|
||||||||||||||||||||||||||||
Елена
Вороницина
;
|
Классификация ошибок |
Количество |
Работа 2 Не выписали слова с твердыми согласными
звуками Работа 2 Не разделили слова на слоги Работа 3 (орфографический диктант) В именах собственных подчеркнули не все
буквы, обозначающие твердые согласные звуки Работа 4 Точки расставили с помощью учителя |
2 класс
На выявление умения составлять словосочетание и определять части речи
Работа 1
Платье (какое?) ...
Лошадь (какая?) ...
Мороз (какой?) ...
Деревья (какие?) ...
Порядок работы
На доске заранее написаны материал и инструкция: «Прочитай. Добавь подходящие по смыслу слова и запиши словосочетания».
Грамматические задания
1. Подчеркни имена прилагательные
волнистой линией.
2. Подчеркни знакомые орфограммы в именах
существительных.
3. От существительного мужского рода образуй
однокоренные слова разных частей речи.
4. Раздели слово платье для переноса
На выявление умения находить части речи
Работа 2 (диктант)
Пришла весна. Пробегает слабый ветерок. Весеннее солнце сгоняет снег. По оврагам журчат ручьи. Оживает каждый кустик и травинка. На деревьях набухли почки. На голых ветках орешника показались цветы. Они похожи на серые колючки на гибких прутьях.
(36 слов)
Порядок работы
Учитель сначала читает весь текст по
орфоэпическим нормам, затем диктует его по
предложениям. Орфографически диктуются слова с
выделенными орфограммами. Учитель обращает
внимание на знаки препинания.
После самостоятельной проверки ученики еще раз
проверяют текст диктанта, который
орфографически медленно читает учитель.
Исправления при вторичной проверке делаются
ручкой другого цвета. Правильные исправления за
ошибку не считаются.
Инструкция
1. Каждое предложение начинай писать
после того, как оно будет прочитано учителем.
2. Ошибки можно аккуратно исправить (за
исправление ошибок оценка не снижается).
3. Теперь еще раз проверь (учитель читает текст
медленно).
Грамматические задания
1. Подчеркни во втором и четвертом
предложениях подлежащее и сказуемое. Надпиши над
ними названия частей речи, укажи число.
2. Над словами седьмого предложения надпиши части
речи.
3. У глаголов в третьем и шестом предложении
определи время и число.
4*. Подчеркни в тексте слова, которыми автор
показывает, на что похожи цветы орешника.
Работа 3 (cписывание текста)
Текст записан на доске или на индивидуальных карточках. Учитель читает весь текст.
Птичьи домики
Разные бывают птичьи домики. У воробья гнездо маленькое, сложено из соломинок и прутьев. Самое большое гнездо у орла. Орёл делает его из толстых прутьев и выстилает пухом. У пеночки самый красивый домик. Вьёт она его на берёзе. Жильё у неё тёплое, из перьев и пуха.
(47 слов)
Инструкция
1. Спиши текст.
2. Проверь самостоятельно, правильно ли ты
написал(а) текст. Ошибки можно аккуратно
исправить.
Грамматические задания
1. Из второго предложения выпиши
существительное и связанное с ним
прилагательное, укажи их род и число.
2. В четвёртом предложении найди глаголы и
подчеркни их двумя чертами.
3. К слову берёза подбери и запиши 2–3
однокоренных слова.
4. Выдели орфограммы в слове жильё.
Схема анализа контрольных работ
Классификация ошибок |
Количество |
Работа 1 Не подчеркнули прилагательные Работа 2 (диктант) Не подчеркнули главные члены
предложения Работа 3 (списывание текста) Не выписали существительное и
прилагательное |
Ошибки, допущенные в диктантах
Орфограммы |
Количество |
1. Пропуск, замена, перестановка
букв |
3 класс
На выявление умения разобрать предложение по членам предложения и по частям речи
Работа 1
Зелёный луг блестит под лучами яркого солнца.
Порядок работы
Предложение записывается на доске.
Грамматические задания
1. Запиши предложение, разбери его по
членам предложения и укажи части речи.
2. Найди в предложении словосочетания и запиши
их в столбик: сначала группу подлежащего, затем
группу сказуемого.
3. Выполни грамматический разбор слов в
предложении. Надпиши, где нужно, род, число,
склонение, падеж, время.
Примечание. По усмотрению учителя возможен другой вариант предложения.
На узнавание предложений с однородными членами
Работа 2
На лугу
Ты был ранним утром на лугу? Взошло
солнце. Луг заблестел. По всей окрестности
разливаются запахи цветов и трав. Вот вьётся
цепкий душистый горошек. Сладким медком пахнет
розовый клевер. Белеют крупные ромашки с золотой
серединой. Ползают по былинкам муравьи, жучки,
божьи коровки.
Порхают над цветами лёгкие бабочки, стрекозы. Наш
пёс Барс бегает за ними. Над лугом льются звонкие
голоса птиц. Я люблю с друзьями бегать по лугу.
(67 слов)
Порядок работы
Дети списывают текст с доски.
Грамматические задания
1. Подчеркни предложения с
однородными членами.
2. В шестом предложении надпиши падежи
существительных.
3. Из седьмого предложения выпиши слова с
проверяемыми безударными гласными, подбери к ним
проверочные.
На определение склонения имен существительных и разбор слова по составу
Работа 3
Утренняя заря румянит местность.
Звезды одна за другой гаснут на небосклоне. Подул
свежий ветерок. Крупные капли росы на траве
засветились всеми цветами радуги.
По полю по узкой дорожке идет группа детей с
учительницей. Это ребята из села Дубки. Они
спешат на поезд в город. Там дети пойдут в цирк.
Поездку в цирк ребята ждали давно. Об отъезде
Вера Ивановна объявила за два дня. Это было
радостное известие.
(67 слов)
Порядок работы
Текст записывается на доске заранее. Первый раз текст читает учитель. Затем ученики читают текст еще раз самостоятельно. После самостоятельного прочтения ученики переходят к выполнению письменной части задания.
Инструкция
Грамматические задания
1. Прочитай. Выпиши имена
существительные, употребленные в тексте в
единственном числе по склонениям, поставь их в
начальную форму.
2. Разбери по составу слова ветерок, дорожке,
поезд, небосклоне, отъезде.
3. Подчеркни известные орфограммы в корне слов:
засветились, спешат, объявила, радостное.
Работа 4 (диктант)
Солнечные лучи
Ранним утром проснулось солнышко,
оглядело местность. Потянулись его лучи к
полянке. Один луч подкрался к берёзке. Другой луч
сел на верхушку ели. Очнулась она от сна.
Подкрались лучи и к речке. Засверкала,
заискрилась вода и погнала лёгкий туман по глади
прочь. Лучики перелетали от дорожки к
дорожке, от тропинки к тропинке. Раскрылись
одуванчики. Лучи разбудили всех. Настал тёплый
солнечный день.
Летнее солнце плывёт над лесами, над полями, над
пыльной дорогой.
(70 слов)
Порядок работы
Учитель сначала читает весь текст по
орфоэпическим нормам, затем диктует его по
предложениям. Орфографически диктуются слова
с выделенными орфограммами. Учитель обращает
внимание на знаки препинания.
После самостоятельной проверки ученики еще раз
проверяют текст диктанта, который
орфографически медленно читает учитель.
Исправления при вторичной проверке делаются
ручкой другого цвета. За исправление ошибок
оценка не снижается.
Грамматические задания
1. Подчеркни орфограммы в корнях слов: от
тропинки, оглядело, местность, лёгкий, солнце.
2. В восьмом предложении укажи падежи имен
существительных. Обозначь окончания.
Схема анализа контрольных работ
Классификация ошибок |
Количество |
Работа 1 Подчеркнули не все члены предложения
Работа 2 Подчеркнули не все предложения
с однородными членами Работа 3 Выписали не все существительные 1-го
склонения Работа 4 (диктант) Не подчеркнули орфограмму в словах: от
тропинки, оглядело, местность, лёгкий, солнце |
Ошибки, допущенные в диктанте
Орфограммы и пунктограммы |
Количество |
1. Буквы безударных гласных в корне,
проверяемые ударением |
4 класс
На различение простых предложений и предложений с однородными членами; на выявление навыков правописания окончаний прилагательных
Работа 1
Я люблю птиц. Грустно было бы жить без
них на зелёной планете. Веселит глаз их дивное
оперение. Радует слух их чудесное пение. Нравится
наблюдать за их лёгким полётом. Много видов птиц
живёт в России.
Быстро кружат в чистом воздухе ласточки. На
быстром лету они пьют воду, ловят мошек. Удивляет
гнездо этой птицы. Она ловко лепит его из земли и
глины.
В развилке веточки заметишь гнездо иволги. Оно
сделано из травки, гибких стебельков, берёзовой
кожуры. Смотришь на пернатых друзей и радуешься.
(По К. Паустовскому)
Порядок работы
Текст можно записать на доске с
пропуском букв на месте орфограмм в окончаниях
прилагательных или продиктовать его (вариант
предъявления выбирает учитель).
Ученики записывают текст.
При диктанте учитель сначала читает весь текст
по орфоэпическим нормам, затем диктует его по
предложениям, обращая внимание на знаки
препинания. Орфографически диктуются слова с
выделенными орфограммами.
Уточнить значение слова развилка.
Грамматические задания
1. Над первым словом каждого
предложения во втором и третьем абзацах напиши,
какое это предложение: пр. (простое), с одн.
(с однородными членами).
2. Выдели окончания прилагательных и укажи
падежи.
3. Разбери по составу слова: удивляет,
берёзовой.
На выявление навыков правописания окончаний прилагательных, правописания глаголов 3-го лица и неопределенной формы перед -ся
Работа 2 (списывание с заданием)
Горячее солнце как-то сразу вошло в силу. На востоке оно выплывает огненным заревом. От него безбрежный степной простор словно покрывается тонкой золотой пылью. Все вокруг стало меняться не по дням, а по часам. Быстро стал одеваться сад свежей, мягкой зеленью. А степь весело пестреет цветами. Пунцовыми пятнами ярко горит дикая гвоздика. Скромно синеют колокольчики, белеет целыми зарослями пахучая ромашка. Все блещет, и нежится, и радостно тянется к солнцу. В густой буйной траве по утрам дрожат и переливаются, как бриллианты, крупные капли росы.
(82 слова)
(По А. Куприну)
Порядок работы
Текст записывается на доске с пропуском
букв на месте окончаний прилагательных (горяч...)
и в глаголах перед -ся (нежи...ся).
Учитель читает полный текст. После этого ученики
записывают текст, вставляя пропущенные буквы.
В тексте выделены места пропуска букв.
Грамматические задания
1. Выдели окончания прилагательных и
укажи падежи.
2. Седьмое предложение разбери по членам
предложения и частям речи.
3. В последнем предложении подчеркни образное
сравнение.
На узнавание спряжения глаголов
Работа 3
1. В лес не съезд…шь, так и на печи
замёрзн…шь.
2. Кто дружбу вод…т, тот счастье наход…т.
3. Слово скаж..шь – как узлом завяж..шь.
4. Без рук рису..т, без зубов куса..т.
5. Крепкую дружбу и топором не разруб…шь.
6. Как называются цветы, когда в руках их держ…шь
ты?
7. Никто не пуга…т, а всё дрожит.
8. Скромность украша…т человека.
9. Муравей невелик, а горы копа..т.
Порядок работы
Пословицы и загадки записываются на доске. Написанное читает учитель.
Грамматические задания
1. Выпиши глаголы в две группы по
спряжениям.
2. Подчеркни глаголы-исключения
3. Напиши неопределенную форму глаголов замёрзн..шь,
дрожит, копа…т.
Работа 4 (диктант)
Певчие птицы
Сколько прекрасных мастеров поёт в
берёзовой роще, в широком поле! На все лады звенят
жаворонки, дрозды, соловьи.
В весеннем лесу ты услышишь певчего дрозда. Ясным
голосом выводит он гимн весне. Русский лес
наполняет его звонкая трель.
Жаворонок — ранний певец. Только заиграет на
горизонте луч летнего солнца, в ясной лазури уже
звучит радостная песня.
Лучший певец русского леса — соловей. Он
запевает поздним вечером. Всю ночь не умолкает
чудесная трель. Сидишь и слушаешь самый красивый
голос.
(74 слова)
Порядок работы
Учитель сначала читает весь текст по орфоэпическим нормам, затем диктует его по предложениям, обращая внимание на знаки препинания. Орфографически диктуются слова с выделенными орфограммами.
Грамматические задания
1. Третье предложение разбери по членам
предложения и частям речи.
2. Над глаголом наполняет надпиши время и
спряжение.
3. Разбери по составу слова заиграет, чудесная.
Схема анализа контрольных работ
Классификация ошибок |
Кол-во |
Работа 1 Не выделили предложения с однородными
членами Работа 2 Указали не все падежи прилагательных Работа 3 Выписали не все глаголы I спряжения Работа 4 (диктант) Подчеркнули не все члены предложения |
Ошибки, допущенные в диктантах
Орфограммы и пунктограммы |
Кол-во |
1. Буквы безударных гласных в корне,
проверяемые ударением |
* Здесь и далее звездочкой отмечены диагностирующие задания. Оценивая контрольную работу в целом, результат их выполнения не фиксируется отметкой.