|
|
Жанна
Лукьянова
,
|
Памятка родителям, чьи дети выполняют проект«Что такое проект?»Основатель метода проектов –
американский педагог У.Х. Килпатрик (1872–1965). По
его мнению, использование метода проекта не
только подготавливает ребенка к деятельности
его по окончании школы, но и помогает ему
организовать жизнь в настоящем. Проект
предполагает «энергичную, от всего сердца
деятельность». Итак, метод проектов предполагает:
Метод проектов помогает научить детей ориентироваться в мире информации, добывать ее самостоятельно, усваивать в виде знания, рационально подходить к процессу познания, т.е. учит учиться. Важно!Уважаемые родители! Ваш ребенок
приступает к выполнению проекта. Проявите
заинтересованность. Постарайтесь создать
радостную атмосферу сотворчества. Узнайте у
ребенка, что это за проект, для кого он
предназначен, чт? в результате ребенок должен
получить. |
Часовых дел мастера
Работа осуществлялась второклассниками (во второй четверти) на уроках математики, трудового обучения, изобразительного искусства.
На первом этапе учитель на уроке математики знакомит детей с понятием времени и единицами его измерения и предлагает вспомнить, каким прибором измеряют время и почему стрелка в часах движется. Ребята вспоминают, какие часы они встречали в жизни, и выдвигают предположения, что заставляет двигаться стрелку и как работают часы, в которых нет стрелки. Далее учитель подводит детей к идее создания моделей часов, при этом решается вопрос: для кого эти модели будут предназначены?
На втором этапе уточняется тема проекта «Часовых дел мастера».
Главная цель определяется как изготовление моделей часов на основе индивидуальных проектов, которые могли бы использовать ребята из детского сада – будущие первоклассники – для тренировочных занятий и игр.
Среди комплекса задач, реализуемых при работе над данным проектом, приоритетными для учителя являются следующие: познакомить детей с часами как прибором счета времени, их устройством; стимулировать познавательный интерес обучающихся к разнообразию видов часов; формировать понятийное мышление у младших школьников; совершенствовать детские учебные взаимодействия.
Из задач, предложенных ребятами в качестве основных, признаны такие, как научиться пользоваться научно-популярной литературой, готовить сообщения по определенному вопросу, развивать воображение.
После коллективного обмена мнениями принимается план работы. Сначала в микрогруппах ученики готовят сообщения о различных видах часов, систематизируют, оформляют материал для стендов и устных сообщений. Затем члены каждой группы решают, на какую тему они будут делать модель часов (времена года, режим дня, цвета радуги, герои сказок и т.д.), из какого материала, рисуют эскизы. После этого каждый самостоятельно представляет свой проект. Критериями оценки качества модели являются аккуратность, универсальность и оригинальность.
Далее работа выполняется в соответствии с составленным планом, каждый работает в своем темпе, при необходимости советуется с одноклассниками и учителем; часть работы можно выполнять дома.
Следующий этап – оценивание: отмечаются лучшие модели, оригинальные находки в оформлении, в использовании данной модели (часы – коробочка для кубиков, часы-загадки, часы-сказка с использованием часового механизма и др.). На этом этапе микрогруппы готовят общую презентацию своих моделей.
Последний этап – презентация результатов своего труда. Она проходит в виде путешествия «По реке времени», на которое приглашаются гости – воспитанники детского сада № 31, воспитатели, родители, друзья, учителя. Все изготовленные модели часов проектанты дарят ребятам из детского сада.
К проекту составлен методический паспорт:
Методический паспорт проекта «Часовых дел мастера»
Предмет: математика, трудовое обучение.
Класс: 2-й.
Тип проекта: исследовательско-творческий.
Планируемый результат: модели часов для дидактических игр.
Цель: развитие познавательных и творческих способностей детей в процессе создания моделей часов.
Задачи
1. Развивать способности к поисковой деятельности:
определению задач исходя из поставленной проблемы;
планированию этапов своих действий в соответствии с поставленными задачами;
выбору материала и способу действия;
умению аргументировать свой выбор.
2. Продолжать учить детей использовать ранее полученные знания при решении познавательных и практических задач: свободно пользоваться иллюстративно-печатным и дидактическим материалом при реализации поставленных задач.
3. Совершенствовать уровень накопленных практических навыков.
4. Развивать художественный вкус при оформлении моделей часов.
5. Совершенствовать стиль партнерских отношений.
Этапы работы
Первый этап. Младшие школьники знакомятся с различными видами часов (солнечные, песочные, водяные, механические, электронные), их устройством, учатся определять время по часам, совместно с учителем приходят к решению создания моделей часов, которыми могут пользоваться ребята подготовительной группы.
Для изготовления часов необходимо ответить на следующие вопросы:
Что такое время?
Зачем человеку необходимо определять время?
Как его можно измерить?
Что такое часы?
Как устроены механические часы?
Что такое модель часов?
Какие могут быть модели часов?
Второй этап. Определяются направления поиска ответов на поставленные вопросы, класс делится на группы, распределяется работа между группами, определяются сроки.
Третий этап. Дети находят научно-популярную литературу, собирают, систематизируют материал, оформляют его для стендов, устных сообщений. Для активизации работы можно провести викторины, конкурсы, в процессе которых ребята будут выполнять различные задания, отгадывать и придумывать загадки, кроссворды и т.д., тем самым систематизируя и обобщая полученные знания.
Четвертый этап. Члены каждой группы решают, какие часы они будут делать (материал, форма, внешний вид), рисуют эскизы, обсуждают, что можно изобразить на циферблате для развития детей подготовительной группы детского сада:
героев сказок;
времена года;
режим дня;
фрукты, овощи;
основные цвета радуги;
народные праздники;
животных нашего края и т.д.
Пятый этап. Презентация результатов творчества, на которую приглашаются гости – воспитатели детского сада и их воспитанники, родители, друзья, учителя.
Презентация проекта «Часовых дел мастера»
Звучат фанфары.
Ведущий. Дорогие друзья! Я рада
приветствовать вас в этом зале. Сегодня мы
поговорим о времени, совершим небольшое
путешествие в мир часов. В путешествие мы возьмем
гостей: наших друзей – воспитанников детского
сада «Фиалка» и их воспитательницу Екатерину
Владимировну, педагогов нашего города и
родителей учеников 2-го «Б» класса.
Итак, я объявляю начало презентации «Часовых дел
мастера»!
Звучат фанфары.
– Часы. Как много они значат в нашей
жизни! Трудно представить, что когда-то у
человека часов вообще не было. Древние люди
просыпались, когда солнце всходило. Их будили на
рассвете голоса птиц. Прошли века, и человек
заметил, что можно узнавать время по солнцу. Люди
изобрели солнечные часы.
Я объявляю первую номинацию – «Времена года».
Ребята из первой группы рассказывают о своей работе, дарят часы воспитанникам детского сада.
Ученик.
Время мчится незаметно –
Второклассник я теперь.
Нравится искать ответы
И решать проблемы мне.
Как писать красиво буквы?
Как все мерки сосчитать?
Как раскрасить счастьем утро?
Как свой ум не растерять?
Сто вопросов – сто ответов
Созревают каждый час.
Я живу на свете белом,
Я большой уже сейчас.
Ведущий. Мы продолжаем путешествие.
Солнечные часы действовали только в солнечную
погоду. Тогда люди изобрели песочные часы. Песок
пересыпался из верхнего сосуда в нижний. Иногда
песок заменяли водой. Вот откуда пошло выражение:
Много воды утекло.
Итак, вторая номинация – «Радуга-дуга».
Ребята рассказывают о своей работе, дарят часы воспитанникам детского сада.
– Для всех звучат веселые частушки:
Припев:
Тик-так, ходики,
Пролетают годики.
Мы частушки вам споем,
Как мы время бережем.В понедельник я проснулся,
А во вторник я зевнул,
В среду сладко потянулся,
А в четверг опять заснул.
Вот лентяй, так уж лентяй!
Эй! Храпеть домой давай!
Просыпайся и ступай
И ребятам не мешай.Припев.
Петя в школу опоздал,
Он на поле мяч гонял:
За часами не следил,
Все уроки пропустил.
Ах, минута, ах, минута –
Это много или нет?
За минуту очень ловко
Можно скушать пять конфет.Припев.
Свои книжки и тетрадки
Всегда на место Макс кладет.
Ведь известно всем на свете –
Порядок время бережет.
Успеваем мы немало,
Только б времени хватало!
Тот, кто бережет минутки,
Много сделает за сутки.Припев:
Тик-так, ходики,
Пролетают годики.
Хочешь с временем дружить,
Научись им дорожить.
Ведущий. Наше путешествие в мир часов
продолжается. В ХVIII веке появились механические
часы. В них использовалось гениальное
изобретение человека – колесо. Некоторые часы
делались с боем. Отсюда пошло выражение битый
час, т.е. «прошел целый час».
А у нас следующая номинация – «В гостях
у сказки».
Ребята рассказывают о своей работе, дарят часы воспитанникам детского сада. Ученик читает стихотворение о часах.
Главные часы нашей страны находятся в
Москве. Это Кремлевские куранты. Ежечасно
торжественно и величаво раздается бой курантов
на Спасской башне Кремля. А 31 декабря в 12 часов
ночи бой курантов извещает нас о том, что
наступил Новый год.
Сегодня часы – наши верные спутники.
Представьте, что все они вдруг остановились.
Непонятно, как бы мы стали жить, ходить на работу?
Время не отдыхает, не стоит на месте, не ждет
никого. Поэтому так легко его потерять, а найти
трудно. Необходимо беречь каждую минуту – ведь
за нее так много можно сделать.
Ученики представляют свои работы по номинациям «Делу – время, потехе – час», «Народные традиции». Танцевальная группа исполняет танец «Старинные часы», дети поют песню «Пять минут».
Ведущий. Наша презентация заканчивается. Но часы идут, и жизнь продолжается. В детстве и юности она кажется бесконечной, и многие откладывают свои дела «на потом». И однажды обнаруживают, что жизнь прошла, а ничего не сделано. Поэтому цените время и берегите его.
Литература
1. Бычков А.В. Метод проектов в
современной школе. – М., 2000.
2. Гоппе Н.Н. О переходе к проектной
технологии. – Педагогическое обозрение. – 2000.
– № 4.
3. Дьюи Дж. Демократия и образование. – М.,
2000.
4. История педагогики: Учеб. пособие для
студентов пед. институтов / Под ред. М.А. Шабаевой.
– М.: Просвещение, 1981.
5. История педагогики и образования: Учеб.
пособие для пед. учеб. заведений / Под ред. акад.
РАО А.И. Пискунова. – 2-е изд. – М.: ТЦ Сфера, 2001.
6. Килпатрик В.Х. Метод проектов. Применение
целевой установки в пед. процессе: Пер. с англ.
Е.Н. Янжуя. – Л., 1925.
7. Киселева Л.С. Проектный метод в
деятельности дошкольного учреждения. – М.: АРКТИ,
2005.
8. Левитес Д.Г. Практика обучения:
современные образовательные технологии. –
Воронеж, 1998.
9. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в
образовательном учреждении: Пособие для
учителей и студентов пед. вузов. – 2-е изд. – М.:
АРКТИ, 2005.
10. Сергеев И.С. Как организовать проектную
деятельность учащихся: Практ. пособие для
работников общеобразовательных учреждений. – М.:
АРКТИ, 2004.
11. Философы двадцатого века. – Книга первая. –
2-е изд. – М.: Искусство 21 века, 2004.
12. Цукерман Г.А. Виды общения в
обучении. – Томск, 1993.
13. Шацкий С.Г. Избранные пед. сочинения:
В 2-х т. – Т. 2 / Под ред. Н.П. Кузина. – М.:
Педагогика, 1980.