Тема собрания. «Становление
личности ребенка. Значение общения в развитии
личностных качеств ребенка».
Форма проведения: групповая
консультация психолога с элементами тренинга.
Подготовительная работа:
1) анкетирование детей;
2) анкетирование родителей;
3) рисунки детей «Моя семья» (методика);
4) составление диаграммы школьного дня
ученика;
5) подборка литературы для выставки «Семейное
чтение»;
6) подготовка памятки «Как поддержать
ребенка».
ХОД СОБРАНИЯ
I. Слово учителя
Есть расхожее мнение, что ребенок – это
глина, из которой можно вылепить, что хочешь.
Но этот тезис верен лишь частично, в смысле
податливости ребенка, и то до определенного
возраста. Надо знать многие особенности его
физиологии и психологии, которые теснейшим
образом переплетены, чтобы не повредить грубой
лепкой хрупкий организм. Ведь ломать природу,
поступать вопреки ей исходя из неких общих
принципов обучения и воспитания – значит
наносить непоправимый вред развитию.
Ребенок растет и часто страдает не от того, что не
получается какая-то работа, а от того, что
родители, учителя им недовольны, он не любим, он
отвержен. А с этим малышу жить невыносимо, отсюда
истоки многих нервно-психических расстройств.
Раздражительность, недовольство, упреки
родителей способствуют росту тревожности,
нервности и замкнутости. А для роста ребенку, как
растению, нужны свет и тепло.
Приведу несколько фрагментов из «Науки радости»
учителей Индии:
– Помни, что радость – непобедимая сила,
тогда как уныние и отрицание погубят все, за что
бы ты ни взялся.
– Жизнь, вся жизнь Вселенной, – всегда
утверждение. Строить можно только утверждением.
– Расти в силе каждый день. А для этого научись
действовать, а не ждать, творить, а не собираться
с духом.
Каждый человек заключает в себе сплав
биологических, наследственных, средовых и
социальных факторов. Чем меньше ребенок, тем в
большей степени проявляется его природа. С
взрослением влияние наследственных черт
уменьшается, среда, воспитание могут что-то
затушевать, изменить, привнести новое,
несвойственное природе ребенка.
Среда для ребенка – это его семья, то близкое
окружение, те люди, с которыми он соприкасается.
Сейчас много говорится об организации режима дня
и меньше – о тех внутрисемейных отношениях,
которые влияют на психику. А ведь прежде всего
добрые, спокойные отношения в семье создают
душевное равновесие у самих детей. Такой
эмоциональный фон является самым благоприятным
для формирования личности.
II. Работа психолога
Уважаемые папы и мамы! Перед вами
мини-анкета «Общение детей и родителей в лицах».
Внимательно посмотрите на предлагаемые
мимические выражения лица и ответьте на вопросы:
1. С каким лицом вы чаще всего
обращаетесь к своему ребенку?
2. С каким лицом чаще всего обращается к вам ваш
ребенок?
3. Каким, по вашему мнению, должно быть лицо
вашего ребенка во время общения с вами?
4. Какие лица вы бы исключили при общении в
вашей семье?
Первый шаг к общению уже сделан. Пора
сделать и второй.
Нижеприведенный опрос дает возможность
задуматься, выделить главное, а может быть,
увидеть свои недочеты во взаимоотношениях с
детьми.
Оперативный анкетный опрос «Мир в
вашем доме»
Выберите одно приоритетное качество.
1. Как вы думаете, чего ждет ваш
ребенок от семьи, в которой живет?
а) Хорошей организации быта;
б) радости общения;
в) покоя и защищенности.
2. Что более всего заботит вас в семье?
а) Здоровье детей;
б) хорошая учеба;
в) трудовое участие детей в жизни семьи;
г) настроение детей и причины его изменений.
3. Одинок ли ваш ребенок в семье?
а) Да;
б) нет;
в) не знаю;
г) может быть.
4. Как вы думаете, захочет ли ваш
ребенок, чтобы его будущая семья была похожа на
родительскую?
а) Да;
б) нет;
в) не знаю.
5. Какая из приведенных ниже жизненных
установок является, по вашему мнению, для ребенка
наиболее значимой?
а) Быть материально обеспеченным
человеком;
б) встретить любовь;
в) иметь много друзей;
г) реализовать свои интеллектуальные
возможности.
6. Знаком ли ваш ребенок с теми
моральными и материальными проблемами, которые
существуют в семье?
а) Да;
б) нет;
в) не знаю.
7. Есть ли у вашего ребенка секреты от
семьи?
а) Да;
б) нет;
в) не знаю.
8. Что значит для вашего ребенка вечер
дома?
а) Радость общения;
б) возможность быть самим собой;
в) мучение и пытка.
– Сделали для себя выводы?
Замечательно! Тогда делаем третий шаг – строим
свою семейную крепость.
«Как?» – спросите вы.
Вот несколько советов.
1. Не заискивайте перед детьми.
Иногда мы чересчур озабочены тем, как
доставить удовольствие своему ребенку, – боимся,
что его детство будет не таким счастливым, как
нам хотелось бы. Однако, стараясь угодить своему
чаду любой ценой и расстраиваясь, когда это не
получается, мы излучаем неуверенность, что
всегда воспринимается детьми как признак
слабости. В результате они не чувствуют себя с
вами, «как за каменной стеной». Как ни странно, но
осознание и принятие того факта, что вы не можете
всегда и везде быть защитой для своих детей,
может придать вам больше силы и уверенности, чем
любой аутотренинг.
2. Ограничьте жизнь ребенка разумными
предметами.
Бесконечные спортивные и танцевальные
секции, кружки бывают не так уж и полезны, если
отнимают слишком много времени в ущерб семье.
Постарайтесь понять, чего на самом деле хочет ваш
ребенок, и ограничьтесь одним-двумя его
увлечениями.
3. Семья – на первом месте.
Не ждите субботнего утра, чтобы
предложить своей семье сходить вместе за грибами
или съездить на дачу. Используйте любую
возможность, чтобы пообщаться, узнать, что на
душе у вашего ребенка.
Если вы планируете совместные «вылазки» заранее,
не забудьте предупредить об этом детей, чтобы им
не приходилось делать мучительный выбор между
дачей и просмотром новой видеокассеты у друзей.
4. Станьте «командой поддержки».
Если кто-то из детей читает стишок на
утреннике или играет в футбол за честь школы –
вне зависимости от того, насколько важно это
выступление и насколько вы заняты в этот день, –
будет просто здорово, если вся семья придет его
поддержать. Попробуйте хотя бы раз – и увидите,
как благодарен будет ваш ребенок.
5. Будьте верны друг другу.
Когда вы говорите о своих детях или муже
в их отсутствие, старайтесь сконцентрироваться
на их хороших чертах.
III. Слово учителя
Надеемся, что семейная крепость прочна.
А вот часто можно услышать выражение: «Школа –
второй дом ученика».
Перед вами диаграмма типичного школьного дня
ученика. (Диаграмма составляется по
результатам ответов родителей на вопрос: сколько
времени уходит у вашего ребенка на сон, школу,
друзей, работу по дому, на пребывание в
одиночестве, на все остальное?) Что вам
хочется изменить в этой диаграмме? (Родители
высказываются.) Давайте сразу проанализируем
ваши ответы. Психолог ответит на возникшие
вопросы.
Анкета для родителей
1. Сколько времени в день вы отводите
на общение с ребенком?
2. Известно ли вам от самого ребенка о его
учебных успехах, о школьных друзьях, друзьях вне
школы? Как зовут его соседа по парте?
3. Каковы проблемы, которые есть у вашего
ребенка?
Проводятся анализ анкет, консультация
психолога.
– А вот интересно, что думают ваши
дети по поводу взаимоотношений в вашей семье.
Анкета для детей (заполняется в классе
накануне собрания)
1. Нравится ли тебе рассказывать своим
родителям о прожитом дне?
2. Всегда ли твои родители выслушивают тебя до
конца?
3. С кем ты скорее поделишься своим
секретом – с мамой? папой? другом? подругой?
4. Какие ласковые слова говорят тебе родители и
в каких случаях?
5. Считает ли семья праздником твой день
рождения?
6. Какие праздники в семье ты любишь?
7. Если бы ты был волшебником, что бы ты хотел
изменить в своей семье?
Выводы детей
Хотим, чтобы день рождения был
праздником
Хотим, чтобы отдыхали всей семьей
Хотим, чтобы все в семье уважали друг
друга
Хотим, чтобы хранились традиции семьи
Хотим, чтобы мама и папа говорили с
глазу на глаз с нами
Хотим, чтобы мы обедали и ужинали всей
семьей.
И этот перечень можно продолжать.
IV. Подведение итогов
У. Наше собрание подходит к концу.
А вот ставить точку еще рано. Мы сегодня
рассмотрели только малую толику огромной темы
«Общение с ребенком», а это значит – есть над чем
работать завтра.
Чем проповедь выслушивать,
Мне лучше бы взглянуть,
И лучше проводить меня,
Чем указать мне путь.
Глаза умнее слуха –
Поймут всё без труда,
Слова порой закутаны,
Пример же – никогда.
Тот лучший проповедник,
Кто веру в жизнь провел.
Добро увидеть в действии –
Вот лучшая из школ.
И если всё мне показать,
Я выучу урок.
Понятней мне движенье рук,
Чем быстрый слов поток.
Должно быть, можно верить
И мыслям, и словам,
Но я уж лучше погляжу,
Что делаешь ты сам.
Вдруг я неправильно пойму
Твой правильный совет?
Зато пойму, как ты живешь –
По правде или нет.
Все родители получают памятку «Как
поддержать ребенка».
Памятка
Как поддержать ребенка
1. Опираться на сильные стороны
ребенка.
2. Избегать подчеркивания его промахов.
3. Показывать, что вы удовлетворены ребенком.
4. Уметь и хотеть демонстрировать любовь и
уважение к ребенку.
5. Уметь помочь ребенку разделить большие
задания на более мелкие, с которыми он может
справиться.
6. Проводить больше времени с ребенком.
7. Внести юмор во взаимоотношения с ребенком.
8. Знать обо всех попытках ребенка справиться с
заданием.
9. Уметь взаимодействовать с ребенком.
10. Позволить ребенку самому решать проблемы
там, где это возможно.
11. Избегать дисциплинарных поощрений и
наказаний.
12. Принимать индивидуальность ребенка.
13. Проявлять веру в ребенка, симпатию к нему.
14. Демонстрировать оптимизм.
Помните, что одни фразы и слова
взрослых поддерживают ребенка, а другие –
разрушают его веру в себя.
Общие правила эффективного общения
взрослого и ребенка
Беседуйте с ребенком дружелюбно, в
уважительном тоне
Будьте одновременно тверды и добры
Снизьте контроль
Поддерживайте ребенка
Имейте мужество. Изменение поведения
требует практики и терпения
Демонстрируйте взаимное уважение.
|