Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №8/2010

Система Занкова

Эльвира Березина ;
Наталия Нечаева ,
научный руководитель ФНМЦ им. Л.В. Занкова, профессор АПКиППРО ;
Светлана Яковлева ,
ФНМЦ им. Л.В. Занкова

Русский язык. Программа Н.В. Нечаевой

Итоговые контрольные и проверочные работы

При проведении контрольных работ на написание диктанта отводится один урок. Проверочные работы выполняются в течение нескольких уроков. Эти работы не обязательно проводить за одну неделю. Вы можете отводить на них от 10 до 15 минут урока в зависимости от уровня сложности заданий и уровня подготовки вашего класса.

1-й класс

ВЛАДЕНИЕ УСТНОЙ РЕЧЬЮ

Уровни оценки внешней характеристики, связности устной речи см. в разделе «Обучение грамоте».

ВЛАДЕНИЕ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧЬЮ

Фонетический анализ, словарный запас, переключение от одного слова к другому (дополнительные сведения об орфографической зоркости)

Задание 1

а) Задумай звук. Запиши три слова, в которых этот звук был бы в начале. Подчеркни букву, обозначающую задуманный звук.
б) Задумай звук. Запиши три слова, в которых этот звук был бы в конце. Подчеркни букву, обозначающую задуманный звук.

Оцениваются:

1) количество записанных слов;
2) соответствие слов задуманному звуку.

Орфографические ошибки в записи слов при выполнении данного задания не учитываются. Однако самостоятельное записывание слов может дать дополнительные сведения о сформированности графических умений, об орфографической зоркости: пишет опасные места наугад, делает пропуски или спрашивает о написании учителя.

Соотнесение печатного и письменного шрифтов, комбинаторные способности, знание алфавита, различение мягких и твердых согласных звуков и их букв

Задание 2

а) Запиши буквы письменным шрифтом в алфавитном порядке.

А И С Л В О Т Р К

б) Составь из выписанных букв как можно больше слов. Буквы можно повторять; можно использовать не все буквы.
в) В составленных словах отметь зеленым цветом буквы мягких согласных звуков и синим?– буквы твердых согласных звуков.

Оцениваются:

1) количество выполненных заданий;
2) полнота и правильность выполнения.

Проверка орфографической зоркости

1Задание 3*

Возможные формулировки задания:

1) «Подчеркни в словах все орфограммы»;
2) «Подчеркни все опасные места».

Задание может быть проведено на любом предложении или наборе слов, приведенных в данных проверочных работах, а также на любых текстах похожей сложности.

Примеры предложений:

1) У Никиты живет щенок Дружок.
2) По веткам скачут рыжие белки.

Оцениваются полнота и правильность выполнения задания.

Невыделение буквы парного глухого согласного в конце слова за ошибку не считается.

Списывание текста

Задание 4

Наиболее объективным показателем умения списывать текст является определение средних результатов домашней и классной работ за последнюю неделю или две в зависимости от конкретных обстоятельств.

Фиксируются следующие недочеты: количество пропущенных/лишних букв и пунктуационных знаков, количество искажений и замен букв, большая буква в начале предложения, количество исправлений. При списывании теряет смысл выделение изученных и неизученных орфограмм. Все ошибки такого рода фиксируются как искажения, замены букв.

Спонсор публикации статьи интернет-магазин в Москве "Ру-диван.РУ". В наличии имеются все виды диванов - диван-книжка, угловой, выкатной, для кухни, для офиса, детский, модульный. Также в магазине Вы можете приобрести такие товары, как модули для дивана, кресло, кресло-кровать, пуф, французская раскладушка и другие. Мебель от лучших производителей по доступным ценам. Посмотреть каталог товаров, цены и сделать заказ Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: http://www.ru-divan.ru.

Списывание может быть преднамеренным, когда предъявляется текст с прямым заданием правильно его списать, например: «Спиши текст».

Примеры текстов:

Как сладко быть медведем –
Любой поймет,
Кто ел с лесной малиной
Пчелиный мед.

(13 слов)

(Б. Заходер)

Дятел

В лесу на сосне сидит дятел. Хвостом упирается в ствол дерева. Носом по стволу стучит, кору долбит, букашек ищет.

(20 слов)

Мужик поехал в лес репу сеять. Пришел к нему медведь:
– Мужик, я тебя сломаю.
– Не ломай меня, медведюшка, лучше давай вместе репу сеять.

(23 слова)

(Из сказки)

После списывания возможны и другие задания, например: а) «Сверь свой текст с текстом на доске, исправь ошибки, если они есть»; б) «В первых строчках подчеркни буквы мягких согласных звуков» (вариант: «В словах первых двух строчек поставь ударение или подчеркни орфограммы»).

Списывание может быть и непреднамеренным, как необходимый этап выполнения другого задания, например грамматического, или при восстановлении деформированного текста (см. задания 7, 8).

Оценка списывания

  • 4-й уровень – переписывает правильно, без ошибок;

  • 3-й уровень – допущены 1–2 ошибки или 1–3 исправления;

  • 2-й уровень – допущены: а) 3–4 ошибки или 4 исправления; б) 1–2 ошибки и 1–3 исправления;

  • 1-й уровень – работа показывает значительные затруднения ученика при списывании.

Выявление готовности к усвоению орфографической темы следующего года обучения: буквы проверяемых безударных гласных в корне

Задание 5

Выпиши только родственные (однокоренные) слова.

(Выбирается одна из следующих групп слов:

листья листик лисята пролистал лиственница

басня басить басенный баснословный

смола молоко молвить молочный молотить)

В выписанных словах поставь знак ударения. Подчеркни буквы безударных гласных.

Оцениваются полнота и правильность выполнения задания.

Орфографический диктант

Задание 6

Проверяются правописание гласных после шипящих, написание имен собственных с большой буквы, оформление предложения.

Весна

Коля и Яна идут гулять в лес. За ними бежит собака Шарик. В лесу поют птицы, стучат дятлы. Вышли дети на лужайку. А там душистые ландыши.

(27 слов)

Грамматические задания

1. В первом предложении подчеркни буквы, обозначающие мягкие согласные звуки.
2. В словах второго предложения поставь ударение.
3. Выпиши слова четвертого предложения, разделяя их для переноса.

Составление предложений из данных слов

Задание 7

Из данных слов составь как можно больше предложений. Слова можно изменять, можно добавлять служебные слова.

Наташа мама сказка читать

Назначение задания. Выявить уровень усвоения учениками понятий «предложение», «слово», способность к поиску разных вариантов словесного выражения мысли (комбинаторные возможности). Количество вариантов связано с изменением порядка слов, с изменением их форм (например: Мама читает сказку Наташе. Наташа и мама читают сказку. Наташа читает сказку маме. Сказку Наташе читает мама. Наташа читает сказку о маме), с выходом на повествовательные и вопросительные предложения, с изменением формы глагола и с подбором родственного слова (читает, прочитала, прочитает, читай).

Оценка составления предложений

Оценивается только количество правильно составленных предложений. Орфографические ошибки не учитываются.

  • 4-й уровень – составлено не меньше 4 вариантов предложений;

  • 3-й уровень – составлено 2–3 предложения;

  • 2-й уровень – составлено 1 предложение;

  • 1-й уровень – задание не выполнено.

Восстановление деформированного текста

Задание 8

Как-то мимо шла лиса.
Жил в лесу зайка.
Она заметила избушку и постучала.
Он построил под елкой избу.
Лиса попросилась к зайцу в гости.

(24 слова)

Оценка составления текста

  • 4-й уровень – все логико-смысловые связи установлены правильно;

  • 3-й уровень – большинство связей установлено правильно;

  • 2-й уровень – большинство связей установлено неправильно;

  • 1-й уровень – хаотический набор предложений.

Кроме этих заданий, повторите задания, которые вы проводили в начале учебного года, выявляя уровень готовности к обучению русскому языку (см. раздел «Обучение начинается с изучения ребенка» в методических пояснениях Н.В. Нечаевой «Обучение грамоте»). Результаты сравнения покажут абсолютный прирост в развитии предпосылок продуктивного усвоения русского языка.

2 класс

ВЛАДЕНИЕ УСТНОЙ РЕЧЬЮ

Уровни оценки внешней характеристики, связности устной речи см. выше в разделе «Обучение грамоте».

ВЛАДЕНИЕ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧЬЮ

Фонетический анализ, качество освоения орфоэпии и графики

Задание 1

Расставь ударения в словах.

2 а)* Напиши по законам русского языка.

Ле[с]ница, се[в]одня, коне[ш]но, здра[ств]уй, че[в]о

б) Расставь ударения в словах.

магазин, повторишь, поняли, алфавит, звонил

Проверка орфографической зоркости

Задание 2*

Прочитай, произнеси, как мы обычно говорим. (Далее возможны разные формулировки: 1) «Подчеркни все орфограммы»; 2) «Подчеркни все опасные места». Задание может быть самостоятельным, а может быть проведено на любом предложении или наборе слов, приведенных в данных проверочных работах.)

Пример текста:

Чищу овощи для щей.
Сколько нужно овощей?
Три картошки, две морковки,
Луку полторы головки,
Да петрушки корешок,
Да капустный кочешок.

(М. Бородицкая)

Оценивается полнота выполнения задания.

Формулировка задания может быть другой: дать слова, в которых пропущены буквы звуков, стоящих как в слабой, так и в сильной позициях. Ученик должен распределить эти слова в две группы: с пропущенной буквой-орфограммой и с пропущенной буквой, которая не является орфограммой.

к...рмушка, шка..., дер..вня, гра...атика, праз..ник, (две) морко...и, ска...очка, к...тенок

Списывание текста

Задание 3

Наиболее объективным показателем умения списывать текст является определение средних результатов этого вида домашней и классной работ за последнюю неделю или две – в зависимости от конкретных обстоятельств. Фиксируются недочеты (см. с. 4, задание 4).

Списывание может быть преднамеренным, когда предъявляется текст с прямым заданием – правильно его списать, после чего возможны и другие задания.

Примеры текстов

1.

На севере нашей Родины лежит тундра. Летом она покрыта густой травой и цветами. Тут и голубые незабудки, и белая пушиница, и золотые лютики. На кочках – мягкий мох. Во мху – ягоды и грибы. Есть в тундре и деревья. Но березы и ивы ниже грибов. Долгая зима мешает им вырасти.

(48 слов)

(По Г. Ганейзеру)

Задания после списывания

а) Сверь твой текст с текстом на доске (на листочке), исправь ошибки, если они есть.
б) Выпиши из текста по одному имени существительному мужского и женского рода, один глагол и одно имя прилагательное. Обозначь их.

2.

Когда-то на земле не было зимы, а было одно лето. Что это была за прекрасная пора: земля была мягкой, как пух, вода в речке теплой, деревья росли круглый год, листья не сбрасывали и были вечно зелены!
Так продолжалось до тех пор, пока однажды зима не обиделась.
– Что же это такое, – говорит, – всё лето и лето, пора и совесть знать.

(59 слов)

(Б. Сергуненков)

Задания после списывания

а) Сверь твой текст с текстом на доске (на листочке), исправь ошибки, если они есть.
б) Выпиши из текста по одному имени существительному мужского, женского и среднего рода, один глагол и одно имя прилагательное. Обозначь их.

Списывание может быть и непреднамеренным, как необходимый этап выполнения другого задания, например грамматического (см. задание 4), или при восстановлении деформированного текста (см. задание 7).

Оценка списывания

  • 4-й уровень – переписывает правильно, без ошибок;

  • 3-й уровень – допущены 1–2 ошибки или 1–3 исправления;

  • 2-й уровень – допущены: а) 3–4 ошибки или 4 исправления; б) 1–2 ошибки и 1–3 исправления;

  • 1-й уровень – работа выявляет значительные трудности ученика при списывании.

Диктант с последующим орфографическим проговариванием

Задание 4 (диктант)

Проверяются правописание ь и ъ, правописание гласных после шипящих, проверяемых безударных гласных, парных согласных, написание имен собственных, оформление предложения.

Порядок работы

1. Написание диктанта, который учитель диктует по орфоэпическим нормам.
2. Самостоятельная проверка учениками, исправление ошибок, если они есть.
3. Орфографическое проговаривание диктанта учителем по отдельным предложениям с одновременной проверкой работ учениками. Исправления вносятся карандашом или ручкой другого цвета.

Диктант оценивается двумя отметками: первая фиксирует реальную грамотность, вторая – умение ученика сверять совпадающий звуковой и буквенный облик слова при его орфографическом проговаривании.

Кот Васька

У Юры живёт кот Васька. Шубка у кота густая, хвост пушистый. Днём котик тихо лежит или спит. Ночью он охотится на мышей. Ловкий и быстрый у нас кот. Васька ест сырое мясо и пьет молоко. С удовольствием съест он и рыбку. Нам очень весело с Васькой!

(48 слов)

Грамматические задания

1. Подчеркни грамматическую основу в шестом предложении.
2. В этом же предложении укажи части речи.

Понимание лексической сочетаемости слов

Задание 5

Впиши в данные предложения подходящие по смыслу слова.

Выбирай: цветастый, цветочный, цветной.

Я больше всего люблю ... мёд.
На лавочке сидели бабушки в ... платках.
Мне подарили ... карандаши.

Составление предложений из данных слов

Задание 6

Из данных слов составь как можно больше предложений. Можно изменять форму слов и использовать служебные слова.

Петя пластилин лепить Мурзик

Количество вариантов связано с изменением порядка слов, с изменением их форм (например: Петя и Мурзик лепили из пластилина. Петя слепил из пластилина Мурзика. Петя лепит из пластилина Мурзика. Петя лепит из пластилина для Мурзика. Петя слепил Мурзика из пластилина?), с выходом на повествовательные и вопросительные предложения, с изменением формы глагола и с подбором родственного слова.

Оценка составления предложений

  • 4-й уровень – составлено не меньше 4 вариантов предложений;

  • 3-й уровень – составлено 2–3 предложения:

  • 2-й уровень – составлено 1 предложение;

  • 1-й уровень – задание не выполнено.

Восстановление деформированного текста

Задание 7

Еж проснулся
Под корнями березы была нора.
Наступила радостная весна.
Там спал всю зиму сердитый ежик.
Солнце согрело землю.
Ежик выбежал на лесную поляну, и лучи солнца согрели его.
По лесу побежали веселые ручьи.
Холодный ручей разбудил зверька.

(38 слов)

Оценка составления текста

  • 4-й уровень – все логико-смысловые связи установлены правильно;

  • 3-й уровень – большинство связей установлено правильно;

  • 2-й уровень – большинство связей установлено неправильно;

  • 1-й уровень – хаотический набор предложений.

3 класс

ВЛАДЕНИЕ УСТНОЙ РЕЧЬЮ

Уровни оценки:

1) внешней характеристики;
2) связности устной речи (см. выше в разделе «Обучение грамоте»).

ВЛАДЕНИЕ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧЬЮ

Фонетический анализ, качество освоения орфоэпии и графики

Задание 1

а)* Первичное усвоение вариантов произношения согласного перед буквой е. Выпиши те слова, в которых выделенная буква обозначает мягкий согласный звук.

партер, бутерброд, крем, детектив, свитер, кафе, текст

б) Запиши слова, в которых количество букв совпадает с количеством звуков.

адрес, уголь, трамвай, деревья, полёт, стоят

Проверка орфографической зоркости

Задание 2*

Прочитай так, как мы обычно говорим.

(Далее возможны разные формулировки задания:

1) «Подчеркни все орфограммы»;
2) «Подчеркни все опасные места».

Задание может быть проведено на текстах, предложенных ниже, или на любом предложении, наборе слов, приведенных в данных проверочных работах.)

Примеры текстов:

Подсолнуху от ливня
Не_скрыться никуда:
В _грязи увязли ноги,
Меж грядками вода.

(С.П. Щипачев)

Что такое бабочки? Цветы без запаха. Утром они расцветают. Вечером они осыпаются.

(Г. Цыферов)

Оценивается полнота выполнения задания.

Списывание текста

Задание 3

Наиболее объективным показателем умения списывать текст является сведение в таблицу средних результатов этого вида домашней и классной работы за последнюю неделю или две недели – в зависимости от конкретных обстоятельств.

Списывание может быть преднамеренным, когда предъявляется текст с прямым заданием: правильно его списать, после чего возможны и другие задания.

Пример текста для списывания:

Конь на крыше

В старину избы часто украшали коньками. Кто был у крестьянина первым помощником? Кто помогал пахать, боронить, возить сено? Конечно, конь! А если нападал враг на Русскую землю, то на войну шел добрый конь. И случалось, он выносил с поля боя раненого хозяина, спасая ему жизнь.
Живёт конек на крыше. Тучи проплывут, дождик прольёт – и станет конь тёмным. А солнышко выглянет – и в его лучах кажется он розовым, золотым. И как будто ещё выше поднимет голову – гордится собой.

(80 слов)

(Е. Каменева)

Задание после списывания

а) Сверь твой текст с текстом на доске, исправь ошибки, если они есть;
б) выпиши по одному имя существительное, глагол, имя прилагательное; любое из этих слов разбери как часть речи.

Списывание может быть и непреднамеренным, как необходимый этап выполнения другого задания, например, грамматического, или при восстановлении деформированного текста.

Оценка списывания

  • 4-й уровень – переписано правильно, без ошибок;

  • 3-й уровень – допущены отдельные (1–2) ошибки или отдельные (1–3) исправления;

  • 2-й уровень: а) 3–4 ошибки или 4 исправления; б) 1–2 ошибки и 1–3 исправления;

  • 1-й уровень – работа выявляет значительные трудности ребенка при списывании.

Выявление уровня усвоения морфемного состава слов

Задание 4

Соотнеси данные слова с соответствующими им схемами.

Оценка выполнения задания:

  • 4-й уровень – правильно установлен морфемный состав 5 слов;

  • 3-й уровень – правильно установлен морфемный состав 4 слов;

  • 2-й уровень – правильно установлен морфемный состав 3 слов;

  • 1-й уровень – работа выявляет значительные трудности в усвоении морфемного состава слова.

Диктант

Задание 5

Диктант с его последующим орфографическим проговариванием с целью проверки (проверяется правописание гласных после шипящих, правописание ь, усвоение проверяемых и непроверяемых безударных гласных, парных согласных, непроизносимых согласных, раздельное написание предлогов, союзов, оформление предложения).

Порядок работы

Написание диктанта, который учитель диктует по орфоэпическим нормам (слова с выделенными орфограммами проговариваются орфографически); его самостоятельная проверка учениками, исправление ошибок, если они есть (правильные исправления, самостоятельно сделанные учеником, за ошибку не считаются); орфографическое проговаривание всего текста диктанта учителем по отдельным предложениям с одновременной проверкой работ учениками (исправления вносятся карандашом другого цвета).

Оценивание

  • 1-й уровень фиксирует реальную грамотность;

  • 2-й уровень – умение ребенка сверять совпадающий звуковой и буквенный облик слова при его орфографическом проговаривании.

На реке

Прилетела синичка на реку. Всюду ручьи поют. Хрупкий лед на реке посинел. У берегов вода выступила. По овражкам ручьи под снегом бегут к реке. Вот и лед треснул. Закачались на воде льдины. Они наталкивались одна на другую и с треском ломались.
К воде подлетели чайки и кулички. Птицы громко кричали. По небу пробежало легкое облачко. Показалось солнце. Потянулись в родные края перелетные птицы.

(65 слов)

(По В. Бианки)

Грамматические задания

а) Подчеркни грамматические основы в предложениях с однородными членами.
б) Укажи, какими частями речи выражены однородные члены.
в) В первом и пятом предложениях у глаголов определи время, число, если возможно – род, у имен существительных определи род, число, склонение, падеж.

Понимание лексической сочетаемости слов

Задание 6

К каждой паре слов подбери подходящие имена существительные. Запиши словосочетания.

пушистый – пушной (зверёк, свитер)
душистый – душный (вечер, цветок)
грозный – грозовой (взгляд, ветер)
грязевой – грязный (пруд, поток)

Оценка выполнения задания

  • 4-й уровень – правильно составлено 7–8 словосочетаний;

  • 3-й уровень – правильно составлено 5–6 словосочетаний;

  • 2-й уровень – правильно составлено 3–4 словосочетания;

  • 1-й уровень – работа выявляет значительные трудности в дифференциации лексического значения слов.

Выявление творческих способностей, а также выявление способности связно излагать мысли в письменной речи

Задание 7

Ситуация: Летнее утро. Рыбак и его дочка на берегу реки.

Напиши кратко: о чем думает рыбак; о чем – девочка; о чем – удочка; о чем – берег, на котором они расположились; о чем – рыба в реке.

Оценка способности решать нестандартные задания

Грамматическая и пунктуационная правильность не оценивается.

  • 4-й уровень – представлены все четыре показателя: 1) соответствие заданной теме; 2) развернутость высказывания; 3) связность высказывания; 4) оригинальность версии;

  • 1-й уровень – задание не выполнено; написанное не соответствует заданию.

4-й класс

ВЛАДЕНИЕ УСТНОЙ РЕЧЬЮ

Уровни оценки:

1) внешней характеристики;
2) связности устной речи (см. выше в разделе «Обучение грамоте»).

ВЛАДЕНИЕ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧЬЮ

Фонетический анализ, качество освоения орфоэпии и графики

Задание 1

а)* Первичное усвоение вариантов произношения согласного перед буквой е. Выпиши те слова, в которых выделенная буква обозначает мягкий согласный звук.

кофе, теннис, оттенок, отель, тембр, проспект, тест

б) Запиши слова, в которых количество букв больше, чем звуков. Выполни звуко-буквенный разбор слова любишь.

Любишь кататься – люби и саночки возить.

Проверка орфографической зоркости

Задание 2*

Прочитай так, как мы обычно говорим.

(Далее возможны разные формулировки задания:

1) «Подчеркни все орфограммы»;
2) «Подчеркни все опасные места».

Задание может быть проведено на текстах, предложенных ниже, или на любом предложении, наборе слов, приведенных в данных проверочных работах.)

Примеры текстов:

Снег беззвучно опускался на дома и деревья.

Снег садился на открытые форточки – как воробей, только не чирикал.

Сидя на форточке, снег болтал ногами, а так как спинки у форточки не_было, часто падал вниз, хватаясь за воздух снежинками.

(По Г. Цыферову)

Оценивается полнота выполнения задания.

Списывание текста

Задание 3

Наиболее объективным показателем умения списывать текст является сведение в таблицу средних результатов этого вида домашней и классной работы за последнюю неделю или две недели – в зависимости от конкретных обстоятельств.
Списывание может быть преднамеренным, когда предъявляется текст с прямым заданием: правильно его списать, после чего возможны и другие задания.
Пример текста для списывания:

Городок в табакерке

Заиграла музыка. Откуда слышна эта музыка? Миша не мог понять. Он подошел к табакерке и видит чудо. Из-за деревьев солнышко выходит. Оно тихо крадется по небу. Окошки горят ярким огнем. Вот солнышко перешло через небо на другую сторону, за пригорком скрылось. Городок в табакерке потемнел. Ставни закрылись, и башенки померкли. Вот затеплилась звездочка. Вот и месяц рогатый выглянул из-за деревьев. В городе опять стало светлее. Окошки засеребрились. От башни потянулись синеватые лучи.

(75 слов)

(По В. Одоевскому)

Задания после списывания

а) Сверь твой текст с текстом на доске, исправь ошибки, если они есть;
б) найди сложное предложение, выдели в нем грамматические основы; любое из слов четвертого предложения разбери как часть речи.

Списывание может быть и непреднамеренным, как необходимый этап выполнения другого задания, например, грамматического, или при восстановлении деформированного текста.

Оценка списывания

  • 4-й уровень – переписано правильно, без ошибок;

  • 3-й уровень – допущены отдельные (1–2) ошибки или отдельные (1–3) исправления;

  • 2-й уровень: а) 3–4 ошибки или 4 исправления; б) 1–2 ошибки и 1–3 исправления;

  • 1-й уровень – работа выявляет значительные трудности ребенка при списывании.

Выявление уровня усвоения морфемного состава слов

Задание 4

Соотнеси данные слова с соответствующими им схемами.

Оценка выполнения задания

  • 4-й уровень – правильно установлен морфемный состав 5 слов;

  • 3-й уровень – правильно установлен морфемный состав 4 слов;

  • 2-й уровень – правильно установлен морфемный состав 3 слов;

  • 1-й уровень – работа выявляет значительные трудности в усвоении морфемного состава слова.

Диктант

Задание 5

Диктант с его последующим орфографическим проговариванием.

Порядок работы

Написание диктанта, который учитель диктует по орфоэпическим нормам (слова с выделенными орфограммами проговариваются орфографически); его самостоятельная проверка учениками, исправление ошибок, если они есть (правильные исправления, самостоятельно сделанные учеником, за ошибку не считаются); орфографическое проговаривание всего текста диктанта учителем по отдельным предложениям с одновременной проверкой работ учениками (исправления вносятся карандашом другого цвета).

Оценивание

  • 1-й уровень фиксирует реальную грамотность;

  • 2-й уровень – умение ребенка сверять совпадающий звуковой и буквенный облик слова при его орфографическом проговаривании.

Горячее солнце сразу вошло в силу. На востоке оно выплывает огненным заревом. От него безбрежный степной простор словно покрывается тонкой золотой пылью. Всё вокруг стало меняться не по дням, а по часам. Быстро стал одеваться сад свежей, мягкой зеленью. А степь весело пестреет цветами. Пунцовыми пятнами ярко горит дикая гвоздика. Скромно синеют колокольчики, белеет целыми зарослями пахучая ромашка. Всё блещет, нежится и радостно тянется к солнцу. В густой буйной траве по утрам дрожат и переливаются, как бриллианты, крупные капли росы.

(80 слов)

(По А. Куприну)

Грамматические задания

1. Выдели окончания прилагательных и укажи падежи.
2. Напиши вопросы для проверки -тся и -ться.

Голубика

В далеком северном лесу на мшистом болоте рос маленький кустик. Люди его не замечали. Кустик радовался весне, тянулся к ласковому солнцу. Однажды ранним утром он зацвел. Зажужжала, закружилась пчела перед ним. Она опустила свой хоботок в маленькую цветочную чашечку.
Шло время. Нежные лепестки один за другим стали падать на землю. Ветер подхватил их и разнес по лесу. Грустно стало кустику. Но вот на нем появились маленькие зеленые шарики. Кустик повеселел. Наступила осень. Деревья сбрасывали золотую листву. А наш кустик дарил людям чудесную голубику.

(84 слова)

Грамматические задания

а) Подчеркни грамматические основы в предложениях с однородными членами.
б) Укажи, какими частями речи выражены однородные члены.
в) В первом и пятом предложениях у глаголов определи время, число, если возможно – род, у имен существительных определи род, число, склонение, падеж.

Понимание лексической сочетаемости слов

Задание 6

Составь с данными словами словосочетания. Запиши их, вставляя пропущенные буквы.

м...чи
зак...лю
прим...рять
прож...вать

Оценка выполнения задания

  • 4-й уровень – правильно составлено 7–8 словосочетаний;

  • 3-й уровень – правильно составлено 5–6 словосочетаний;

  • 2-й уровень – правильно составлено 3–4 словосочетания;

  • 1-й уровень – работа выявляет значительные трудности в дифференциации лексического значения слов.

Выявление творческих способностей, а также способности связно излагать мысли письменной речи

Задание 7

Ситуация: весеннее воскресное утро. Мама открывает окно, и ты просыпаешься от пения птиц.
Напиши коротко: о чем думает мама, открывая окно; о чем – воскресное утро; о чем – весна воскресным утром; о чем думаешь ты.

Оценка способности решать нестандартные задания

Грамматическая и пунктуационная правильность не оценивается.

  • 4-й уровень – представлены все четыре показателя: 1) соответствие заданной теме; 2) развернутость высказывания; 3) связность высказывания; 4) оригинальность версии;

  • 1-й уровень – задание не выполнено; написанное не соответствует заданию.


1  Здесь и далее звездочкой отмечены диагностирующие задания. Оценивая контрольную работу в целом, результат их выполнения не фиксируется отметкой.

2 Здесь и далее знаком * отмечены диагностирующие задания. Оценивая контрольную работу в целом, учитель не выставляет отметку за выполнение этих заданий.