Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №5/2010

Учимся играя

Дмитрий Авилов ;
Зийнат Чеусова ,
учитель начальных классов ЦО школа № 654 г. Москвы

Диалоги о буквах

В школьной практике бывают случаи, когда дети плохо запоминают буквы, что объясняется недостатком зрительного восприятия. Столкнувшись с этой проблемой, авторы статьи сочинили «Диалоги о буквах». Новым является то, что стихотворные тексты «Диалогов о буквах» учитывают способность первоклассников ориентироваться в пространстве и на плоскости. В каждом диалоге есть место сказке, что позволяет свободно фантазировать и экспериментировать с буквами и их элементами. В результате происходит трансформация пяти букв – Л, О, Ш, В, Н – в остальные буквы алфавита, что легко воспринимается детьми указанного возраста – ведь у них преобладает наглядно-образное и действенно-образное мышление.
Быстрота и прочность усвоения букв зависят как от общего развития детей, так и от развития наблюдательности, внимания, умения анализировать. Форма подачи данного материала этому способствует. На практике мы еще раз убедились, что в игре дети легко преодолевают трудности. Сопутствующий эмоциональный подъем не отвлекает от учения, а, наоборот, способствует работе ума.

– Смотри, смотри, что у меня получилось! – закричал Кроха.
Я подошел и увидел две дощечки, сложенные домиком на столе.
– Это – эЛь! – гордо сказал Кроха.
И я тут же придумал стишок:

Букву эЛь из двух дощечек
Сделал Кроха-человечек.

– Ой, как здорово! – обрадовался Кроха.
Я улыбнулся и спросил:
– А какие буквы ты еще знаешь?
– Еще? – задумался Кроха. – Еще я знаю О, Ша, Вэ, эН... и всё. Остальные какие-то непослушные.
– Почему непослушные? Посмотри, как все просто! – сказал я. – Вот, например, буковка эЛь.

Палочкой распер едва –
Получилась буква А.

– Кстати, из эЛь можно сделать и другие буквы. Смотри...

Как мушкетер, исполненный отваги,
Надела шляпу эЛь, взглянула свысока.
А мы налево повернули лист бумаги,
И буква эЛь вмиг стала буквой Ка.

– Я понял! Вот здорово!
– Хорошо. Тогда идем дальше...

Чтобы сделать букву У,
Букву эЛь переверну
И крючком налево хвостик
Снизу маленький загну.

Две эЛь поставим вместе рядом.
Вы спросите меня: «Зачем?»
А я отвечу: «Это надо,
Чтоб получилась буква эМ».

– ЭЛь над эЛь вверх ногами –
Буква Ха! Смотрите сами!

– продолжил Кроха.
– Молодец! – сказал я. А теперь смотри, что дальше...

ЭЛь заболела, ее стало жалко –
Мы слева ей подставили палку.
Что получилось? Посмотри!
Было эЛь, а стало И!

– А вот еще одна история...

Если встанет эЛь на лавку
Или встанет на постель,
Выйдет Дэ из буквы эЛь.

Буква Зэ, понятно всем,
Получается из эМ.
На правый бок поставим эМ,
Вышла Зэ – и нет проблем.

– Ну, как же нет проблем? – возразил Кроха. – Углы-то острые!
– Острые? Не нравится? Я тебе скажу так: их надо закруглить.

Жэ, как Ха,
Крест-накрест –
две палочки те же,
И еще одну
посередине держит.

Й краткое, как И, –
эЛь с палочкой,
Только сверху галочка.

– Все, достаточно про эЛь! Какие еще буквы помнишь?
– Букву О.
– Хорошо! Поработаем с О!

В цирке прыгал лев в кольцо,
Так похожее на О...

– Чтоб в кольцо не прыгал лев,
Прибьем дощечку – выйдет эФ,

– тут же нашелся Кроха.
– Кстати, а куда дощечку прибивать будем? – спросил я.
– Сверху вниз, посередине! – последовал ответ Крохи.
– Согласен.

– Даже самый сильный лев
Не сможет прыгнуть в букву эФ,

– добавил Кроха.
– Симпатично! Идем дальше.

В цирке случился
однажды провал:
Лев прыгнул и ...
справа кольцо разорвал,
Но невозможно
прожить без чудес –
Из О получилась буковка эС.

Не послушался нас лев –
Взял и прыгнул в букву эФ,
Повалил на правый бок,
Слева откусил кусок,
Получилась буква Э –
Лев доволен был вполне.

– Так, хватит льву приключений. Какую ты букву еще знаешь?
– Букву Ша, – ответил Кроха.
– Сделаем букву Ша?
– Да!

– Давай поможем человечку:
Три гвоздя вобьем в дощечку
Аккуратно, не спеша, –
Получилась буква Ша.

Следующий мой фокус прост:
К Ша приклеим справа хвост,
Потрудились сообща –
Получилась буква Ща.

А теперь, пока мы в силе,
Половинку Ща отпилим.
Пилим, пилим – и в конце
Получилась буква Цэ.

Цэ поставим вверх ногами –
Выйдет Пэ, судите сами.
Этот фокус тоже прост,
Только уберите хвост.

Сделать Е –
пустячок:
Ша поставим
на правый бочок.

Е – как Ё,
и лишь две точки
Отличают мать от дочки.

– Наигрались с буквой Ша – поиграем с буквой Вэ. Ты не устал?
– Конечно, нет! – ответил Кроха.
– Тогда играем дальше.

Сверху вниз два кольца,
Слева палка просится.
Буква Вэ так пишется,
Просто, словно дышится.

У Вэ укатится, например,
Колечко снизу –
выйдет эР.

Сверху укатится –
тоже не брак,
У нас получится
мягкий знак (Ь).

Добавив справа палочку, мы
Из мягкого знака сделаем Ы.

Кепку надели
на мягкий знак –
Буковка Бэ
получилась так.

От Бэ укатилось кольцо,
как горошина, –
Осталась Гэ,
тоже буква хорошая.

Если Гэ так нарисует растяпа,
Что вместо кепки
получится шляпа,
То Гэ станет Тэ,
и мы скажем растяпе:
«Запомни, дружок, – здесь дело в шляпе».

Очень похож на Бэ
твердый знак (Ъ),
Но кепку...
неправильно носит, чудак.

Буква Я – как эР,
Только наоборот
И палкой своей
Подпирает живот.

– Все, моя фантазия с буквой Вэ иссякла. Больше я из нее ничего сделать не могу. Но ты же знаешь еще одну букву. Давай оставшиеся буквы сделаем из нее. Какую букву ты еще знаешь?
– ЭН! – ответил Кроха. – Сколько всего этих букв?
– Всего 33. Так что нам осталось только три. А одну из них ты уже знаешь:

Посредине между стен
Вставим палку – выйдет

ЭН! – догадался Кроха.

Если правая из стен
упадет,
То мы взамен
вставим обруч –
Выйдет Ю,
Я от счастья запою!

– Ну и последнее...

У эН развалилось внизу полстены...

– Какая – правая или левая? – с интересом спросил Кроха.
– Что – какая?
– Ну, стена – правая или левая?
– У эН? – задумался я, рисуя пальцем в воздухе. – Левая, конечно!

У эН развалилось внизу
полстены,
И в этом, поверьте,
нет нашей вины.
Зато половина стены
на плече,
И буква теперь
называется Че.

– Всё! Буквы все! Но ты должен знать, что каждая буква имеет не только свое название, но и свое место в алфавите:

А

а

Б

бэ

В

вэ

Г

гэ

Д

дэ

Е

е

Ё

ё

Ж

жэ

З

зэ

И

и

Й

и краткое

К

ка

Л

эль

М

эм

Н

эн

О

о

П

пэ

Р

эр

С

эс

Т

тэ

У

у

Ф

эф

X

ха

Ц

цэ

Ч

че

Ш

ша

Щ

ща

Ъ

твердый знак

 

Ы

ы

 

Ь

мягкий знак

 

Э

э

Ю

ю

Я

я