Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №5/2010

Система Эльконина - Давыдова

Светлана Дырина ,
п. Покачи, Тюменская обл.

Проверка орфограмм

Русский язык. 3 класс

Тема. Проверка орфограмм слабых позиций в падежных окончаниях названий предметов и признаков.

ХОД УРОКОВ

I. Организационный момент

II. Орфографическая разминка

Чтение моделей.

Учитель. Какими правилами мы пользуемся для проверки орфограмм?

Загадка

Этот предмет ханты изготавливали в виде рыбок или национальной чашки, которая имеет овальную форму.

На доске:

Загадка

Я порежу все, что просишь,
Только руки береги:
Их могу порезать тоже –
Тут меня уж извини.

На доске:

Загадка

Если я пуста бываю,
Про тебя я забываю,
Но когда несу еду,
Мимо рта я не пройду.

На доске:

У. Сильная позиция

На доске:

– Прочитайте последнюю модель.

Дети. Безударное окончание можно проверить таким же окончанием.

У. Что значит – «таким же окончанием»?

Д. Надо подобрать слово этой же части речи в такой же форме, но с ударным окончанием.

У. Какую работу выполняет окончание?

Д. Указывает грамматическое значение слова.

У. Назовите грамматические значения имен существительных.

Дети отвечают.

III. Формулировка темы и целей урока

У. Сегодня на уроке мы будем говорить о проверке орфограмм слабых позиций в падежных окончаниях названий предметов и признаков.

IV. Повторение алгоритма

У. Как проверить орфограммы слабых позиций в падежных окончаниях? Давайте вспомним алгоритм.

Статья опубликована при поддержке магазина "фаркоп рф". Продажа фаркопов от мировых производителей для иномарок оптом и в розницу, а также установка фаркопов в установочных центрах. Доставка по всем регионам России, доступные цены. Узнать подробную информацию, цены и контакты Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: http://фаркоп.рф.

V. Вводная беседа

У. Мы начали разговор о предметах быта, встречающихся у нас на столах. Но всегда ли они были под рукой у человека? Чем пользовались раньше? Давайте отправимся в заочное путешествие.

VI. Заочное путешествие

У. Как это было в Древнем мире?

  • «“Столик, накройся!” – и в одно мгновение накрыт был столик чистой скатертью, и были на нем тарелка, рядом нож и вилка, и светился большой стакан с красным вином, а мисок с жареным и пареным было так много, что сердце радовалось». Так говорится в сказке братьев Гримм. Скатерть, тарелка, нож, вилка, миски с едой и стакан вина – так выглядел красиво накрытый стол в 1819 году, когда была опубликована эта сказка. Но к этому времени ритуал застолья уже имел долгую историю и пережил много интересных периодов.

  • История культуры застолий, культуры еды, питья и поведения за столом уходит в глубь тысячелетий. В седую старину наши предки сидели у огня, разделывали добычу примитивными орудиями и ели руками. Никаких упоминаний ни о самом столе, ни о правилах поведения. Первые достоверные сведения о культуре застолий исследователи получили, раскрыв тайны древнеегипетских иероглифов. Многое рассказали росписи на вазах и стенах храмов. На праздничных застольях фараонов подавали множество блюд из различных сортов мяса и фрукты. Музыканты развлекали пирующих гостей. В ходу были прекрасная посуда и бокалы, сохранившиеся до сих пор.

  • Совершенно особая культура застолий была у древних греков. Они прославились ею не меньше, чем своими философиями и государственными мужами. Дома в Древней Греции были очень скромно обставлены, но одним из важнейших предметов мелбировки являлось трапезное ложе, возлежа на котором, греки вкушали пищу. Однако правом на столь вольготное возлежание пользовались только мужчины – женщины сидели на стульях. Основное время трапез наступало вечером, завтрак и обед были скудными. Кушанья сервировали на маленьких столиках перед ложами. Миски и чаши для напитков были из глины и стекла. Ложки были редкостью, поэтому суп ели, макая в него кусочек хлеба, а остальную пищу брали руками. Основными продуктами питания были хлеб и выпечка, рыба и овощи. Мясо ели редко. Вся еда обильно сдабривалась острыми приправами. Жажду греки предпочитали утолять вином, разбавленным водой. Пока хозяйка занимала гостей, ее рабыня приносила большой сосуд – амфору.

– Мы с вами в греческом доме.

На доскерисунки, паззлы.

– Перед каждым ставили килик – плоскую чашу для питья.
Вино приносили в большом сосуде – амфоре. Из амфоры вино переливали в кратер – сосуд для смешивания вина с водой.
Перед вами – названия греческой посуды. Есть ли среди них слова, которые имеют одинаковый набор падежных окончаний? Докажите.
Как мы запишем окончания существительных в следующих предложениях?

Вино приносили в амфор... .
В кратер... вино смешивали с водой.

Д. В амфор... – в стенев амфоре. В кратер... – в столе – в кратере.

У. Запишите предложения, выделите безударные окончания, укажите падеж существительных.

Разберем предложение:

– По алгоритму проверьте окончание существительного.

Д. О жизн... – о ржи – о жизни.

У. Мы с вами в избе русского крестьянина.
У русского крестьянина посуда была простая и удобная. Главным материалом служило дерево. Из него делали ложки, миски, черпаки. Варили пищу в глиняных горшках. В них же еду подавали на стол.

На доске – рисунки посуды:  жбан – деревянная кружка с ручкой и крышкой;  черпак (сравнить с хантыйским черпаком).

Загадка

Щука – в воде, а хвост – наружу. (Ковш.)

– Была и другая посуда: ендова (меньше ковша), корец, братина, лукошко, солонка, хлебница, миска.
Назовите слова с одинаковым набором падежных окончаний. Докажите.

Дети отвечают.

– Поставьте слова жбан, черпак, ковш: 1-й вариант – в П.п., 2-й вариант – в Т.п.

Д. О жбан..., о черпак..., о ковш..., о столе – о жбане, о черпаке, о ковше.
Жбан.м, черпак.м, ковш.м – столом – жбаном, черпаком, ковшом.

У. Разберите предложение:

– Объясните написание безударного окончания существительного.

Д. Из дерев... – из стола – из дерева.

У. Совсем другую посуду мы бы с вами встретили, если бы оказались на обеде в королевском дворце. Миски из грубой глины уступили место тарелкам и блюдам из фарфора и стекла. На столе появились позолоченные кубки и вазы.

На доске – рисунки: ваза, кубок, вилка.

Фарфор был привезен в Европу из Китая, где его производство держалось в глубоком секрете. Поэтому он был очень дорогим, и ели из такой посуды только короли, епископы и очень богатые горожане.
В ХVI веке в Европе стало обычным делом пользоваться ножами и ложками. Вилка укоренялась медленно. Она была заимствована у венецианцев, которые пользовались ею, когда ели фрукты, чтобы сок не окрашивал пальцы.
По другой версии, стимулом к использованию вилки послужила мода на большие кружевные воротники. Чтобы не запачкать их за едой, и понадобилась вилка. Было это примерно 150 лет назад.

У. Разберем предложение:

– Объясните написание безударных окончаний существительных.

Д. Вилк...й – стеной – вилкой. Посуд... – стены – посуды.

У. А какую посуду мы можем назвать сейчас?

Чтение отрывка из стихотворения Корнея Ивановича Чуковского «Федорино горе».

– Назовите автора этого стихотворения. Какие виды посуды в нем перечислены?

VII. Самостоятельная работа

Карточка

на расписной ( ) т...релк_
из ( ) маленьк_й ( ) к...стрюл_
(чем?) ( ) овальным ( ) блюд_м
из высокого ( ) ст...кан_

У. Обменяйтесь карточками с соседями по парте. Проверьте работы друг друга.

VIII. Итог урока

У. А из чего изготавливали посуду народы ханты и манси?

Д. Из дерева.

У. Из березы делали ложки, черпаки, солонки. Кто изготавливал посуду?

Д. Мужчины.

У. Что нового, интересного вы узнали на уроке? С какими предметами был связан урок?

Д. С историей, литературой.

У. Повторите алгоритм проверки безударных окончаний существительных.
Молодцы!