Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №5/2010

Я иду на урок

Елена Сороко ,
учитель школы № 389, г. Москва

Опора и движение

Окружающий мир. 4 класс

Тема. «Опора тела и движение».

Цели. Ознакомить детей с опорно-двигательным аппаратом; формировать у них представление о здоровом образе жизни; укреплять гигиенические навыки.

Учебные материалы. Учебник «Мир вокруг нас» (3 класс, ч. 1) (авт. А.А. Плешаков); плакаты «Скелет человека», «Скелетные мышцы», «Нарушение осанки»; карточки с индивидуальными разноуровневыми заданиями; рисунки детей; белые халаты.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Сообщение темы урока

Учитель. Чтобы узнать тему урока и проверить, как вы приготовили домашнее задание, надо разгадать кроссворд.

Вопросы. 1. Главный орган системы кровообращения. 2. Всегда во рту, а не проглотишь. 3. Когда сыт, он молчит, когда голоден – урчит. 4. Орган зрения. 5. Органы дыхания человека. 6. Орган, с которого начинается путь пищи в организме.

Ответы

1. Сердце. 2. Язык. 3. Желудок. 4. Глаз. 5. Легкие. 6. Рот.

У. Какое слово получилось в выделенной строчке?

Дети. Скелет.

У. Тема нашего урока: «Опора тела и движение». Мы постараемся ответить на вопросы: что служит опорой для органов человеческого организма, поддерживает форму тела? Благодаря чему человек может двигаться?

III. Знакомство с опорно-двигательным аппаратом

У. Существует ли под мягкими тканями нашего тела твердая основа? Ощупайте части своего тела: голову, грудь, ноги, руки. Что прощупывается под кожей?

Д. Кости.

У. Твердые части тела – это кости, мягкие части – это мышцы.

К нам в гости пришли три доктора. Они хотят рассказать вам об этом подробнее.

Рассказывают ученицы в белых халатах.

Доктор 1. Все кости вместе составляют скелет – каркас нашего тела. Он придает ему форму, служит внутренней опорой, поддержкой для мягких тканей. Кроме того, кости защищают внутренние органы от повреждений. Скреплены кости так, чтобы человек мог двигаться.

Доктор 2. Скелет состоит из нескольких групп костей. Это череп, кости туловища (позвоночник с грудной клеткой), кости рук и кости ног. Череп состоит из наиболее прочных костей. Они защищают самый сложный орган – головной мозг. Кости позвоночника защищают спинной мозг, который находится внутри него.

Доктор 3. Головной мозг – центр управления нашим организмом. По его команде сокращаются и расслабляются мышцы. Мышцы приводят в движение кости, а значит, и наше тело. Поэтому именно от них зависят красота и плавность наших движений, правильная осанка.

У. Действительно, осанка человека зависит от развития скелета и мышц. Не случайно нам помогали врачи, чья специальность – хирург-ортопед. Именно эти специалисты занимаются профилактикой и лечением различных нарушений опорно-двигательного аппарата – того, что дает человеческому телу опору и движение, то есть скелета.
Почему это так важно? Потому, что осанка имеет важное значение не только для внешности, красоты тела, но и для здоровья, так как влияет на расположение и работу внутренних органов. При неправильном положении тела труднее дышать, хуже работают сердце и другие внутренние органы. Послушайте об этом.

Разыгрывается сценка.

Автор. Как-то раз Сережа сидел за столом и делал уроки. Он писал большое упражнение по русскому языку. Тут в комнату вошла мама, посмотрела на мальчика и спросила:
Мама. Ты, сынок, наверное, хочешь вырасти горбатым?
Сережа. Нет. А почему ты так решила?
Мама. Потому что ты сидишь так, что у тебя вполне может вырасти горб.
Сережа. А как же мне надо сидеть?
Мама. Соблюдай правильную осанку! Сиди прямо, слегка наклонив голову вперед. Расстояние между тобой и краем стола должно равняться ширине ладони. Опирайся на спинку стула. Обе ноги поставь на пол ровно. Не закидывай ногу на ногу. И ни в коем случае не горбись.
Сережа. Неужели это так важно?
Мама. Да! Особенно в твоем возрасте. Твои кости сейчас растут. Если ты будешь горбиться, позвоночник будет искривляться, и сформируется неправильная осанка.
Сережа. А позвоночник – это разве кость?
Мама. Не совсем. Это группа костей, состоящая из позвонков.
Сережа. А можно ли исправить осанку?
Мама. Конечно! Специальной лечебной физкультурой, самоконтролем. Но гораздо лучше с самого детства следить за своей осанкой: делать утреннюю зарядку, заниматься спортом, играть в подвижные игры, а делая уроки, правильно сидеть за столом.
Сережа. Я буду внимательно следить за своей осанкой!

У. Ребята, так что же называют правильной осанкой?

Д. Это правильное положение тела при ходьбе, стоянии и сидении.

У. Давайте еще раз вспомним правила посадки за столом.

Работа с плакатом.

  • Сиди прямо, слегка наклонив голову.

  • Расстояние между грудью и столом должно быть равно ширине ладони.

  • Ноги ставь на пол всей ступней.

– Как проверить расстояние от парты до глаз?

Д. Надо поставить руку на локоть, пальцами дотронуться до глаз.

У. Хорошо! Вспомните вашу дорогу в школу. Как еще ученик может испортить осанку?

Д. Когда несет книги в школу.

У. Да, вам действительно приходится приносить в школу много учебных вещей. В чем их удобнее носить?

Д. В ранце.

У. Давайте проверим!

Учитель дает одному ученику в руки пакет с книгами, другому надевает ранец. Затем меняет вещи местами.

– Что удобнее?

Дети отвечают.

– Действительно, в ранце носить учебные вещи удобнее, так как тяжесть равномерно распределяется по всему телу.
Туристы, которым приходится носить очень много вещей, используют рюкзак. Он надевается на спину и снижает нагрузку.
А что нужно делать, когда вы почувствовали усталость, когда, как мы говорим, у вас «затекли мышцы», особенно если вы долго находились в одном положении?

Д. Сделать несколько упражнений, то есть провести физкультминутку.

Учитель проводит физкультминутку.

У. Тихонько сели, соблюдая правила посадки! Конечно, хорошей осанки никогда не будет у того, у кого слабые мышцы. Ведь именно мышцы поддерживают и спину, и плечи, и голову в правильном положении. А что нужно делать, чтобы мышцы были крепкими?

Д. Заниматься физическим трудом, физкультурой и спортом, делать зарядку!

У. Хочешь быть здоровым, сильным,
Молодым, красивым, стройным,
С атлетической фигурой?
Занимайся...

Д. Физкультурой!

У. Что такое атлетическая фигура? Как вы это понимаете?

Д. Это человек, у которого хорошо развиты мышцы.

У. Какие виды спорта помогают развивать мышцы?

Учитель обращается к рисункам, на которых дети изобразили свои любимые виды спорта.

– Кто самый внимательный? Подумайте: какие виды спорта не представлены на выставке?

Д. Плавание, футбол, борьба, тяжелая атлетика, бокс, фигурное катание, баскетбол, волейбол.

IV. Закрепление знаний

У. Спортсмены и много двигающиеся люди обладают хорошей осанкой, имеют хорошо развитые мышцы, а значит, и хорошее здоровье.
Выберите, какие слова подходят для характеристики здорового человека с правильной осанкой. Лишние зачеркните.

На доске: красивый, статный, сильный, стройный, ловкий, крепкий, румяный, подтянутый.

– Молодцы! Какие части речи мы использовали в этом задании? Почему?

Д. Прилагательные, так как они позволяют кого-либо или что-либо описывать.

У. Давайте подведем небольшой итог, прочитаем в учебнике вывод.

Дети читают вывод в учебнике на с. 145.

– Из каких основных частей состоит скелет человека?

Д. Из черепа, костей туловища, костей рук и костей ног.

У. Какое значение для человека имеют мышцы?

Д. Они приводят в движение кости.

У. Что нужно делать для того, чтобы развивать свои мышцы?

Д. Заниматься физкультурой.

V. Первичная проверка знаний

Дети выполняют разноуровневые индивидуальные задания.

Уровень 1

Разгадай кроссворд:

По горизонтали. 2. Часть скелета, внутри которой проходит спинной мозг.

По вертикали. 1. Орган, расположенный внутри черепа. 3. Часть скелета, которая защищает головной мозг.

Ответы

По горизонтали. 2. Позвоночник.

По вертикали. 1. Мозг. 3. Череп.

Уровень 2

Дополни схему. Напиши основные части скелета человека.

Уровень 3

Докажи, что организм – единое целое. Ответ напиши.

VI. Творческая работа в парах

Работа для сильных детей «Пословицы рассыпались». . Кость да жилы – в них вся сила. . Были бы кости, а мясо нарастет. . Здоровье дороже денег. . От лени болеют, а от труда здоровеют. . Крепок телом – богат делом. . Здоров будешь – всего добудешь.

У. Сейчас некоторые из вас получат индивидуальные задания и будут работать в парах. Им нужно собрать пословицы, объяснить их смысл и придумать ситуацию, когда можно применить пословицу. (Пока ребята выполняют задание, учитель рассказывает об истории возникновения спортивных состязаний.) Первые наскальные рисунки с изображением спортивных состязаний относятся к VI веку до нашей эры. Это было очень-очень давно. По этим рисункам можно проследить, как меняется роль физической культуры в жизни людей.
Если в первобытном обществе занятия физкультурой были необходимы для того, чтобы выжить (защититься от хищников, добыть пищу), то уже в более поздние времена, когда больше внимания стали уделять красоте человеческого тела, физкультурой начали заниматься не только потому, что это необходимо для сохранения здоровья и силы, но и потому, что это доставляло удовольствие.

Работавшие в парах ученики читают пословицы и объясняют их смысл.

VII. Итог урока

У. Что вы изучали на уроке? Что вам особенно запомнилось? Какие выводы вы для себя сделали?
Прочитайте статью в учебнике (с. 141–145), ответьте на вопросы.

Дети получают задание трех уровней сложности.

Уровень 1. Сделать аппликацию в альбоме «Мир вокруг нас».

Уровень 2. Ответить на вопросы рубрики «Подумай!» (с. 144).

Уровень 3. Придумать сказку или рассказ, который заканчивался бы пословицей.

Статья опубликована при поддержке компании Angelshin, предлагающей полный комплекс услуг полноценного шиномонтажа непосредственно на месте стоянки автомобиля. Мобильный шиномонтаж – это выездные шинмонтажные работы всех видов: смена колес различного профиля и радиуса, правка дисков, балансировка колес, ремонт проколов и боковых порезов шин методом горячей вулканизации, снятие секреток с колес, а также сезонное "переобувание" машины с зимней резины на летнюю и наоборот. Мобильные бригады высококлассных специалистов, работающие в круглосуточном режиме и оснащенные современным оборудованием и инструментами для проведения шинмонтажных работ любой сложности, готовы быстро доехать в указанное Вами место и устранить проблемы, возникшие с колесами Вашего автомобиля. На сайте angelshin.ru вы можете ознакомиться с прайс-листом на услуги компании, а также узнать телефонный номер, позвонив по которому в любое время суток, можно вызвать скорую и качественную шиномонтажную помощь.