Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №7/2010

Учимся играя

Елена Сороко ,
учитель школы № 389, г. Москва

Математический конкурс

Конкурс 1. «Представление команды»

Ученики команды представляют капитана, девиз, объясняют название команды и высказывают пожелания другой команде.

Конкурс 2. «Разминка»

Ведущий задает вопросы командам.

Команда «Цифры»

1. Разность каких двух чисел равна нулю? (Одинаковых.)
2. У животного 2 правые ноги, 2 левые ноги, 2 ноги спереди, 2 – позади. Сколько ног у животного? (4 ноги.)
3. Из какой посуды нельзя ничего есть? (Из пустой.)
4. Как сорвать ветку, чтобы не спугнуть птицу, которая на ней сидит? (Надо подождать, когда птица улетит.)
5. Груша тяжелее яблока, а яблоко тяжелее персика. Что тяжелее: груша или персик? (Груша.)

Команда «Знаки»

1. Какие два числа надо сложить, чтобы получить число 1? (0 + 1.)
2. Когда гусь стоит на двух ногах, то весит 4 кг. Сколько будет весить гусь, когда встанет на одну ногу? (Столько же – 4 кг.)
3. За чем пьют чай? (За столом.)
4. На что похожа половина персика? (На другую половину.)
5. Назовите 5 дней недели, не пользуясь указанием чисел месяца и не называя дней недели. (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.)

Конкурс 3. «Кроссворд»

Команды получают одинаковые кроссворды – они должны показать знание математических понятий.

По горизонтали: 2. Знак математического действия. 4. Высказывание, содержащее знак «=». 5. Число, из которого вычитают. 8. Часть прямой, соединяющая две точки.

По вертикали: 1. Запись, состоящая из одной или нескольких цифр. 3. Результат вычитания. 6. Наименьшее двузначное число. 7. Знаки, указывающие на порядок выполнения действий.

Ответы.

По горизонтали: 2. Плюс. 4. Равенство. 5. Уменьшаемое. 8. Отрезок.
По вертикали: 1. Число. 3. Разность. 6. Десять. 7. Скобки.

Группы поддержки в это время отвечают на вопросы устного счета.

Группа поддержки команды «Цифры»

1. На сколько надо увеличить 30, чтобы получить 70? (На 40.)
2. Уменьшаемое – 7 десятков, вычитаемое – 7 единиц. Найдите разность. (70 – 7 = 63.)
3. Увеличьте 67 на 3. (67 + 3 = 70.)
4. Какое число меньше 15 на 7? (15 – 7 = 8.)
5. Какое число надо прибавить к 38, чтобы получить 40? (40 – 38 = 2.)

Группа поддержки команды «Знаки»

1. Назовите число, в котором 4 десятка и 8 единиц. (48.) Уменьшите его на два десятка. (28.)
2. Первое слагаемое – 23, второе – 3. Найдите сумму. (23 + 3 = 26.)
3. Найдите разность 57 и 30. (57 – 30 = 27.)
4. Сумма двух слагаемых равна 90. Первое слагаемое – 40. Чему равно второе слагаемое? (90 – 40 = 50.)
5. Какое число надо увеличить на 2, чтобы получить 26? (26 – 2 = 24.)

Физкультминутка

Услышав слово сто, дети хлопают руками над головой.

У простого сторожа – непросторный дом.
Часто в нем стоножка бродит под столом.
Дорожит стоножка чистотою ног
И столичной ваксой чистит сто сапог.
Вместо двух непросто вычистить все сто.
Сразу столько обуви не носил никто!
У простой стоножки стоит постоять
И у той стоножки опыт перенять!

Конкурс 4. «Разгадай загадку»

К доске выходят по два участника от каждой команды (один – от команды и один – от группы поддержки). Участник от группы поддержки разгадывает загадку, а от команды – находит математический ответ.

Задания для команды «Цифры»

1. Расставьте по порядку фигуры так, чтобы каждое следующее число было на 6 меньше предыдущего.

2. Без крыльев летят, без ног спешат, без паруса плывут. Угадайте, что это? (Облака.)

Задания для команды «Знаки»

1. Расставьте кружки по порядку так, чтобы каждое следующее число было на 7 больше предыдущего.

2. Притаилась у забора и проходу не дает –
Всех кусает без разбора, никого не признает.
Угадайте, что это? (Крапива.)

Пока участники у доски выполняют задание, учитель показывает математический фокус остальным.

У. Загадайте любое число в интервале от 10 до 19. Затем вычтите из задуманного числа сумму его цифр – и я узнаю, столько у вас получилось. Это 9!

Конкурс 5. «Разгадай ребусы»

Каждая команда и группа поддержки получают по три ребуса, в которых есть числа. Разгаданное слово записывается на листе.

Команды: советы, одиннадцать, пятно.

Группы поддержки: семья, столица, осень.

Задания для группы поддержки

1. «Богатыри и разбойники». Замените словесную запись числовой, составьте пример на вычитание.

На доске:

 (40 – 33 = 7.)

2. Найдите число в слове:

подвал стриж

осетрина семья опять

Конкурс 6. «Одинаковые числа»

Расставьте знаки, чтобы получился заданный результат.

18 = 2 2 2 2

65 = 5 5 5 5

(18 = 22 – 2 – 2)

(65 = 55 + 5 + 5)

Конкурс 7. «Капитаны, вперед!»

Посчитайте по-японски.

1 (идти)

6 (року)

2 (ни)

7 (нети)

3 (сан)

8 (хати)

4 (си)

9 (ку)

5 (го)

10 (дзю)

Решите задачи.

Команда «Цифры»

1. Мама купила дзю яблок. Двое ее детей съели по си яблок. Сколько яблок осталось у мамы? (10 – (4 + 4) = 2 (яблока).)
2. Папа Карло заготовил 13 ножек для стульев. Хватит ли этих ножек, чтобы сделать для Буратино, Пьеро и Мальвины по одному стульчику? (Да, и еще останется 1 ножка.)
3. Лестница состоит из 11 ступеней. На какую ступеньку надо встать, чтобы быть на середине лестницы? (На шестую.)

Команда «Знаки»

1. Мама купила дзю яблок. Ее дети Таня и Андрей съели: Таня – ни яблок, а Андрей – сан яблок. Сколько яблок осталось у мамы? Ответ дайте по-японски. (10 – (2 + 3) = 5.)
2. В большой клетке 6 волнистых попугайчиков, а в маленькой – 5. Из большой клетки в маленькую пересадили 1 попугайчика. Поровну ли попугайчиков стало в клетках? (Нет.)
3. Раньше монету в 20 копеек называли двугривенным. А сколько копеек содержит гривенник? (10 копеек.)

В это время капитаны группы поддержки должны нарисовать обеими руками одновременно разные геометрические фигуры.

Подведение итогов.

Статья опубликована при поддержке компании по установке платежных терминалов QIWI. Платежные терминалы настолько прочно вошли в нашу жизнь, что мы, их уже порой просто не замечаем. Зато мы все сразу обращаем внимание, что аппарата по приему платежей нет поблизости, когда нужно срочно пополнить баланс на телефоне или необходимо срочно оплатить ту или иную услугу. Чтобы сделать жизнь своих клиентов, сотрудников или посетителей более удобной и привлечь дополнительные финансовые доходы для развития вашей организации, обратитесь в компанию по установке платежных терминалов в Московской области. Опытные специалисты не только быстро подберут и установят в вашем магазине или торговом центре, учреждении или офисе, кинотеатре или кафе надежное и компактное устройство, которое будет отличаться оригинальным дизайном, длительным сроком службы и огромным набором решаемых задач, но и обеспечат его настройку и сервисное обслуживание. Все подробности можно узнать на сайте по адресу: установка-терминалов-оплаты.рф.