Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №6/2010

Проектная работа

Галина Коробова ,
учитель МОУ СОШ № 10, г. Пенза

Мишка и Мышка

Мы, взрослые, стараемся сделать так, чтобы тяга детей к знаниям пересилила тягу к сомнительным играм. Для этого необходимо организовать учебный процесс таким образом, чтобы подтолкнуть учеников на самостоятельный поиск новой информации. Им на помощь пришел метод проектов, с помощью которого в классе было организовано соревнование с участием детей и родителей, с награждением победителей. Опыт проведенной работы «Невероятные состязания Мишки и Мышки» перед вами. А дети даже не подозревали о том, как это увлекательно!

На стене в классе — объявление.

Внимание! Внимание!

Невероятное событие в нашей школе! Скоро состоится неравный бой между Мышкой и Мишкой. Если вы хотите узнать много нового и интересного, посмотреть на схватку двух титанов, мы ждем вас!
Приходите, не пожалеете!

Ты неравнодушный человек? Тогда помоги своему зверьку победить в этой борьбе! Тебе понадобятся:

– желание,
– дух соперничества,
– хорошее настроение,
– немного свободного времени.

Следующий этап – родительское собрание, на котором учитель просит оказать детям посильную помощь в поиске информации, так как не все учащиеся могут работать в поисковых системах самостоятельно. Акцентируется внимание на том, что родители не должны увлекаться этим процессом и делать работу за своих детей.

Родители получают буклеты с информацией о методе проектов.

Что такое метод проектов

Метод проектов – это модель обучения, которая вовлекает ученика в процесс решения сложных проблем. Проекты для поддержки учебных возможностей могут строиться на различном учебном материале и могут быть разработаны для учеников самого разного возраста. Однако всем проектам свойственны общие черты. Они базируются на таких вопросах, ответы на которые не могут быть получены путем зубрежки. Проекты ставят ученика в активную позицию – человека, который исследует, решает проблемы, принимает решения, изучает, документирует свою деятельность. Проекты служат отдельным значимым целям обучения, они являются не просто добавками и дополнениями к «настоящему» учебному курсу. Требование выполнения образовательных стандартов – такое же обязательное для проектного обучения, как и для обычного урока. Проект – это просто другая форма организации обучения, при которой учитель выступает в роли консультанта и помощника в поиске ресурсов, а учащимся предстоит самостоятельно проводить реальные исследования, искать ответы на реальные жизненные вопросы и представлять конкретные результаты своей работы.

Почему проекты нравятся ученикам?

Для учеников, привыкших к традиционной модели обучения, метод проектов означает переход от исполнения указаний к саморегулируемой учебной деятельности; от запоминания и повторения – к открытиям, объединениям и представлениям; от выслушивания и реагирования – к общению и ответственности; от знания фактов, терминов и содержания – к пониманию процессов; от теории – к применению теории; от зависимости от учителей – к получению самостоятельности.

Теперь вам понятно, почему ученикам нравятся проекты?

Уважаемые родители! Важно, что все мы сможем взаимодействовать во время работы в проекте. Ваш ребенок, возможно, нуждается в дополнительном компьютерном времени, доступе к ресурсам нашего учебного сообщества через Интернет и времени, чтобы работать в группе.

Если вы являетесь работником сферы деятельности, связанной с информацией, помогите своему ребенку, расскажите, как вы работаете с информацией. Ваша поддержка в течение всего проекта может быть очень важна для результатов обучения.

У нас состоялся классный час, на котором была представлена презентация учителя. В начале презентации были выявлены знания детей о таких известных животных, как мышь и медведь. У детей уже есть некоторые сведения (внешние признаки и место обитания). Я предложила рассмотреть вот какую ситуацию. Представьте, что мышка и мишка решили сразиться в бою. Кто из них победит?

Версии учащихся были различны. Кто-то предположил, что медведь сильнее, поэтому он победит, некоторые – что мышка быстрее и проворнее. Класс разделился на две группы самопроизвольно. Тогда я предложила ученикам помочь своему зверю победить в этих соревнованиях. Но так как мы находимся в школе, то и состязания будут проходить по разным предметам: по русскому языку, природоведению, литературному чтению. На все эти соревнования была отведена неделя. Дети разбились на три группы: любители русского языка, природоведения и литературного чтения. В каждой группе были ученики, которые переживали за своего зверька, поэтому искали информацию только о нем. В конечном итоге класс был разделен на шесть групп.

План работы Знатоков русского языка

Сколько значений данных слов вы можете найти в словарях?
Найдите пословицы и поговорки.
Найдите загадки о мышке и мишке.

План работы Знатоков животного мира

  • У кого длиннее хвост?

  • Кого больше на Земле?

  • Кто самый большой обжора?

  • Кто лучший спортсмен?

  • У кого температура тела выше?

  • У кого больше продолжительность жизни?

  • Кто раньше появился на Земле?

  • У кого видов больше?

  • Чье сердце бьется чаще?

  • Кто опаснее для человека?

  • Кто из них самый запасливый?

  • Кто больше похож на человека?

И т.д.

План работы Знатоков литературных произведений

В каких литературных произведениях, мультфильмах, фильмах встречались наши герои? Запишите их названия.
Очень важно, чтобы учащиеся не делились информацией со своими соперниками.
Поэтому консультации с учителем проводились для каждой из шести групп индивидуально. Педагогу нужно вовремя подсказать направление движения.
Каждый день ко мне подходили ученики со счастливыми глазами и делились новой информацией.
Дух соперничества не давал им покоя. Все ждали с нетерпением общих результатов.
Через неделю мы подвели итоги.
На заключительном этапе присутствовали и родители, и дети.
Посмотрите, к каким выводам мы пришли.

Результаты работы Знатоков русского языка

Конкурс загадок

1. Малину любит, любит мед,
Зимою лапу лишь сосет.
К весне он хочет похудеть.
В своей берлоге спит ...

2. Летом по лесу гуляет,
Зимой в берлоге отдыхает.

3. Зимой спит,
Летом ульи ворошит.

4. Кто, позабыв тревоги,
Спит в своей берлоге?

5. Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной,
А когда придет весна,
Просыпается от сна.

6. Летом бродит без дороги
Между сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза пряча нос.

7. Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой, под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой.

8. Вперевалку зверь идет
По малину и по мед.
Любит сладкое он очень,
А когда приходит осень,
Лезет в яму до весны,
Где он спит и видит сны.

9. Косолапый и большой,
Спит в берлоге он зимой,
Любит шишки, любит мед.
Кто же его назовет?

10. Кто в лесу малинку ест?
Кто за медом в улей влез?
Кто сосет в берлоге лапу?
Это косолапый.

11. Косолапый он и бурый,
Если меда нет – понурый.

12. Любит сызмала реветь,
Потому что он ... .

13. Сыт бываю только летом,
В дни, когда малину рву,
А полгода без обедов
И без завтраков живу.

1. Я живу под землей
в темной норке.
Шубка серая,
крошечный рост,
Глазки – черные бусинки, зорки
И веревочкой
тоненький хвост.

2. Меж стеблями
колосьев поспелых
Я опавшие зерна ищу
И в зубах своих
остреньких, белых
Колос срезанный
в норку тащу.

3. Я боюсь
долгоносой вороны,
Желтоглазой совы и хорьков,
Голодаю весною студеной,
Зябну в сырости талых снегов.

4. Хвост длинен,
но сама крошка
И боится очень кошки.

5. Очень любит сыр и крошки.
Это кошка? Нет, не кошка.
Сбила хвостиком яичко.
Это птичка? Нет, не птичка.
Карандаш грызет и книжки.
Догадался? Это ...

6. В подполье, в каморке
Живет она в норке.
Серая малышка –
Кто же это? ...

7. Сидя в норке, грызет корки,
Короткие ножки, боится кошки.

8. Маленькая, серенькая,
а хвостик – как шило.

9. Под полом таится,
Кошки боится.

10. Эта маленькая крошка
Рада даже хлебной крошке,
Потому что дотемна
В норке прячется она.

11. Маленькие зверьки,
Серенькие шубки,
Длинные хвосты,
Черненькие глазки,
Остренькие зубки.

12. Маленький рост,
Длинный хвост,
Серенькая шубка,
Остренькие зубки.

13. Маленький шарик
Под лавкой шарит.

Победил МИШКА!

Значение слов

Медведь – уменьшительное мишка. Крупное хищное млекопитающее с длинной шерстью и толстыми ногами.

(Толковый словарь С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой)

Имя Михаил происходит от древнееврейского имени Микаэль. Известны и другие формы имени: в Англии – Майкл, в арабских странах – Микаил, в Германии – Михель, в Испании – Мигель, во Франции – Мишель. Имя Михаил («Микаэль») переводится с древнееврейского как «подобный Яхве (Богу)». Интересно и то, что талисманом имени Михаил является медведь, то есть мишка.

Уменьшительно-ласкательные имена: Миша, Мишка, Мишутка, Мишуня, Миханя, Мишенька, Мишуля.

Мышь – уменьшительное мышка. Небольшой грызун с острой мордочкой, усиками и длинным хвостом.

(Толковый словарь С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой)

Выражение под мышками или под мышкой означает под плечевым сгибом или прижав плечевой частью руки к боку.

(Толковый словарь С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой)

Мышь, мышка (от англ. mouse) – указательное устройство компьютера, перемещаемое по столу и имеющее 2 или 3 кнопки и иногда еще колесико. Основное устройство для работы в Windows. Изобретена в США.

(Толковый словарь Интернет-сайтов)

Победила МЫШКА!

Пословицы и поговорки

  • В медведе думы много, да вон нейдет.

  • Силен медведь, да в болоте лежит.

  • Не дал Бог медведю волчьей смелости, а волку медвежьей силы!

  • Хозяин в дому – что медведь в бору. Хозяюшка в дому – что оладья в меду.

  • Богатый силен, что медведь.

  • Хозяин в дому – что медведь в бору: что как хочет, так и ворочает.

  • Медведь по корове съедает, да голоден бывает. Курица по зерну клюет, да сыта живет.

  • Неправ медведь, что корову съел. Неправа корова, что в лес зашла.

  • Медведь корове не брат.

  • Тот же медведь, да в другой шерсти.

  • Брови, что медведь, лежат густые.

  • И космато, да не медведь.

  • Бей медведя, не бей медведчика (охотника).

  • Счастлив медведь, что не попался стрелку; и стрелок счастлив, что не попался медведю!

  • Не продавай шкуры, не убив медведя.

  • Где медведь, там и шкура.

  • Волк и медведь не умываючись здоровы живут.

  • Кто видал, чтоб медведь летал: он пеший, как леший!

  • Два медведя в одной берлоге не живут (не уживутся).

  • И медведя бьют, да учат.

  • Дело не медведь – в лес не уйдет.

  • Товар не медведь – всех денег не съест.

  • Медведь на ухо наступил.

  • Не оказывай другу медвежью услугу.

  • Надулся, как мышь на крупу.

  • Был бы хлеб, а мыши будут.

  • Были бы крошки, а мышки будут.

  • Ввалился, как мышь в закром (или в короб; первое означает избыток, второе – ловушку).

  • И мышь в свою норку тащит корку.

  • Богатый в деньгах, как мышь в крупах.

  • Кошка спит, а все мышей видит.

  • Смерть, как мышь, голову отъест!

  • Живем, пока мышь головы не отъела.

  • Все на меня, как на мокрую мышь!

  • Мышке с кошкой внаклад играть.

  • Все по норам, что мыши по щелям.

  • Невеличка мышка, да зубок остер.

  • Худа та мышь, которая одну лазею знает.

  • Он не годится и мышей ловить.

  • Отольются кошке мышкины слезки.

Победил МИШКА!

Результаты работы Знатоков животного мира

Длина тела (победил МИШКА)

Белый медведь. Длина самцов в среднем около 2,2 метра.

Одно из самых мелких млекопитающих на Земле. Длина тела – 12–19 см.

Длина хвоста (победила МЫШКА)

Длина хвоста у обоих полов – от 8 до 13.

Длина хвоста – 9–18 см. Хвост составляет не менее 90% длины тела.

Масса тела (победил МИШКА)

Масса взрослых самцов обычно 360–400 кг, хотя варьируется в пределах от 300 до 800 кг.

Масса – 50–100 г.

Численность (победила МЫШКА)

Приносит потомство в возрасте 4–8 лет, рожает один раз в 2–3 года и имеет в помете 1–3 медвежат; таким образом, в течение жизни приносит не более 10–15 детенышей.

В году 2–4 помета по 3–8 детенышей. За год самка полевки рожает 5–6 раз, в каждом помете бывает от 6 до 12 деток.

Кто больше ест? (победила МЫШКА)

Он способен вместить в себя более 70 кг корма.

Крохотная бурозубка в течение дня съедает пищи в 4,2 раза больше собственного веса.

Лучший спортсмен (победил МИШКА)

Они способны непрерывно пробегать до 15 км. В скорости бега белый медведь уступает своему бурому родственнику.
Во время галопа белый медведь способен развивать скорость до 30 км/час. В воде он развивает скорость до 6,5 км/час, хотя обычно плавает со скоростью 4–5 км/час. Белый медведь хорошо прыгает, учитывая его немалый вес.

Домовые мыши очень подвижные, юркие зверьки; они хорошо бегают (со скоростью до 12–13 км/ч), лазают, прыгают и неплохо плавают. А исследователи из американского Case Western Reserve University вывели самую выносливую мышь. Во время тестов эта мышь пробегала 5–6 км со скоростью 20 м/мин, при этом пробежка могла длиться безостановочно 6 ч.

У кого выше температура тела? (победила МЫШКА)

Нормальная температура – 38–39оС.

Нормальная температура мышевидных грызунов – 40–41оС.

Кто дольше живет? (победил МИШКА)

Продолжительность жизни – до 25–30 лет.

В природе продолжительность жизни мыши обычно не превышает 12–18 мес.
В неволе они, однако, живут 2–3 года.

Кто раньше появился на Земле? (победила МЫШКА)

Первый настоящий медведь Ursus minimus появился примерно 5–6 млн лет назад.

Появление же современных мышей рода Mus, к которым относится и та самая всем столь хорошо знакомая Mus musculus, произошло 7 млн лет назад.

У кого больше видов? (победила МЫШКА)

Семейство объединяет всего 8 современных видов.

Около 300 видов (более 70 родов) относят к этому главному подсемейству – мышей, 400 видов семейства мышиных.

У кого сердце бьется чаще? (победила МЫШКА)

Сердечный ритм – 40–70 ударов в минуту.

У этрусской мыши сердечный ритм составляет 1300 ударов в минуту!

Лучший прыгун (победил МИШКА)

Уссурийский медведь с деревьев 4–6-метровой высоты спрыгивает не задумываясь.

Способна бесстрашно спрыгнуть с 3-метровой высоты.

Кто опаснее для человека? (победила МЫШКА)

Ежегодно от лап и зубов медведей погибают примерно 15 человек.

Рыжая полевка – носитель геморрагической лихорадки с почечным синдромом. В 1997 году зафиксировано 12 000 заболевших и десятки смертей, потому что это вирусная инфекция с поражением почек, и люди либо становятся калеками, либо умирают.

Самый запасливый (победила МЫШКА)

Медведь не ест ничего зимой.

Эксперимент показал, что в свою кладовую под землю пара мышей утащила 4596 желудей и 6 кг семян подсолнечника, общий вес составил 19,7 кг. Это больше, чем они способны съесть за год. Эксперты с удивлением пришли к выводу: эти мыши запасаются провизией не на один год, а предусмотрительно делают запасы на несколько лет.

Вывод: победила МЫШКА!

Дополнительные сведения. Биологи пришли к выводу о том, что у человека и мыши совпадает 75% генов. Благодаря специальному устройству скелета мышь может сложиться и пролезть в щель шириной с карандаш.

Литературные произведения, фильмы, мультфильмы, в которых героями являются мышка и мишка

«Маша и медведь», «Винни-Пух», «Трям! Здравствуйте!», «Теремок», «Колобок», «Краденое солнце», «Вершки и корешки», «Три медведя», «Умка», «Квартет», «Волк и теленок», «Ежик в тумане», «Медведь – липовая нога».

«Грибок-теремок», «Сказка о глупом мышонке», «Приключения кота Леопольда», «Щелкунчик», «Теремок», «Репка», «Курочка Ряба», «Песенка мышонка».

И ещё много других фильмов, мультфильмов, сказок. Результаты превзошли все ожидания.

Итог. По российским и советским произведениям счет 57:21, вместе с иностранными – 76:37.

Итоговый счет: 76:37. Победил МИШКА!

Наступил день подведения итогов. Дети оформили выставку из книг, героями произведений которых стали мышка и мишка. На уроках музыки выучили песни об этих животных, на уроках ИЗО нарисовали их.

После подведения итогов выяснилось, что со счетом 2:3 победила мышка. Но каково же было удивление, когда родители сказали, что тоже решили поучаствовать в этих соревнованиях и организовали чаепитие, на которое они подобрали сладости с изображениями только наших героев! Это были конфеты «Мишки в лесу», «Мишка на Севере», «Умка», «Веселый мишка», «Мишка косолапый», пирожное бисквитное с шоколадной начинкой «Медвежонок Барни», кекс ореховый «Мышиная полянка». Таким образом, нашему медвежонку мы решили присудить еще один балл и решили, что в этом бою победили дружба и наши знания. Главное, что все ушли с праздника с хорошим настроением, девочки с игрушками – мышками, мальчики – с мишками.

А самое замечательное – они приобрели столько знаний самостоятельно, сколько не смог бы рассказать ни один учитель за урок. Вы не поверите, но когда я предложила взять домой и почитать понравившиеся книжки о наших героях, то на нашей выставке не осталось ничего. А дети еще долго ходили и делились со мной все новой и новой информацией. Не верите? Проведите это мероприятие у себя в классе – вы все увидите сами!