Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №8/2010

Система Занкова

Нинель Дмитриева ;
Аркадий Казаков ;
Полина Янчилина

Окружающий мир. Программа Н.Я. Дмитриевой, А.Н. Казакова

Итоговые контрольные и проверочные работы

Предлагаемые варианты контрольных работ не рекомендуется проводить на одном уроке, чтобы не вызвать утомления детей – это может привести к снижению качества ответов.
Количество заданий на уроке учитель определяет по собственному усмотрению, создает спокойную доброжелательную обстановку и предоставляет ученикам необходимое время для их выполнения. В случае необходимости дается дополнительное время, эти случаи фиксируются.
Формулировки заданий учитель записывает на доске или зачитывает тексты ученикам, дает некоторые пояснения по организации выполнения работ (расположение ответов, форма записи и пр.).

Статья опубликована при поддержке компании "Мольгао", которая представляет самое необходимое для любого строительства оборудование – строительные леса, лестницы, стремянки, настилы, а также строительные вышки туры. Среди последних одними из самых популярных являются: вышка тура ПСРВ "Арис-компакт"и вышка тура ПСРВ "Арис-дачная", высота которых составляет от 2.6 до 6.8 м, площадка 0,6 х 1,5 м, а полезная нагрузка 150 и 120 кг. на настил, соответственно. Высококачественная конструкция по приемлемой цене – это наилучшее решение для выполнения строительных работ в частном доме, квартире и на даче. Стоит также сказать, что если вышка тура необходима Вам для выполнения конкретного проекта, после завершения которого она Вам вряд ли еще понадобится в обозримом будущем, то "Мольгао" предлагает Вам взять ее или любое другое строительное оборудование напрокат. Вам не придется после завершения строительства искать место для хранения немаленькой конструкции и на семейном бюджете стоимость аренды отразится не столь существенно, как покупка новой вышки туры. Все подробности можно узнать на сайте www.molgao.su.

1-й класс

Подведение частных понятий под общее

Задание 1

В группе объектов зачеркни «лишнее» слово. Напиши название группы.

Задание 2

Соедини линией нарисованные предметы со словами-понятиями.

живая природа
растение
животное
неживая природа

Задание 3

Обведи букву правильного ответа.

1. Планетой является:

а) Луна;
б) Марс;
в) Солнце.

2. Вокруг Земли вращается:

а) звезда;
б) естественный спутник;
в) планета;
г) искусственный спутник.

Выделение частей целого

Задание 4

Подпиши части растения.

Знаешь ли ты свою страну?

Задание 5

Напиши адрес, где ты живёшь:

Страна _______________________,
населенный пункт (город, село),
_______________________,
улица __________ , номер дома____ .

Уровни выполнения заданий

Задание 1

  • 4-й уровень – правильно определено «лишнее» слово (коза) и дано название группы (дикие животные);

  • 3-й уровень – правильно определено «лишнее» слово, название группы дано неверно;

  • 2-й уровень – «лишнее» слово определено неверно, название группы не дано;

  • 1-й уровень – задание не выполнено.

Задание 2

  • 4-й уровень – верно подведены частные понятия под два общих (живая природа, животное – комар, белка, змея; живая природа, растение – дуб, клевер);

  • 3-й уровень – допущены 1–2 ошибки;

  • 2-й уровень – допущены 3–4 ошибки;

  • 1-й уровень – допущено более 4 ошибок.

Задание 3

  • 4-й уровень – выбраны два правильных ответа: 1 – б) Марс; 2 – б) естественный спутник и г) искусственный спутник;

  • 3-й уровень – выбраны два правильных ответа, но в п. 2 указан один из возможных. Например: 1 – б) Марс; 2 – б) естественный спутник; или: 1 – б) Марс; 2 – г) искусственный спутник;

  • 2-й уровень – выбран правильно один из ответов, второй отмечен неверно или не отмечен;

  • 1-й уровень – ответы в обоих случаях выбраны неправильно или задание не выполнено.

Задание 4

  • 4-й уровень – правильно подписаны все нарисованные части растения (корень, стебель (ствол), лист, плод);

  • 3-й уровень – правильно указаны три названия частей растения;

  • 2-й уровень – правильно указаны два названия частей растения или допущены ошибки;

  • 1-й уровень – задание не выполнено.

Задание 5

  • 4-й уровень – дан правильный ответ;

  • 3-й уровень – допущена 1 ошибка;

  • 2-й уровень – допущены 2 ошибки;

  • 1-й уровень – задание выполнено неверно.

2-й класс

Подведение частных понятий под общее

Задание 1

а) Подчеркни названия материков.

Евразия, Антарктида, Россия, Северная Америка, Сибирь, Австралия

б) Допиши недостающие названия материков.

Задание 2

Прочитай. Напиши название каждой группы.

1) Ель, кедр, сосна – это ...
2) Сом, акула, окунь – это ...
3) Черемуха, яблоня, рябина – это ...
4) Утка, петух, скворец – это ...

Тела и вещества

Задание 3

Заполни таблицу: напиши вещество, из которого состоит тело.

Название тела

Название вещества

айсберг

кирпич

доска

свитер

Ориентирование во времени

Задание 4

Обведи букву правильного утверждения.

1. Различие в количестве тепла, получаемого от Солнца разными тепловыми поясами нашей планеты, связано с тем, что:

а) Земля имеет наклон земной оси;
б) Земля имеет форму шара;
в) Земля вращается вокруг своей оси.

2. Год – это время, за которое:

а) Земля совершает один оборот вокруг своей оси;
б) Луна совершает полный оборот вокруг Земли;
в) Земля совершает один оборот вокруг Солнца.

Выделение существенных признаков понятия

Задание 5

Подчеркни признаки, которые относятся к цветковым растениям.

наличие цветка, листья-хвоинки, семена внутри плода, споры в коробочках, семена в шишках, наличие стебля, наличие корня

Уровни выполнения заданий

Задание 1

а)

  • 4-й уровень – подчеркнуты названия материков: Евразия, Антарктида, Северная Америка, Австралия;

  • 3-й уровень – допущена 1 ошибка;

  • 2-й уровень – допущены 2 ошибки;

  • 1-й уровень – допущено 3 и более ошибок.

б)

  • 4-й уровень – дописаны названия материков – Южная Америка, Африка;

  • 3-й уровень – дописано одно название материка;

  • 2-й уровень – дописаны неверные ответы (Азия, Европа, Америка);

  • 1-й уровень – задание не выполнено.

Задание 2

  • 4-й уровень – все четыре группы названы правильно (хвойные растения (деревья); рыбы; лиственные, цветковые растения (деревья), птицы);

  • 3-й уровень – правильно названы 3 группы;

  • 2-й уровень – правильно названы 2 группы;

  • 1-й уровень – правильно названа только 1 группа.

Задание 3

  • 4-й уровень – названия веществ даны правильно (айсберг – лед (или вода), кирпич – глина, доска – древесина, свитер – шерсть);

  • 3-й уровень – допущена 1 ошибка;

  • 2-й уровень – допущены 2–3 ошибки;

  • 1-й уровень – другие варианты.

Задание 4

  • 4-й уровень – выбраны два правильных ответа: 1 – а); 2 – в);

  • 3-й уровень – выбран правильно один из ответов, второй отмечен неправильно;

  • 2-й уровень – один из ответов выбран правильно, второй не отмечен;

  • 1-й уровень – ответы в обоих случаях выбраны неправильно или задание не выполнено.

Задание 5

  • 4-й уровень – верно подчёркнуты 4 признака цветковых растений (наличие цветка, семена внутри плода, наличие стебля и корня);

  • 3-й уровень – верно обведены 3 признака цветковых растений;

  • 2-й уровень – верно обведены 2 признака цветковых растений;

  • 1-й уровень – задание не выполнено.

3-й класс

Переход в записи информации от одной знаковой системы к другой

Задание 1

Запиши с помощью знаков.

пятнадцать градусов мороза, одиннадцать градусов тепла, восемнадцать градусов выше нуля, три градуса ниже нуля

Ориентирование в пространстве

Задание 2

В каком направлении тебе нужно двигаться от населенного пункта, где ты живёшь, чтобы попасть в столицу России? (Можно использовать карту.)

Подведение частных понятий под общее

Задание 3

Подчеркни названия животных, которые обитают в зоне тайги.

глухарь, дрофа, песец, куница, суслик, сайгак, лось, росомаха

Установление связей внутри природного сообщества

Задание 4

а) Соедини линиями названия представителей живой природы с названиями групп (сообществ).

волк
рогоз
лиса
рябина
клевер
крот
кувшинка
выдра
мышиный горошек
ландыш
кузнечик
лось
сосна
цапля
окунь

ОЗЕРО

ЛЕС

ЛУГ

б) На примере сообщества луг составь цепь питания.

Знаешь ли ты свою страну?

Задание 5

а) Определи по карте и напиши, в каких основных природных зонах расположена территория России.

б) В какой из них ты живешь?

в) Напиши, какие объекты живой природы характерны для тундры.

1. Животные –
2. Растения –

История России

Задание 6

Соотнеси правильно дату, век и историческое событие.

1480 г., 1242 г., 1380 г., 1147 г., 988 г.,

XIV в., XII в., XIII в., X в., XV в.

Год

Событие

Век

 

Куликовская битва

 
 

Ледовое побоище

 
 

Крещение Руси

 
 

Освобождение Руси от Ордынского нашествия

 
 

Основание Москвы

Уровни выполнения заданий

Задание 1

  • 4-й уровень – задание выполнено верно;

  • 3-й уровень – допущена 1 ошибка;

  • 2-й уровень – допущены 2–3 ошибки;

  • 1-й уровень – задание не выполнено.

Задание 2

  • 4-й уровень – дан правильный ответ;

  • 1-й уровень – задание не выполнено.

Задание 3

  • 4-й уровень – задание выполнено верно, подчеркнуты: глухарь, куница, лось, росомаха;

  • 3-й уровень – допущены 1–2 ошибки;

  • 2-й уровень – допущены 3 ошибки;

  • 1-й уровень – задание не выполнено.

Задание 4

а)

  • 4-й уровень – задание выполнено верно:

озеро – рогоз, кувшинка, выдра, цапля, окунь;
лес – волк, лиса, рябина, лось, (крот), ландыш, сосна;
луг – клевер, крот, мышиный горошек, кузнечик.

(Дети соотнесли представителей живой природы с названием сообщества. Не считается за ошибку, если одного представителя отнесли в две группы: например, крот относится и к сообществу луг, и к сообществу лес;)

  • 3-й уровень – отбор объектов проведен не полностью (допущены 1–2 ошибки);

  • 2-й уровень – отбор объектов проведен с 3 ошибками;

  • 1-й уровень – отбор объектов проведен неверно, с 4 и более ошибками.

б)

  • 4-й уровень – правильно составлена цепь питания: клевер (мышиный горошек) – кузнечик – крот;

  • 3-й уровень – допущена 1 ошибка;

  • 1-й уровень – допущены 2 ошибки, задание не выполнено.

Задание 5

а)

  • 4-й уровень – верно названы основные природные зоны: арктическая пустыня, тундра, тайга, лесная зона (смешанные леса), степь. При работе с картой дети могут указать также лесотундру, лесостепь, полупустыню, тайгу;

  • 3-й уровень – верно названы основные природные зоны: арктическая пустыня, тундра, тайга, лесная зона (смешанные леса), степь;

  • 2-й уровень – допущены ошибки;

  • 1-й уровень – задание не выполнено.

б)

  • 4-й уровень – дан правильный ответ;

  • 1-й уровень – дан неправильный ответ или задание не выполнено.

в)

  • 4-й уровень – дан правильный ответ. Правильно названы 3 объекта каждой группы зоны тундры. Например: 1) лемминг, песец, волк, кайра, баклан, пуночка, полярная сова; 2) карликовая береза, ягель, камнеломка, пушица, мох;

  • 3-й уровень – правильно названы 2 представителя каждой группы;

  • 2-й уровень – допущены ошибки – названы растения и животные, не встречающиеся в тундре;

  • 1-й уровень – задание не выполнено.

Задание 6

  • 4-й уровень – задание выполнено верно:

Год

Событие

Век

1380

Куликовская битва

 XIV

1242

Ледовое побоище

 XIII

988

Крещение Руси

 X

1480

Освобождение Руси от Ордынского нашествия

 XV

1147

Основание Москвы

 XII

  • 3-й уровень – допущена 1 ошибка;

  • 2-й уровень – допущены 2–3 ошибки;

  • 1-й уровень – допущено более 3 ошибок.

4-й класс

Установление причинно-следственных связей

Задание 1

Используя предложенные звенья, составь цепочку взаимосвязей между неживой и живой природой.

изменяется
растительность

изменяется
почва

изменяется
климат

изменяется
животный
мир

Подведение частных понятий под общее

Задание 2

Соотнеси названия растений с названием соответствующей отрасли.

пшеница
капуста
яблоня
огурец
слива
кукуруза
сосна
ель
САДОВОДСТВО
ОВОЩЕВОДСТВО
ПОЛЕВОДСТВО
ЛЕСОВОДСТВО
ЦВЕТОВОДСТВО

Знаешь ли ты свою страну?

Задание 3

В каждую группу запиши по 3 примера географических объектов, расположенных на территории России.

а) Реки – ...; б) Горы – ...; в) Озера – ...

Знаешь ли ты природу разных материков?

Задание 4

а) Определи, на каком материке встречается каждая группа животных. Впиши соответствующий номер в клеточку рядом с группой.

б) Дополни каждую группу двумя названиями растений.

1. Евразия.
2. Африка.
3. Южная Америка.
4. Северная Америка.
5. Антарктида.
6. Австралия.

жираф, слон, антилопа,
горилла, верблюд, лев
страус, кенгуру, ехидна,
черный лебедь, коала
лось, куница, сайгак,
песец, тетерев, лиса

Организм человека

Задание 5

Подчеркни, какие из перечисленных свойств придают прочность костям.

нервные клетки, органические и минеральные вещества, подвижное соединение костей, прочное соединение костных клеток друг с другом

История России

Задание 6

Заполни таблицу.

1) Используй даты: 1380 г., 1812 г., 1240 г., 1941–1945 гг., 2000 г., 1147 г., 1961 г., 988 г.
2) Укажи век.
3) Представь, что ты располагаешь события на ленте времени. Расставь их порядковые номера от происшедших ранее к происшедшим позже.

Событие

год

век

Первое письменное упоминание о Москве

     

Бородинское сражение

     

Первый полет человека в космос

     

Великая Отечественная война

     

Куликовская битва

     

Крещение Руси

     

Ледовое побоище

     

Уровни выполнения заданий

Задание 1

  • 4-й уровень – задание выполнено верно: изменяется климат – изменяется почва – изменяется растительность – изменяется животный мир;

  • 3-й уровень – допущена 1 ошибка;

  • 2-й уровень – допущены 2 ошибки;

  • 1-й уровень – задание не выполнено.

Задание 2

  • 4-й уровень – задание выполнено верно (садоводство (яблоко, слива), овощеводство (капуста, огурец), полеводство (пшеница, кукуруза), лесоводство (сосна, ель));

  • 3-й уровень – к каждому названию отрасли правильно отнесено одно название растения;

  • 2-й уровень – допущены 1–2 ошибки;

  • 1-й уровень – допущено более 3 ошибок или задание не выполнено.

Задание 3

  • 4-й уровень – в каждой группе приведены 3 правильных примера;

  • 3-й уровень – в каждой группе приведены 2 правильных примера;

  • 2-й уровень – в каждой группе приведен 1 правильный пример;

  • 1-й уровень – задание не выполнено.

Задание 4

а)

  • 4-й уровень – правильно указаны 3 материка: Африка, Австралия, Евразия;

  • 3-й уровень – правильно указаны 2 материка;

  • 2-й уровень – правильно указан 1 материк;

  • 1-й уровень – задание не выполнено.

б)

  • 4-й уровень – все три группы дополнены 2 правильными названиями, например: а) банан, баобаб, пальма; б) бутылочное дерево, эвкалипт, акация; в) береза, сосна, рябина;

  • 3-й уровень – группы дополнены в основном по 1 правильному примеру;

  • 2-й уровень – допущены 1–2 ошибки в дополнении групп;

  • 1-й уровень – допущено более 3 ошибок или задание не выполнено.

Задание 5

  • 4-й уровень – подчеркнуто: органические и минеральные вещества, прочное соединение костных клеток друг с другом;

  • 3-й уровень – подчеркнуто только одно свойство;

  • 2-й уровень – свойства подчеркнуты неверно;

  • 1-й уровень – задание не выполнено.

Задание 6

  • 4-й уровень – задание выполнено верно:

Событие

Год

Век

Первое письменное упоминание о Москве

1147

XII

2

Бородинское сражение

1812

XIX

5

Первый полёт человека в космос

1961

XX

7

Великая Отечественная война

1941–

1945

XX

6

Куликовская битва

1380

XIV

4

Крещение Руси

988

X

1

Ледовое побоище

1240

XIII

3

  • 3-й уровень – допущены 1–2 ошибки;

  • 2-й уровень – допущены 3–4 ошибки;

  • 1-й уровень – допущено 5 и более ошибок.