Тема. Проверка орфограмм слабых
позиций в падежных окончаниях названий
предметов и признаков.
ХОД УРОКОВ
I. Организационный момент
II. Орфографическая разминка
Чтение моделей.
Учитель. Какими правилами мы
пользуемся для проверки орфограмм?
Загадка
Этот предмет ханты изготавливали в виде
рыбок или национальной чашки, которая имеет
овальную форму.
На доске:
Загадка
Я порежу все, что просишь,
Только руки береги:
Их могу порезать тоже –
Тут меня уж извини.
На доске:
Загадка
Если я пуста бываю,
Про тебя я забываю,
Но когда несу еду,
Мимо рта я не пройду.
На доске:
У. Сильная позиция
На доске:
– Прочитайте последнюю модель.
Дети. Безударное окончание можно
проверить таким же окончанием.
У. Что значит – «таким же
окончанием»?
Д. Надо подобрать слово этой же
части речи в такой же форме, но с ударным
окончанием.
У. Какую работу выполняет
окончание?
Д. Указывает грамматическое
значение слова.
У. Назовите грамматические
значения имен существительных.
Дети отвечают.
III. Формулировка темы и целей урока
У. Сегодня на уроке мы будем
говорить о проверке орфограмм слабых позиций в
падежных окончаниях названий предметов и
признаков.
IV. Повторение алгоритма
У. Как проверить орфограммы
слабых позиций в падежных окончаниях? Давайте
вспомним алгоритм.
Статья опубликована при поддержке магазина "фаркоп рф". Продажа фаркопов от мировых производителей для иномарок оптом и в розницу, а также установка фаркопов в установочных центрах. Доставка по всем регионам России, доступные цены. Узнать подробную информацию, цены и контакты Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: http://фаркоп.рф.
V. Вводная беседа
У. Мы начали разговор о предметах
быта, встречающихся у нас на столах. Но всегда ли
они были под рукой у человека? Чем пользовались
раньше? Давайте отправимся в заочное
путешествие.
VI. Заочное путешествие
У. Как это было в Древнем мире?
«“Столик, накройся!” – и в одно
мгновение накрыт был столик чистой скатертью, и
были на нем тарелка, рядом нож и вилка, и светился
большой стакан с красным вином, а мисок с жареным
и пареным было так много, что сердце радовалось».
Так говорится в сказке братьев Гримм. Скатерть,
тарелка, нож, вилка, миски с едой и стакан вина –
так выглядел красиво накрытый стол в 1819 году,
когда была опубликована эта сказка. Но к этому
времени ритуал застолья уже имел долгую историю
и пережил много интересных периодов.
История культуры застолий, культуры
еды, питья и поведения за столом уходит в глубь
тысячелетий. В седую старину наши предки сидели у
огня, разделывали добычу примитивными орудиями и
ели руками. Никаких упоминаний ни о самом столе,
ни о правилах поведения. Первые достоверные
сведения о культуре застолий исследователи
получили, раскрыв тайны древнеегипетских
иероглифов. Многое рассказали росписи на вазах и
стенах храмов. На праздничных застольях фараонов
подавали множество блюд из различных сортов мяса
и фрукты. Музыканты развлекали пирующих гостей. В
ходу были прекрасная посуда и бокалы,
сохранившиеся до сих пор.
Совершенно особая культура застолий
была у древних греков. Они прославились ею не
меньше, чем своими философиями и
государственными мужами. Дома в Древней Греции
были очень скромно обставлены, но одним из
важнейших предметов мелбировки являлось
трапезное ложе, возлежа на котором, греки вкушали
пищу. Однако правом на столь вольготное
возлежание пользовались только мужчины –
женщины сидели на стульях. Основное время трапез
наступало вечером, завтрак и обед были скудными.
Кушанья сервировали на маленьких столиках перед
ложами. Миски и чаши для напитков были из глины и
стекла. Ложки были редкостью, поэтому суп ели,
макая в него кусочек хлеба, а остальную пищу
брали руками. Основными продуктами питания были
хлеб и выпечка, рыба и овощи. Мясо ели редко. Вся
еда обильно сдабривалась острыми приправами.
Жажду греки предпочитали утолять вином,
разбавленным водой. Пока хозяйка занимала
гостей, ее рабыня приносила большой сосуд –
амфору.
– Мы с вами в греческом доме.
На доске – рисунки, паззлы.
– Перед каждым ставили килик –
плоскую чашу для питья.
Вино приносили в большом сосуде – амфоре. Из
амфоры вино переливали в кратер – сосуд для
смешивания вина с водой.
Перед вами – названия греческой посуды. Есть ли
среди них слова, которые имеют одинаковый набор
падежных окончаний? Докажите.
Как мы запишем окончания существительных в
следующих предложениях?
Вино приносили в амфор... .
В кратер... вино смешивали с водой.
Д. В амфор... – в стене – в
амфоре. В кратер... – в столе – в кратере.
У. Запишите предложения, выделите
безударные окончания, укажите падеж
существительных.
Разберем предложение:
– По алгоритму проверьте окончание
существительного.
Д. О жизн... – о ржи – о жизни.
У. Мы с вами в избе русского
крестьянина.
У русского крестьянина посуда была простая и
удобная. Главным материалом служило дерево. Из
него делали ложки, миски, черпаки. Варили пищу в
глиняных горшках. В них же еду подавали на стол.
На доске – рисунки посуды: • жбан
– деревянная кружка с ручкой и крышкой; • черпак
(сравнить с хантыйским черпаком).
Загадка
Щука – в воде, а хвост – наружу. (Ковш.)
– Была и другая посуда: ендова
(меньше ковша), корец, братина, лукошко, солонка,
хлебница, миска.
Назовите слова с одинаковым набором падежных
окончаний. Докажите.
Дети отвечают.
– Поставьте слова жбан, черпак,
ковш: 1-й вариант – в П.п., 2-й вариант – в Т.п.
Д. О жбан..., о черпак..., о ковш..., о
столе – о жбане, о черпаке, о ковше.
Жбан.м, черпак.м, ковш.м – столом – жбаном,
черпаком, ковшом.
У. Разберите предложение:
– Объясните написание безударного
окончания существительного.
Д. Из дерев... – из стола – из
дерева.
У. Совсем другую посуду мы бы с вами
встретили, если бы оказались на обеде в
королевском дворце. Миски из грубой глины
уступили место тарелкам и блюдам из фарфора и
стекла. На столе появились позолоченные кубки и
вазы.
На доске – рисунки: ваза, кубок,
вилка.
Фарфор был привезен в Европу из Китая,
где его производство держалось в глубоком
секрете. Поэтому он был очень дорогим, и ели из
такой посуды только короли, епископы и очень
богатые горожане.
В ХVI веке в Европе стало обычным делом
пользоваться ножами и ложками. Вилка укоренялась
медленно. Она была заимствована у венецианцев,
которые пользовались ею, когда ели фрукты, чтобы
сок не окрашивал пальцы.
По другой версии, стимулом к использованию вилки
послужила мода на большие кружевные воротники.
Чтобы не запачкать их за едой, и понадобилась
вилка. Было это примерно 150 лет назад.
У. Разберем предложение:
– Объясните написание безударных
окончаний существительных.
Д. Вилк...й – стеной – вилкой.
Посуд... – стены – посуды.
У. А какую посуду мы можем назвать
сейчас?
Чтение отрывка из стихотворения
Корнея Ивановича Чуковского «Федорино горе».
– Назовите автора этого
стихотворения. Какие виды посуды в нем
перечислены?
VII. Самостоятельная работа
Карточка
на расписной ( ) т...релк_
из ( ) маленьк_й ( ) к...стрюл_
(чем?) ( ) овальным ( ) блюд_м
из высокого ( ) ст...кан_ |
У. Обменяйтесь карточками с
соседями по парте. Проверьте работы друг друга.
VIII. Итог урока
У. А из чего изготавливали посуду
народы ханты и манси?
Д. Из дерева.
У. Из березы делали ложки, черпаки,
солонки. Кто изготавливал посуду?
Д. Мужчины.
У. Что нового, интересного вы
узнали на уроке? С какими предметами был связан
урок?
Д. С историей, литературой.
У. Повторите алгоритм проверки
безударных окончаний существительных.
Молодцы!