возможно, он не
уложится в свой же распорядок. Это нужно отметить
и предложить попытаться еще раз с учетом понятых
ошибок.
– Но где взять время на такой долгий
процесс? – предвосхищает возражения зала
ведущая (и тут же получает многоголосое
подтверждение), однако не дает определенного
ответа на свой вопрос. А только констатирует, что
при неизменной программе невозможно ко всем
положенным предметным знаниям добавить еще и
надпредметные умения. «А для сокращения
предметных нужна политическая воля. Вот мы и
посмотрим в ближайшие годы, насколько важен
приоритет надпредметных знаний. Это ведь как в
случае с переполненным чемоданом: застегивая,
нажимаешь коленкой, и часть содержимого
вываливается. Боюсь, что в нашем случае выпадет
надпредметная часть. Тогда вы спокойно сможете
забыть все, что я вам тут говорила».
Еще один очень важный фактор, о котором
упомянула К.Поливанова, – это оценка: «Очень
болезненная вещь – ведь ребенок думает, что
оценивают не выполнение задания, а его самого.
Это травмирующий инструмент, и дети его
избегают». Значит, нужно сделать его хотя бы
более разнообразным, оценивать учебную работу по
разным шкалам: один выполнил задание точнее всех,
другой больше старался, третий был очень
аккуратен. Используя разные инструменты оценки,
педагог может параллельно учить ребенка
различать, какая работа выполнена для
предъявления, а какая служила лишь для
тренировки. Ведь ученики начальных классов
стремятся продемонстрировать все, что они
сделали, и обязательно получить поощрение.
Поэтому полезно напоминать: «Ты уже готов
показать мне работу?» А у нас пока учитель чаще
решает, когда задание нужно сдать на проверку. В
этом случае нельзя говорить о регуляции.
О столкновении благих пожеланий со
школьной практикой говорил на семинаре
«Проектная задача в начальной школе как одно из
средств формирования и оценки ключевых
компетентностей младших школьников в условиях
нового стандарта» и Алексей Воронцов, кандидат
педагогических наук, директор школы, которая
много лет работает в логике развивающего
обучения. Эта технология призвана с первого
школьного дня развивать в учениках
универсальные учебные умения. Ведущий рассказал
об этом опыте. В учебный план начальной школы
включено несколько так называемых модулей,
которые подразумевают не обычную смену уроков, а
решение проектных задач.
С самого продолжительного модуля –
целых девять недель! начинается учеба каждого
первоклассника. Она не делится с 1 сентября на
математику, физкультуру и прочие предметы.
Вчерашние дошкольники пока даже не знают, в каком
именно классе они будут учиться. Вся параллель
собирается в зале, и ребята, разделившись на
группы, начинают изготавливать макет леса,
болота, острова из принесенных с собой из дома
материалов. На следующий день похожая
деятельность происходит на материале математики
– дети работают с геометрическими фигурами.
Потом – взаимодействие со словом.
Малышей опекают пятиклассники, самые
старшие в начальной школе. Они помогают
выполнить работу и представить ее всем
остальным. А.Воронцов прокомментировал
возможности, которые предоставляет подобная
форма. Ребята активно используют знания,
полученные до поступления в школу, общаются
(педагоги РО считают, что младшая школа –
сенситивный период для групповой работы);
старшие получают опыт взросления и понимают,
чего уже достигли за время обучения. Учителя же
могут понаблюдать за своими будущими учениками и
сформировать классы на основании этих
наблюдений. Очень полезно пригласить родителей
(только надо их предупредить, что они в данной
ситуации – эксперты и должны только вести
записи, а не исправлять ошибки своего ребенка).
В этом случае надпредметные навыки
органично входят в обучение ребенка. Но
внедрение модулей невозможно, пока у учителя нет
реального права корректировать учебный план.
– Кто ж нам позволит? – стали
возмущаться учителя.
Не меньший ропот вызвало и замечание
ведущего о кампанейщине в школе: «Сначала была
психологизация, теперь проектизация – все
заняты проектами. А по вечерам делают
портфолио!»
– Но нас заставляют!
– Требуют!
– Мы же не сами это придумали! –
раздалось с разных концов зала.
В ответ на эту бурю эмоций ведущий
сообщил, что заниматься портфолио или другими
модными штучками учителям могут лишь
рекомендовать. Учителя поутихли, но между собой
продолжали делиться наболевшим: «А как вам
защита исследовательского проекта в садике?».
Впрочем, модуль начала 1-го класса между собой
одобрили: «Интересно, но это ж всю школу
перекраивать надо».
Действительно, такие масштабные
перемены с завтрашнего дня в каждой школе не
введешь. А вот новый стандарт не за горами, и
каждому учителю придется осваивать эту
инновацию по мере собственных сил. Поэтому
многие пошли на семинар директора ФНМЦ им. Л.В.
Занкова Светланы Яковлевой «Система оценивания
в начальной школе: комплексные контрольные
работы», где рассказывалось, как выбрать из
существующих 15 учебно-методических комплектов
тот, который наиболее соответствует требованиям
стандарта. «Ведь научиться добывать информацию и
самостоятельно осваивать учебный материал к
четвертому классу могут лишь единицы. Значит, в
УМК должны быть построены пути освоения этих
навыков», – пояснила ведущая.
Еще более развернуто об отборе заданий и
методов работы говорила Наталья Виноградова,
член-корреспондент РАО, доктор педагогических
наук, на лекции «Работа начальной школы по
реализации стандартов второго поколения».
Видимо, поэтому зал был переполнен. По мнению
ведущей, в разработке стандартов участвовало
много психологов, даже слишком много… Поэтому
там «накручено такое», что разобраться трудно. Но
придется…
В лекции прозвучало несколько
конкретных примеров заданий, в частности по
классификации. Ведущая объяснила, что нужно
учить детей опираться на существенный признак. А
попутно очень точно и со знанием дела рассказала,
как поэтапно вводить это понятие.
И снова, закольцевав весь этот
насыщенный день, возникла тема ошибки: «Не нужно
бояться неправильных ответов. Они провоцируют
дискуссию, объяснения, систему доказательств».
Пусть ребенок отстаивает свою позицию. Это очень
хорошо, когда он говорит: «Я скажу три
доказательства». И пусть второе неверно, а к
первому одноклассники придерутся. Можно даже
провоцировать или имитировать ошибки, считает
Наталья Федоровна, и не нужно непременно
дожимать ребенка до объективной истины:
«Разрешите ему пока остаться при своем мнении,
если не убедили».
Впрочем, передать ученикам можно лишь
то, что сам считаешь естественным. А наши учителя
нечасто встречаются с признанием собственного
мнения. Разве что на Марафоне…
Фото С.Строковского