Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №8/2010

Система Занкова

Елена Ильиных ,
ФНМЦ им. Л.В. Занкова ;
Наталия Нечаева ,
научный руководитель ФНМЦ им. Л.В. Занкова, профессор АПКиППРО

Обучение грамоте

Итоговые контрольные и проверочные работы

Назначение работ

1) Cделать выводы о продвижении детей по отношению к стартовому уровню (результаты выполнения данных работ сравнить с результатами выполнения диагностических заданий в начале и середине учебного года – см. методическое пособие Н.В. Нечаевой «Обучение грамоте»);
2) зафиксировать результаты освоения основных для умений пройденного этапа.

ВЛАДЕНИЕ УСТНОЙ РЕЧЬЮ

Форма изучения и показатели развития устной речи едины с 1-го по 4-й класс. Они устанавливаются на основании наблюдений учителя за устной речью учащихся на уроках и вне уроков в результате постепенного накапливания сведений о внешней характеристике речи, ее развернутости и связности.

Оценка внешней характеристики устной речи

Показатели

1) Говорит охотно;
2) форма общения с учителями и учениками соответствует ситуации;
3) речь в основном грамматически правильная;
4) артикуляция чистая;
5) громкость нормативная.

4-й уровень – в норме 5 показателей;
3-й уровень – в норме 4 показателя;
2-й уровень – в норме 2–3 показателя;
1-й уровень – в норме 1 показатель.

Оценка связности устной речи

Показатели

1) Типичные единицы высказывания;
2) развернутость характеристики объекта.

4-й уровень – говорит связными предложениями; может дать развернутую характеристику объекта или явления;
3-й уровень – речь состоит из предложений или отдельных слов, заменяющих предложение; характеристика объекта или явления дается в виде малосвязных мыслей;
2-й уровень – предложения почти не используются в речи, произносятся в основном отдельные слова; ученик испытывает большие трудности при характеристике объекта или явления;
1-й уровень – речь в основном состоит из междометий и частиц; содержание высказывания улавливается с трудом.

Владение устной речью

Фамилия,
имя
ученика

Внешняя
характеристика

Уровень
связности
речи

речи показатели

уровень оценки
 

1

2

3

4

5

   
         
 

+

+

+

+

3

 

Примечание. Порядок изучения устной речи и критерии оценки ее развития в целом сохраняются до конца 4-го класса.

ВЛАДЕНИЕ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧЬЮ

Оценка техники чтения вслух, понимания прочитанного

Задание 1*

Сорока

У сороки несколько прозвищ.
В сказках она «белобока». По бокам на крыльях у неё два белых пятна. Голова, спина и хвост чёрные, а брюшко белое.
А ещё сороку зовут «лесная болтушка». Где бы она ни появилась, вечно трещит и стрекочет. Плутоватая, шумливая птица. Недаром в деревнях прозвали сороку «воровкой». Она любит таскать блестящие вещи и играть с ними. Вот и приходится хозяйкам оберегать вилки, ложки от зорких сорочьих глаз. Разбойница птица...

(72 слова, из них трехсложных – 17, четырехсложных – 7, пятисложных – 1)

Оцениваются:

1) понимание прочитанного;
2) способ чтения;
3) количество и характер ошибок.

Анализ чтения

Название текста __________________________________

Автор _______________________ Кол-во слов _________

№ п/п

Фамилия,
имя
ученика

Показатели техники чтения

Уровень
техники
чтения

Уровень
понимания
прочитанного

Способ
чтения
Кол-во и
характер
ошибок

Время
чтения

Темп
чтения

               

Предлагаем и другой, более объективный показатель оценки успехов в навыке чтения, достигнутых первоклассниками.
Учитель расчерчивает тетрадь в соответствии с таблицей «Анализ чтения» и постепенно заполняет ее на тех уроках, на которых дети читают. Таким образом набираются самые главные показатели: понимание прочитанного, способ чтения, характер ошибок, если они есть. Время от времени незаметно для учеников учитель фиксирует и скорость чтения. Для этого надо разметить несколько текстов и в разные дни недели прочитать их в классе. Однако известно, что любой опытный учитель и завуч на слух определяют, читает ли их воспитанник ниже предусмотренной программой нормы, по норме или выше нормы.

Оценка понимания лексического значения слов, умения группировать

Задание 2

Прочитай слова. Представь, что или кого они называют. Запиши номер «лишнего» слова.

1. Июнь. 2. Сентябрь. 3. Июль. 4. Август.
1. Телёнок. 2. Ягнёнок. 3. Жеребёнок. 4. Корова.
1. Груша. 2. Слива. 3. Малина. 4. Яблоко.
1. Дятел. 2. Кукушка 3. Воробей. 4. Соловей.

Примечание. Правила диктанта обычные: читается весь текст, читается предложение, которое затем диктуется по два-три слова. Обязательно выдерживается пауза перед диктовкой предлогов и союзов и после их диктовки.

Оценка умений оформлять предложение и различать на слух границы слов

Задание 3*

Запиши предложения под диктовку схемами.

Весна

Вот и весна пришла! Солнышко светит и греет. Звенит капель. Журчат весёлые ручейки. У дома лужи. Из тёплых стран летят птицы. Юра и Ваня делают домики для птиц.

(29 слов)

Оценка дифференциации звуков речи

Задание 4

Запиши слова под диктовку кружками.

ах, ура, дай, сова, метла, грабли, гусиный

Оценка навыка списывания и усвоения фонетических знаний

Задание 5*

Спиши слова. Раздели, где можно, слова на слоги вертикальной чертой.

цифра, Юля, смех, чайка, письмо, клюв, свой

Проставь в них знак ударения.

Подчеркни буквы, обозначающие гласные звуки.

Оценка усвоения фонетических знаний

Задание 6

Спиши слоги. Подчеркни слоги с буквой, обозначающей мягкий согласный звук.

ну, ля, рё, ци, ми, жи, ше, сы

Выполнение заданий 2–6 оценивается в зависимости от количества правильно выполненных заданий или правильно записанных предложений, слов.


* Учитель может использовать любой другой текст похожей сложности.