Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №6/2010

Я иду на урок

Светлана Бакума ,
учитель МОУ «Поярковская СОШ № 2», с. Поярково, Амурская обл.

Государственный бюджет

Окружающий мир. 3-й класс

Тема. «Государственный бюджет».

Цели. Познакомить учащихся с понятиями «государственный бюджет», «налоги», «доходы и расходы бюджета»; развивать познавательный интерес, речь детей, логическое мышление; воспитывать ответственного, законопослушного гражданина страны.

Учебные материалы. Учебник «Мир вокруг нас» (3 класс, ч. 2) (авт. А.А. Плешаков); ножницы; карточки доходов (Приложение); сумка «Государственный бюджет»; жетоны; интерактивная доска; Толковый словарь иностранных слов, Толковый словарь русского языка; рабочая тетрадь.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Учитель. На прошлом уроке вы изучали тему «Деньги». Давайте проверим, что вы запомнили.

На доске:

1. Прямой обмен одних товаров на другие. 2. Название бумажных денег. 3. Особый товар, который можно обменять на любые другие товары и услуги. 4. Часть денег, которые человек может отложить на будущее, сберечь. 5. ... товара указывает, на какое количество денег его можно обменять. 6. Деньги за труд – это заработная...

Ответы: 1. Бартер. 2. Купюры. 3. Деньги. 4. Сбережения. 5. Цена. 6. Плата.

– Молодцы! Вы тоже сегодня за свой труд будете получать плату в виде вот таких денег (учитель показывает фишки). И первую зарплату получают те, кто правильно ответил на вопросы кроссворда.
Какое слово открылось в нашем кроссворде?

Дети. Слово бюджет.

III. Объявление темы урока

У. Где можно услышать или увидеть это слово?

Д. По телевизору или в газете.

У. Верно. А что обозначает это слово?

Д. Не знаем.

У. Что нужно сделать, чтобы узнать значение слова?

Д. Обратиться к словарю.

У. Верно. А как вы думаете, слово бюджет – русское или пришло из другого языка? Какой словарь мы должны посмотреть?

Д. Словарь иностранных слов.

Тексты слайдов появляются на интерактивной доске.

У. Действительно, это слово пришло к нам из английского языка и обозначает...

Д. (читают слайд 1). «Денежная сумка».

У. Теперь давайте заглянем в Толковый словарь русского языка и посмотрим там значение данного слова.

Д. (читают слайд 2). «План, в котором учитываются денежные доходы и расходы за определенный период времени (месяц, год)».

У. Какое определение более понятно?

Дети отвечают.

– Итак, бюджет – это план доходов и расходов. В экономике принято различать два вида бюджета: государственный и семейный.

Сделайте предположение, с каким из этих бюджетов мы сегодня познакомимся. Почему?

Д. Наверное, с государственным, потому что все наши семьи живут в государстве и зависят от государства.

У. Верно! Тема нашего урока – «Государственный бюджет». На этом уроке мы с вами выясним, что обозначают понятия «доходы и расходы бюджета», для того чтобы на следующем уроке вы смогли эти знания применить уже к теме «Семейный бюджет». Итак, мы выяснили, что бюджет – это...

Д. План доходов и расходов.

У. Чтобы понять, что обозначают понятия «доходы и расходы бюджета», предлагаю вам провести небольшое творческое исследование в ходе игры «Бюджет».

IV. Работа по теме урока

Часть 1. «Доходы бюджета»

У каждого ребенка на парте лежат карточки (см. Приложение). Учитель просит детей прочитать свои роли. Например: «Дима и Света получили зарплату за январь. Александра и Сергей выиграли в лотерею 10 тысяч рублей. Влад – директор кондитерской фабрики. Перед Новым годом он получил большую прибыль от продажи конфет», – и т.д.

У. Обратите внимание на яркую полосу на каждой карточке. Разрежьте карточку ровно по полоске. Сколько частей у вас получилось?

Д. У нас получилось две части.

У. Большую часть оставьте себе, а меньшую принесите мне и положите в сумку. Итак, какую часть вы вернули мне: большую или меньшую?

Д. Меньшую.

У. Давайте представим, что я – это наше государство, сумка (учитель разворачивает ее) – это государственный бюджет. Соответственно, вы – граждане государства, которые получили доходы или прибыль. Кто заметил, как называется та часть вашего дохода, которую вы вернули государству?

Д. Эта часть называется налог.

У. Молодцы! Действительно, большую часть доходов государства составляют налоги с граждан и предприятий. Как вы думаете, налоги платят добровольно, по желанию или по принуждению? Почему?

Д. Наверное, по принуждению. Потому что по желанию возвращать налоги будут не все, и государство денег недополучит.

У. Верно. Налоги – это установленные законом платежи, которые граждане и организации обязаны вносить государству. Подумайте, как можно назвать человека, который платит налоги.

Д. Налогоплательщик.

У. Молодцы! Вы ничего необычного в этом слове не замечаете?

Д. Слово налогоплательщик состоит из двух слов. Это сложное слово.

У. Умницы! Значит, когда вы возвращали налоги, кем вы были?

Д. Налогоплательщиками.

У. Замечательно! Если есть люди, которые платят налоги, то должны быть те, кто проверяет, правильно ли налоги начислены и все ли заплатили налоги. Слышали ли вы, как называют этих людей?

Д. Налоговые инспекторы.

У. Налоговые инспекторы у нас сидят в конце класса и контролируют ваши действия. Господа инспекторы, все ли налогоплательщики сдали налоги?

Замечательно! Закончите мою мысль: доходы государства – это...

Д. Налоги с граждан и предприятий.

У. Спасибо. Итак, налоги поступили в бюджет. (Слайд 4.)

Как вы думаете, что потом происходит с этими деньгами?

Д. Потом их расходуют.

У. Абсолютно верно – теперь нужно деньги, поступившие в бюджет, израсходовать.

Часть вторая нашей игры-исследования – «Расходы бюджета». (Слайд 5.)

У государства, ребята, очень много важных и необходимых расходов. Существуют такие сферы народного хозяйства, которые сами денег не зарабатывают, то есть не производят никаких товаров, а в деньгах очень нуждаются. И государство тоже очень нуждается в этих сферах. Давайте вместе выясним, что это за сферы. (Слайд 6.)
Итак, автомобильный завод. Кто у нас будет директором автомобильного завода? Объясни, нужны тебе деньги из государственного бюджета? Почему?

Д. Нет, не нужны. Я сам выпускаю машины, продаю их. Деньги у меня есть.

Далее по очереди отвечают все дети.

У. Куда государство расходует деньги?

Дети отвечают.

– Откройте тетради на с. 40 и найдите задание 2. Приведите примеры профессий людей, которые получают зарплату из бюджета.

Д. Учителя, воспитатели и т.д. (Если ученик затрудняется, просим помощь класса.)

У. Итак, в государственном бюджете есть определенная сумма (отрезанные части карточек). Давайте определим, как мы ее будем расходовать. Министром образования у нас будет... Министром здравоохранения...

Учитель приглашает детей, выдает им таблички.

– Остальные – Государственная Дума. Какие сферы, на ваш взгляд, должны получить средства раньше других и в каком количестве?

Распределяем средства, и обязательно окажется, что средств не хватило.

– Почему же так получилось, что денег хватило не всем?

Д. Мы не посчитали общую сумму дохода.

У. Подумайте, что произойдет, если это случится в государстве на самом деле?

Д. Люди не получат зарплату, школы, больницы и прочие организации вынуждены будут прекратить свою работу, что в целом ухудшит жизнь граждан государства.

У. Как избежать такой опасности?

Д. Необходимо посчитать средства.

У. Верно. Не зря же говорят: «Денежки счет любят». Поэтому те, кто имеет дело с деньгами, еще до того, как они будут истрачены, должны посчитать, сколько денег поступит в кошелек из различных источников и сколько будет истрачено на разные нужды.
Давайте перераспределим средства между отраслями так, чтобы хватило всем, но особо нуждающиеся сферы получили больше. Итак, сколько средств у нас имеется? Раскладываем их по ..., и остается ... (называет сумму). Отдадим их особо нуждающимся. Кому?
Легко ли было выделить особо нуждающиеся сферы? Почему?

Дети отвечают.

– Спасибо всем за работу! Скажите, сколько средств было в нашем бюджете? Сколько мы израсходовали?

Д. Все.

У. Значит, в нашем бюджете доходы...

Д. Равны расходам.

У. А теперь подведем небольшой итог нашей игры. Скажите, какая ситуация допустима для бюджета страны?

Д. Доходы больше расходов, доходы равны расходам.

У. Итак, деньги получили все сферы. Теперь пора позаботиться о здоровье.

V. Физкультминутка

Физкультминутка проходит под фонограмму песни «Во французской стороне...».

У. Поднимите руки, кому знакома эта песня? О ком она?

Д. О студентах.

VI. Первичное закрепление пройденного материала

У. А ведь я не зря включила вам эту мелодию. Сейчас вы превращаетесь в студентов факультета экономики Амурского государственного университета и готовитесь сдавать экзамен.

Дети отвечают на вопросы билетов.

Билет 1. Что обозначает слово бюджет в переводе с английского языка?
Билет 2. Как называются установленные законом платежи, которые граждане и организации обязаны вносить государству?
Билет 3. Как называют человека, который платит налоги?
Билет 4. Кто контролирует начисление и уплату налогов?
Билет 5. Как называют деньги, которые поступают в бюджет?
Билет 6. Как называют деньги, которые тратят из бюджета?
Билет 7. На какие сферы государство расходует деньги?
Билет 8. Какой бюджет считается лучшим?
Билет 9. Как называется план доходов и расходов?

У. Молодцы, вы все сдали экзамен. Студенты после сдачи экзаменов отправляются на практику. Вам, дорогие мои студенты, повезло больше всех. Вы отправляетесь на практику в Тридевятое царство, потому что там требуется помощь очень опытных экономистов – таких, как вы.

VII. Творческая работа

У. В некотором царстве – Тридевятом государстве жил-был царь. В конце каждого года собирал он Царскую Думу, чтобы выслушать доклад о бюджете царства на следующий год. Царь всегда знал, что бюджет его государства сбалансирован, то есть доходы равны расходам, поэтому сидел и скучал. И вдруг прямо на заседание Царской Думы явился гонец из Тридесятого царства с предложением заключить договор о торговле между царствами на год. Царь даже подпрыгнул от радости. Он быстро прикинул, что доходы царства станут больше. А Царская Дума призадумалась: перераспределить средства или расходовать на что-то новое?
Ваша задача – помочь министрам перераспределить бюджет царства или предложить новую статью расхода поступивших средств.

Класс делится на группы. Каждая группа получает лист формата А3 с таблицей бюджета и работает с ней. По окончании работы каждая группа представляет классу свою версию бюджета Тридевятого царства.

VIII. Итог урока

У. Спасибо всем за работу. А теперь подсчитайте свои доходы.

Выставление оценок за урок.

– Чтобы ваши доходы не пропали, я предлагаю вам вложить их в дело.

Дети сдают жетоны, тянут карточку и получают приз. Например: ручка – открываешь магазин канцтоваров, игрушка-животное – будешь директором зоопарка, расческа – откроешь салон красоты, и т.д.

ПРИЛОЖЕНИЕ

2. Частный предприниматель. Кафе «Амур»

Получил прибыль от проведения праздничных вечеров

3. Директор порта

Получил прибыль от перевозки угля из Поярково в Китай

4. Директор завода сухого обезжиренного молока

Получил прибыль от продажи масла и мороженого

5. Работник банка

Получил зарплату

6. Директор узла электросвязи

Получил прибыль от установки 30 телефонов в селе Поярково в январе

7. Директор гостиницы

Получил доход от проживания большой группы туристов из КНР

8. Начальник почтового отделения

Получил доход от продажи газет, открыток, конвертов

9. Заведующий аптекой

Получил прибыль от продажи лекарств

10. Милиционер

Получил зарплату

11. Частный предприниматель. Парикмахерская

Получил доход от оказания парикмахерских услуг

12. Житель с. Поярково

Выиграл в лотерею 100 тысяч рублей

13. Директор хлебозавода

Получил доход от продажи тортов

14. Врач

Получил зарплату