Тема. «Мы любим сказки Андерсена».
Цели. Обобщить знания детей по
сказкам Х.К.Андерсена; воспитывать доброту и
искренность, смелость и трудолюбие; развивать
речь учащихся, память, внимание, интерес к
литературному чтению.
Учебные материалы. Географическая
карта Дании; портрет писателя; иллюстрации к
сказкам Х.К.Андерсена; выставки книг, рисунков,
поделок.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Сообщение темы урока
Учитель. Наверное, не найдется ни
одного человека, кто не слышал бы имени короля
сказок (именно так называют Ханса Кристиана
Андерсена), кто хотя бы один раз на некоторое
волшебное и незабываемое время не стал подданным
его королевства. Кажется, что Андерсен был
всегда, так же как и его герои – Герда и Гадкий
утенок, Свинопас и Русалочка, Дюймовочка и
Стойкий оловянный солдатик. А между тем даже у
королей и волшебников есть свой собственный день
рождения. Вот и Ханс Кристиан Андерсен появился
на свет 2 апреля 1805 года.
И сегодня мы собрались все вместе, чтобы
поздравить великого сказочника с днем рождения и
в который раз встретиться с любимыми героями его
произведений.
III. Знакомство с биографией писателя
Рассказывают учитель или заранее
подготовленные ученики:
Андерсен родился в небольшой стране Дании.
«Старым лебединым гнездом» называл ее великий
сказочник. Из 500 островов Дании выделяется
длинный, похожий на вытянутую кошачью лапку,
остров Фюн. На острове Фюн, в одной из котловин
среди низких холмов, лежит старинный город
Оденсе. Именно здесь 2 апреля 1805 года в семье
башмачника и прачки родился Ханс Кристиан
Андерсен.
Андерсен вырос в бедности. Единственной
гордостью его семьи были необыкновенная чистота
в доме, ящик с землей, где густо разрастался лук, и
несколько вазонов на окнах, в которых цвели
тюльпаны. А на стене небольшой комнаты висела
полочка с книгами, которые так любил отец
будущего сказочника. Видимо, эту любовь он сумел
передать сыну – фантазеру и выдумщику.
Первые сказки мальчик услышал именно от отца, а
еще от старух из соседней богадельни. Мальчик
переделывал услышанные истории по-своему,
украшая и расцвечивая яркими красками, и в новом
виде рассказывал их старушкам уже от себя. А
старушки ахали и охали от изумления и шептались
между собой, что маленький Ханс слишком умен,
чтобы долго задержаться на свете.
В Оденсе был свой театр. Однажды отец сводил сына
туда на пьесу с романтическим названием
«Дунайская дева». Маленький Ханс был ошеломлен
этим спектаклем и с тех пор стал ярым театралом
на всю жизнь.
Но на театр не было денег. Тогда мальчик
познакомился с расклейщиком афиш, стал помогать
ему, а за это в подарок стал ежедневно получать по
афише.
Так у будущего сказочника появилась забава: сидя
в своей каморке, он прочитывал название
спектакля и тут же придумывал свою захватывающую
пьесу.
Так создавался тайный репертуар детского
воображаемого театра, где мальчик был автором и
актером, художником и музыкантом, осветителем и
певцом. Это были его первые, пока еще
неосознанные шаги к творчеству.
Мальчик мечтал о сцене. Когда Андерсену
исполнилось 14 лет, умер его отец. Отпросившись у
матери, на жалкие сбереженные гроши он уехал из
Оденсе в столицу Дании Копенгаген, мечтая о
карьере танцовщика или певца. Но долговязого и
неуклюжего подростка не приняли в Королевский
театр даже учеником актера. Хорошо, что Андерсену
попались добрые и мудрые люди. Они уговорили его
учиться.
Андерсен был единственным ребенком в семье и,
несмотря на бедность, жил вольно и беззаботно.
Его никогда не наказывали. Он занимался только
тем, чем хотел. Именно это обстоятельство
помешало ему вовремя научиться грамоте. И вот в 17
лет он сел за парту. Учение давалось непросто, но
упорство и трудолюбие помогли Андерсену
окончить гимназию и поступить в университет.
Все это время он не переставал писать: писал
трагедии и комедии для театра, толстые романы и
стихи, путевые очерки. «Как горец вырубает
ступеньки в гранитной скале,– говорил о себе
Андерсен на склоне лет, – так я медленно и тяжело
завоевывал свое место в литературе». Только к 30
годам, когда наконец вышли его «Сказки», пришли к
нему известность и слава. И Андерсен понял, что
настоящее его призвание – быть сказочником.
IV. Викторина «Встречаем сказочных
героев»
У. У нас в гостях сегодня герои
сказок Андерсена. Поприветствуем их!
Входят Кай и Герда.
Герда. Ребята, в какой сказке герой
ослеп, не потеряв зрения?
Дети. В сказке «Снежная королева».
Кай. Я рад, что вы узнали меня. Мы
прибыли издалека, чтобы поблагодарить вас за то,
что вы любите читать произведения нашего
Великого сказочника.
Все сказки и истории Андерсена хороши и
замечательны. Но вы сами понимаете, что, как
истинные патриоты, мы с Гердой считаем лучшей из
сказок, написанных Мастером, сказку «Снежная
королева». Знаете ли вы ее так же хорошо, как и мы,
ее герои? Определить это нам поможет викторина,
которая называется «Приключения Герды». Вам
предстоит выбрать правильный ответ.
1.
Какой волшебный предмет смастерил злой тролль? (Зеркало,
ножницы, фонарик.)
2. Что попало Каю в глаз? (Соринка, осколок,
пылинка.)
3. Куда обещал Кай посадить Снежную королеву? (В
огонь, на печь, на плиту.)
4. Где у старухи-волшебницы остались розы, которые
напомнили Герде о Кае? (На картине, шляпе,
клумбе.)
5. От кого Герда узнала, что Кай у Снежной
королевы? (От скворцов, лебедей, голубей.)
6. Кто помогал Герде во дворце принца и принцессы?
(Белки, кошки, вороны.)
7. Какое оружие было у Маленькой разбойницы? (Лук,
нож, меч.)
8. Что принадлежало Маленькой разбойнице? (Гардероб,
зверинец, волшебное зеркало.)
9. Какую вещь Герды оставила себе Маленькая
разбойница? (Муфту, брошь, шапку.)
10. Что послужило письмом для старой лапландки? (Бумага,
рыба, ткань.)
11. Какое слово складывал Кай из льдинок? (Гордость,
вечность, любовь.)
12. Кто спел Герде песню о том, что поцелуй девушки
дороже золота? (Соловьи, трубадур, одуванчик.)
Кай. Мы рады, что ребята внимательно
читают сказки. Вы смогли точно ответить на все
вопросы. Теперь мы с Гердой можем спокойно
отправиться в свой домик к любимым розовым
кустам.
У.«Никто на свете не знает столько
сказок, сколько знает их он. Вот мастер-то
рассказывать! Является этот герой вечером, когда
дети спокойно сидят за своим столом или на своих
скамеечках. В шелковом кафтане, отливающем то
голубым, то зеленым, то красным, и одних чулках он
тихо-тихо подымается и слегка прыскает детям в
глаза сладким молоком. Тогда веки у детей
начинают слипаться. Он хочет, чтобы дети
угомонились, а для этого их нужно непременно
уложить в постель. Вот он и уложил их, а потом уж
начинает рассказывать сказки!»
Кто уже догадался, что за сказочный герой пришел
к нам на встречу?
Д. Оле-Лукойе!
Оле-Лукойе. Действительно, это я. У
меня тоже есть вопросы к ребятам. Ответьте на них.
Сколько сказок я рассказал одному маленькому
мальчику?
Д. Семь.
Оле-Лукойе. Как звали этого
маленького мальчика?
Д. Яльмар.
Оле-Лукойе. Кем был я, Оле-Лукойе,
в представлении древних греков и римлян?
Д. Богом сновидений.
Оле-Лукойе. В какой сказке вы
захотели бы побывать и почему?
Дети отвечают.
У.
В 1835 году вышла небольшая книжка Андерсена
«Сказки». Одна из первых сказок в сборнике
начиналась так: «Шел солдат по дороге: раз-два!
Раз-два! Ранец за спиной...» О какой сказке идет
речь?
Д. Это сказка «Огниво».
У. Встречайте! У нас в гостях главный
герой сказки Андерсена «Огниво» – бравый солдат!
Под звуки марша входит Солдат.
Солдат. За свою жизнь много я дорог
исходил, раз-два! Много пар сапог износил, раз-два!
Во многих странах побывал! И уж поверьте – везде
сказки датского сказочника знают и любят.
Вспомнили вы мою сказку, давайте и другие сказки
Андерсена вспомним и назовем. Приготовились? Ну,
так я начинаю!
Кто и в какой сказке был «важный и богатый, шуба
на нем была бархатная и очень красивая»?
Д. Крот в сказке «Дюймовочка».
Солдат. Кто они и из какой сказки:
Толстяк, Лакомка, Долговязый, Златоперст,
Петрушка-бездельник?
Д. Пальцы из сказки «Штопальная
игла».
Солдат. У кого и в какой сказке была
«юбочка из тонкого батиста, на плече – голубой
шарф и на груди – блестящая брошка»?
Д. У танцовщицы из сказки «Стойкий
оловянный солдатик».
Солдат. Кто вместе с Ученым оживал
только с наступлением темноты?
Д. Тень.
Солдат. Чье золотое сердечко было
окружено сиянием белых лучей-лепестков? По имени
этой героини названа сказка.
Д. Это Ромашка.
Солдат. В какой сказке жил
«обер-унтер-генерал-командир-сержант-КОЗЛОНОГ?»
Д. В сказке «Пастушка и трубочист».
Солдат. В какой сказке уодной сестры
было одиннадцать братьев?
Д. В сказке «Дикие лебеди».
Солдат. В какой сказке принцесса
стояла на крыше, дожидаясь жениха, и до сих пор
ждет его?
Д. В сказке «Сундук-самолет».
Солдат. Из какой сказки слова: «Ах,
мой милый Августин, все прошло, все!»?
Д. Из сказки «Свинопас».
Солдат. В какой сказке старые лебеди
склонили головы перед молодым?
Д. В сказке «Гадкий утенок».
Солдат. Героине какой сказки
Х.К.Андерсена благодарные датчане поставили
памятник?
Д. Русалочке из одноименной сказки.
Солдат. Молодцы, ребята! Вы
действительно доказали, что знаете и любите
сказки Андерсена. Я надеюсь, что мы еще не раз
встретимся с вами на страницах его книг.
У.
Однажды Андерсен сказал: «Сказки и истории...
скрываются в мыслях, подобно семени, которому
нужен только свежий ветерок, солнечный луч, капля
росы, чтобы произрасти, и они становятся
цветами».
Более 170 сказок и историй написал Андерсен. Какие
из них посвящены цветам? Какой цветок был его
любимым?
Перед вами иллюстрации к некоторым сказкам.
Пусть они помогут вам вспомнить произведения и
пересказать эпизоды, описывающие цветы.
Дети отвечают, используя иллюстрации
ксказкам: «Подснежник», «Дюймовочка», «Цветы
маленькой Иды», «Улитка и розовый куст», «Снежная
королева», «Свинопас», и определяют, что любым
цветком писателя была роза.
V. Итог урока
У. «Нелегко жить после смерти. Иногда
на это надо потратить всю жизнь», – справедливо
сказал как-то польский писатель Ежи Лец.
Чему же посвятил свою жизнь Ханс Кристиан
Андерсен?
Почему его имя и его сказки живут до сих пор и
волнуют сердца людей?
Д. Сказки Андерсена рассказывают о
самоотверженной любви и верности, оторжестве
добра над злом.
В своих сказках он учит любить Родину и свой
народ.Великий писатель в своих сказках защищает
человеческое достоинство маленьких, но храбрых и
самоотверженных людей.
У. Андерсен подарил миру лучшие
сказки иистории, в которых воспевал Любовь,
Добро, иСправедливость, поэтому произведения
датского писателя живут после его смерти.
Илл. с сайтов www.hobbitania.ru,
www.pereskazhi.com